Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 09:24, курсовая работа
Проблема обучения и становления личности младших школьников с отклонением в умственном развитии приобретает особое значение в коррекционной психологии. Как отмечается в исследованиях Н. П. Долгобородовой, Т.А. Власовой, М.С. Певзнера и других, эти дети при обучении и воспитании требует специального подхода. Круг важнейших вопросов, подлежащих выяснению, может быть ограничен определением актуального уровня развития, потенциальных возможностей учащихся к приобретению знаний, специфичностью их познавательной сферы.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения игровых
методов обучения младших школьников с умственной отсталостью 8
1.1. Особенности деятельности умственно отсталых школьников 8
1.2. Дидактические игры как метод обучения младших школьников
с умственной отсталостью 11
1.3. Методика организации и специфика педагогического руководства дидактической игрой в процессе обучения младших школьников
с умственной отсталостью 16
Глава 2. Экспериментальное изучение места дидактической игры
в педагогическом процессе специального
образовательного учреждения 23
2.1. Цель, задачи и программа исследования 23
2.2. Экспериментальное изучение педагогического руководства дидактическими играми как метода обучения младших школьников
с умственной отсталостью в специальной общеобразовательной школе
№32 г. Мурманска 25
2.3. Содержание формирующе-преобразующих мероприятий,
направленных на работу с педагогами и младшими школьниками
с умственной отсталостью в специальной школе № 32 г. Мурманска 30
2.4. Контрольный эксперимент, рекомендации 33
Заключение 39
Список использованной литературы 42
Приложения 45
Игровые правила.
Основная цель правил игры – организовать действия, поведение детей. Правила могут разрешать, запрещать, предписывать что-то детям в игре, делает игру занимательной, напряженной.
Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за отрицательного результата. Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания.
Используя
дидактическую игру в воспитательно-
Игровые действия.
Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. Например, в игре «Так бывает или нет?» правилами игры требуется: заметить в стихотворении «Это правда или нет?» Л.Станчева все небылицы:
Теплая весна сейчас,
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А замой среди ветвей
Га-га-га пел соловей.
Быстро дайте мне ответ –
Это правда или нет?
Игра проводится так часто, что дети по очереди, подняв руку, называют все замеченные небылицы. Но чтобы игра была интереснее и все дети были активны, воспитатель вводит игровое действие, тот, кто заметил небылицу по ходу чтения стихотворения, кладет перед собой фишку. В этом стихотворении шесть небылиц. Значит, у победителя будет шесть фишек. Он получат приз.
Развитие
игровых действий зависит от выдумки
воспитателя. Иногда и дети, готовясь к
игре, вносят свои предложения: «Давайте
мы спрячем, а кто-нибудь будет искать!»,
«Давайте я считалочкой выберу водящего!»
Самообразование. Тема: Использование дидактических игр в формировании различных видов деятельности.
Цель: Повышение квалификации воспитателя по данной проблеме
Работа педагогов с литературой:
1. Богуславская,
З.М. Психологические
2. Волкова,
С.Л. Дидактические игры и
3. Воспитание
и обучение детей во
4. Гаврилушкина, О.П. Игра – эффективное средство коррекции и развития умственно отсталых школьников // Коррекционная педагогика: Теория и практика. - 2008. - №2. - С. 27 – 32.
5. Карпова
Е.В. Дидактические игры в
6. Петpова, И.А. Использование игры в учебном процессе //Начальная школа. 2008. -№3. – С. 15
7. Слепович
Е.С. Игра как эффективное
8. Шаповалова
О.Е. Коррекционное обучение
Приложение
Дидактические
игры
I.
Математические игры
1. «Составление геометрических фигур»
Цель: упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно-осязаемым способом.
Материал: счётные палочки (15-20 штук), 2 толстые нитки (длина 25-30см)
Задания:
Составить
квадрат и треугольник
Составить маленький и большой квадраты
Составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого будут равны 3 палочкам, а левая и правая – 2.
Составить из ниток последовательно фигуры: круг и овал, треугольники. Прямоугольники и четырёхугольники.
2. «Цепочка примеров»
Цель: упражнять в умении производить арифметические действия
Ход игры: взрослый бросает мяч ребёнку и называет простой арифметический, например 3+2. Ребёнок ловит мяч, даёт ответ и бросает мяч обратно и т.д.
3. «Только одно свойство»
Цель: закрепить знание свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбрать нужную фигуру, охарактеризовать её.
