Диагностическое исследование уровня нравственной воспитанности младших школьников с задержкой психического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 00:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы:
-теоретическое обоснование и диагностическое исследование уровня нравственной воспитанности младших школьников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-осуществить анализ научной литературы по проблеме исследования;
-рассмотреть психолого-педагогические характеристики младшего школьного возраста и раскрыть особенности нравственного воспитания в младшем школьном возрасте;

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы воспитания нравственности у детей младшего школьного возраста
1.1Исторический аспект проблемы формирования представлений о нравственности……………………………………………………………………7
1.2 Сущность нравственного воспитания……………………………….11
1.3 Способы организации нравственного воспитания в процессе учебной деятельности…………………………………………………………...19
1.4 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………...23
1.5 Особенности нравственного воспитания младших школьников………………………………………………………………………27
Вывод по 1 главе…………………………………………………………..31
Глава 2. Диагностическое исследование уровня нравственной воспитанности младших школьников с задержкой психического развития
2.1Исследование развития нравственного сознания младших школьников с ЗПР……………………………………………………………….34
2.2 Рекомендации по воспитанию нравственности и социальной сензитивности у детей младшего школьного возраста с ЗПР………………...39
Вывод по 2 главе…………………………………………………………..42
Заключение………………………………………………………………..43
Список литературы……………………………

Файлы: 1 файл

воспитание нрав-ти.docx

— 120.48 Кб (Скачать)

Психологи  установили,  что  младший  школьный  возраст  характеризуется  повышенной  восприимчивостью  к  усвоению  нравственных  правил  и  норм.  Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности  в  младшем  школьном  возрасте,  является  формирование  гуманистических  отношений  и  взаимоотношений  детей,  опора  на  чувства,  эмоциональную  отзывчивость.[2, с.411] На  пороге  школьной  жизни  возникает  новый  уровень  самосознания  детей,  наиболее  точно  выражаемый  словосочетанием  «внутренняя  позиция».  Факт  становления  такой  позиции  внутренне  проявляется  в  том,  что  в  сознании  ребенка  выделяется  система  нравственных  норм,  которым  он  следует  или  старается  следовать  всегда  и  везде,  независимо  от  обстоятельств.[24, с.77] 
          Важную  роль  в  нравственном  развитии  ребенка  играет  эмпатия  –  способность  человека  эмоционально  отзываться  на  переживания  другого.  Эмпатия  как  свойство  личности  выступает  мотивом  различных  форм  поведения. Сочувствие  –  устойчивое  свойство,  оно  побуждает  человека  к  альтруистическому  поведению,  так  как  в  его  основе  лежит  нравственная  потребность  в  благополучии  других  людей,  на  его  основе  формируется  представление  о  ценности  другого. С  возрастом  способность  ребенка  переживать  за  другого  развивается  и переключается  с  реакции  на  физический  ущерб  человека  на  реакцию  на  его  чувства  и  далее  –  на  реакцию  на  жизненную  ситуацию  в  целом. 
 
          В  младшем  школьном  возрасте  наряду  с  развивающимся  чувством  «Я»  у  ребенка  складывается  представление  о  «Я»  других  людей.   В  этот  период  важно  научить  ребенка  учитывать  интересы  других,  их  потребности,  представленные в переживаниях.  Для  развития  эмпатии  очень  важно  учитывать,  что  в  этом  возрасте  ребенок  особенно  восприимчив  к  воздействиям  взрослого.  Но  для  этого  нужно,  чтобы  сам  воспитатель  был  эмоционально  отзывчив  на  переживания  ребенка,  умел  вовремя  прийти  ему  на  помощь. [21, с.167] Через  эмпатию  при  перевоспитании  ребенка  возможно  формирование  непроизвольной  нравственной  мотивации. 
 
          Нравственное  развитие  младших  школьников  отличается  заметным  своеобразием.  В  их  моральном  сознании  преобладают  императивные  (повелительные)  элементы,  обусловливаемые  указаниями,  советами  и  требованиями  учителя.  Оно  фактически  функционирует  в  форме  этих  требований,  причем  при  оценке  поведения  дети  исходят,  главным  образом,  из  того,  что  не  надо  делать.  Именно  поэтому  они  замечают  малейшие  отклонения  от  установленных  норм  поведения  и  немедленно  стремятся  доложить  о  них  учителю.  С  этим  же  связана  и  другая  черта.  Остро  реагируя  на  недочеты  в  поведении  своих  товарищей,  дети  зачастую  не  замечают  собственных  недочетов  и  некритически  относятся  к  себе.  Самосознание  и  самоанализ  у  младших  школьников  находятся  на  низком  уровне,  и  их  развитие  требует  от  учителей  внимания  и  специальной  педагогической  работы.   Поступки  детей  зачастую  носят  подражательный  характер  или  вызывается  импульсивными  возникающими  внутренними  побуждениями.  Это  нужно  учитывать  в  процессе  воспитания. 

