Концепция здоровья в гуманистической психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 10:43, курс лекций

Краткое описание

Подход базируется на предположении о том, что люди используют свой опыт для определения себя (кто я? какой я?);
Поле опыта – уникально для каждого, включает в себя события, факты, ощущения, воздействия. Это частный субъективный мир, который никогда полностью не соответствует реальности.

Файлы: 1 файл

ЛЕКЦ. РОДЖЕРС .doc

— 46.50 Кб (Скачать)
 

    Концепция здоровья в гуманистической психологии

    Карл Роджерс.

    Основные  понятия

                  Подход базируется на предположении о том, что люди используют свой опыт для определения себя (кто я? какой я?);

    Поле  опыта – уникально для каждого, включает в себя события, факты, ощущения, воздействия. Это частный субъективный мир, который никогда полностью не соответствует реальности.

    Я - концепция – сознательное и бессознательно представление человека о себе.

    Формируется на основе: - прошлого опыта;  - опыта настоящего;  - ожидание будущего.

    Структуры:

  • Я – реальное;
  • Я – идеальное;
  • Я – глазами других (Я – социальное);
  • Когнитивная составляющая (качества, приписываемые себе: кто я? какой я?);
  • Эмоционально-оценочная составляющая (степень принятия себя);
  • Поведенческая составляющая.

    Конгруэнтность  и неконгруэнтность                                    

    (соответствие  и несоответствие).

    Конгруэнтность – подлинность, искренность, аутентичность (осознавание без искажения, ограничена по агрессивности, соответствии Я – реального, Я – идеального и Я - социального).

    Диагностика зон неконгруэнтности:

    - список  качеств, которые оцениваются  по 10-бальной шкале и выявляется  соответствие (или несоответствие - неконгруэнтность) параметров Я - реального и Я – идеального;

    - задание:  написать то, что в себе ( в Я-реальном) не устраивает (в 2-3 предложениях) и сформулировать – что хотелось бы изменить и что получить в идеале (Я-идеальное).

    Маленькие дети, по обыкновению, демонстрируют  соответствие Я – реального Я - идеальному, но это чревато проявлением агрессии и эгоизма.

    Организмическая самооценка – ощущения в теле, отражающие состояние в конкретной ситуации ( это может быть отношение к человеку или к к-л. делу и т.д.) Напр., «Я не злюсь, меня это не трогает» - при этом напряжение в теле, сжатые кулаки. Или «Мне нет до него дела» - сердце учащенно бьется при встрече с ним.

    Психологическое консультирование работает с симптомами неконгруэнтности. Психолог в процессе анализа помогает клиенту осознать свои истинные мотивы, чувства без искажений (защиты).

    Неконгруэнтность  может ощущаться как напряженность, тревожность, замешательство.

    Иерархия:

    - человек,  должен быть способен определить  и отделить собственные побуждения  от навязанных (защитный механизм - интроекция);

    - те желания,  которые могут быть у человека, также могут являться амбивалентными (несовместимыми: «-», когда человек отрицает свои эмоции и побуждения);

    - неконгруэнтность  разного рода является  механизмом невроза, фрустрации.

    Потребность в самоактуализации – потребность  в максимальном развитии своих способностей (компетенций) в социально приемлемом русле.

    Личностный (психологический) рост.

    В гуманистической  психологии постулируется позитивный взгляд на природу человека.  Личностный рост - естественное движение происходит от конфликта к его разрешению.  Личностный рост - это

  1. Преодоление себя; самосовершенствование
  2. Это работа на принятие себя, своего Я, то есть движение к конгруэнтности. Чем легче человек принимает себя, тем легче он принимает других.

              Препятствие личностному росту, по Роджерсу, возникает в детстве и является нормальным аспектом развития.

    Ребенок с момента осознавания себя сильно зависит от любви и позитивного  её выражения со стороны взрослых.

    Ребенок начинает действовать так, чтобы  получить одобрение и любовь со стороны родителей.

    Ребенок начинает представлять себя как созданного, чтобы удовлетворять потребности других (эгоизм родителей).

