Гендерная социализация

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 19:59, доклад

Краткое описание

Раздел «Гендерная социализация» – один из наиболее важных в процессе преподавания курсов «Гендерная психология» и «Социология гендерных отношений». Важность и значение этой темы обуславливается тем, что в ходе ее рассмотрения студенты не только обращаются к анализу глубинных механизмов «конструирования гендера», но и учатся вырабатывать критическое отношение к ряду положений традиционной психологии и социологии пола, а также к собственным представлениям о роли мужчин и женщин в обществе.

Файлы: 1 файл

Gender_sotsializatsia.doc

— 214.00 Кб (Скачать)

С. Бэм подчеркивала, что теория гендерной схемы – это теория процесса, а не содержания. Полотипизированные индивиды отличаются от других индивидов не степенью женственности или мужественности, а по тому, в какой степени их Я-концепция и поведение организованы на основе гендерной схемы.

 

Какие условия способствуют утверждению в сознании и Я-концепции гендерной схемы?

1. Это те условия, при которых  категория «пол» становится приоритетной  над другими социальными категориями  в процессе познания окружающей  действительности. Социальный контекст  делает категорию «пол» значимой  частью большой ассоциативной  схемы, то есть идеология и практика культуры создают ассоциации между этой категорией и широким спектром других категорий поведения, характеристик.

2. Условия, при которых социальный  контекст определяет данную категорию  как имеющую широкое функциональное  значение. Иными словами, создает множество институтов, норм, табу, разделяющих людей, и организует поведение и отношения на этой основе.

Почти во всех обществах растущего ребенка обучают двум важным вещам, связанным с полом: во-первых, сети связанных с полом ассоциаций, которые действуют как когнитивная схема; во-вторых, тому, что дихотомия мужского и женского имеет место практически в любой области человеческого опыта. Отсюда представители теории гендерных схем считают, что дети, скорее всего, были бы менее гендерно-схематизированными и, следовательно, поло-типизированными, если бы общество ограничивало ассоциативную сеть, связанную с полом, и перестало настаивать на функциональной значимости гендерной дихотомии.

 

Как воспитывать гендерно не схематизированных детей?

С. Бэм предлагает две стратегии.

Первая состоит в том, чтобы объяснить детям различия между полами не на основе внешних признаков (одежда, стиль поведения), а на основе биологических факторов. Объясняя детям, что мужчины и женщины имеют анатомические и репродуктивные различия, родители ограничивают функциональную значимость пола и тем самым тормозят процессы гендерной схематизации.

Вторая стратегия состоит в том, чтобы дать детям альтернативную схему, с помощью которой они будут перерабатывать социальную информацию и интерпретировать культурные ассоциации, когда культура им их предложит. Альтернативная схема помогает человеку выстроить сопротивление против уроков доминантной культуры и позволяет оставаться асхематичным, даже живя в гендерно-схематизи-рованном мире. В качестве вариантов альтернативных схем могут быть использованы следующие схемы: 1) акцентирование индивидуальных различий, а не половых (не девочки любят наряжаться, а Маша любит наряжаться); 2) сравнение во временном аспекте ситуаций, отражающих наличие дискриминации по признаку пола (акцент на уменьшении явлений сексизма в западных странах в последние годы); 3) анализ проявления культурного релятивизма – информирование о по-лоролевых предпочтениях, существующих в разных культурах и отличающихся от традиционных западных стандартов (в Африке наряжаются и украшают себя мужчины, а не женщины).

 

 

Психологические механизмы и способы гендерной социализации

 

Психологическими механизмами гендерной социализации являются: процесс идентификации (психоаналитическая теория); социальные подкрепления (теория социального научения и половой типизации); осознание, понимание половой социальной роли (теория когнитивного развития); социальные ожидания (новая психология пола), гендерные схемы (теория гендерной схемы). В отдельности каждый их этих механизмов вряд ли может объяснить гендерную социализацию.

 

Американский социолог Рут Хартли выделяет четыре основных способа конструирования взрослыми гендерной роли ребенка: социализация через манипуляции, вербальная апелляция, канализация, демонстрация деятельности.

Пример первого процесса: озабоченность матери внешностью ребенка-девочки, второго – частые обращения в стиле «ты моя красавица», подчеркивание ее привлекательности. Ребенок приучается смотреть на себя глазами матери, а вербальная апелляция усиливает действие ма-нипулятивного процесса. Девочка получает представление о том, что внешний вид, красивая одежда – это очень важно. «Канализация» означает направление внимания ребенка на определенные объекты, например, на игрушки, соответствующие игре в «дочки-матери» или просто имитирующие предметы домашнего обихода. Дети часто получают знаки социального одобрения за игру с игрушками, «соответствующими своему полу». «Демонстрация деятельности» выражается, например, в том, что от подрастающих девочек гораздо чаще, чем от мальчиков, требуют помощи по дому. То есть девочки учатся вести себя, действовать «как мама», мальчики – «как папа» [9, с. 70].