У младших школьников может существовать противоречие между знанием, «как нужно», и практическим применением (это касается этикета, правил хорошего тона, общения). Не всегда знание моральных норм и правил поведения соответствует реальным действиям ребенка. Особенно часто это случается в ситуациях, где происходит несовпадение этических норм и личных желаний ребенка. Также в данном возрасте может наблюдаться неравномерность применения вежливого общения с взрослыми и сверстниками (в быту и дома, в школе и на улице). [1, с. 127 ]

Весьма  важно,  в  частности,  развивать  нравственное  сознание  ребят  и  обогащать  их  яркими  нравственными  представлениями  по  различным  вопросам  поведения.  [23, с.106] В  нравственном  воспитании  младших  школьников  следует  учитывать,  что  дети  начинают  активно,  самостоятельно  разбираться  в  различных  жизненных  ситуациях,  но  при  этом  их  оценка  событий,  поступков  часто  носит  ситуативный  характер. 
 Знание моральных норм есть предпосылка нравственного поведения, но одних знаний не достаточно. Критерием нравственного воспитания могут быть только реальные поступки детей, их побудительные мотивы. Желание, готовность и способность сознательно соблюдать нормы морали могут быть воспитаны только в процессе упражнений в нравственных поступках.

Младшие школьники с задержкой психического развития имеют схожие с нормально развивающимися сверстниками особенности формирования личности, нравственного сознания, мотивации и поведения. Проблемы развития детей данной категории заключаются в эмоционально-волевой и интеллектуальной сфере.

 

Выводы

Процесс формирования представлений о нравственности начался в середине первого тысячелетия до нашей эры в Древней Греции, Индии, Китае. Проблема нравственного воспитания была актуальной всегда.

В педагогике еще с давних времен осознавались и ставились вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности. Важно отметить, что только нравственное воспитание обеспечивает формирование у личности добродетельного характера и доброжелательных отношений к людям.

По мнению современных психологов и педагогов, перспективной целью в воспитательной работе с детьми должно стать усвоение общечеловеческих идеалов и ценностей, а также понимание их абсолютного и универсального характера.

Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс, который соответствует нормам общечеловеческой морали. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения. Исходя из этого, нравственным  следует  считать  такого человека,  для  которого  нормы,  правила  и  требования  морали  выступают  как  его  собственные  взгляды  и  убеждения,  как  привычные  формы  поведения.

Ценностные ориентации формируются в течение всей жизни, однако, наиболее важным для развития нравственно-ценностных ориентаций является возраст 6-12 лет, в котором складываются интеллектуальные механизмы познания окружающего мира и самого себя.

 

Младший школьный возраст – завершение развития самосознания. В этот период появляется масса психолого-социальных  новообразований.

Именно в младшем школьном возрасте ребенок начинает думать об основаниях того, почему он думает так, а не иначе. Кроме того, возникают механизмы коррекции своего мышления со стороны логики, теоретического знания. Следовательно, ребенок становится способен подчинить намерение интеллектуальной цели. Дети не только лучше запоминают, но и способны размышлять о том, как они это делают.

Важно отметить, что младший школьный возраст предоставляет большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Важную  роль  в  нравственном  развитии  ребенка  играет  эмпатия  –  способность  человека  эмоционально  отзываться  на  переживания  другого. 

Воспитание нравственности целесообразно осуществлять в условиях формирования учебно-воспитательного процесса. Так как, учебная деятельность, являясь в младшем школьном возрасте ведущей, обеспечивает усвоение знаний в определенной системе, создает возможности для овладения учащимися приемами, способами решения различных умственных и нравственных задач.

Итак, рассматривая воспитание нравственности младших школьников в учебно-воспитательном процессе, мы пришли к выводу, что школе принадлежит приоритетная роль в данном процессе.

 

 

Глава 2. Диагностическое исследование уровня нравственной воспитанности младших школьников с задержкой психического развития

2.1Исследование  развития нравственного сознания  младших школьников с ЗПР

 

Цель опытно-экспериментальной работы заключается в установлении уровня развития нравственного сознания учащихся начальной школы с ЗПР и разработке рекомендаций по формированию социальной сензитивности в учебно-воспитательном процессе.

Для реализации данной цели нами была проведена батарея тестовых методик, в которые вошли следующие задания:

-«Назови слово, противоположное по значению» Цель:- проверить этическую грамотность младших школьников с ЗПР.

-«Диагностика отношения младших школьников к жизненным ценностям» Цель: - установить систему ценностных ориентаций экспериментальной выборки.

- Диагностика уровня развития  нравственной мотивации. Цель:- определить уровень развития социальной сензитивности младших школьников. (см. Приложения 1)

Опытно - экспериментальная, диагностическая часть исследования была проведена в муниципальной общеобразовательной школе №1 с участием школьников 4 «В», 4 «Г», 4 «Д»- классов коррекции 7 вида (ЗПР) в количестве 21 человека (9 девочек и 12 мальчиков).

