Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 16:05, реферат
Цель реферата - дать характеристику гуманистической концепции воспитания как методологическому основанию педагогики сотрудничества.
Введение:
1. Сущность педагогики сотрудничества.
2. Личность в концепции гуманистического воспитания.
3. Методы гуманистической педагогики.
Заключение.
Список литературы.
План
Введение:
1. Сущность педагогики сотрудничества.
2. Личность в концепции гуманистического воспитания.
3. Методы
гуманистической педагогики.
Заключение.
Список
литературы.
Введение
Учителя школ, воспитатели детских домов и интернатов, школьные психологи, врачи, социальные педагоги - все практические педагогические работники ведут очень трудную ежедневную работу по воспитанию детей и подростков в различных образовательных учреждениях и нуждаются в помощи методической, моральной, социальной со стороны многих институтов. Школьная среда (как и все общество) характеризуется такими тревожными явлениями, как снижение моральных требований к человеку, моральный индифферентизм в вопросах отношений между людьми, духовная пустота, ориентация на материальное благополучие любой ценой и удовольствия, агрессия, жестокость, правонарушения, пессимизм, наркомания, алкоголизм. Это касается не только России, во всем мире остро стоят вопросы воспитания и социализации молодежи, в особенности в развитых странах.
Острота
проблем воспитания детей и молодежи
определяется и усугубляется наличием
комплекса проблем развития западной
и всей мировой цивилизации, в
том числе и проблем России.
Итак, с одной стороны, проблемы воспитания,
стоящие перед практиками; с другой
стороны, педагогики-теоретики
Цель реферата
- дать характеристику гуманистической
концепции воспитания как методологическому
основанию педагогики сотрудничества.
1. Сущность педагогики сотрудничества
В "Концепции среднего образования Российской Федерации" сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.
Традиционное
обучение основано на положении учителя
в качестве субъекта, а ученика -
объекта педагогического
Сотрудничество
понимается как взаимодействие субъектов
учебно-воспитательного
· ребенку нужно развиваться, чтобы развивалась личность; получение знаний должно для него стать естественным неотчужденным процессом;
· исходя из концепции развивающего обучения Эльконина-Давыдова, личность развивается в процессе обучения, следовательно, перед нами стоит задача создания новых условий для развития личности, т.е. нового способа построения учебно-воспитательного процесса.
Педагогика
сотрудничества - одно из наиболее всеобъемлющих
педагогических обобщений 80-х годов,
вызвавших к жизни
Особенностями содержания и методики педагогики сотрудничества на сегодня являются 4 направления:
1.
Гуманно-личностный подход к
2.
Дидактический активизирующий
3. Концепция воспитания;
4. Педагогизация окружающей среды.
В основе педагогики
сотрудничества заложено продуктивное
общение педагогов между собой,
сотрудничество детей и взрослых,
детей между собой и
2. Личность в концепции гуманистического воспитания
Признавая
личность и развитие ее сущностных
сил в качестве ведущей ценности,
гуманистическая педагогика в своих
теоретических построениях и
технологических разработках
Потребности
обращены в будущее, вследствие чего
они программируют образцы
Переход от потребности к формулированию цели не совершается сам собой. Потребность и цель соединяют мотивы. Потребности первичны по отношению к мотивам, которые формируются только на основе возникших потребностей. Активность порождается не самими потребностями, а противоречиями между ними и существующими условиями бытия субъекта. Именно эти противоречия стимулируют деятельность, заставляя бороться за сохранение или изменение условий. Категория "мотив", таким образом, дополняет и конкретизирует категорию "потребность", выражая отношение субъекта к условиям его жизни и деятельности.
В мире ценностей происходит усложнение стимулов поведения человека и причин социального действия. На первый план выступает не то, что необходимо, без чего нельзя существовать, так как эта задача решается на уровне потребностей, и не то, что выгодно с точки зрения материальных условий бытия, - это уровень действия интересов, а то, что соответствует представлению о назначении человека и его достоинстве, те моменты мотивации поведения, в которых проявляется самоутверждение и свобода личности. Это и есть ценностные ориентации, которые затрагивают всю личность, структуру самосознания, личностные потребности. Без них не может быть подлинной самореализации личности. Однако личность, деятельность которой определяется только потребностями, не может быть свободной и созидающей новые ценности. Человек должен быть свободен от власти потребностей, уметь преодолевать свое подчинение им. Свобода личности есть уход от власти низменных потребностей, выбор высших ценностей и стремление к их реализации. Ценностные ориентации отражаются в нравственных идеалах, которые являются высшим проявлением целевой детерминации деятельности личности. Идеалы представляют собой предельные цели, высшие ценности мировоззренческих систем. Они завершают многоступенчатый процесс идеализации действительности.
