Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 00:51, курсовая работа
Цель работы:
-теоретическое обоснование и диагностическое исследование уровня нравственной воспитанности младших школьников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-осуществить анализ научной литературы по проблеме исследования;
-рассмотреть психолого-педагогические характеристики младшего школьного возраста и раскрыть особенности нравственного воспитания в младшем школьном возрасте;
Введение
Глава 1. Теоретические основы воспитания нравственности у детей младшего школьного возраста
1.1Исторический аспект проблемы формирования представлений о нравственности……………………………………………………………………7
1.2 Сущность нравственного воспитания……………………………….11
1.3 Способы организации нравственного воспитания в процессе учебной деятельности…………………………………………………………...19
1.4 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………...23
1.5 Особенности нравственного воспитания младших школьников………………………………………………………………………27
Вывод по 1 главе…………………………………………………………..31
Глава 2. Диагностическое исследование уровня нравственной воспитанности младших школьников с задержкой психического развития
2.1Исследование развития нравственного сознания младших школьников с ЗПР……………………………………………………………….34
2.2 Рекомендации по воспитанию нравственности и социальной сензитивности у детей младшего школьного возраста с ЗПР………………...39
Вывод по 2 главе…………………………………………………………..42
Заключение………………………………………………………………..43
Список литературы……………………………
Хочется еще
раз обратить внимание педагогов начальной
школы на то, что нравственно воспитывают
не только содержание, методы и организация
обучения, учитель, его личность, знания,
убеждения, но и та атмосфера, которая
складывается на уроке, стиль отношений
педагога и детей, детей между собой.
Нравственное воспитание, основанное на диалоге, общении, сотрудничестве, становится для младшего школьника значимым и привлекательным, а потому и эффективным, если педагог заботиться о выполнении следующих условий:
- опора на положительные возрастные потребности и интересы младшего школьника: в самоутверждении, в признании со стороны учителя и одноклассников, в активности, в игровой деятельности;
- обеспечение эмоциональной насыщенности общей деятельности, организация совместных коллективных усилий и переживаний, объединяющие детей;
- создание атмосферы эмоционально-волевого напряжения, ведущего к успеху в любом виде деятельности;
- утверждение радостного, мажорного стиля жизни детского коллектива и каждой личности;
- учет положительного воздействия общественного мнения (интересно, важно), выполняющего функцию эмоционального заражения;
- забота о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания.
Для развития социальной сензитивности можно воспользоваться опытом психологов-практиков проведения занятий в форме тренинга, который проходит как групповая игра длительностью от 20 минут до 2 часов или на любом предметном уроке в виде отдельных упражнений. Некоторые игровые упражнения представлены в Приложении №3.
Вывод по 2 главе
Проведенное диагностическое исследование нравственной воспитанности младших школьников с ЗПР (Таблица №4), позволило определить, что:
- большинство детей из
экспериментальной выборки
- в своем поведении
младшие школьники
- вместе с тем, отмечается
узость «активного словаря» в
области характерологических
-у большей части детей
уровень социальной
- были выявлены учащиеся,
которым требуется особое
Заключение
Проблему нравственного воспитания исследовали и философы, и психологи, и педагоги – ученые. Актуальна она и по сей день.
Работая над проблемой нравственного воспитания младших школьников мы изучили психолого–педагогическую литературу по данной проблеме, рассмотрели сущность, содержание и основные понятия воспитания нравственности, а также характеристики младшего школьного возраста, раскрыли особенности воспитания нравственности в младшем школьном возрасте, изучили методы, формы и приемы воспитания нравственности у младших школьников в учебно-воспитательном процессе, произвели анализ, а затем и обобщение различных взглядов на данную проблему в литературе и пришли к следующим выводам:
Воспитание нравственности– целенаправленный двухсторонний процесс формирования морального сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и привычек нравственного поведения. Оно включает формирование нравственного сознания, воспитание и развитие нравственных чувств, выработку умений и привычек нравственного поведения. Поведение нравственно, если человек взвешивает, продумывает свои действия, поступает со знанием дела, выбирая верный путь решения стоящей перед ним проблемы.
Важнейшим средством воспитания нравственности является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек. Специфической особенностью процесса воспитания нравственности следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени. Процесс воспитания нравственности динамичный и творческий. Основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Мы считаем, что нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения.
Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Нравственное развитие младших школьников отличается заметным своеобразием. В их моральном сознании преобладают императивные (повелительные) элементы, обусловливаемые указаниями, советами и требованиями учителя, дети с большим доверием относятся к взрослым.
Они начинают активно, самостоятельно разбираться в различных жизненных ситуациях, но при этом их оценка событий, поступков часто носит ситуативный характер. Важную роль в нравственном развитии ребенка играет эмпатия. Работая над проблемами нравственного воспитания детей нужно учитывать их возрастные психо-социальные особенности.
Младшие школьники с задержкой психического развития имеют схожие с нормально развивающимися сверстниками особенности формирования личности, нравственного сознания, мотивации и поведения.
В процессе диагностического
исследования было установлено,
что ученики с ЗПР обладают
правильным представлением о
нравственных ценностях, в своем
поведении руководствуются
Итак, рассматривая нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе, мы пришли к выводу, что школе принадлежит приоритетная роль в данном вопросе. Воспитание нравственности, основанное на диалоге, общении, сотрудничестве должно стать для младшего школьника значимым и привлекательным, а потому и эффективным.
