Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2015 в 11:09, реферат
Современная психология охватывает множество областей для изучения, включая человеческое поведение и психические процессы от физиологического уровня до уровня культурного. Психологи изучают человеческие проблемы, которые начинают развиваться ещё до рождения самого человека и преследуют его до самой смерти. Психология связана и исторически, и актуально со всеми основными областями знаний, она не является единым знанием, подчиненным одной теоретической схеме, в ней представлены направления как естественной, так и гуманитарной ориентации. Психология стоит на стыке различных наук, например физики и химии, социологии и истории, и других.
Введение
История психологии
Античность и средние века
XVIII – XIX века
XX век
Психологические концепции
Бихевиоризм
Гештальтпсихология
Психоанализ
Когнитивная психология
Гуманистическая психология
Заключение
Литература
человека, его души и разума. Многие идеи Платона оказали влияние на развитие философских основ представлений о психике, в частности, представление о человеке. Как и у большинства других наук, «дедушкой» психологии справедливо можно назвать Аристотеля. В трактате «О душе» он дал развёрнутый анализ предмета психологического исследования.
Средневековые работы о психологии в Европе были в целом сконцентрированы на вопросах веры и разума, в заметной степени христианскими философами, начиная с Фомы Аквинского, были заимствованы идеи Аристотеля. Из восточных учёных внимание психологическим вопросам уделял Ибн Сина (Авиценна). В 1590 году Рудольф Гоклениус впервые использует термин «психология» для обозначения науки о душе. Его современник Оттон Касман считается первым, кто употребил термин «психология» в современном научном смысле.
Девятнадцатый век стал для психологии веком постепенного зарождения её как научной дисциплины, выделения соответствующих областей из философии, медицины, точных наук.
Эрнст Вебер исследует зависимость интенсивности ощущений от интенсивности вызывающих их стимулов. Герман Гельмгольц исследует нервную систему как основу психики, формулирует представления об «автоматических умозаключениях», лежащих в основе восприятия пространства. Однако главное имя в истории оформления психологии как науки — Вильгельм Вундт. Ученик и соратник Гельмгольца, Вундт в 1879 году открыл первую в мире психологическую лабораторию, в которой проходили исследования феноменов сознания методом интроспекции. Этот год считается годом рождения психологии как науки.
Первая мировая война стимулировала развитие прикладных аспектов психологии, в первую очередь — психодиагностики, так как армии требовалось средство оценки возможностей солдат. Разрабатываются тесты интеллекта (А. Бине, Р.Йеркс).
Психологические концепции
Концепция (от лат. conceptio – понимание, система) –
определённый способ понимания какого-либо
предмета, явления или процесса; основная
точка зрения на предмет; руководящая
идея для их систематического освещения.
На основе концепций возникают научные
теории. В основе теории находится идеализированный
объект — теоретическая модель существующих
связей реальности, представленных с помощью
определённых гипотетических допущений
и идеализаций.
Ценность теории прежде всего в том, что,
объясняя явления, она дает возможность
предсказывать развитие событий в данной
области и предоставляет инструменты
для творческого управления действительностью.
Для психологии это значит описание направлений
и способов решения психологических проблем
отдельных людей и общества в целом.
Основоположником является американский
ученый Джон Уотсон (1878 – 1958), который в
качестве предмета психологии предложил
рассматривать поведение, а душевные явления
считать непознаваемыми при помощи естественнонаучных
методов.
Как писал Уотсон, бихевиорист «не наблюдает
ничего такого, что он мог бы назвать сознанием,
чувствованием, ощущением, воображением,
волей, постольку он больше не считает,
что эти термины указывают на подлинные
феномены психологии». Для познания поведения
вполне достаточно описать само поведение,
выяснить и описать внешние и внутренние
силы, воздействующие на организм, изучить
законы, согласно которым происходит взаимодействие
стимулов и поведения.
В 1930-е годы такие взгляды Уотсона были
смягчены необихевиористами,
прежде всего Эдуардом Толменом (1886
– 1959) и Кларком Халлом (1884 – 1952).
Толмен вел понятие о разумности и целесообразности
поведения. Важнейшими психологическими
феноменами, по Толмену, являются цель,
ожидание, гипотеза, когнитивная картина
мира, знак и его значение. Халл разработал
модель поведения, основанную на реакциях
на разнообразные стимулы. Организм реагирует
на стимулы с помощью врожденных и приобретенных
способов, которые связаны с системой
«промежуточных переменных», опосредующих
это взаимодействие.
Таким образом, бихевиоризм не изучает
сознание человека, полагая, что психология
должна объяснять поведение, исследуя
входящие в организм стимулы и исходящие
поведенческие реакции.
Из этого тезиса исходит теория научения,
в основе которой лежит применение всевозможных
наказаний и подкреплений при необходимости
формирования соответствующих реакций,
благодаря чему теория и до настоящего
времени пользуется популярностью, прежде
всего среди американских психологов
(Беррес Фредерик Скиннер
(1904 – 1990)).
Зародилась
в Германии и распространилась практически
по всей Европе, в том числе и в России,
особенно в предвоенные годы. Это направление
находилось под влиянием таких наук, как
физика и математика.
Яркими представителями являются Курт Левин (1890 – 1947), Макс Вертгеймер (1880 – 1943), Вольфганг Келер (1887 –
1967) и др.
Гештальтпсихология изучает не явления,
а структуру связей, поэтому иногда ее
называют структурной психологией. Целостные
структуры (гештальты) в принципе не выводимы
из образующих их компонентов, им присущи
собственные характеристики и законы,
в частности, «закон группировки», «закон
отношения» (фигура/фон). Построение сложного
психического образа происходит в инсайте
— особом психическом акте мгновенного
схватывания отношений (структуры) в воспринимаемом
поле.
