Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 16:05, реферат
Цель реферата - дать характеристику гуманистической концепции воспитания как методологическому основанию педагогики сотрудничества.
Введение:
1. Сущность педагогики сотрудничества.
2. Личность в концепции гуманистического воспитания.
3. Методы гуманистической педагогики.
Заключение.
Список литературы.
Образование, построенное на принципах гуманизма, помогает уберечь человека от этих ошибок в личностном развитии и позволяет надеяться на расцвет цивилизации нового типа, цивилизации, достигшей существенной социальной гармонии.
Таким образом, через формирование ценностных ориентиров гуманистическая педагогика пытается вернуть многими утрачиваемый вкус к жизни, остроту переживания - забытое искусство жизни. Способность радоваться жизни является очень важным фактором совершенствования личности. Жизнь, как писал Ф. Достоевский, нужно любить сильнее, чем ее смысл. Это - условие успеха в деле поиска и созидания смысла жизни. Вот почему гуманисты-психологи как знатоки парадоксов чувственной жизни человека часто подчеркивают, что чем напряженнее готовишься стать счастливым, тем меньше оставляешь себе шансов на счастье. Так, В. Франкл любил повторять, что успех и счастье должны придти к человеку сами, и чем меньше о них думать, тем вероятнее они придут. «Непосредственное» стремление к счастью или погоня за его «гарантиями» - деньгами, славой, властью - само по себе не может быть ни основным принципом, ни высшей целью человеческой жизни. Когда неудачных попыток «поймать птицу счастья» становится слишком много, мир привлекательный становится миром отталкивающим. Спешка порождает скуку, так как в психологическом плане эти два состояния имеют очень много общего: люди пользуются жизнью для того, чтобы испытать что-то в будущем, а потому время настоящего становится для них только помехой. Именно так и утрачивается вкус к жизни.
Постигая в процессе воспитания ценности конструктивной деятельности (творчество), переживания (доверие) и отношений (ответственность), становящаяся личность начинает «ваять» свою судьбу из высококачественного в гуманистическом отношении «материала», созидать собственную жизнь, начиная с высоких стартовых позиций.
Первые три метода позволяют осуществить воспитание через чувства, вторые три - через разум. Эмоциональная сфера в человеке если не преобладает, то спонтанно (самопроизвольно) стремится быть первой, т.е. идти впереди разума. Она относительно автономна от интеллектуальной и волевой. Это и составляет так называемый парадокс иррациональности человека: наделенный разумом, он часто поступает вопреки его велениям. Привести к согласованности эмоциональную, волевую и интеллектуальную сферы, гармонизировать внешний и внутренний миры человека - значит способствовать его (само)воспитанию в духе гуманизма.
Еще в эпоху Возрождения сложился гуманистический идеал - творчески активная и душевно спокойная, мудрая и величественная личность. Однако задачи нравственной и творческой реализации личности замыкались, по большей части, на преобразовании внешней среды. Теперь, спустя несколько столетий, можно говорить о реальном воплощении гуманистических идей методами гуманистической педагогики и психологии. Побуждая человека к установлению смысла жизни и его осуществлению, гуманистическая педагогика стимулирует в нем здравомыслие и реалистичность - качества, столь необходимые для того, чтобы научиться отличать хорошее от плохого, желательное от нежелательного, достойное от недостойного. Именно разум, как высший дар человека, должен участвовать в принятии решений и поведении личности.
Если
постижение собственной идентичности
наиболее полно осуществляется через
переживание, то самосовершенствование
- через здравомыслие и осознанное
предпочтение гуманистических ценностей.
И все-таки, процесс морального обучения
не является исключительно
Заключение
Процесс научно-теоретического
и эмпирического обоснования
гуманистической педагогики активно
идет и сейчас, как в академической
и университетской науке, так
и в ряде школ, пробующих модели
гуманистической педагогики. В истории
образования и педагогической мысли
отыскиваются исторические корни гуманистической
педагогики. Концепция личностно ориентированного
образования, развивающее обучение как
единственно правильные и возможные представлены
в учебно-педагогической литературе.
Согласно гуманистическому
подходу, образование направлено на
формирование базовой культуры личности,
которая является основой для
определения и описания содержания
воспитания и включает в себя совокупность
«культур», а именно: культуру жизненного,
учебного и профессионального
Список литературы
1. Газман О.С. Неклассическая педагогика: от авторитарной педагогики к педагогике свободы. М.: МИРОС, 2002.
2. Гессен С.И. Основы педагогики. М., 1995.
3. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. - М., 2000.
4. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
5. Шиянов Е.Н., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. - Ростов-на-Дону, 1995.
6. Щуркова Н.Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. - М., 1998.