Содержание данного занятия, прежде всего, направлено на актуализацию собственного опыта студентов на этапе ранней гендерной социализации. В процессе этой работы студенты попытаются понять способы и механизмы конструирования собственной гендерной идентичности.

 

 

  • Практика:

  • Знакомство с текстом «Пример ранней гендерной социализации»

  • Преподаватель зачитывает студентам текст «Пример ранней гендерной социализации» (см. ниже – Приложение).

    Для анализа текста студентам надо ответить на следующие вопросы:

    • Какие установки восприятия внука и внучки отражены в высказываниях дедушки и бабушки?

    • Какой психологический механизм гендерной социализации будут активно использовать дедушка и бабушка (участники описанной ситуации) при организации взаимодействия со своими внуками?

     

  • Приложение. Пример ранней гендерной социализации1

  • Два только что родившихся младенца лежат в палате роддома. Один, мальчик, закутан в голубое одеяло, другая, девочка, в розовом одеяле. Каждому ребенку лишь несколько часов от роду, и на них впервые смотрят бабушка и дедушка мальчика. Разговор между ними идет следующим образом.

     

    Бабушка: Это он – наш первый внук, мальчик!

    Дедушка: Правда, он здоровый маленький парень? Посмотри на его кулачок. Этот парень станет настоящим маленьким драчуном. (Дедушка улыбается и демонстрирует боксерский удар своему внуку.) Молодчина!

    Бабушка: Мне кажется, он похож на тебя. У него точно твой подбородок. Ой, смотри, он собирается заплакать.

    Дедушка: Да – только послушай, какие легкие. Он станет отличным парнем.

    Бабушка: Бедняжка, он все еще плачет.

    Дедушка: Ничего. Ему это полезно. Он упражняется, и это развивает его легкие.

    Бабушка: Пойдем, поздравим родителей. Я знаю, они беспокоятся о маленьком Джоне. Они хотели первого мальчика.

    Дедушка: И они были уверены, что будет мальчик, он толкался и пинался еще до рождения.

    Когда они уходят поздравить родителей, появляются бабушка и дедушка второго ребенка. Между ними происходит следующий диалог.

    Бабушка: Вот она... единственная в розовом одеяльце! Разве она не прелестна?

    Дедушка: Да – и такая маленькая. Посмотри, какие у нее маленькие пальчики. Ой, смотри, она пытается сжать кулачок.

    Бабушка: Какая милая... Ты знаешь, мне кажется, что она немного похожа на меня.

    Дедушка: Да, вроде бы сходство есть. У нее твой подбородок.

    Бабушка: Смотри, она собирается заплакать.

    Дедушка: Может, нам лучше позвать медсестру присмотреть за ней, или сменить пеленки, или еще что-нибудь.

    Бабушка: Да, давай. Бедная маленькая девочка. (Кребенку.) Сейчас, сейчас, мы поможем тебе.

    Дедушка: Пойду, найду медсестру. Я не могу стоять и смотреть, как она плачет...

    Бабушка: Хм, я удивлюсь, если они захотят еще одного ребенка. Я знаю, лучше бы, если бы был сын, Джон, но маленькая Джоанна хорошенькая и здоровая. В общем, это единственное, что имеет значение.

    Дедушка: Они еще достаточно молоды, чтобы завести множество детей. Я так рад, что она здорова.

    Бабушка: Во всяком случае, я не думаю, что они были удивлены, когда родилась девочка... она вела себя так тихо.

    Контраст между двумя диалогами столь разителен, что можно подумать, будто они выдуманы. На самом деле это воспроизведение реальных разговоров, записанных в роддоме. Самый первый вопрос, обычно задаваемый родителями: это мальчик или девочка? Наше восприятие других людей в большой мере зависит от их пола.

  • Приложение 1

  • Темы для дискуссий

  • Тема 12

  • В свое время в советских школах отменили раздельное обучение из-за того, что при нем не удается использовать задатки женского ума. В результате девочки получают заниженный уровень образования и оказываются невостребованными в обществе, где правят мужчины. Но оказалось, что совместное обучение отрицательно сказывается на детской психике. Особенно «страдают» мальчики. Так считает Галина Козловская, доктор медицинских наук, заведующая отделом Центра психического здоровья.

    Женский и мужской организмы устроены по-разному. У них разный обмен веществ, разные характеристики поведения. Женщине, например, свойственны нежность, грациозность, мягкость, уступчивость. Мужчине, напротив, присущи азартность, решительность, резкость, удаль и так далее. Совместное же обучение делает половую ориентацию смешанной. Феминизирует мужчин и омужествляет женщин. У девочек появляется стремление играть мужскую, доминирующую роль, а мальчики соглашаются на второстепенную, роль ведомого.

    Другая проблема в том, что в школе сейчас преподают в основном женщины. И это крайне отрицательно сказывается именно на мальчиках. Они вынужденно перенимают женский тип поведения.

