Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 00:51, курсовая работа
Цель работы:
-теоретическое обоснование и диагностическое исследование уровня нравственной воспитанности младших школьников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-осуществить анализ научной литературы по проблеме исследования;
-рассмотреть психолого-педагогические характеристики младшего школьного возраста и раскрыть особенности нравственного воспитания в младшем школьном возрасте;
Введение
Глава 1. Теоретические основы воспитания нравственности у детей младшего школьного возраста
1.1Исторический аспект проблемы формирования представлений о нравственности……………………………………………………………………7
1.2 Сущность нравственного воспитания……………………………….11
1.3 Способы организации нравственного воспитания в процессе учебной деятельности…………………………………………………………...19
1.4 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………...23
1.5 Особенности нравственного воспитания младших школьников………………………………………………………………………27
Вывод по 1 главе…………………………………………………………..31
Глава 2. Диагностическое исследование уровня нравственной воспитанности младших школьников с задержкой психического развития
2.1Исследование развития нравственного сознания младших школьников с ЗПР……………………………………………………………….34
2.2 Рекомендации по воспитанию нравственности и социальной сензитивности у детей младшего школьного возраста с ЗПР………………...39
Вывод по 2 главе…………………………………………………………..42
Заключение………………………………………………………………..43
Список литературы……………………………
Элементарной формой требования
являются нравственные нормы.
Посредством предъявления норм в обществе
предписывается или же запрещается поведение
определенного типа. Следующий уровень
морального сознания - нравственное качество.
Когда у индивида сформировались определенные
нравственные качества, конкретные предписания
или запрещения определенных действий
в сознании не фиксируются, поскольку
человек способен самостоятельно принимать
решения. Еще более обобщенно моральное
сознание отражается в понятии «нравственный
принцип», в котором обозначаются выработанные
в моральном сознании общества требования,
касающиеся нравственной сущности человека,
его назначения и которые служат основанием
для частных норм поведения (И.С.Кон, И.Л.Зеленкова,
А.А. Гусейнов).
Наконец, наиболее абстрактный
слой морального сознания отражается
в понятии "нравственной ценности".
Обобщенные представления о чем-то предпочитаемом
называются ценностями, на них ориентированы
нормы и принципы, подчиняющие поведение
человека. Понятие ценности является высшим
результатом развития потребностей человека.
Ценности являются наиболее высоким уровнем
мотивации поведения по сравнению с потребностями,
которые составляют ее низший, элементарный
уровень. "На первый план выступает
не то, что безусловно необходимо, без
чего нельзя существовать ( эта задача
решается на уровне потребностей), не то
что выгодно с точки зрения материальных
условий бытия ( это уровень действия интересов),
а то, что должно, что соответствует представлению
о назначении человека, его достоинстве,
те моменты в мотивации поведения, в которых
проявляется самоутверждение и свобода
личности." [ 22, с.16].
По сравнению
с интересом, который представляет собой
утверждение единичного во всяком общем
деле, ценность — это утверждение всеобщего
в деятельности индивида. Существует понятие
высшей ценности, которая обладает свойствами
безусловности (абсолютности), то есть
независящей от преходящих обстоятельств
и универсальности, то есть должна быть
принята каждой личностью. Эту высшую
ценность также называют идеалом [12, с.230].
С точки зрения современных психологов
и педагогов, именно усвоение общечеловеческих
идеалов и ценностей, понимание их абсолютного
и универсального характера должно стать
перспективной целью в воспитательной
работе с детьми. Особое значение при этом
получает система ценностных ориентаций.
Ценностные ориентации индивида имеют решающее значение в регуляции его поведения. Если в системе ценностных ориентации существует непоследовательность, противоречия в иерархии ценностей, то человек способен изменить своим высоким идеалам под внешним давлением или из-за эгоистических интересов. И наоборот, целостная, осмысленная иерархия ценностей обеспечивает последовательность в поведении, верность выбранной цели, несмотря на обстоятельства [22, 203]. Содержание ценностных ориентаций (мировоззренческие, нравственные убеждения, глубокие и постоянные привязанности, нравственные принципы поведения) является элементом саморегуляции деятельности личности. Благодаря тому, что мораль пронизывает все сферы жизнедеятельности человека, любые действия имеют определенное нравственное значение.
Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли, то есть мотивом нравственного поведения. В психологической литературе понятие о мотиве трактуется по-разному. Мы считаем, что задача учителя формировать у младшего школьника именно устойчивые осознаваемые причины поведения, поэтому мы будем пользоваться определением, которое дает Немов Р.С.: «мотив – это внутренняя устойчивая психологическая причина поведения человека».[11, с.66] Отметим так же, что мотивами поведения могут являться взгляды, убеждения, понятия человека о нравственности. Термином «мотивация» в современной психологии обозначаются два психических явления:
совокупность побуждений, вызывающих и определяющих активность индивида, то есть систему факторов, детерминирующих поведение, процесс образования, формирования мотивов, характеристику процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.
Мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со временем становятся чертами личности. Для правильной организации своей работы учителю необходимо знать, как формируется мотивация личности. Существует два механизма. Первый заключается в том, что стихийно сложившиеся или специально организованные воспитателем условия учебной и трудовой деятельности и взаимоотношений, избирательно актуализируют отдельные ситуативные побуждения, которые при систематической актуализации постепенно переходят в устойчивые мотивационные образования. Это механизм формирования мотивации личности «снизу вверх».
Второй механизм - «сверху вниз» заключается в усвоении воспитуемым предъявляемых ему в готовой форме побуждений, идеалов, содержания направленности личности, которые по замыслу воспитателя должны у него сформироваться и которые сам воспитуемый должен постепенно превратить из внешне понимаемых во внутренне принятые и реально действующие. Полноценное формирование мотивационной системы личности должно включать в себя оба механизма.
О нравственности человека
обычно судят по его поведению, но
поведение – понятие весьма широкое и
охватывает все стороны жизнедеятельности
личности. Поэтому для раскрытия его нравственной
сущности необходимо выделить какую-то
наименьшую единицу, которая сохраняла
бы свойства целого. Такой наименьшей
единицей поведения может служить поступок.
Под поступком понимают какое-либо действие
или состояние человека, при условии, что
оно рассматривается во взаимосвязи с
порождающими его целями, мотивами и намерениями
личности. Под нравственным поведением
понимают совокупность поступков человека,
выделяя при этом внешние действия и внутреннюю
обусловленность поступков, то есть их
мотивацию, переживание.
Нравственное поведение характеризуется
не только поступком, но и системой нравственных
привычек. Нравственная привычка – это
способность и умение произвести действие
не только без особого на то контроля,
но и в силу выработанной потребности
в данной деятельности. Нравственное поведение
характеризуется тем, что оно у каждого
определяется сознательным выбором тех
или иных действий. Поведение нравственно,
если человек взвешивает, продумывает
свои действия, поступает со знанием дела,
выбирая единственно возможный, верный
путь решения стоящей перед ним проблемы.
Нравственное поведение личности имеет
следующую последовательность: жизненная
ситуация – порождаемое ею нравственно
- чувственное переживание – нравственное
осмысление ситуации и мотивов поведения,
выбор и принятие решений - волевой стимул
– поступок.
Важнейшим
средством нравственного воспитания является
использование созданных в культуре на
разных этапах исторического развития
нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного
поведения, к которому стремится человек.
Специфической особенностью процесса
нравственного воспитания следует считать
то, что он длителен и непрерывен, а результаты
его отсрочены во времени.
Существенным
признаком процесса нравственного воспитания
является его концентрическое построение:
решение воспитательных задач начинается
с элементарного уровня и заканчивается
более высоким. Для достижения целей используются
все усложняющиеся виды деятельности.
Этот принцип последовательности реализуется
с учетом возрастных особенностей учащихся.
[4, с.386] Процесс нравственного воспитания
динамичный и творческий: учителя постоянно
вносят в него свои коррективы, направленные
на его совершенствование.
Понятие
нравственное воспитание всеобъемлюще.
Именно поэтому нас заинтересовали мнения
о содержательной стороне воспитания
нравственности выдающихся педагогов
– теоретиков и педагогов - практиков,
разработавших авторские воспитательные
системы.
В.А.Сухомлинский акцентировал внимание на том, что сердцевиной нравственного воспитания является развитие нравственных чувств личности. Он говорил: если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».[20, c.29].
По И.Ф.Харламову
содержание нравственности заключается
в следующем:
-в отношении к Родине (патриотизм) – любовь к своей стране, истории, обычаям, языку, желание стать на ее защиту, если это потребуется,
-в отношении к труду (трудолюбие) – предполагает наличие потребности в созидательной трудовой деятельности и ее, понимание пользы труда для себя и общества, наличие трудовых умений и навыков и потребность в их совершенствовании,
-в отношении к обществу (коллективизм)
– умение согласовывать свои желания
с желаниями других, умение координировать
свои усилия с усилиями других, умение
подчинятся и умение руководить,
-в отношении к себе – уважение себя при
уважении других, высокое сознание общественного
долга, честность и правдивость, нравственная
чистота, скромность, человеколюбие или
гуманность.
Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. «Нравственная воспитанность – это устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения, культура отношений и общения в условиях здорового детского коллектива.
Л.А.Григорович рассматривает содержание нравственного воспитания через гуманность. «Гуманность – это интегральная характеристика личности, включающая комплекс ее свойств, выражающих отношение человека к человеку. Как качество личности гуманность формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми и проявляется во внимательности и доброжелательности, умении понять другого человека, в способности к сочувствию, сопереживанию, в терпимости к чужим мнениям, верованиям, в готовности прийти на помощь другому человеку». [6. c.104]
Особой воспитательной силой
обладает пример гуманного отношения
учителя к ученикам. Другое средство воспитания
гуманности – морально-этическое посвящение
(изучение биографий великих людей, их
творческой деятельности, жизненных принципов,
нравственных поступков).
Важным условием воспитания гуманности
является организация коллективной учебной,
общественно полезной деятельности, особенно
таких ее видов, где учащиеся поставлены
в ситуации непосредственного проявления
заботы о других, оказания помощи и поддержки,
защиты младшего, слабого. Кроме гуманности
в содержание нравственного воспитания,
по мнению Л.А.Григоровича входит воспитание
сознательной дисциплины и культуры поведения.
Дисциплинированность как личностное
качество имеет разные уровни развития,
что находит свое отражение в понятии
культуры поведения. Оно включает в себя:
культуру речи, культуру общения, культуру
внешности, бытовую культуру. Культура
поведения младших школьников в значительной
мере формируется под влиянием личного
примера учителей, родителей, а также традиций,
сложившихся в школе и семье.
Проанализировав вопрос о сущности нравственного воспитания, мы пришли к выводу, что основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Мы считаем, что нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения. Если педагоги, психологи и другие ученые разных времен признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности, тем больше значение имеет эта проблема в системе современного воспитания. На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.
Поэтому важно изучить способы
организации нравственного воспитания:
формы, методы и приемы. Рассмотрим их
в следующем параграфе.
1.3. Способы организации нравственного воспитания в процессе учебной деятельности
«Настоящий воспитатель только
тот, кто будит дремлющий в ребенке дух
и дает ему силы для настоящего органического
развития. » П.П.Блонский.
Процесс воспитания
осуществляется в различных формах при
помощи разнообразных методов, приемов
и воспитательных средств. Понятие форма
воспитания в педагогической литературе
определяют так – это способ организации
воспитательного процесса. Формы организации
воспитательного процесса в самом общем
виде отражают отношения, которые складываются
между воспитателями и воспитанниками.
Классифицируют формы воспитания в зависимости
от количества воспитанников, – охвачен
весь класс, небольшие группы или отдельные
ученики (фронтальная, групповая, индивидуальная
работа). Это наиболее распространенная
классификация.[19, с. 157]. Существует классификация
форм организации воспитательной деятельности
в зависимости от методов воспитания:
1) словесные формы (собрания, сборы, лекции,
доклады, диспуты, встречи и т.д.); 2) практические
формы (походы, экскурсии, спартакиады,
олимпиады и конкурсы и т.п.); 3) наглядные
формы (школьные музеи, выставки разных
жанров, тематические стенды и др.). [19,
с 143]
Под методами воспитания понимают
способы воздействия воспитателей на
воспитанников и организацию их деятельности.
Методы нравственного воспитания выступают
как пути и способы формирования нравственного
сознания, развития моральных чувств и
выработки навыков и привычек поведения.
Выбор методов нравственного воспитания
во многом зависит от возраста учащихся
и их жизненного опыта. Характер методов
нравственного воспитания изменяется
и в зависимости от развития детского
коллектива. В педагогической литературе
описывается множество методов и приемов
нравственного воспитания. Очевидно, что
они не одинаково направлены на формирование
мотивов нравственного поведения.
Так, например,
по результатам методы воздействия можно
разделить на два класса: 1. Влияния, создающие
нравственные установки, мотивы, отношения,
формирующие представления, понятия, идеи,
2. Влияния, создающие привычки, определяющие
тот или иной тип поведения. [17, с.523]
И.С. Марьенко назвал такие группы методов воспитания, как методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, самовоспитания, руководства, объяснительно - репродуктивные и проблемно-ситуативные. В процессе нравственного воспитания широко применяются такие методы как: упражнение и убеждение.[9, с.534] Выбор методов зависит от содержания воспитательной деятельности, от её направленности.