Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 00:51, курсовая работа
Цель работы:
-теоретическое обоснование и диагностическое исследование уровня нравственной воспитанности младших школьников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-осуществить анализ научной литературы по проблеме исследования;
-рассмотреть психолого-педагогические характеристики младшего школьного возраста и раскрыть особенности нравственного воспитания в младшем школьном возрасте;
Введение
Глава 1. Теоретические основы воспитания нравственности у детей младшего школьного возраста
1.1Исторический аспект проблемы формирования представлений о нравственности……………………………………………………………………7
1.2 Сущность нравственного воспитания……………………………….11
1.3 Способы организации нравственного воспитания в процессе учебной деятельности…………………………………………………………...19
1.4 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………...23
1.5 Особенности нравственного воспитания младших школьников………………………………………………………………………27
Вывод по 1 главе…………………………………………………………..31
Глава 2. Диагностическое исследование уровня нравственной воспитанности младших школьников с задержкой психического развития
2.1Исследование развития нравственного сознания младших школьников с ЗПР……………………………………………………………….34
2.2 Рекомендации по воспитанию нравственности и социальной сензитивности у детей младшего школьного возраста с ЗПР………………...39
Вывод по 2 главе…………………………………………………………..42
Заключение………………………………………………………………..43
Список литературы……………………………
М.И. Рожков и Л.В. Байбородова выделяют следующие бинарные методы нравственного воспитания-самовоспитания: убеждение и самоубеждение (интеллектуальная сфера), стимулирование и мотивация (мотивационная сфера), внушение и самовнушение (эмоциональная сфера), требование и упражнение (волевая сфера), коррекция и самокоррекция (сфера саморегуляции), воспитывающие ситуации и социальные пробы-испытания (предметно-практическая сфера), метод дилемм и рефлексия (экзистенциальная сфера). [18, с.114]
Наиболее последовательной
и современной представляется, на наш
взгляд, классификация, разработанная
Щукиной Г.И., в которой выделяют такие
группы методов: методы разностороннего
воздействия на сознание, чувства и волю
учащихся в интересах формирования у них
нравственных взглядов и убеждений (методы
формирования сознания личности); методы
организации деятельности и формирования
опыта общественного поведения; методы
стимулирования поведения и деятельности.
[15, с.236] Каждый из методов имеет свою специфику
и область применения. Несмотря на кажущуюся
простоту, все без исключения методы требуют
высокой педагогической квалификации.
Наиболее сложными по содержанию и применению
являются методы словесно-эмоционального
воздействия: рассказ, разъяснение, этическая
беседа и метод наглядно-практического
воздействия – пример[10, с.48-49] Нужно отметить,
что в реальных условиях педагогического
процесса методы воспитания выступают
в сложном и противоречивом единстве.
Решающее значение
здесь имеет не логика отдельных «уединенных»
средств, а гармонично организованная
их система. Разумеется, на каком-то определенном
этапе воспитательного процесса тот или
иной метод может применяться в изолированном
виде. Но без соответственного подкрепления
другими методами, без взаимодействия
с ними он утрачивает свое назначение,
замедляет движение воспитательного процесса
к намеченной цели.
Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни младших школьников: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.
Проблема нравственного развития младшего школьника в процессе обучения взаимосвязана с тремя факторами, которые определяет Т.В. Морозова.
Во–первых, придя в школу, ребенок переходит от «житейского» усвоения окружающей действительности, в том числе и морально–нравственных норм, существующих в обществе, к его научному и целенаправленному изучению. Это происходит на уроках чтения, русского языка, природоведения и других. Значение такого же целенаправленного обучения имеет и оценочная деятельность учителя в процессе уроков, внеклассной работы и других форм.
Во–вторых, в ходе учебной работы школьники включены в реальную коллективную деятельность, где также идет усвоение нравственных норм, регулирующих взаимоотношения учащихся между собой и взаимоотношения учеников с учителем.
И третий фактор: обучение в современной школе – это, прежде всего, формирование нравственной личности. С этой точки зрения и необходимо решать проблему умственного и нравственного развития учащихся в процессе школьного обучения, в единстве, в тесной взаимосвязи одного и другого. [18,с.28].
Наша работа посвящена изучению нравственного воспитания в младшем школьном возрасте. Поэтому, рассмотрев основные понятия, сущность и идеи известных ученых о нравственном воспитании, целесообразно рассмотреть характеристики младшего школьного возраста. Чему и посвящен следующий параграф нашего исследования.
