Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 09:24, курсовая работа
Проблема обучения и становления личности младших школьников с отклонением в умственном развитии приобретает особое значение в коррекционной психологии. Как отмечается в исследованиях Н. П. Долгобородовой, Т.А. Власовой, М.С. Певзнера и других, эти дети при обучении и воспитании требует специального подхода. Круг важнейших вопросов, подлежащих выяснению, может быть ограничен определением актуального уровня развития, потенциальных возможностей учащихся к приобретению знаний, специфичностью их познавательной сферы.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения игровых
методов обучения младших школьников с умственной отсталостью 8
1.1. Особенности деятельности умственно отсталых школьников 8
1.2. Дидактические игры как метод обучения младших школьников
с умственной отсталостью 11
1.3. Методика организации и специфика педагогического руководства дидактической игрой в процессе обучения младших школьников
с умственной отсталостью 16
Глава 2. Экспериментальное изучение места дидактической игры
в педагогическом процессе специального
образовательного учреждения 23
2.1. Цель, задачи и программа исследования 23
2.2. Экспериментальное изучение педагогического руководства дидактическими играми как метода обучения младших школьников
с умственной отсталостью в специальной общеобразовательной школе
№32 г. Мурманска 25
2.3. Содержание формирующе-преобразующих мероприятий,
направленных на работу с педагогами и младшими школьниками
с умственной отсталостью в специальной школе № 32 г. Мурманска 30
2.4. Контрольный эксперимент, рекомендации 33
Заключение 39
Список использованной литературы 42
Приложения 45
Глава
2. Экспериментальное
изучение места дидактической
игры в педагогическом
процессе специального
образовательного учреждения
2.1. Цель,
задачи и программа
Исходя
из того, что ведущей деятельностью
младших школьников с умственной
отсталостью является игровая, то изучение
дидактических игр детей
Целью исследования выступает определение места дидактической игры в педагогическом процессе.
Данная цель реализуется в следующих задачах:
С этой целью автор предлагает ряд исследовательских заданий.
Задание1.
Изучение календарных планов педагогов для выявления места дидактических игр в воспитании и обучении детей.
Задание 2.
Определение педагогических условий, способствующих эффективному использованию дидактичeских игр в практике работы педагогов (наличие готовых и разработанных дидактических игр, времени для игр, места в классе для самостоятельных игр детей).
Задание 3.
Анкетирование педагогов для выявления места дидактической игры в педагогическом процессе школы и интереса детей к этому виду игр.
Задание 4.
Наблюдение за подготовкой и проведением дидактических игр, направленных на развитие памяти, мышления, сенсорных способностей, координации движений, связной речи и т.д.
Для этого изучаются:
а) дидактические игры, возникающие по инициативе детей и организованные взрослым;
б) количество участвующих игроков, способы объединения детей на игру, распределение ролей; обсуждение детьми правил и хода проведения игры;
в) определение места организатора игры в проведении дидактической игры и регулирования взаимоотношений сверстников;
г) игровые действия, их разнообразие и насыщенность игровым содержанием;
д) степень владения детьми правилами дидактической игры;
е) деятельность педагога по руководству дидактическими играми.
Задание
предусматривает следующую
Таблица № 1
№ п/п | Имя испытуемого | Название игры | Соблюдения правил | Игровые действия | Педагогическое руководство |
Данная
методика позволяет перейти к следующему
этапу исследования и экспериментально
изучить организацию (педагогическое
руководство) дидактическими играми как
средством обучения младших школьников
с умственной отсталостью в специальной
(коррекционной) общеобразовательной
школе №32 г. Мурманска.
2.2. Экспериментальное
изучение педагогического
Опытно-экспериментальная часть исследования проходила на базе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы №32 г. Мурманска в период с 29.01. по 20.03.2010 г.
В эксперименте принимали участие дети младшего школьного возраста в количестве 16 человек.
Список детей
1. Саша К. 9. Юля Г.
2. Оля С. 10. Арсений О.
3. Катя Ч. 11. Ксюша Д.
4. Аня П. 12. Жора Г.
5. Юра Ж. 13. Кирилл В.
6. Серёжа А. 14. Олеся М.
7. Таня С. 15. Даниил А.
8. Настя Ф. 16. Артём З.
Цель
констатирующего этапа
Задачи:
1. Выявление
специфики исследования
2. Ознакомление
с дидактическим материалом
3. Изучение особенностей планирования и проведения дидактических игр.
4. Выявление интересов детей младшего школьного возраста к данному виду игр, специфики организации и руководства.
Результаты эксперимента:
На первом этапе исследования изучалось содержание календарных планов педагогов, и было выявлено, дидактические игры регулярно и систематически планируются для использования в работе в двух направлениях:
- как
часть занятия, в целом
- как
самостоятельная игровая
Например, анализируя план воспитателей с 29.01.10 по 17.02.10 установлено, что дидактические игры как часть занятия и в целом использовались при формировании элементарных математических представлений (целое занятие, 2.02.10 – «Магазин»; часть занятия 3.02.10 – «Каждую фигуру на своё место», 6.02.10 – «Угадай число», 7.02.10 – «Найди пару»), в развитии речи (часть занятия 8.02.10 – «Доскажи словечко», 9.02.10 – «Отгадай-ка», целое занятие 10.02.10 – «Путешествие в Грамотею»), при формировании экологических представлений (13.02.10 – «Где чей дом?») часть занятия; целое занятие 14.02.10 – «Вершки и корешки»), по ознакомлению с окружающим (15.02.10 – часть занятия «Похоже – не похоже»; целое занятие – 17.02.10 «Путешествие по родному городу») и т.д.;
- как
самостоятельная игровая
Анализ планирования данной работы показал, что чаще дидактическая игра используется в процессе занятий как средство обучения детей, как часть занятия. Тем не менее, в методических рекомендациях предложено использовать дидактическую игру как целое занятие.