    Поэтому очень важно, чтобы в классах для мальчиков преподавали учителя-мужчины. Ведь даже в семье пацан может надерзить матери, не слушать ее, но беспрекословно подчиняется отцу. Аналогичную картину мы наблюдаем и в школе. Например, учительница разрывается, а у мальчишки на его скучающей физиономии написано: «Да кто ты такая, чтобы на меня орать?» А учителю-мужчине часто даже голоса повышать не надо – мальчишки и так его слушаются. Если же он вдобавок интересно ведет уроки, – ученики вообще смотрят ему в рот и ходят за ним следом. Так что раздельное обучение (при условии, что в мальчиковые классы придут преподавать мужчины) может способствовать существенному улучшению школьной дисциплины.

    Одна из самых распространенных педагогических ошибок – установка на послушность ребенка, на то, чтобы он был малозаметен, молчалив, не мешал. Но мальчики, как правило, совсем другие. Они более шумные, подвижные, активные. Находясь же в ситуации педагогического давления, когда нужно тридцать пять – сорок минут просидеть в однообразной позе, не вертеться, не разговаривать, они испытывают стресс.

    На мальчика, который на уроке вертится, прикрикивают, он нервничает и от этого еще хуже усваивает материал. Ему пишут замечание в дневник. Он приходит домой, где его тоже ждет за это наказание. Потом родителям выговаривают, что они неправильно воспитывают ребенка и вообще он умственно недоразвит. Мальчик начинает заниматься с репетиторами. В результате еще меньше отдыхает и зарабатывает школьный невроз. В 90 процентах случаев он наблюдается именно у мальчиков.

    При раздельном обучении этого стресса можно избежать. Например, уроки для мальчиков сделать короче, грамотно чередовать физическую и умственную нагрузку. Даже посреди урока давать им возможность подвигаться. Ведь сейчас очень многие дети страдают двигательной расторможенностью из-за минимальной мозговой дисфункции. И это опять-таки чаще бывают мальчики.

    А в смешанных классах от ребят требуют, чтобы они даже на переменах ходили по струнке. Это же совершенно неприемлемо! Нормальному мальчику, отсидевшему урок, просто необходимо попрыгать по коридору, побороться, повозиться с товарищами. А девочки начинают им подражать, перенимают мальчишечьи привычки. Хотя им-то это совершенно не нужно. У них должен быть другой тип поведения – более степенный, скромный.

    Есть и еще один аспект.

    В Начальных классах девочки лучше учатся за счет аккуратности, большей собранности, лучшего почерка и т. п. У мальчиков же на этом фоне формируется комплекс неуспешности.

    Так что еще и поэтому раздельное обучение целесообразней. Пусть мальчик будет равным среди равных.

     

  • Тема 23

  • Новый учебный год преподнес российским детям много сюрпризов: в ряде школ начат эксперимент по переходу на 12-летнее обучение. Тем самым Москва подстраивается под Европу. До сих пор дети учились в средней школе по 11 лет. В скором времени будут введены единые правила проведения вступительных экзаменов в высших и средних специальных учебных заведениях, которые сейчас очень разные. Это делается для того, чтобы уравнять шансы всех абитуриентов, независимо от их места жительства.

    В республике Татарстан первоклашки теперь учатся писать латинскими буквами. В Татарстане еще в конце 1990-х годов было решено провести реформу языка, так как многочисленные гласные звуки татарского, родственного турецкому языку, не могут быть адекватно переданы кириллицей – алфавитом, который был создан для богатых согласными звуками славянских языков. Но, безусловно, самый спорный эксперимент проводится в южном российском регионе – на Ставрополье: там, как до революции 1917 года, юноши и девушки снова учатся в разных школах. При этом юноши углубленно изучают естественные науки и много занимаются спортом, а для девушек предусмотрены домоводство и вышивание. «Инициатива», вроде как, исходит с самого верха. Девушки боятся, что в женских школах установится диктат потенциальных фотомоделей и модных фирменных шмоток. Юноши в мужских школах, вполне возможно, будут страдать от тирании агрессивных лидеров. Подростки должны учиться вместе вне зависимости от пола, считает большая часть российского общества: это воспитывает толерантность, считает проректор Московского городского психолого-педагогического института при департаменте образования Московского правительства Елена Борисова. Поэтому она настаивает не только на смешанных классах, но и на приеме детей с физическими недостатками в «нормальные» школы, – а это требование для российского общественного мнения граничит с провокацией. В Московском министерстве образования полагают, что дефицит учителей-мужчин можно сократить путем «серьезного увеличения зарплаты». Однако недостающие штатные единицы могут быть заполнены только путем создания нового поколения учителей. Большинство мам и пап, напротив, приветствует новшество. Большая часть родителей первоклассников высказалась в этом году за раздельное обучение.

     

  • Приложение.

  • Ситуация: мальчик просит купить ему куклу

  • Информация о работе Гендерная социализация