Деятельность Кан Ювэя

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 15:55, дипломная работа

Краткое описание

Основной источник, анализируемый в данной работе - «Коллективный меморандум», который состоял из двух частей: в первой авторы выступали против ратификации мирного договора с Японией и излагали практические мероприятия, которые позволили бы Китаю продолжать
В качестве неотложных мероприятий для увеличения боеспособности Китая, продолжения войны с Японией и усиления страны авторы меморандума предлагали, чтобы: 1) император издал покаянный манифест с открытым признанием своих ошибок для ободрения народа и одновременно с этим сурово наказал сановников, по вине которых страна оказалась неподготовленной к войне, дипломатов, самовольно согласившихся на позорные мирные условия, и полководцев, не оказавших должного отпора врагу;

Оглавление

Введение 2
1. Характеристика источника 2
2. Историография вопроса 5
3. Характеристика эпохи 17
Глава 1. «Коллективный меморандум» и возникновение организованного движения за реформы. 19
Глава 2. Учреждение газеты и клуба реформ в Пекине и организация реформаторов в провинциях 25
Глава 3. «Сто дней реформ»: основные аспекты периода. 31
3.1 Сближение реформаторов с Императором Гуансюем. 31
3.2. Группировки внутри лагеря реформаторов 35
3.3. Сопротивление политике реформ и дворцовый переворот Цыси 37
Заключение 42
Источники 43
Литература 43

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 76.87 Кб (Скачать)


Содержание

Стр.

Введение 2

1. Характеристика источника 2

2. Историография вопроса 5

3. Характеристика эпохи 17

Глава 1. «Коллективный меморандум» и возникновение организованного движения за реформы. 19

Глава 2. Учреждение газеты и клуба реформ в Пекине и организация реформаторов в провинциях 25

Глава 3. «Сто дней реформ»: основные аспекты периода. 31

3.1 Сближение реформаторов с Императором Гуансюем. 31

3.2. Группировки внутри лагеря реформаторов 35

3.3. Сопротивление политике реформ и дворцовый переворот Цыси 37

Заключение 42

Источники 43

Литература 43

 

Введение

1. Характеристика источника

 

Основной  источник, анализируемый в данной работе - «Коллективный меморандум», который состоял из двух частей: в первой авторы выступали против ратификации мирного договора с Японией и излагали практические мероприятия, которые позволили бы  Китаю продолжать

В качестве неотложных мероприятий для увеличения боеспособности Китая, продолжения войны с Японией и усиления страны авторы меморандума предлагали, чтобы: 1) император издал покаянный манифест с открытым признанием своих ошибок для ободрения народа и одновременно с этим сурово наказал сановников, по вине которых страна оказалась неподготовленной к войне, дипломатов, самовольно согласившихся на позорные мирные условия, и полководцев, не оказавших должного отпора врагу;

2) столица  была перенесена из Пекина в Сиань

3) китайская  армия была реорганизована по  западному образцу, созданы отборные  гвардейские части, упорядочено  производство вооружения в стране и произведена закупка оружия за границей.

Во второй части «Коллективного меморандума» излагалась политическая, экономическая и культурная программа новых общественных классов — молодой буржуазии и обуржуазившихся помещиков,— развивавшихся в крайне сложных условиях двойного гнета маньчжурского абсолютизма и иностранного капитала. «Если мы и дальше будем придерживаться старых порядков и старых законов,— указывалось в меморандуме,— внешние осложнения будут неумолимо преследовать нас. Если мы будем сидеть сложа руки, ничего не делая, то соперничающие между собой государства разорвут нашу страну на куски». В меморандуме подвергалась уничтожающей критике феодальная доктрина «великой единой империи», которая в былые времена господствовала над окружавшими ее малочисленными и слабыми народами и отсталыми варварскими племенами и была центром известного тогда Китаю мира. Меморандум рекомендовал в первую очередь осуществить шесть мероприятий: организовать выпуск государственным банком бумажных денег, приступить к сооружению железных дорог, развернуть производство машин и пароходов, открывать рудники и шахты, наладить чеканку разменной монеты и создать государственную почтовую систему.1

При детализации  отдельных пунктов «программы обогащения страны» авторы меморандума обращали внимание на необходимость ограждать интересы китайских предпринимателей от конкуренции иностранного капитала, изъять железнодорожное и фабрично-заводское строительство из ведения государства для защиты частных предпринимателей от произвола чиновников-казнокрадов