1.4. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Хронологические границы этого возраста различны в разных странах и в разных исторических условиях. В настоящее время эти границы могут быть условно определены в интервале от 6-7 до 10-11 лет, их уточнение зависит от официально принятых сроков начального обучения. Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Близкие взрослые, учитель, даже посторонние люди общаются с ребенком не только как с уникальным человеком, но и как с человеком, взявшим на себя обязательство учиться, как все дети в его возрасте.
Учебная деятельность ребенка
развивается так же постепенно, через
опыт вхождения в нее, как и все предшествующие
деятельности. Самое существенное в учебной
деятельности - это рефлексия на самого
себя, отслеживание новых достижений и
происшедших изменений в самом себе.
“Не умел - умею”, “Не мог - могу”, “Был
- стал”, - ключевые оценки результата
углубленной рефлексии своих достижений
и изменений.
Младший школьный возраст –
завершение развития самосознания. Ребенок
в младшем школьном возрасте начинает
думать об основаниях того, почему он думает
так, а не иначе. Возникает механизм коррекции
своего мышления со стороны логики, теоретического
знания. Следовательно, ребенок становится
способен подчинить намерение интеллектуальной
цели. Дети не только лучше запоминают,
но и способны размышлять о том, как они
это делают.
В этом возрасте появляется
также масса психолого-социальных новообразований.
Число факторов, влияющих на самооценку,
заметно расширяется. Она складывается
благодаря развитию самосознания и обратной
связи с теми из окружающих, чьим мнением
они дорожат. Высокая оценка обычно бывает
у детей в том случае, если родители относятся
к ним с заинтересованностью, теплотой
и любовью.
Внимание младших школьников непроизвольно,
недостаточно устойчиво, ограниченно
по объему. Поэтому весь процесс обучения
и воспитания ребенка начальной школы
подчинен воспитанию культуры внимания.
Произвольное
внимание развивается вместе с другими
функциями и прежде всего мотивацией учения,
чувством ответственности за успех учебной
деятельности. [5, с.29] В первом-втором классах
уровень произвольного поведения все
еще невысокий, дети еще весьма импульсивны
и не сдержаны.
Мышление у детей начальной школы развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. Задача школы первой ступени поднять мышление ребенка на качественно новый этап, развить интеллект до уровня понимания причинно-следственных связей. В школьный возраст, указывал Л.С. Выгодский, ребенок вступает с относительно слабой функцией интеллекта в сравнении с функциями восприятия и памяти, которые развиты гораздо лучше. В начальной школе интеллект обычно развивается так, как ни в какое другое время.
Мышление детей развивается во взаимосвязи с их речью. Словарный запас нынешних четвероклассников насчитывает примерно 3500-4000 слов. Влияние школьного обучения проявляется не только в том, что значительно обогащается словарный запас ребенка, но прежде всего в приобретении исключительно важного умения устно и письменно излагать свои мысли. Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Память в этот период имеет преимущественно наглядно-образный характер, безошибочно запоминается материал интересный, конкретный, яркий.
С момента, когда ребенок пошел в школу, его эмоциональное развитие больше, чем раньше, зависит от того опыта, который он приобретает вне дома.
Такова краткая психолого-педагогическая
характеристика младшего школьного возраста,
обусловленная закономерностями развития
в этот период. Необходимо так же отметить,
что существуют достаточно яркие различия
между детьми, связанные с их полом. Для
мальчиков и девочек существуют различные
стили поведения, игры и увлечения.
Замечено, что мальчики в возрасте восьми
– девяти лет уже более склонны к проявлению
агрессивности, чем девочки, и это, в частности,
объясняется тем, что обладание некоторыми
близкими к агрессивному формами поведения
поощряется у мальчиков, а у девочек запрещается.
Образ мужчины как защитника и воина входит
в мужской социально–личностный стереотип.
Девочкам же с самого раннего детства
запрещается вести себя агрессивно, так
как в женский социально – психологический
стереотип входят противоположные агрессивности
качества: доброта, мягкость, сопереживание,
сочувствие и другие.
Особую роль в
личностном развитии ребенка играет то,
как дети воспринимают и оценивают своих
родителей. Самое заметное воздействие
родителей на себе испытывают дети в возрасте
от 3 до 9 лет. Но между мальчиками и девочками
имеются различия. Так, у девочек психологическое
влияние родителей начинает чувствоваться
раньше и продолжается дольше, чем у мальчиков.
Далее у ребенка
усиливается стремление быть похожим
на старших. Для мальчиков объектом подражания
часто становится тот человек, который
ведет себя «как настоящий мужчина». У
девочек развивается тенденция подражать
тем, кто выглядит «как настоящая женщина».
