Игровые методики организации и обучения младших школьников с умственной отсталостью

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 09:24, курсовая работа

Краткое описание

Проблема обучения и становления личности младших школьников с отклонением в умственном развитии приобретает особое значение в коррекционной психологии. Как отмечается в исследованиях Н. П. Долгобородовой, Т.А. Власовой, М.С. Певзнера и других, эти дети при обучении и воспитании требует специального подхода. Круг важнейших вопросов, подлежащих выяснению, может быть ограничен определением актуального уровня развития, потенциальных возможностей учащихся к приобретению знаний, специфичностью их познавательной сферы.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения игровых
методов обучения младших школьников с умственной отсталостью 8
1.1. Особенности деятельности умственно отсталых школьников 8
1.2. Дидактические игры как метод обучения младших школьников
с умственной отсталостью 11
1.3. Методика организации и специфика педагогического руководства дидактической игрой в процессе обучения младших школьников
с умственной отсталостью 16
Глава 2. Экспериментальное изучение места дидактической игры
в педагогическом процессе специального
образовательного учреждения 23
2.1. Цель, задачи и программа исследования 23
2.2. Экспериментальное изучение педагогического руководства дидактическими играми как метода обучения младших школьников
с умственной отсталостью в специальной общеобразовательной школе
№32 г. Мурманска 25
2.3. Содержание формирующе-преобразующих мероприятий,
направленных на работу с педагогами и младшими школьниками
с умственной отсталостью в специальной школе № 32 г. Мурманска 30
2.4. Контрольный эксперимент, рекомендации 33
Заключение 39
Список использованной литературы 42
Приложения 45

Файлы: 1 файл

ИГРОВЫЕ методики организации и обучения младших школьников с умственной отстал..doc

— 335.00 Кб (Скачать)
 

     По  показаниям таблицы №3 была составлена диаграмма №1 (рис.1), где в % отношении показаны результаты выполнения игровых действий младших школьников.

     

     Рис.1. Знание правил и действий во время  дидактической игры 

     Общий вывод: результаты констатирующего  этапа эксперимента показали, что:

- содержания  формирующих мероприятий, направленных на работу с педагогами с целью углубления знаний в области значимости дидактических игр в обучении и воспитании младших школьников с умственной отсталостью;

- содержание  формирующих мероприятий, направленных  на работу с дошкольниками. 

.  

Заключение  

     В организации педагогического процесса в специальной школе большое значение имеет вопрос о своеобразии воспитательной и образовательной работы с детьми младшего школьного возраста с умственной отсталостью.

     Главной проблемой в начале обучения младших школьников с умственной отсталостью является их недостаточная мотивационная готовность к обучению, которая, в свою очередь, выражается в отсутствии устойчивого интереса к учению. Преодолеть трудности мотивационного плана можно лишь сделав обучение интересным занятием для ребенка т.е. проводя его в форме специальных учебно–дидактических игр, рассчитанных на увлечения ребенка и на его обучение, путем пробуждения интереса к приобретаемым знаниям, умениям и навыкам. У младших школьников с умственной отсталостью игровая деятельность занимает большое место в школьный период развития и обучения.

     Дидактическая игра - это практическая деятельность, с помощью которой можно проверить  усвоили ли дети знания обстоятельно, или поверхностно и умеют ли они их применить, когда это нужно. Дети усваивают знания тем полнее, чем шире их можно применить на практике в различных условиях. Достаточно часто бывает, когда ребенок усваивает на занятии определенные знания, но не умеет использовать их в измененных условиях.

     Практический  этап исследования проблемы позволили  на констатирующем этапе придти к  выводу, что чаще всего дидактические игры используются педагогом как часть занятия. Наблюдения за детьми позволило сделать вывод, что педагогическое руководство дидактическими играми осуществляется, в основном, опираясь на прямые методы руководства, но учитывая, что это дети умственно отсталые, педагогам необходимо использовать косвенные методы.