Понимание ценностных ориентаций как нравственного идеала приводит к обострению противоречия между социальным и личным. Из возникшего конфликта выходят, как правило, жертвуя одним ради другого. Однако гуманный человек будет поступать в соответствии с требованиями нравственного идеала. Нравственные идеалы, следовательно, обусловливают достижение такого уровня развития личности, который соответствует гуманистической сущности человека. Они отражают совокупность гуманистических ценностей, соответствующих потребностям развития общества и потребностям развивающейся личности. В них проявляется органичное единство ведущих интересов личности и общества, поскольку они концентрированно выражают социальные функции гуманистического мировоззрения.
Нравственные
идеалы не являются раз и навсегда
заданными, застывшими. Они развиваются,
совершенствуются как образцы, определяющие
перспективу развития личности. Развитие
является характеристикой
Нравственные идеалы являются высшими критериями мотивационно-ценностного отношения личности, которое характеризуется осознанием личностью своего долга, ответственности перед обществом, добровольным принятием решения поступиться своими интересами в пользу другого человека, не требуя ничего взамен.
Проявляясь в действиях, поступках и поведении человека в целом, отношения осуществляют взаимосвязь личности и среды и содержательно определяют сущность направленности личности, согласуя и связывая между собой основные феномены субъектности (установки, мотивы, потребности, оценки, эмоции, убеждения, ценностные ориентации и др.). Однако в отношениях личности отражается не только ее субъектность, но и объективно заданные смыслы, так как в них представлены объективные цели. Объективным моментом отношений личности выступает ее социальное положение, представляющее собой совокупность связей, возникающих в системе референтных межличностных отношений и социально значимой деятельности. В мотивационно-ценностном отношении личности объективное и субъективное представлено в единстве, определяя ее избирательную направленность как на ценности деятельности, так и на процессы самореализации.
Это
единство состоит в том, что значимое
не оторвано от объективной действительности,
не противоречит ей, а возникает
на ее основе, отталкивается от реальных
возможностей ее изменения, от имеющихся
функциональных возможностей человека.
Потребности, цели, выходящие за пределы
объективных возможностей изменения
действительности, выступают как неадекватные
побуждения. Мотивационно-ценностное
отношение характеризует гуманистическую
направленность личности в том случае,
если она, являясь субъектом деятельности,
реализует в ней свой гуманистический
образ жизни, готовность принимать на
себя ответственность за других и за будущее
общества, поступать независимо от частных
обстоятельств и ситуаций, складывающихся
в ее жизни, творить их, наполнять гуманистическим
содержанием, вырабатывать гуманистическую
стратегию и преобразовывать себя как
гуманную личность.
3. Методы гуманистической педагогики
Укажем на конкретные приемы и установки гуманистического воспитания:
· воспитание доверием, заботой и уважением;
· воспитание ответственностью;
· воспитание творчеством;
· воспитание через здравомыслие,
· воспитание через обучение этическому исследованию и процедурам принятия нравственных, гражданских, правовых и экологических решений;
· воспитание посредством обучения решению экзистенциальных (жизнесмысловых) проблем, а также методам прояснения, конституирования (установления) и творчества смыслов.
Общее во всех этих методах состоит в том, что педагог побуждает ребенка самому пережить эти чувства и состояния - доверия, ответственности, творчества, жизненных (этических и прочих) дилемм и коллизий, различных смысловых ситуаций. Мы не можем этому научить, психологически и морально ощущая себя «над» ребенком, но должны вместе с ним попытаться пережить эти состояния, обогащая в этом совместном опыте не только его, но и свой внутренний мир.
Сторонники
гуманистической концепции
Приверженцы гуманизма - психологи, философы и педагоги - неоднократно подчеркивали, что именно в конкретных переживаниях формируются общие ценности нашей жизни. Так, например, Куртц утверждает, что ценности возникают там, где происходит сознательный процесс выбора, где люди живут и действуют. Ценности суть то, что предпочтительно, т.е. глубоко уважается. О важности работы по формированию интересов и ценностей пишет теоретик и практик гуманистической психологии Маслоу. Он утверждает, что лучшим способом подвигнуть человека к самосовершенствованию, к тому, чтобы стать «лучшей особью», является удовлетворение базовых потребностей человека и его метапотребностей (потребность в правде, красоте, совершенстве, справедливости, порядке и т.д.). Помочь их осознать и сделать внутренними ценностями - задача гуманистической педагогики. Если образование сумеет побудить человека к осознанию и актуализации своих высших нужд, оно тем самым послужит сохранению его психического здоровья, поможет ему уберечься от так называемых «болезней расчеловечивания». Маслоу назвал такие «болезни» метапатологиями и составил их каталог. В него вошли отчужденность, бессмысленность, безразличие, скука, тоска, ноогенные неврозы, экзистенциальный вакуум, духовные кризисы, апатия, пораженчество, чувство бесполезности, отказ от жизни, бессилие, утрата свободы воли, цинизм, вандализм, бесцельная деструктивность и т.д.