Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 00:51, курсовая работа
Цель работы:
-теоретическое обоснование и диагностическое исследование уровня нравственной воспитанности младших школьников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-осуществить анализ научной литературы по проблеме исследования;
-рассмотреть психолого-педагогические характеристики младшего школьного возраста и раскрыть особенности нравственного воспитания в младшем школьном возрасте;
Введение
Глава 1. Теоретические основы воспитания нравственности у детей младшего школьного возраста
1.1Исторический аспект проблемы формирования представлений о нравственности……………………………………………………………………7
1.2 Сущность нравственного воспитания……………………………….11
1.3 Способы организации нравственного воспитания в процессе учебной деятельности…………………………………………………………...19
1.4 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………...23
1.5 Особенности нравственного воспитания младших школьников………………………………………………………………………27
Вывод по 1 главе…………………………………………………………..31
Глава 2. Диагностическое исследование уровня нравственной воспитанности младших школьников с задержкой психического развития
2.1Исследование развития нравственного сознания младших школьников с ЗПР……………………………………………………………….34
2.2 Рекомендации по воспитанию нравственности и социальной сензитивности у детей младшего школьного возраста с ЗПР………………...39
Вывод по 2 главе…………………………………………………………..42
Заключение………………………………………………………………..43
Список литературы……………………………
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические основы воспитания нравственности у детей младшего школьного возраста
1.1Исторический аспект
проблемы формирования
1.2 Сущность нравственного воспитания……………………………….11
1.3 Способы организации
нравственного воспитания в
1.4 Психолого-педагогическая
характеристика детей младшего
школьного возраста………………………………
1.5 Особенности нравственного
воспитания младших школьников…
Вывод по 1 главе…………………………………………………………..
Глава 2. Диагностическое исследование уровня нравственной воспитанности младших школьников с задержкой психического развития
2.1Исследование развития
нравственного сознания
2.2 Рекомендации по воспитанию нравственности и социальной сензитивности у детей младшего школьного возраста с ЗПР………………...39
Вывод по 2 главе…………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
Во все века люди высоко ценили и ценят нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, которые происходят в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее подрастающем поколении, поколении нынешних учащихся начальных классов.
В условиях современной России система нравственности имеет динамичный характер, проявляющийся в сочетании моральных устоев, традиций. Необходима ориентация российских образовательных школ на сохранение лучших национальных традиций отечественного образования, на вооружение молодого поколения не только системой знаний, но и нравственными идеалами и ценностями. (Н.Н. Баркова, В.М. Кларин, С.А, Козлова, В.М. Коротов). Существует мнение, что в настоящее время смяты нравственные ориентиры, молодежь можно обвинить в бездуховности, безверии, агрессивности. Даже если мы не разделяем это мнение, то, безусловно, согласимся, что проблема воспитания нравственности у младших школьников актуальна и определяется следующими положениями:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных и высоконравственных людей, которые будут обладать не только знаниями, но еще и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире на маленького человека влияют множество разнообразных источников сильного воздействия (как позитивного, так и негативного характера). Эти источники ежедневно обрушиваются не только на неокрепший интеллект и чувства ребенка, но еще и на формирующуюся сферу нравственности. Ребенок должен быть правильно ориентирован в этом мире.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности.
В-четвертых, вооружение нравственными знаниями, ориентирами важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, которые утверждаются в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения данного правила.
Таким образом, по нашему мнению, перед общеобразовательной школой ставится первоочередная задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи для нас, как будущих педагогов, связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности младших школьников в процессе обучения. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Именно поэтому школа, а в частности учитель, решая задачи воспитания, должны опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.
Исследуемая нами проблема нашла отражение в фундаментальных работах педагогов А.М.Архангельского, Н.М.Болдырева, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, И.Ф.Харламова и психологов Ж.Пиаже, Л.Кольберга, А.В.Петровского, Я.Л.Коломинского и других. В них выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм и методов нравственного воспитания, выявляются закономерности нравственного развития личности ребенка.
Актуальность данного вопроса обосновывает выбор темы нашей работы:
« Воспитание нравственности у младших школьников с задержкой психического развития в учебно-воспитательном процессе».
Предмет исследования - воспитание нравственности у младших школьников с задержкой психического развития в учебно-воспитательном процессе.
Объект исследования – процесс нравственного воспитания младших школьников.
Цель работы:
-теоретическое обоснование и диагностическое исследование уровня нравственной воспитанности младших школьников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-осуществить анализ научной литературы по проблеме исследования;
-рассмотреть психолого-педагогические характеристики младшего школьного возраста и раскрыть особенности нравственного воспитания в младшем школьном возрасте;
-выявить эффективные условия и особенности формирования нравственного сознания, мышления, чувств младших школьников в учебно-воспитательной деятельности;
-провести диагностическое исследование уровня нравственной воспитанности младших школьников с ЗПР;
-разработать рекомендации по воспитанию нравственности и социальной сензитивности у младших школьников с ЗПР.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, методических рекомендаций, списка литературы и приложения.