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Практическая психология. Учебник для высшей школы/ Г.С. Абрамова.- М., 2004.-с.127
2. Азбука нравственного воспитания/ Под ред. И. А. Каирова, О. С. Богдановой. – М.: Просвещение, 1996-с.411
3. Аристотель. Сочинения в 4-х томах – М.: 2004, т.4. с.360
4. Артюхова И. С. Ценности и воспитание// Педагогика, 1999, №4-с.386
5. . Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология развития/Б.С. Волков, Н.В. Волкова., М.,2000- С.29
6. Григорович Л.А. Педагогика и психология/Л.А. Григорович. - М., 2004г. С.104
7. Даль В.И. Толковый словарь живаго велико русского языка. – М.: 2005, т.11. с.345, с.558
8. Каиров И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания/И.А. Каиров. - М.: Просвещение, 1989.
9. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника/ И.С. Марьенко. - М.: Педагогика 1985.- с.534
10. Натанзон Э.Ш. Психологический анализ поступков ученика/Э.Ш. Натанзон .– М., 2001 с.48-49
11. Немов Р. С. Психология. В трех книгах. Кн. 1.: Общие основы психологии/ Р.С. Немов – М.: Владос, 2000-с.66, с.126
12. Никандров Н.Д. Проблема ценностей в российском обществе и цели воспитания. // Школа. 2002. № 4. -с.230
13. Ницше. Сочинение в 2-х томах -М: 1998, т. 1 НИИОП АПНСССР, 1998-с.289
14. Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание - М: 2002. С.414
15. Педагогика школы/ Под ред. Г.И.Щукиной. – М.: Просвещение, 1998-с.236
16. Педагогика/ Под ред. Э. Т. Малиночки. – М.: Краснодар, 1992-с.245
17. Подласый П.И. Педагогика: Учебник для студентов высш. пед. учеб. Заведений/П.И. Подласый – М.: Просвещение, 1996- с.163, с.253
18. Рожков М.И. ,Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений/М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000-с.114. с.28
19. Средства воспитания (методический подход). // Классный руководитель. 2002. - № 3.с.157, с.143
20. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. - М., 1980г.с.29
21. Трофимова Н.М. Нравственные ориентиры младшего школьника // Педагогика, 1997, №6;с.137, с.167
22. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Просвещение, 1991-с.16, с.203
23. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для клас. Руководителей/И.Ф. харламов. – М.: Просвещение, 1983-с.106
24. Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение?: Кн. для учителя: Пер с нем./Х. Штольц, Р. Рудольф. – М.: Просвещение, 1996;с.77
25. Яновская М.Г. Нравственное
воспитание и эмоциональная
Приложение №1
«Назови слово, противоположное по значению»
Цель:
-проверить этическую
грамотность младших
Ход выполнения:
-учащимся предлагается
внимательно прочитать
Доброта-
Милосердие-
Ответственность-
Честность-
Чуткость-
Щедрость-
Диагностика отношения к жизненным ценностям.
Задание:
-представьте, что у вас
есть волшебная палочка и
1.Быть человеком, которого
любят. 2.Иметь много денег. 3.Иметь
современный компьютер. 4.Иметь верного
друга. 5. Мне важно здоровье родителей.
6.Иметь возможность многими
Интерпретация ответов: отрицательные ответы- 2, 3, 6, 7, 10.
5 положительных ответов - высокий уровень;
4-3 положительных ответов - средний уровень;
2 положительных ответа – нижесреднего уровня;
Диагностика нравственной мотивации.
Ход выполнения:
-детям предлагаются 4 вопроса и варианты ответов на них, из которых нужно выбрать один.
1.Если кто-то плачет я:
а) пытаюсь ему помочь ;
б) думаю о том, что могло произойти;
в) не обращаю внимания.
2.Мы с другом играли в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7 и говорит, что у него нет такой игры, что я сделаю:
а) скажу ему, чтобы он не приставал;
б) отвечу, что ничем не могу ему помочь;
в) скажу, чтобы он попросил родителей купить ему такую игру;
г) предложу ему поиграть.
3.Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру, я;
а) не обращу внимания;
б) скажу, что он размазня;
в) объясню, что в этом нет ничего страшного;
г) скажу, что надо лучше научиться этой игре.
4.Если одноклассник на меня обиделся:
а) думаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации;
б) обижусь в ответ;
в) докажу, что он не прав.
Приложение №3
Упражнение 1. «Как понравиться своим соседям»
Учитель предлагает каждому
ребёнку посмотреть на своих
соседей по классу справа и
слева и подумать о том, что
можно сделать такого, чтобы им
понравиться. Для этого можно
вспомнить, что они говорили, когда рассказывали
классу, что им нравится.
После этого предлагается что-то сделать
приятное соседу справа и слева.
Упражнения, формирующие способности к чувственной сензитивности
Упражнение 2. «Я учусь угадывать признаки эмоций у своих товарищей»
Цель упражнения - научить детей обращать
внимание на внешние признаки эмоциональных
переживаний, таких как спокойствие, волнение,
напряжение. Они передаются дыханием,
интонацией, жестом, напряжением мышц,
влажностью ладоней.
Дети разбираются по парам. Один ребёнок
мысленно представляет себе что-то приятное
или не приятное и показывает другому,
что он себе представил с помощью мимики,
жеста или восклицания. Другой начинает
смотреть на партнёра, и пытается угадать,
какие переживания тот испытывает. Учитель
обращает внимание учащихся на то, как
передаются эмоции. Изучаемый партнёр
может быть расслаблен, напряжён, спокоен,
находится в волнении и это можно чувствовать
по влажным ладоням, он дышит спокойно
или часто, глубоко или поверхностно. Нужно
заметить и почувствовать, что партнёр
ощущает и чувствует, ему легко или трудно,
он волнуется или спокоен, ему интересно
или безразлично.