В самостоятельной деятельности недостаточно планируется игр по сенсорному, экологическому, эстетическому, музыкальному воспитанию и изодеятельности.
Это указывает на необходимость усиления методической работы с воспитателями данной возрастной группы.
Вторым этапом экспериментального исследования выступает определение педагогических условий, способствующих эффективному исследованию дидактических игр в практике работы педагогов. Был сделан вывод, что во втором классе имеются готовые дидактические игры («Лото», «Домино», «Баулы» и т.д.), разработанные педагогами («Кто, где живёт?», «Спрячь машинку», «Сравни фигуру», «Знай и соблюдай», «Чего на свете не бывает?», «Поиск девятого», «Подбери пару», «Расскажи сказку» и др.).
Игры
расположены в удобном и
Тем не менее, игры не совсем эстетично оформлены; не достаточно дидактических игр разработанных педагогом (13 игр). Время проведения игр ограничено – только вторая половина дня.
Далее проводилось анкетирование двух педагогов с целью выявления места дидактической игры в педагогическом процессе школы и интереса детей к этому виду игр.
Анкетирование показало, что один из педагогов (№1) указывает, что дидактическая игра может использоваться как средство обучения, так и воспитания. Второй педагог (№2) утверждает, что дидактическая игра в педагогическом процессе школы должна использоваться с целью обучения.
Отвечая на вопрос «Как часто в воспитательно-образовательном процессе вы используете дидактические игры» №1 ответила: как часть занятия – эпизодически; вне занятий – ежедневно. №2 отметила только один пункт - вне занятий – ежедневно.
Описание ответов педагогов на вопросы анкеты занесены в таблицу № 2 (см. Приложение № 1).
Таким образом, у педагогов совпадают взгляды на цели, место и время дидактический игр в педагогическом процессе, но различны подходы в методах организации и руководства играми.
Для решения последней четвёртой задачи использовался метод наблюдения, который показал, что из 16 детей: 7 детей (Саша К, Оля С., Серёжа А., Настя Ф., Юля Г., Арсений О. и Олеся М.) знают название дидактических игр, их содержание и правила, выполняют игровые действия; 5 детей (Катя Ч., Аня П., Ксюша Д., Жора Г. и Артём З.) знают названия игры, знают правила, соблюдают их, но не всегда правильно выполняют игровые действия; 4 детей (Юра Ж., Таня С., Кирилл В. и Даниил А.) – знают название игры, но не называют правила, не называют игровые действия. Это происходит в связи с особенностью этих детей.
Наблюдение за действиями педагогов показывают, что они использовали косвенные методы руководства, например в дидактической игре «Магазин цветов», «Узнай элементы узора», а в другой игре «Доскажи словечко» прямые, т к ведущая роль в игре принадлежит воспитателю.
В игре «Лото» педагог был наблюдателем, а в игре «Ходят капельки по кругу» активно участвовал, т.к. воспитатель играл роль мамы-Тучки и руководил игрой.
Результаты наблюдения были занесены в таблицу № 3.
Таблица 3
№ п/п | Имя испытуемого | Название игры | Соблюдения правил | Игровые действия | Педагогическое руководство |
1 | Саша К. | Ц в е т о ч н ы й м а г аз и н |
+ | + | наблюдение |
2 | Оля С. | + | + | наблюдение | |
3 | Катя Ч. | + | - | Педагог подсказывал последовательность действий в игре: найди цветок у которого такие же лепестки; описание цветка; помогал собрать букет | |
4 | Аня П. | + | - | Педагог подсказывал последовательность действий в игре: описание цветка; помогал собрать букет | |
5 | Юра Ж. | - | - | Педагог объяснил правила игры, подсказывал последовательность действий в игре: найди цветок у которого такие же лепестки; описание цветка; помогал собрать букет | |
6 | Серёжа А. | + | + | наблюдение | |
7 | Таня С. | - | - | Педагог объяснил правила игры, подсказывал последовательность действий в игре: найди цветок у которого такие же лепестки; описание цветка; помогал собрать букет | |
8 | Настя Ф. | + | + | наблюдение | |
9 | Юля Г. | + | + | наблюдение | |
10 | Арсений О. | + | + | наблюдение | |
11 | Ксюша Д. | + | - | Педагог подсказывал последовательность действий в игре: найди цветок у которого такие же лепестки; описание цветка; помогал собрать букет | |
12 | Жора Г. | + | - | Педагог подсказывал последовательность действий в игре: найди цветок у которого такие же лепестки; описание цветка; помогал собрать букет | |
13 | Кирилл В. | - | - | Педагог объяснил правила игры, подсказывал последовательность действий в игре: найди цветок у которого такие же лепестки; описание цветка; помогал собрать букет | |
14 | Олеся М. | + | + | наблюдение | |
15 | Даниил А. | - | - | Педагог объяснил правила игры, подсказывал последовательность действий в игре: найди цветок у которого такие же лепестки; описание цветка; помогал собрать букет | |
16 | Артём З. | + | - | Педагог подсказывал последовательность действий в игре: найди цветок у которого такие же лепестки; описание цветка; помогал собрать букет |