 Для  обеспечения народа продовольствием предлагалось развивать и совершенствовать сельское хозяйство, промышленность и торговлю и оказывать помощь беднейшему населению. В меморандуме излагались планы промышленного развития страны, борьбы с засильем иностранного капитала, установления системы протекционистских тарифов, покровительства отечественной торговле, создания товарного сельского хозяйства путем его механизации, внедрения технических культур, улучшения шелководства и производства чая, хлопка и сахарного тростника, развития скотоводства. Весьма характерно, что экономический раздел меморандума начинался с вопросов сельскохозяйственного производства; в этом, несомненно, сказывалось преобладание среди подписавших его цзюйжэней—представителей китайских помещичьих кругов.

В области  народного просвещения авторы меморандума  обращали особое внимание правительства на создание кадров собственной технической интеллигенции, распространение грамотности и проведение реформы системы государственных экзаменов. Правительству рекомендовалось обеспечить преподавание в школах истории Китая и иностранных государств, современных точных и прикладных наук Запада, поощрять авторов новых книг и изобретений, создавать публичные библиотеки, издавать газеты и журналы. Особое место в программе народного просвещения отводилось конфуцианству, которое должно было стать общегосударственной религией для обеспечения идеологического контроля над. населением империи и служить инструментом для колониального проникновения Китая в страны Юго-Восточной Азии по примеру того, как страны Запада использовали христианскую религию для своего проникновения в Китай. Заключительная часть меморандума касалась реформы политического и административного аппарата империи. 2

Таким образом, сформулированные в «Коллективном  меморандуме» политические требования китайской буржуазии и помещиков  не шли дальше введения конституционной  монархии и учреждения парламента: вся обширная программа реформ мыслилась  как мероприятие, проводимое «сверху», декретами цинского правительства. Его авторы пугали цинское правительство угрозой нового народного восстания, наподобие тайпинского, заклиная Гуансюя и Цыси принять предлагаемую программу реформ в качестве единственной разумной альтернативы новой вспышке народного гнева. В то же время они не скрывали и собственного страха перед крестьянской войной.

Не случайно поэтому в меморандуме ни слова  не говорилось об аграрном вопросе, о вековом стремлении китайского крестьянина получить землю. Более того, в нем содержались мероприятия, прямо направленные против интересов крестьянства (например, предложение о награждении земельными наделами отличившихся чиновников, о преследовании традиционных народных верований ради насаждения единой государственной религии и т. д.). Несмотря на отмеченные недостатки «Коллективного меморандума», в целом это было по тому времени прогрессивное, патриотическое выступление новых общественных сил, которое по своей массовости и резкости тона не имело прецедента в политической истории страны. Меморандум оказал большое влияние на последующий ход национально-освободительного и демократического движения в Китае и ускорил начавшийся процесс распространения буржуазных идей.3

2. Историография вопроса

В настоящее время историография реформаторского движения в Китае представлена преимущественно китайскими исследователями. В КНР опубликованы публицистические и философские произведения участников реформаторского движения. Так, например, в 1956 г. в Пекине была переиздана выдающаяся философская работа Кан Ювэя «Да тун шу» («Книга о Великом Единении»), собраны и опубликованы ранее малоизвестные и недоступные широкому читателю работы руководителя левого крыла движения за реформы Тань Сытуна. Полное собрание сочинений Тань Сыту-на («Тань Сытун цюань цзи») было выпущено в Пекине в 1954 г. В 1954 г. в Шанхае вышло новое издание книги Лян Цичао «Усюй чжэнбянь цзи» («Записки о политическом перевороте 1898 г.»). Осенью 1958 г. в связи с 60-летием движения за реформы 1898 г. и 100-летием со дня рождения Кан Ювэя в Пекине был опубликован сборник избранных стихов и прозы Кан Ювэя {«Кан Ювэй ши вэнь сюань»), в который вошли (полностью или частично) его основные публицистические произведения и меморандумы маньчжурскому императору, а также многочисленные стихи. Сборник тщательно отредактирован, снабжен подробным научно-справочным аппаратом. Составители сборника написали предисловие, -помогающее читателю в полной мере оценить богатое литературное и общественно-публицистическое наследие Кан Ювэя. В сборник включена биографическая справка о Кан Ювэе.