    В этом случае происходит частичная потеря собственной  индивидуальности, идентичности - механизм отчуждения от своего собственного Я (по Роджерсу).

    Чрезмерная  зависимость от мнения родителей может  привести к:

  1. Пожизненная зависимость от родителей;
  2. Выбор другого человека как объекта зависимости.

    Ошибка: формирование чрезмерной зависимости от оценки родителей.

    Условия, необходимые для  личностного роста  \ребенка\:

  1. Эмпатия (сопереживание в трудных ситуациях);
  2. Принятие ребенка со всеми его недостатками (видеть ребенка таким, каков он есть, не давать волю чувству неудовлетворенности и желанию изменить его, ребенок не должен опасаться быть отвергнутым);

    Ребенок должен быть уверен в том, что к  нему положительно относятся независимо от его успехов и неудач. Не надо сравнивать ребенка с другими  детьми, вызывая болезненное чувство неадекватности, неудачника.

  1. Искренность, неподдельность в общении (конгруэнтность)с ограничением агрессивности со стороны родителей.

     Должно ограничиваться раздражение. Я предъявляю все чувства по поводу проблемной ситуации. Основное препятствие, мешающее общению, - это наша естественная тенденция оценивать. Оценка – блокирует диалог.

    Умение  слушать другого человека – трудная  задача, ибо слушая другого человека  вы «растворяетесь» в нем, вас меньше, чем другого.

    Активное  слушание предполагает обратную связь.

    Безоценочная  обратная связь – оценка, которая дается максимально доброжелательно. Взаимодействие с другими людьми дает возможность открыть свое Я. Больше принятия – меньше защитных искажений.

    Принципы  построения длительных близких отношений (на примере брака):

    «Наилучшие  браки заключаются между людьми, которые конгруэнтны сами и способны на подлинное принятие других» К. Роджерс.

    Основные  элементы отношений:

  1. Постоянно поддерживаемое обязательство.

    Брак  должен рассматриваться не как контракт, а как продолжающийся процесс.

    Отношения – это работа как ради своего удовлетворения, так и для удовлетворения другого. Это процесс постоянно изменяющийся.

  1. Открытое общение и выражение чувств (ограничение агрессии).

    Роджерс настаивал на полном, открытом общении.

    Две фазы общения:

    - выражение  эмоций;

    - открытость к переживанию ответа (готовность принять непонимание, враждебное чувство).

      Необходимо устанавливать и поддерживать этот уровень взаимодействия, а не быть всего лишь вежливым, тактичным.

  1. Непринятие ролей.

    Проблема  развивается из попыток удовлетворить желания других (отчуждение).

    Если  брак основан на нереалистичных ожиданиях (экспектациях) и образах себя и  другого, то такой брак внутренне  неустойчив.

  1. Способность разделить образ жизни партнера.

    Попытка обнаружить и принять собственную  полную природу. Если я могу быть реальным, то есть могу позволить себе выражать весь спектр чувств (гнев, страх, любовь), жить по своим ценностям, быть достаточно свободным, то я смогу помочь моему партнеру следовать своим собственным путем, который я смогу разделить и принять.

    Людям лучше  решать самим, что им следует делать с поддержкой других, чем если другие решают за них.

    Эмпатическое  понимание – проникновение в частный, субъективный мир другого через сопереживание и проверка правильно ли наше понимание его позиций и переживаний. Эмпатическое понимание проверяется обратной связью, спрашивая другого правильно ли его поняли.

    Полно функционирующая  личность (самость) постоянно изменяется.

    Свойства:

    - открытость  опыту, то есть способность  полностью проживать и реализовываться в каждом моменте жизни;

    - доверие  внутренним побуждениям, интуиции.

    Такая личность постоянно находится в процессе самоактуализации.

    Роджерс отрицает, что человек по природе  агрессивен и считает, что каждый человек имеет в себе способность понимать и различать факторы своей жизни, которые приносят ему несчастье и боль, и способен преодолеть эти факторы самостоятельно.   


Информация о работе Концепция здоровья в гуманистической психологии