Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 00:51, курсовая работа
Цель работы:
-теоретическое обоснование и диагностическое исследование уровня нравственной воспитанности младших школьников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-осуществить анализ научной литературы по проблеме исследования;
-рассмотреть психолого-педагогические характеристики младшего школьного возраста и раскрыть особенности нравственного воспитания в младшем школьном возрасте;
Введение
Глава 1. Теоретические основы воспитания нравственности у детей младшего школьного возраста
1.1Исторический аспект проблемы формирования представлений о нравственности……………………………………………………………………7
1.2 Сущность нравственного воспитания……………………………….11
1.3 Способы организации нравственного воспитания в процессе учебной деятельности…………………………………………………………...19
1.4 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………...23
1.5 Особенности нравственного воспитания младших школьников………………………………………………………………………27
Вывод по 1 главе…………………………………………………………..31
Глава 2. Диагностическое исследование уровня нравственной воспитанности младших школьников с задержкой психического развития
2.1Исследование развития нравственного сознания младших школьников с ЗПР……………………………………………………………….34
2.2 Рекомендации по воспитанию нравственности и социальной сензитивности у детей младшего школьного возраста с ЗПР………………...39
Вывод по 2 главе…………………………………………………………..42
Заключение………………………………………………………………..43
Список литературы……………………………
Упражнение 3. «Здравствуй»
Упражнение направлено на развитие опыта
дружеского взаимодействия с напарниками по общению.
Учитель предлагает учащимся, сидя на
своих местах, занять позицию мышечного
расслабления и приготовиться к сеансу
чувственного фантазирования. Затем учитель
начинает сеанс.
Начинаем сеанс с чувственного фантазирования.
Вообразите и представьте себе, что ваш
сосед справа - ваш старый друг, которого
вы очень любите и которого долгое время
не видели.
Сейчас вы с ним встретились на этом занятии.
Мысленно представьте, как бы вы выразили
дружескими словами и выражениями восторг
от радости, которую вы испытываете от
этой встречи. Запомните все, что вам хотелось
сказать и делать своему другу.
Завершаем сеанс. Вы хорошо запомнили
свои переживания и желания. Теперь разбейтесь
по парам и постарайтесь выразить свою
симпатию и восторг своему партнеру по
паре. Сначала один из вас высказывает
и проявляет свои дружеские симпатии,
затем другой. Начинаете высказывать свою
радость от встречи с другом словами: Здравствуй!
Я так рад видеть тебя. Ты во мне вызываешь
чувство.... Говоря эти слова, старайтесь
выражать свои приятные переживания с
помощью интонации, жеста и улыбки. (Импровизация
детей, разбитых на пары)
Структура упражнений по активизации нравственных категорий «нравственно - безнравственно».
Упражнение 1 - 11
«Нравственно - это когда ко
мне..., безнравственно - это когда ко мне...»
Этот тип упражнений построен
на основе метода рефлексии и
интериоризации понятий и группового
анализа понятий, и использует неоконченное
предложение «... - это когда по отношению
ко мне проявили...».
Вторая задача этого упражнения - это
обобщить и запомнить содержание данного
понятия. Важной особенностью упражнения
является то, что групповой анализ выбранной
в упражнении нравственной категории
учитель начинает с отрицательного компонента
категориальной пары. Через этот тип упражнения
проводятся 11 нравственных категорий.
Поэтому упражнение обозначается цифрами
1-11. Его задача - дать возможность детям
осмыслить все грани и оттенки каждой
нравственной категории, выявив их особенности
через свои личные ситуации и осмыслив
их проявления как нравственное или безнравственное
отношение к ним персонально.
Упражнение 12 - 22
«Нравственно - это когда я...,
безнравственно - это когда я...»
Этот тип упражнения построен на основе
метода рассудочно-чувственной медитации.
Его первая задача - дать возможность
детям пережить и осмыслить социальное
значение нравственной категории, ее появление
не только по отношению к ним персонально,
но и их нравственных или безнравственных
действий по отношению к другим.
Вторая задача упражнения - это превратить
данную категорию в оценочную
бирку, т.е. в привычное оценочное слово, характеризующее
свое и чужое поведение.
Существенным компонентом упражнения
является констатация результата на основе
неоконченного предложения«Нравственно
- это когда я ...: безнравственно - это когда
я ...».
Важной особенностью упражнения является
то, что чувственно-логический анализ
выбранной в упражнении нравственной
категории учитель начинает с отрицательного
компонента категориальной пары.
Через этот тип упражнения проводятся
11 нравственных категорий, продолжая предыдущую
серию упражнений. Поэтому упражнение
обозначается цифрами 12-22.