Первая часть работы посвящена теоретическому анализу воспитания нравственности в учебно-воспитательном процессе. Во второй части раскрывается опытно-экспериментальная работа, в ходе которой использовались следующие методы:
-анализ и обобщение информационных источников по проблеме исследования;
-батарея тестовых методик
для изучения нравственного
Практической базой исследования явилось МОУ СОШ №17.
Глава1. Теоретические основы воспитания нравственности у детей младшего школьного возраста
1.1 Исторический аспект проблемы формирования представлений о нравственности
«Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра»
Л.Н. Толстой.
В истории развития человеческого общества менялся подход к рассмотрению моральных ценностей. Каждый исторический период характеризуется новым этапом в развитии морали. Нашей целью является осветить в первом параграфе, каким образом сформировались нравственные ценности современного общества.
На протяжении тысячелетий был накоплен первичный мыслительный материал, который закреплялся, главным образом, в устном народном творчестве — в мифах, сказках, религиозных представлениях первобытных людей. Таким образом, делались первые попытки как-то отразить, осмыслить отношения между людьми, отношения человека и природы, как-то представить место человека в мире.
Далее, началу процесса изменения представлений о нравственных ценностях способствовала крутая ломка общественной жизни, которая происходила в середине первого тысячелетия до нашей эры. Все более укреплявшаяся государственная власть вытесняла родоплеменные отношения, старые традиции, обычаи. Возникала потребность в формировании новых ориентиров, идеалов, новых механизмов регулирования отношений между людьми.
Процесс формирования представлений
о нравственности начался в середине первого
тысячелетия до нашей эры в Древней Греции,
Индии, Китае. Проблемами нравственности
активно занимались Сократ (469-399 гг. до
н.э.), Платон (428-348 гг. до н.э.), Аристотель
(384-322 гг. до н.э.). Тогда о нравственном
человеке говорилось: «Нравственно прекрасным
называют человека совершенного достоинства
...Ведь о нравственной красоте говорят
по поводу добродетели: нравственно прекрасным
зовут справедливого, мужественного, благоразумного
и вообще обладающего всеми добродетелями
человека». [3, с. 360].Словом, в V веке до нашей
эры исследования нравственности начинают
занимать важное место в духовной культуре.
Разумеется, появление интереса к этим
исследованиям было не случайно, а явилось
следствием социально-экономического,
духовного развития человечества.
Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Подчеркнем, что они связывались главным образом с тем, что только нравственное воспитание обеспечивает формирование у личности добродетельного характера и доброжелательных отношений к людям. Вот что писал об этом Я.А. Коменский. В своем трактате « наставление нравов» он приводил изречение древнеримского философа Сенеки: «научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней».
Такую же большую роль нравственному воспитанию отводил выдающийся швейцарский педагог- демократ Генрих Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитательного учреждения. По его мнению, только оно формирует добродетельный характер и сочувственное отношение к людям.
Разрабатывая вопросы педагогики, нравственное воспитание выдвигал на первый план немецкий педагог Иоган Гербарт. Он писал: «Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове: нравственность.
Слова «нравственность», «мораль»,
близки по смыслу.
Но возникли они в двух разных языках.
Слово «мораль» — латинского происхождения.
Оно образовано от лат. mos (множ. число mores),
что означало примерно то же, что ethos в
греческом — нрав, обычай. Цицерон, следуя
примеру Аристотеля, образовал от него
слова moralis — моральный и moralitas — мораль. А «нравственность» — русское
слово, происходящее от корня «нрав». Оно
впервые попало в словарь русского языка
в XVIII столетии и стало употребляться наряду
со словами «этика» и «мораль» как их синоним.
Русский ученый и писатель В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». [7, с. 345] Он считал: «Нравственный — противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного». [7, с.558]. А Ницше считал: «Быть моральным, нравственным, этичным - значит оказывать повиновение издревле установленному закону или обычаю» [13, с. 289].
В словаре Ожегова С.И. мы находим такое определение: «Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами». [14, с.414]. Л.А. Григорович дал следующее определение нравственности и нравственных норм: «нравственность – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм». «Нравственные нормы – это правила, требования, определяющие, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них». [6, c.104]
Таким образом, на протяжении веков выкристаллизовывалось понятие о нравственности и нравственном воспитании.
1.2. Сущность нравственного воспитания
С точки зрения современной педагогики воспитание - это двусторонний процесс, основанный на взаимодействии воспитателя и воспитуемых. [25. c.25] Понятие нравственное воспитание Подласый П.И. раскрывает как «целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали».[17, c.163]
Основные задачи нравственного воспитания: 1. формирование нравственного сознания; 2. воспитание и развитие нравственных чувств; 3. выработка умений и привычек нравственного поведения.
Раскроем сущность основных задач нравственного воспитания.
Нравственное сознание – это активный процесс отражения ребенком своих нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление – процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов.
Для выявления условий нравственного развития человека, необходимо знать структурную иерархию нравственного сознания.