У учеников младших классов развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.) Возникают коллективные связи, формируется общественное мнение. Усиливается конформизм, достигая своего пика к 12 годам. Начиная с шестилетнего возраста, дети все больше проводят времени со сверстниками, причем почти всегда одного с ними пола. Главным мерилом, определяющим положение ребенка в группе сверстников, становится оценка учителя, успехи в учебе. Именно учитель может помочь ребенку в его психологическом и социальном становлении. В этот период учитель становится для ребенка фигурой, определяющей его психическое состояние не только в классе, на уроке и в общении со сверстниками, его влияние так же простирается и на отношения в семье.[11, с. 126]
Таким образом, мы установили, что в период младшего школьного возраста в личности и психике ребенка происходят качественные изменения, связанные с ростом самосознания. Ребенок начинает ощущать, осознавать себя личностью. Овладение комплексом нравственных требований и умений, формирование нравственных чувств и накопление опыта нравственного поведения способствует его личностному развитию. Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности.
1.5. Особенности нравственного развития в младшем школьном возрасте
«Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».
Я.А. Коменский.
Рассмотрев характеристики нравственного воспитания и младшего школьного возраста, перейдем непосредственно к особенностям нравственного воспитания учащихся начальной школы.
С позиции гуманистической
психологии развитие личности рассматривается
под углом зрения нравственного самосовершенствования
человека, расширение его внутренней свободы
и повышения творческого потенциала. Интересной
с точки зрения раскрытия механизмов усвоения
нравственных ценностей детьми является
теория английского психолога Л.Кольберга.
Главная
задача, которую решал автор состояла
в том, чтобы выяснить, как происходит
усвоение детьми тех или иных нравственных
ценностей на разных этапах индивидуального
развития в зависимости от складывающихся
социальных условий. Во время бесед с детьми
Л.Кольберг предлагал им решать моральные
задачи, где человек должен выбрать между
добром и злом, смелостью и трусостью,
верностью и предательством.
Таким образом, используя для бесед с детьми
ситуации морального выбора и по высказываемым
ими суждениям, Л.Кольберг вынес обобщенное
представление о стадиях морального развития
детей.
Доконвенциональный, или доморальный, уровень, (с периода раннего детства до 9 – 10 лет), для которого характерно послушание ребенка не из - за сознательного подчинения нормам морали и требованиям взрослых, а из - за страха быть наказанным.
Конвенциональный уровень (9 - 10 лет и до 16 лет), деятельного характерно подчинение человека принятым моральным требованиями и следование нравственным ожиданиям семьи, группы или нации.
Постконвенциональный, или автономный уровень, (с периода ранней юности и старше), который характеризуются выработкой собственных нравственных взглядов, убеждений, идеалов и мотивов нравственного поведения.
Переход от одного этапа личностного развития к другому, по мнению автора, обычно связан с двумя обстоятельствами: проявлениями кризиса возрастного развития и сменой ведущего типа общения. В это время изменяется отношение ребенка к самому себе, к окружающим людям и к своим обязанностям. К окончанию школы личность можно считать в основном уже сформированной.
Учитывая возраст детей и периодизацию
личностного развития по Л.Кольбергу,
нормы нравственного поведения можно
разбить на 3 уровня: 1.Ребенок до 5 лет усваивает
примитивный уровень правил поведения,
основанный на запрете или отрицании чего-либо.
Если малыша приучили к выполнению данных
элементарных норм, то окружающие считают
этого малыша воспитанным ребенком.
2.К 10-11-ти годам необходимо, чтобы подросток
умел учитывать состояние окружающих
людей, и его присутствие не только не
мешало им, но и было бы приятным. Бессмысленно
говорить о втором уровне нравственного
воспитания, если не освоен первый. 3.На
третьем уровне (к 12-14 годам) осваивается
принцип: «Помогай окружающим людям!»
Вышеназванные теоретические положения о стадиях развития личности находят подтверждение в жизненной практике.
Большая часть детей приходит
в 1 класс из детского сада, где ребята
получают достаточный запас нравственных
представлений и привычек.
Дети имеют
широкий круг представлений о хороших
и плохих поступках, навыки вежливого
отношения к окружающим. Стремление детей
стать школьниками является хорошим стимулом
для нравственного воспитания. С приходом
детей в школу круг их общения и обязанностей
расширяется. Главным для детей, как уже
было сказано, становится учеба. Кроме
того, в школе они должны научиться строить
нравственные отношения с товарищами
по классу и с учителем.
[16, с.245] Осознание важности, нужности новых
обязанностей и дел предопределяет готовность
ребенка выполнять новые требования взрослых:
добросовестно готовить школьные задания,
старательно овладевать знаниями, активно
участвовать в жизни класса. [21, с.137]