Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 10:43, курс лекций
Подход базируется на предположении о том, что люди используют свой опыт для определения себя (кто я? какой я?);
Поле опыта – уникально для каждого, включает в себя события, факты, ощущения, воздействия. Это частный субъективный мир, который никогда полностью не соответствует реальности.
Концепция здоровья в гуманистической психологии
Карл Роджерс.
Основные понятия
Подход базируется на предположении о том, что люди используют свой опыт для определения себя (кто я? какой я?);
Поле опыта – уникально для каждого, включает в себя события, факты, ощущения, воздействия. Это частный субъективный мир, который никогда полностью не соответствует реальности.
Я - концепция – сознательное и бессознательно представление человека о себе.
Формируется на основе: - прошлого опыта; - опыта настоящего; - ожидание будущего.
Структуры:
Конгруэнтность
и неконгруэнтность
(соответствие и несоответствие).
Конгруэнтность – подлинность, искренность, аутентичность (осознавание без искажения, ограничена по агрессивности, соответствии Я – реального, Я – идеального и Я - социального).
Диагностика зон неконгруэнтности:
- список качеств, которые оцениваются по 10-бальной шкале и выявляется соответствие (или несоответствие - неконгруэнтность) параметров Я - реального и Я – идеального;
- задание: написать то, что в себе ( в Я-реальном) не устраивает (в 2-3 предложениях) и сформулировать – что хотелось бы изменить и что получить в идеале (Я-идеальное).
Маленькие дети, по обыкновению, демонстрируют соответствие Я – реального Я - идеальному, но это чревато проявлением агрессии и эгоизма.
Организмическая самооценка – ощущения в теле, отражающие состояние в конкретной ситуации ( это может быть отношение к человеку или к к-л. делу и т.д.) Напр., «Я не злюсь, меня это не трогает» - при этом напряжение в теле, сжатые кулаки. Или «Мне нет до него дела» - сердце учащенно бьется при встрече с ним.
Психологическое консультирование работает с симптомами неконгруэнтности. Психолог в процессе анализа помогает клиенту осознать свои истинные мотивы, чувства без искажений (защиты).
Неконгруэнтность
может ощущаться как
Иерархия:
- человек,
должен быть способен
- те желания, которые могут быть у человека, также могут являться амбивалентными (несовместимыми: «-», когда человек отрицает свои эмоции и побуждения);
- неконгруэнтность разного рода является механизмом невроза, фрустрации.
Потребность в самоактуализации – потребность в максимальном развитии своих способностей (компетенций) в социально приемлемом русле.
Личностный (психологический) рост.
В гуманистической психологии постулируется позитивный взгляд на природу человека. Личностный рост - естественное движение происходит от конфликта к его разрешению. Личностный рост - это
Препятствие личностному росту, по Роджерсу, возникает в детстве и является нормальным аспектом развития.
Ребенок с момента осознавания себя сильно зависит от любви и позитивного её выражения со стороны взрослых.
Ребенок начинает действовать так, чтобы получить одобрение и любовь со стороны родителей.
Ребенок начинает представлять себя как созданного, чтобы удовлетворять потребности других (эгоизм родителей).
В этом случае происходит частичная потеря собственной индивидуальности, идентичности - механизм отчуждения от своего собственного Я (по Роджерсу).
Чрезмерная зависимость от мнения родителей может привести к:
Ошибка: формирование чрезмерной зависимости от оценки родителей.
Условия, необходимые для личностного роста \ребенка\:
Ребенок должен быть уверен в том, что к нему положительно относятся независимо от его успехов и неудач. Не надо сравнивать ребенка с другими детьми, вызывая болезненное чувство неадекватности, неудачника.
Должно ограничиваться раздражение. Я предъявляю все чувства по поводу проблемной ситуации. Основное препятствие, мешающее общению, - это наша естественная тенденция оценивать. Оценка – блокирует диалог.
Умение слушать другого человека – трудная задача, ибо слушая другого человека вы «растворяетесь» в нем, вас меньше, чем другого.
Активное слушание предполагает обратную связь.
Безоценочная обратная связь – оценка, которая дается максимально доброжелательно. Взаимодействие с другими людьми дает возможность открыть свое Я. Больше принятия – меньше защитных искажений.
Принципы построения длительных близких отношений (на примере брака):
«Наилучшие браки заключаются между людьми, которые конгруэнтны сами и способны на подлинное принятие других» К. Роджерс.
Основные элементы отношений:
Брак должен рассматриваться не как контракт, а как продолжающийся процесс.
Отношения – это работа как ради своего удовлетворения, так и для удовлетворения другого. Это процесс постоянно изменяющийся.
Роджерс настаивал на полном, открытом общении.
Две фазы общения:
- выражение эмоций;
- открытость к переживанию ответа (готовность принять непонимание, враждебное чувство).
Необходимо устанавливать и поддерживать этот уровень взаимодействия, а не быть всего лишь вежливым, тактичным.
Проблема развивается из попыток удовлетворить желания других (отчуждение).
Если брак основан на нереалистичных ожиданиях (экспектациях) и образах себя и другого, то такой брак внутренне неустойчив.
Попытка обнаружить и принять собственную полную природу. Если я могу быть реальным, то есть могу позволить себе выражать весь спектр чувств (гнев, страх, любовь), жить по своим ценностям, быть достаточно свободным, то я смогу помочь моему партнеру следовать своим собственным путем, который я смогу разделить и принять.
Людям лучше решать самим, что им следует делать с поддержкой других, чем если другие решают за них.
Эмпатическое понимание – проникновение в частный, субъективный мир другого через сопереживание и проверка правильно ли наше понимание его позиций и переживаний. Эмпатическое понимание проверяется обратной связью, спрашивая другого правильно ли его поняли.
Полно функционирующая личность (самость) постоянно изменяется.
Свойства:
- открытость
опыту, то есть способность
полностью проживать и
- доверие
внутренним побуждениям,
Такая личность постоянно находится в процессе самоактуализации.
Роджерс отрицает, что человек по природе агрессивен и считает, что каждый человек имеет в себе способность понимать и различать факторы своей жизни, которые приносят ему несчастье и боль, и способен преодолеть эти факторы самостоятельно.
Информация о работе Концепция здоровья в гуманистической психологии