Ход игры: у двоих играющих по полному набору геометрических фигур. Один кладёт на стол любую фигуру. Второй играющий должен положить на стол фигуру, отличающуюся от неё только одним признаком. Так, если 1-й положил жёлтый большой треугольник, то второй кладёт, например, жёлтый большой квадрат или синий большой треугольник. Игра строится по типу домино.
4. «Найди и назови»
Цель: закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определённого размера и цвета.
Ход игры: На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера. Ведущий просит показать различные геометрические фигуры, например: большой круг, маленький синий квадрат и т.д.
5. «Сложи квадрат»
Цель: развитие цветоощущения, усвоение соотношения целого и части; формирование логического мышления и умения разбивать сложную задачу на несколько простых.
Для игры нужно приготовить 36 разноцветных квадратов размером 80×80мм. Оттенки цветов должны заметно отличаться друг от друга. Затем квадраты разрезать. Разрезав квадрат, нужно на каждой части написать его номер (на тыльной стороне).
Задания к игре:
Разложить кусочки квадратов по цвету
По номерам
Сложить из кусочков целый квадрат
Придумать новые квадратики.
II. Экологические игры
1. «Где что зреет?»
Цель: учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями.
Ход игры: на фланелеграфе выкладываются две ветки: на одной – плоды и листья одного растения (яблоня), на другой – плоды и листья разных растений. (например, листья крыжовника, а плоды груши) Воспитатель задаёт вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет?» дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.
2. «Цветочный магазин»
Цель: закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.
Ход игры: Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор цветов.
Вариант 1.
На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме.
Вариант 2.
Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался, о каком цветке идёт речь.
Вариант 3.
Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах.
Игра-сказка «Фрукты и овощи»
Наглядный материал: картинки с изображением овощей.
Воспитатель рассказывает:
- Решил
однажды помидор собрать
- Как вы думаете, дети, какие овощи откликнулись на его призыв?
Дети называют, выделяя голосом нужные звуки: горроох, морркоовь, карртоофель, репа, огурец, и объясняют, что в этих словах есть звуки р, п, как в слове помидор. Картинки с изображением названных овощей воспитатель передвигает на стенде поближе к помидору.
Проводит помидор различные тренировки с горохом, морковью, картофелем, репой. Хорошо им! А остальные овощи опечалились: звуки, из которых состоят их названия, никак не подходят к звукам помидора, и решили они просить помидора сменить условие. Помидор согласился: «Будь по-вашему! Приходите теперь те, в названии которых столько же частей, сколько и в моём».
- Как вы думаете, дети, кто теперь откликнулся?
Сообща выясняется, сколько частей в слове помидор и в названии оставшихся овощей. Каждый отвечающий подробно поясняет, что в словах помидор и, например, капуста одинаковое количество слогов. Картинки с изображением этих растений также передвигаются в сторону помидора.
- Но ещё больше опечалились лук и свекла. Как вы думаете, дети, почему? Дети объясняют, что количество частей в названии не такое, как у помидора, и звуки не совпадают.
- Как помочь им. Ребята? Какое новое условие мог бы предложить им помидор, чтобы и эти овощи вошли в его войско?
Педагог должен подвести детей к тому, чтобы они сами сформулировали такие условия: «Пусть приходят те овощи, в названии которых ударение в первой части» или «Принимаем в войско тех, в названии которых слышаться одинаковые звуки (лук, свекла)». Для этого он может предложить детям послушать и сравнить, где ударение в оставшихся словах – названиях овощей, сравнить их звуковой состав.
- Все
овощи стали воинами, и
3. «Где спряталась рыбка»
Цель: развивать умение детей анализировать, закреплять названия растений, расширять словарный запас.
Материал: голубая ткань или бумага (пруд), несколько видов растений, ракушка, палочка, коряга.
Описание: детям показывают маленькую рыбку (игрушку), которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет рыбку за растение или любой другой предмет. Дети открывают глаза.
«Как же найти рыбку?» - спрашивает воспитатель. – Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась. Воспитатель рассказывает, на что похож тот предмет, за которым «спряталась рыбка. Дети отгадывают.
4. «Волшебные экранчики»
Цель: развитие у детей умений упорядочивать предметы по свойству, понимать условность обозначений, анализировать, сравнивать предметы.
Материал: «Экран» с тремя «окнами прорезями», в которые вставляются ленты с условными обозначениями свойств. Ленты – полоски с изображением предметов с разной степенью выраженности свойств (например, яблоко большое, среднее и маленькое),
Правила и ход игры: воспитатель или кто-либо из детей вставляет изображение предмета в первом «окне». Предлагает подобрать «семейку» - построить упорядоченный ряд.