Диагностическое исследование уровня нравственной воспитанности младших школьников с задержкой психического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 00:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы:
-теоретическое обоснование и диагностическое исследование уровня нравственной воспитанности младших школьников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-осуществить анализ научной литературы по проблеме исследования;
-рассмотреть психолого-педагогические характеристики младшего школьного возраста и раскрыть особенности нравственного воспитания в младшем школьном возрасте;

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы воспитания нравственности у детей младшего школьного возраста
1.1Исторический аспект проблемы формирования представлений о нравственности……………………………………………………………………7
1.2 Сущность нравственного воспитания……………………………….11
1.3 Способы организации нравственного воспитания в процессе учебной деятельности…………………………………………………………...19
1.4 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………...23
1.5 Особенности нравственного воспитания младших школьников………………………………………………………………………27
Вывод по 1 главе…………………………………………………………..31
Глава 2. Диагностическое исследование уровня нравственной воспитанности младших школьников с задержкой психического развития
2.1Исследование развития нравственного сознания младших школьников с ЗПР……………………………………………………………….34
2.2 Рекомендации по воспитанию нравственности и социальной сензитивности у детей младшего школьного возраста с ЗПР………………...39
Вывод по 2 главе…………………………………………………………..42
Заключение………………………………………………………………..43
Список литературы……………………………

Файлы: 1 файл

воспитание нрав-ти.docx

— 120.48 Кб (Скачать)

М.И. Рожков и Л.В. Байбородова  выделяют следующие бинарные методы нравственного воспитания-самовоспитания: убеждение и самоубеждение (интеллектуальная сфера), стимулирование и мотивация (мотивационная сфера), внушение и самовнушение (эмоциональная сфера), требование и упражнение (волевая сфера), коррекция и самокоррекция (сфера саморегуляции), воспитывающие ситуации и социальные пробы-испытания (предметно-практическая сфера), метод дилемм и рефлексия (экзистенциальная сфера). [18, с.114]

Наиболее  последовательной  и  современной  представляется, на наш взгляд,  классификация,  разработанная  Щукиной  Г.И.,  в  которой  выделяют  такие  группы  методов: методы  разностороннего  воздействия  на  сознание,  чувства  и  волю  учащихся  в  интересах  формирования  у  них  нравственных  взглядов  и  убеждений  (методы  формирования  сознания  личности); методы организации деятельности и формирования опыта  общественного  поведения; методы  стимулирования  поведения  и  деятельности. [15, с.236] Каждый  из  методов  имеет  свою  специфику  и  область  применения.  Несмотря  на  кажущуюся  простоту,  все  без  исключения  методы  требуют  высокой  педагогической  квалификации. Наиболее  сложными  по содержанию  и  применению  являются методы  словесно-эмоционального  воздействия:  рассказ,  разъяснение,  этическая  беседа  и  метод  наглядно-практического  воздействия  –  пример[10, с.48-49] Нужно  отметить,  что  в  реальных  условиях педагогического  процесса  методы  воспитания  выступают  в  сложном  и  противоречивом единстве. 
 
         Решающее значение здесь имеет не логика отдельных «уединенных»  средств,  а  гармонично  организованная  их  система. Разумеется,  на  каком-то определенном этапе воспитательного процесса тот или иной метод может  применяться  в изолированном  виде.  Но без соответственного подкрепления другими методами, без  взаимодействия с ними он утрачивает свое  назначение,  замедляет  движение  воспитательного  процесса  к  намеченной  цели.

Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни младших школьников: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.

Проблема нравственного развития младшего школьника в процессе обучения взаимосвязана с тремя факторами, которые определяет Т.В. Морозова.

Во–первых, придя в школу, ребенок переходит от «житейского» усвоения окружающей действительности, в том числе и морально–нравственных норм, существующих в обществе, к его научному и целенаправленному изучению. Это происходит на уроках чтения, русского языка, природоведения и других. Значение такого же целенаправленного обучения имеет и оценочная деятельность учителя в процессе уроков, внеклассной работы и других форм.

Во–вторых, в ходе учебной работы школьники включены в реальную коллективную деятельность, где также идет усвоение нравственных норм, регулирующих взаимоотношения учащихся между собой и взаимоотношения учеников с учителем.

И третий фактор: обучение в современной школе – это, прежде всего, формирование нравственной личности. С этой точки зрения и необходимо решать проблему умственного и нравственного развития учащихся в процессе школьного обучения, в единстве, в тесной взаимосвязи одного и другого. [18,с.28].

Наша работа посвящена  изучению нравственного воспитания в младшем школьном возрасте. Поэтому, рассмотрев основные понятия, сущность и идеи известных ученых о нравственном воспитании, целесообразно рассмотреть характеристики младшего школьного возраста. Чему и посвящен следующий параграф нашего исследования.  

