Деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 10:06, контрольная работа

Краткое описание

Под деятельностью понимается активность субъекта, направленная на изменение мира, на производство или порождение определенного объективированного продукта материальной или духовной культуры. Деятельность человека выступает сначала как практическая, материальная деятельность. Затем из нее выделяется деятельность теоретическая. Всякая деятельность состоит обычно из ряда актов - действий или поступков, основанных на тех или иных побуждениях или мотивах и направленных на определенную цель. Поскольку в различных условиях эта цель может быть достигнута различными способами (<операциями>) или путями (<методами>), действие выступает как решение задачи.

Файлы: 1 файл

тема деятельность.docx

— 41.69 Кб (Скачать)

Потребность сама по себе еще не является мотивом  целенаправленного сознательного  действия. Для возникновения предметной деятельности необходимо соотнести  потребность с предметом, которым  можно удовлетворить потребность. Осознанная потребность становится мотивом поведения.

Для поведения  человека характерна динамичность; с  изменением обстоятельств могут  измениться и мотивы поведения и  средства, необходимые для достижения цели. Общественно значимый мотив  оказывает в конечном счете решающее влияние на результат деятельности.  

Одна из задач  советской школы — воспитание у учащихся коммунистических мотивов  и целей деятельности. В процессе обучения через внеклассную, пионерскую и комсомольскую работу школа  воспитывает у учащихся отношение к учению как долгу, стремление к общественно полезному труду как источнику общественного богатства.

В формировании отношения человека к деятельности, в становлении мотивационно-целевой  сферы исключительное значение имеет  успех или неуспех в деятельности, уровень притязания личности и уровень  достижений.

Успех или неудача  влияют на последующую деятельность, преломляясь через особенности  личности. В одних случаях успех, поднимая человека в собственных  глазах, мобилизует силы на достижение новых целей в работе, а в  других — может вызвать самоуспокоение.

Можно выделить несколько типичных реакций на неуспех. Не решив предложенной задачи, человек  может или выбирать более простые с целью удержать успех, или игнорировать неуспех и выбирать все более сложные задачи, или выяснить причины неуспеха при решении задач, овладеть приемами выполнения более простых видов деятельности, а в дальнейшем переходить к более сложным задачам. Неудача в деле, к которому человек относится положительно, обманутые надежды на его успешное выполнение вызывают подавленное состояние. В зависимости от сложившихся черт личности неприятные переживания могут вызвать либо отказ от дальнейшей деятельности в данной области, либо упорный и настойчивый анализ причин неудачи и новые попытки выполнить задание.

Уровень притязания — оценка человеком своих возможностей в деятельности. У гармонически сформированной личности уровень притязаний соответствует  фактическим возможностям выполнения деятельности. При высоком уровне притязаний и ограниченной возможности  их реализации возникает конфликт личности с коллективом или с самим  собой.

Причины, порождающие  несоответствие между притязаниями личности и ее возможностями, могут  быть объективными и субъективными. Социалистический строй уничтожил классовые и экономические причины, преграждающие в эксплуататорском обществе возможность творческого самоутверждения личности в любом деле. Тем большее значение в условиях строительства коммунизма приобретает правильное воспитание, которое ликвидирует возможность расхождения между притязаниями личности и психическими, субъективными возможностями достижения успеха.

При правильном воспитании уровень притязания должен находиться в соответствии со способностями  и трудолюбием личности. Поддерживая  уверенность учащегося в возможности  успеха, учитель одновременно должен объективно и требовательно оценивать  результаты его деятельности, не допуская возникновения необоснованных претензий. Высокий уровень притязаний нередко  помогает человеку развить свои способности, если человек сам упорно и последовательно  стремится к достижению цели.

В притязаниях  выявляются мечты, идеалы, оценки человеком  своих способностей, намечаются перспективные  линии развития личности, ее деятельности. Осуществление притязаний в деятельности, постановка новых целей — это  мощный фактор развития личности.

Успех в работе зависит от целого ряда обстоятельств. Одно из них — сочетание элементов  творчества со сложившимися стереотипами выполнения задания. Поиск нового в труде, “живинка в деле” характерны для творческой личности. Творчество поднимает деятельность на высшую ступень, двигает вперед производство и науку. Для самого труженика важно то, что в творческом труде происходит слияние физических, умственных и нравственных сил, обеспечивающих полноту самовыражения личности.

На успех выполнения деятельности влияет состояние личности. Так, любой вид деятельности вызывает утомление. Утомление — естественное понижение работоспособности вследствие расхода энергетических ресурсов организма. Усталость — переживание человеком утомления. Чувство усталости включает отношение человека к работе, привычку к физическому и умственному напряжению. Если этих привычек не выработано, то усталость может возникнуть до наступления физиологического утомления, даже в самом начале работы. Усталость после трудной, но нужной людям работы связана с бодрым эмоциональным тоном. Отдых, особенно активный, перемена вида деятельности восстанавливают силы, создают возможность продолжения деятельности.

Объективным показателем  утомления является замедление темпа  работы и снижение ее качества. Исследование работоспособности показывает, что  в первые два часа работоспособность  повышается, достигает максимального  уровня, а затем наступает ее снижение. Однообразная, неинтересная работа приводит к тому, что утомление и усталость  наступают раньше, чем в тех  случаях, когда работа увлекает человека.

Учителю необходимо обращать внимание на утомление учащихся. Организация правильного режима деятельности — одна из важных психолого-педагогических задач школы. Чередование уроков, разнообразных по содержанию материала, по степени трудности, правильная организация  отдыха на переменах помогут предупредить утомление и сохранить силы учащихся до конца учебного дня.

Мотивы и цели деятельности, творчество, утомление  в процессе деятельности тесно связаны  между собой и оказывают взаимное влияние. Убеждения, взгляды, отношения  личности к деятельности определяет характер творческих поисков, возможность  преодоления астенических переживаний  ради общественных и личных целей, которые  человек реализует в своем  труде. 
 

     Список  используемой литературы 

  1. Климов  Е.А. Психология профессионального  самоопределения: Учеб. пособие для вузов. – Р н/Д: Феникс, 2006. – 512 с.

     2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций.

         М.: МГУ, 2008.

     3. Годжфруа Ж. Что такое психология. Т.1 М., 2006.

     4. Психологический словарь. /Под ред.  Зинченко, Б.Г. Мещерякова.

         2-е    изд.М., 2006.

     5. Психология. Словарь. / Общ. ред. А.В. Петровского и М.Г.

         Ярошевского. М.: 2006.

Информация о работе Деятельность