 

 

По проведенной нами методике мы получили следующие результаты, которые представлены на секторной диаграмме №1:

20% испытуемых имеют высокий  уровень этической грамотности. Хотя они не смогли подобрать  ко всем словам подходящие  антонимы, но воспользовались для  образования слов, противоположных  по значению, частицей «не».

25% испытуемых имеют средний  уровень этической грамотности. Эти учащиеся попытались определить  противоположные значения для  половины и более предложенных  слов.

Больше половины учащихся четвертых классов (55%испытуемых) имеют низкий уровень этической грамотности. Они определяли противоположные  значения только для одного - двух слов. Среди детей этой группы есть два человека, которые вообще не справились  с заданием.

Самыми легкими для нахождения антонимов оказались слова доброта и честность, а самыми трудными – милосердие и чуткость.

Основная трудность данного задания состояла в том, что учащимся сложно было находить противоположное по значению слово (антоним).  Как нам кажется, учащиеся понимают значение представленных слов, но не могут подобрать к ним антоним. На наш взгляд, основной причиной данной трудности является, с одной стороны, то, что у школьников с задержкой психического развития слабо развито словесно – логическое, понятийное мышление. С другой стороны, вероятно и то, что учителя проводят не достаточно много работы по расширению словарного запаса учащихся в области нравственных понятий и черт личности человека, по систематичному употреблению их в разговорной речи.

 

 

На данной диаграмме №2 демонстрируется соотношение уровней жизненных ценностей в экспериментальной выборке. Почти в равной степени представлены высокий и средний уровни развития жизненных ценностей. И только один ребенок из опрошенных имеет уровень жизненных ценностей «ниже среднего», с точки зрения развития нравственности.

Исходя из результатов исследования «Отношения к жизненным ценностям», мы пришли к следующему выводу: все опрошенные выделили для себя среди главных ценностей две: «иметь верного друга» и «мне важно здоровье родителей». На втором месте находятся в экспериментальной выборке детей младшего школьного возраста такие ценности как «иметь доброе сердце», а на третьем месте -  «уметь сочувствовать и помогать другим людям», на четвертом месте  «быть человеком, которого любят». Этот результат соответствует возрастной норме. Учащиеся третьих классов испытывают потребность в общении со взрослыми и сверстниками, но еще слабо разбираются в себе и своих личных качествах. Испытуемые данной возрастной категории достаточно отчетливо разделяют духовные и материальные ценности, предпочитая первые вторым.  Следовательно, они хорошо ориентируются в жизненных ценностях.

Несколько детей (35%) хотели бы «иметь много денег» и  «современный компьютер» (15%). Эти вполне естественные для младших школьников желания, превысили ценности морального самосовершенствования: «быть человеком, которого любят» и «иметь доброе сердце».

 

 

 

 

 

Для изучения уровня нравственной мотивации младшим школьникам был предложен тест, в который вошли ситуации из реальной жизни. Количество детей, имеющих низкий уровень нравственной мотивации, составило 10%. Остальные дети имеют не только представление о нравственных ценностях, но и опыт нравственного поведения, который оценивается как «высокий» (30%) и «средний» (60%) уровни нравственной мотивации. Следовательно, можно утверждать, что подавляющее большинство детей руководствуются нравственными мотивами в общении со сверстниками, но у подавляющего большинства детей этой экспериментальной выборки уровень социальной сензитивности недостаточно высок.

Сравнительный анализ результатов по второй и третьей методикам показал, что количество детей правильно ориентированы в нравственных ценностях гораздо больше, чем руководствующихся нравственными мотивами в ситуациях, требующих социальной сензитивности. Этот факт говорит о том, что ценностные ориентации в младшем школьном возрасте еще не становятся доминирующей мотивацией поведения.

 

2.2 Рекомендации  по воспитанию нравственности и социальной сензитивности у детей младшего школьного возраста с ЗПР

Разрабатывая рекомендации для учителя начальных классов школы, мы обратились к опыту выдающихся педагогов  и учителей – практиков. В первую очередь, мы предлагаем обсудить с учащимися  основные положения «азбуки морали», созданной выдающимся педагогом  В. А.Сухомлинским.

«Азбука морали»

1.Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой  поступок, каждое твое желание  отражается на окружающих тебя  людях. Знай, что существует граница  между тем, что тебе хочется, и  тем, что можно. Проверяй свои  поступки вопросом к самому  к себе: не делаешь ли ты  зла, неудобства людям? Делай все  так, чтобы людям, окружающим, тебя  было хорошо. 
 
          2. Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди делают тебе счастье детства. Плати им за это добром.

3. Все блага и радости  жизни создаются трудом. Без труда  нельзя  честно жить. 
 
          4. Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца – они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой. 
 
          5. Будь неравнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло другим людям, обкрадывает общество. Такова азбука нравственной культуры, овладевая которой дети постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости.»[20, с.161-165]

Информация о работе Диагностическое исследование уровня нравственной воспитанности младших школьников с задержкой психического развития