 

 

 

 

 

1.4. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста

Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Хронологические границы этого возраста различны в разных странах и в разных исторических условиях. В настоящее время эти границы могут быть условно определены в интервале от 6-7 до 10-11 лет, их уточнение зависит от официально принятых сроков начального обучения. Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Близкие взрослые, учитель, даже посторонние люди общаются с ребенком не только как с уникальным человеком, но и как с человеком, взявшим на себя обязательство учиться, как все дети в его возрасте.

Учебная деятельность ребенка развивается так же постепенно, через опыт вхождения в нее, как и все предшествующие деятельности. Самое существенное в учебной деятельности - это рефлексия на самого себя, отслеживание новых достижений и происшедших изменений в самом себе.  
“Не умел - умею”, “Не мог - могу”, “Был - стал”, - ключевые оценки результата углубленной рефлексии своих достижений и изменений.

Младший школьный возраст – завершение развития самосознания. Ребенок в младшем школьном возрасте начинает думать об основаниях того, почему он думает так, а не иначе. Возникает механизм коррекции своего мышления со стороны логики, теоретического знания. Следовательно, ребенок становится способен подчинить намерение интеллектуальной цели. Дети не только лучше запоминают, но и способны размышлять о том, как они это делают. 

В этом возрасте появляется также масса психолого-социальных  новообразований. Число факторов, влияющих на самооценку, заметно расширяется. Она складывается благодаря развитию самосознания и обратной связи с теми из окружающих, чьим мнением они дорожат. Высокая оценка обычно бывает у детей в том случае, если родители относятся к ним с заинтересованностью, теплотой и любовью. 
Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограниченно по объему. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ребенка начальной школы подчинен воспитанию культуры внимания.  
 
         Произвольное внимание развивается вместе с другими функциями и прежде всего мотивацией учения, чувством ответственности за успех учебной деятельности. [5, с.29] В первом-втором классах уровень произвольного поведения все еще невысокий, дети еще весьма импульсивны и не сдержаны.

Мышление у детей начальной школы развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. Задача школы первой ступени поднять мышление ребенка на качественно новый этап, развить интеллект до уровня понимания причинно-следственных связей. В школьный возраст, указывал Л.С. Выгодский, ребенок вступает с относительно слабой функцией интеллекта в сравнении с функциями восприятия и памяти, которые развиты гораздо лучше. В начальной школе интеллект обычно развивается так, как ни в какое другое время.

Мышление детей развивается во взаимосвязи с их речью.    Словарный запас нынешних четвероклассников насчитывает примерно 3500-4000 слов. Влияние школьного обучения проявляется не только в том, что значительно обогащается словарный запас ребенка, но прежде всего в приобретении исключительно важного умения устно и письменно излагать свои мысли. Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Память в этот период имеет преимущественно наглядно-образный характер, безошибочно запоминается материал интересный, конкретный, яркий.

С момента, когда ребенок пошел в школу, его эмоциональное развитие больше, чем раньше, зависит от того опыта, который он приобретает вне дома.

Такова краткая психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста, обусловленная закономерностями развития в этот период. Необходимо так же отметить, что существуют достаточно  яркие различия между детьми, связанные с их полом. Для мальчиков и девочек существуют различные стили поведения, игры и увлечения.  
Замечено, что мальчики в возрасте восьми – девяти лет уже более склонны к проявлению агрессивности, чем девочки, и это, в частности, объясняется тем, что обладание некоторыми близкими к агрессивному формами поведения поощряется у мальчиков, а у девочек запрещается. Образ мужчины как защитника и воина входит в мужской социально–личностный стереотип. Девочкам же с самого раннего детства запрещается вести себя агрессивно, так как в женский социально – психологический стереотип входят противоположные агрессивности качества: доброта, мягкость, сопереживание, сочувствие и другие. 
 
        Особую роль в личностном развитии ребенка играет то, как дети воспринимают и оценивают своих родителей. Самое заметное воздействие родителей на себе испытывают дети в возрасте от 3 до 9 лет. Но между мальчиками и девочками имеются различия. Так, у девочек психологическое влияние родителей начинает чувствоваться раньше и продолжается дольше, чем у мальчиков. 
 
         Далее у ребенка усиливается стремление быть похожим на старших. Для мальчиков объектом подражания часто становится тот человек, который ведет себя «как настоящий мужчина». У девочек развивается тенденция подражать тем, кто выглядит «как настоящая женщина».