     Знания  детей в области названий дидактических  игр, соблюдение правил, игровых действий следующие: из 16 детей – 7 детей знают  название дидактической игры, её содержание и правила, выполняют игровые  действия; 5 детей знают названия игры, знают правила, соблюдают их, но не всегда правильно выполняют игровые действия и 4 детей - знают название игры, но не всегда называют правила и не называют игровые действия.

     Таким образом, возникла необходимость проведения формирующего этапа эксперимента, который  включает в себя работу с педагогами – это: доклады, беседы, занятия и др., а также работу с детьми по перспективному плану, который включает в себя серию игр, например по математике «Составление геометрических фигур», экологии «Где что зреет?», развитию речи «Фанты» и др.

     После формирующего этапа контрольный  срез показал положительную динамику в руководстве дидактическими играми: педагоги выступают наблюдателями, советчиками, вносят дополнительный материал (игрушки) и др.

     Знания  детей в области названия игр, соблюдения правил, игровых действий следующие: из 16 детей - 12 детей хорошо знают название дидактических игр, их содержание и правила, выполняют игровые действия и только 4 детей знают названия игры, знают правила, соблюдают их, но не всегда правильно выполняют игровые действия.

Вывод: результаты двух этапов эксперимента подтверждают ранее выдвинутую гипотезу о том, что процесс усвоения знаний и способов деятельности у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью будет протекать наиболее  успешно при целенаправленной организации программы дидактических игр и активном её включении в воспитательно-образовательный процесс.

     В дидактической игре применяются  знания, полученные на занятии, обобщаются сведения, полученные посредством личного  опыта, активизируются познавательные процессы и повышается уровень умственного развития детей. Дидактические игры способствуют развитию всех сторон человеческой личности. Если они проводятся живо, умелым педагогом, дети реагируют на них с огромным интересом, взрывами радости, что безусловно увеличивает их значение.

     Обучение  должно быть таким, чтобы оно вызывало усилие мысли, но не требовало напряжения, не вызывало усталости, страха и нежелания  учиться.                             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

1. Аванесова, В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду. – Пермь, 2003. – 200 с.

2. Астафьева, О. П., Имашева, Е. Г.  Коррекционная психология. – Режим доступа: [http://www.fictionbook.ru/]

3. Блехер, Ф.Н.  Дидактические игры. – СПб.: Питер, 2008. – 184 с.

4. Богдан, Н.Н., Могильная, М.М.  Специальная психология. – Режим доступа: [http://abc.vvsu.ru/Books/up_spec_psihologija/page0017.asp]

5. Богуславская, З.М. Психологические особенности познавательной деятельности дошкольников в условиях дидактической игры. - М.: Российское образование, 2006. – 207 с.

6. Болотина, Н.И. Дидактическая игра – одно из средств активизации познавательной деятельности младшего школьника//Начальная школа. 2007. -№1. – С. 46

7. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в школе. - М.: Просвещение, 2001. - 160с.

8. Бондаренко, А. К. Воспитание детей в игре. – М.: Просвещение, 2003. – 192 с.

9. Бордовская, Н.В., Реан, А.А. Педагогика. - СПб: Питер,2000. - 304 с.

10. Виноградова, А.Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка. - М.: Просвещение, 2005.- 144 с.

11. Власова, Т.А. Учителю о детях с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 2007. - 206 с.

12. Волкова, С.Л. Дидактические игры и игровые упражнения / С.Л.  Волкова //Начальная школа. 2007. -№6. – С. 37

13. Волошкина, М.И. Дидактическая игра в подготовке ребёнка к обучению в школе//Начальная школа, 2002. – 230 с.

14. Вопросы обучения и воспитания умственно отсталых школьников./под ред. Н. П. Долгобородовой. - Л.: Мир, 1999. – 280 с.

15. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / под ред. В. В. Воронковой. – М.: Академия, 2004. - 326 с.

16. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. //Вопросы психологии. – 1996. - №6.

17. Гаврилушкина, О.П. Игра – эффективное средство коррекции и развития умственно отсталых школьников // Коррекционная педагогика: Теория и практика. - 2008. - №2. - С. 27 – 32.

18. Гаврилушкина, О.П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. – М.: Просвещение, 2005. - 72 с.

19. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников./под ред. Л. А. Венгера. - М.: Просвещение, 1998. - 110 с.

20. Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – Режим доступа: - [http://adalin.mospsy.ru/]

21. Запорожец, А. В. Психологическое развитие ребенка. - М.: Педагогика, 1986. - 320 с.

22. Зоткина, К.А. Специальная психология.  - Самара: Унпверс-групп, 2007. - 212 с.

23. Зубрилин А.А. Методология игровой деятельности в обучении // Педагогика. - 2008. - №8. - С. 47 – 51.

24. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. - Ярославль, 2000. – 210 с.

25. Кожалиева Ч.Б. Особенности содержания образования у младших умственно отсталых учащихся школьного возраста. // Дефектология. - 2005. - №1 - с.42.

26. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – Режим доступа: [http://www.5port.ru/leontjev_a_n/]

27. Певзнер, М. С. Динамика развития детей-олигофренов. - М.: Педагогика, 1997. – 223 с.

28. Педагогика./под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 2008. - 640 с.

29. Петpова, И.А. Использование игры в учебном процессе //Начальная школа. 2008. -№3. – С. 15

30. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника. - Режим доступа: [http://psyperm.narod.ru/K1.htm]

31. Семинарские, практические и лабораторные занятия по дошкольной педагогике/под ред. Э.К. Сусловой, Л.В. Поздняк. – М.: Академия, 2009. - 272 с.

32. Сластенин, В.А. Педагогика. - М.: Академия, 2002. - 576 с.

33. Слепович Е.С. Игра как эффективное средство развития познавательной сферы детей с задержкой умственного развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2007. - №9. - С. 68 – 71.

34. Смоленцева, А.А. Сюжетно-дидактические игры. – М.: Просвещение, 2009. – 110 с.

35. Тиганов, А. С. Патология психического развития. -  Режим доступа: [http://www.koob.ru/books/psychiatry/]

36. Удальцова, Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. - Минск: Народная асвета, 2006. – 210 с.

37. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей. - М.: Академия, 2006. - 145 с.

38. Шаповалова О.Е. Коррекционное обучение средствами игровых технологий. - М.: Экзамен, - 2007. – 415 с.

39. Эльконин, Д. Психология игры. – М.: Владос, 2009. - 360 с.

40. Эм, З. Б. Особенности обучения и воспитания умственно отсталых детей​. -Ташкент, 2005. – 152 с. 
 
 
 
 
 
 
 

     Приложение 1

Занятие №1 

Тема: «Дидактическая игра в педагогическом процессе школы».

Цель: Систематизировать и углубить знания педагогов об основных функциях , видах, структуре дидактической игры.

План.

Основные  функции дидактической игры.

Виды  дидактических игр.

Структура дидактической игры.

Основные  функции дидактической игры.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры – занятия и дидактические  или автодидактические, игры. В первом случае ведущая роль принадлежит  воспитателю, который для повышения  у детей интереса к занятию  использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом.

С помощью  игр – занятий воспитатель  не только передает определенные знания, формирует представления, но и учит детей играть. Основой для игр детей служат сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры.

Дидактическая игра используется при обучении детей  математике, родному языку, ознакомлению с природой и окружающим миром, в  развитии сенсорной культуры.

Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего воспитания личности ребёнка.

Умственное  воспитание. Содержание дидактических  игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего  мира, систематизирует и углубляет  знания о Родине, армии, профессии, трудовой деятельности.

Информация о работе Игровые методики организации и обучения младших школьников с умственной отсталостью