Гештальтпсихология возникла из исследований
восприятия. В центре её внимания — характерная
тенденция психики к организации опыта
в доступное пониманию целое. Например,
при восприятии букв с «дырами» (недостающими
частями) сознание стремится восполнить
пробел, и мы узнаём целую букву.
Левин считал, что поведение личности
можно понять, лишь исходя из целостной
ситуации, в которой эта личность оказывается.
Среда же определяется субъективным восприятием
действующих в ней людей.
Гештальтпсихология изменила прежнее
воззрение на сознание, доказывая, что
его анализ призван иметь дело не с отдельными
элементами, а с целостными психическими
образами. Гештальтпсихология выступила
против ассоциативной психологии, расчленяющей
сознание на элементы.
В качестве основного закона группировки
отдельных элементов был постулирован
закон прегнантности (одно из ключевых
понятий гештальтпсихологии, означающее
завершенность гештальтов, приобретших
уравновешенное состояние, «хорошую форму»).
Разработан
австрийским психологом и психиатром Зигмундом Фрейдом (1856 – 1939), поэтому
иногда называется «фрейдизм». Основывая
научное теоретическое направление в
психологии, Фрейд исходил из анализа
своей богатой психотерапевтической практики,
тем самым как бы возвращая психологии
ее изначальный предмет: проникновение
в сущность души человека.
Основополагающими понятиями психоанализа
являются сознание и бессознательное.
Именно бессознательному отводится значительная
роль в регуляции деятельности и поведения
человека. Бессознательные представления
с трудом переходят в сознание, практически
оставаясь неосознанными вследствие работы
двух механизмов — механизмов вытеснения
и сопротивления.
Фрейд выделял три слоя психики: Ид (оно)
– бессознательная, иррациональная часть
психики, Эго (я) – осознаваемая часть
психики, находится в контакте с окружающим
миром посредством восприятия, реагирует
на воздействия окружения, Суперэго (сверх-я)
– часть психики, сформированная под влиянием
сообщества и включающая совесть, стыд
и т.п.
Цензура со стороны сознания подавляет
бессознательные влечения, но они «прорываются»
в виде оговорок, описок, забываний неприятного,
сновидениях, невротических проявлениях.
Человеческие конфликты порождены преимущественно
противоречием запросов индивида и культурных
запросов сообщества.
Психоанализ получил широкое распространение
не только в Европе, но и в США, где популярен
и до настоящего времени.
В первые годы советской власти это направление
было также востребовано и в нашей стране,
но в 1930-е годы на общем фоне ограничения
психологических исследований репрессиям
подверглось и учение Фрейда. Вплоть до
1960-х годов психоанализ изучался лишь
с критических позиций. Только со второй
половины ХХ столетия интерес к психоанализу
вновь возрос, причем не только в России,
но и во всем мире.
Возникла
на основе развития информатики и кибернетики.
Представители когнитивной школы — Жан Пиаже (1896 – 1980), Ульрик Найссер (1928), Джером Сеймур Брунер (1915), Ричард Аткинсон (1929) и
др.
Для когнитивиста познавательные процессы
человека выступают аналогом вычислительной
машины. В отличие от фрейдистов, когнитивисты
утверждают, что все психические явления
суть явления познавательные и могут быть
описаны в терминах логики познания и
процессов переработки информации.
Главное — понимать, как человек познает
окружающий мир, a для этого следует изучить
способы формирования знаний, как возникают
и развиваются познавательные процессы,
какова роль знаний в поведении человека,
как эти знания организованы в памяти,
как функционирует интеллект, как соотносятся
слово и образ в памяти и мышлении человека.
В качестве основного понятия когнитивной
психологии используется понятие «схема»,
которая представляет собой план сбора
и переработки информации, воспринимаемый
органами чувств и сохраняющийся в голове
человека. Схема выступает как механизм
осуществления семейства сходных действий.
Взаимодействие схем определяет динамику
протекания когнитивных процессов.
Основной вывод, к которому пришли представители
этого направления, заключается в том,
что во многих жизненных ситуациях человек
принимает решения, опосредованные особенностями
мышления.
Ее
виднейшие представители Гордон Олпорт (1897 – 1967), Генри Мюррей (1893 – 1988), Карл Роджерс (1902 – 1987), Абрахам Маслоу (1908 – 1970) предметом
психологических исследований считают
здоровую творческую личность человека.
Целью такой личности является не потребность
в гомеостазе, как считает психоанализ,
а самоосуществление, самоактуализация,
рост конструктивного начала человеческого
«Я». Человек открыт миру, наделен потенциями
к непрерывному развитию и самореализации.
Любовь, творчество, рост, высшие ценности,
смысл — именно эти и близкие им понятия
характеризуют базисные потребности человека.
Одно из направлений гуманистической
психологии – логотерапия, разработанная Виктором Франклом (1905 – 1997). Основным
двигателем поведения и развития личности
является стремление человека к поиску
и реализации смысла своей жизни. Отсутствие
смысла жизни или невозможность его реализовать
порождает состояние экзистенциального
вакуума и экзистенциальной фрустрации,
выступающее причиной так называемых
ноогенных неврозов, связанных с апатией,
депрессией и утратой интереса к жизни,
а также со стремлением к минимизации
внутреннего напряжения. Попросту говоря,
при отсутствии интереса к жизни человек
испытывает скуку, предается пороку, его
поражают тяжелые неудачи.
Информация о работе История психологии. Психологические концепции