У учеников младших классов развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.) Возникают коллективные связи, формируется общественное мнение. Усиливается конформизм, достигая своего пика к 12 годам.  Начиная с шестилетнего возраста, дети все больше проводят времени со сверстниками, причем почти всегда одного с ними пола. Главным мерилом, определяющим положение ребенка в группе сверстников, становится оценка учителя, успехи в учебе. Именно учитель может помочь ребенку в его психологическом и социальном становлении. В этот период учитель становится для ребенка фигурой, определяющей его психическое состояние не только в классе, на уроке и в общении со сверстниками, его влияние так же простирается и на отношения в семье.[11, с. 126]

Таким образом, мы установили, что в период младшего школьного возраста в личности и психике ребенка происходят качественные изменения, связанные с ростом самосознания. Ребенок начинает ощущать, осознавать себя личностью. Овладение комплексом нравственных требований и умений, формирование нравственных чувств и накопление опыта нравственного поведения способствует его личностному развитию. Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности.

 
 

 

1.5. Особенности нравственного развития в младшем школьном возрасте

«Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».

Я.А. Коменский.

Рассмотрев характеристики нравственного воспитания и младшего школьного возраста, перейдем непосредственно к особенностям нравственного воспитания учащихся начальной школы.

С позиции гуманистической психологии развитие личности рассматривается под углом зрения нравственного самосовершенствования человека, расширение его внутренней свободы и повышения творческого потенциала. Интересной с точки зрения раскрытия механизмов усвоения нравственных ценностей детьми является теория английского психолога Л.Кольберга. 
 
          Главная задача, которую решал автор состояла в том, чтобы выяснить, как происходит усвоение детьми тех или иных нравственных ценностей на разных этапах индивидуального развития в зависимости от складывающихся социальных условий. Во время бесед с детьми Л.Кольберг предлагал им решать моральные задачи, где человек должен выбрать между добром и злом, смелостью и трусостью, верностью и предательством.  
Таким образом, используя для бесед с детьми ситуации морального выбора и по высказываемым ими суждениям, Л.Кольберг вынес обобщенное представление о стадиях морального развития детей.

Доконвенциональный, или доморальный, уровень, (с периода раннего детства до 9 – 10 лет), для которого характерно послушание ребенка не из - за сознательного подчинения нормам морали и требованиям взрослых, а из - за страха быть наказанным.

Конвенциональный уровень (9 - 10 лет и до 16 лет), деятельного характерно подчинение человека принятым моральным требованиями и следование нравственным ожиданиям семьи, группы или нации.

Постконвенциональный, или автономный уровень, (с периода ранней юности и старше), который характеризуются выработкой собственных нравственных взглядов, убеждений, идеалов и мотивов нравственного поведения.

Переход от одного этапа личностного развития к другому, по мнению автора, обычно связан с двумя обстоятельствами: проявлениями кризиса возрастного развития и сменой ведущего типа общения. В это время изменяется отношение ребенка к самому себе, к окружающим людям и к своим обязанностям. К окончанию школы личность можно считать в основном уже сформированной.

Учитывая возраст детей и периодизацию личностного развития по Л.Кольбергу, нормы нравственного поведения можно разбить на 3 уровня: 1.Ребенок до 5 лет усваивает примитивный уровень правил поведения, основанный на запрете или отрицании чего-либо. Если малыша приучили к выполнению данных элементарных норм, то окружающие считают этого малыша воспитанным ребенком. 
2.К 10-11-ти годам необходимо, чтобы подросток умел учитывать состояние окружающих людей, и его присутствие не только не мешало им, но и было бы приятным. Бессмысленно говорить о втором уровне нравственного воспитания, если не освоен первый. 3.На третьем уровне (к 12-14 годам) осваивается принцип: «Помогай окружающим людям!»  

Вышеназванные теоретические положения о стадиях развития личности находят подтверждение в  жизненной практике.

Большая  часть  детей  приходит  в  1  класс  из  детского  сада,  где  ребята  получают  достаточный  запас  нравственных  представлений  и  привычек. 
         Дети  имеют  широкий  круг  представлений  о  хороших  и  плохих  поступках,  навыки  вежливого  отношения  к  окружающим.  Стремление  детей  стать  школьниками  является  хорошим  стимулом  для  нравственного  воспитания.  С  приходом  детей  в  школу  круг  их  общения  и  обязанностей  расширяется.  Главным  для  детей, как уже было сказано,  становится  учеба.  Кроме  того, в школе они  должны  научиться  строить  нравственные  отношения  с  товарищами  по  классу и с учителем. 
[16, с.245] Осознание  важности,  нужности  новых  обязанностей  и  дел  предопределяет  готовность  ребенка  выполнять  новые  требования  взрослых:  добросовестно  готовить  школьные  задания,  старательно  овладевать  знаниями,  активно  участвовать  в  жизни  класса. [21, с.137]

Информация о работе Диагностическое исследование уровня нравственной воспитанности младших школьников с задержкой психического развития