В 50-е  годы китайские историки уделяли  большое внимание .движению за реформы  в Китае в конце XIX в. Исследованию этого периода отводится существенное место в фундаментальных общих работах по новой истории Китая и по истории китайской общественной мысли, принадлежащих перу таких крупных современных китайских историков-марксистов, как Фань Вэньлань («Новая история Китая») и Хоу Вайлу («Чжунго цзиньдай сы-сян сюэ шо ши»).

Интересные  данные о движении за реформы и  общественно-политических взглядах Кан  Ювэя и других руководителей этого  движения приводятся также в таких  общих работах по новой истории Китая и по истории китайской общественной мысли, как: Ли Шу. «Избранные статьи по новой истории Китая», Хун Цянь, Жэнь Хуа, Ван Цзысун и др. «Краткая история философии», Ши Цзюнь, Жэнь Цзиюй, Чжу Бокунь «Конспект лекций по истории китайской общественной мысли нового времени».

Изучению  движения   за   реформы   посвящено   несколько   специальных   монографий   и   отдельных   статей   современных   китайских историков.

 В  начале 1948 г. в журнале «Душу юй чубань» была опубликована статья Ху Шэна «Кан Ювэйды усюй вэйсинь» («Реформы Кан Ювэя 1898 г.»). Правильно отмечая отрицательные, реак-нионные стороны движения за реформы (отказ реформаторов от опоры на массы, их ограниченную социальную базу и т. д.), Ху щэн в то же время подчеркивал антифеодальную и антииностранную направленность этого движения. В статье, опубликованной в газете «Жэньминь жибао» 7 июня 1951 г., Ху Шэн писал, что реформаторы решительно выступали против феодальной идеологии, пытались проводить преобразования буржуазного характера и что «деятельность участников движения за реформы 1898 г. Кан Ювэя и Лян Цичао в то время имела определенное прогрессивное значение».4

Другой  видный китайский историк и общественный деятель Цянь Цзюньжуй отмечал, что  реформаторы, требовавшие изменения системы государственных экзаменов, открытия школ и реформ в области просвещения, положили начало буржуазному направлению в китайской культуре.

Ли Шу в статье «Шэхуэйчжуи цзай Чжунго ды чуаньбо» («Распространение социалистических идей в Китае»), называя Кан Ювэя «одним из самых видных китайских  мыслителей конца XIX века», подвергал критическому разбору его философский трактат «Да тун шу».

В 1955 г. в  Шанхае вышла книга Тан Чжицзюня «Усюй бянь-фа ши лунь» («Об истории  реформ 1898 г.»). Автор подчеркивает, что реформаторское движение 1898 г., первое демократическое конституционное  движение в истории Китая, имело  патриотический прогрессивный характер, и в то же время отмечает отрицательные стороны движения, обусловившие его поражение. Основное внимание автор сосредоточил на изучении идеологии правящего маньчжуро-китайского феодального лагеря, общественно-политических воззрений предшественников реформаторов, борьбы придворных группировок, а также на исследовании деятельности иностранных миссионеров. Книга состоит из семи отдельных статей, освещающих те или иные из упомянутых вопросов.

В 1956 г. в  Шанхае была опубликована книга Ху Бина «Усюй бяньфа» («Реформы 1898 г.»). Ее автор рисует положение Китая  в конце XIX в., показывает развитие и распространение буржуазных общественных идей, анализирует идеологические воззрения Кан Ювэя, Лян Цичао, Тань Сытуна и Янь Фу, кратко описывает деятельность реформаторов летом 1898 г. и дворцовый переворот Цыси.

Книга написана весьма популярно. Ху Бин отмечает, что реформаторское движение отражало интересы китайской буржуазии и либеральных помещиков и являлось одним из ранних этапов буржуазно-демократической революции старого типа. Автор обращает  внимание  историков   на   необходимость     критического 5подхода к анализу многочисленных материалов конца XIX в., поскольку многие из них принадлежат перу ярых политических противников движения за реформы и необъективны.

В конце  1957 г. в Ханькоу была опубликована новая книга Тан Чжицзюня «Усюй  бяньфа ши луньцун»  («Избранные статьи по истории движения за реформы 1898 г.»), представляющая собой дополненное издание его предыдущей работы. Тан Чжицзюнь включил в эту книгу свои новые статьи о философских взглядах Кан Ювэя, о времени написания «Комментариев  к Ли  юнь», о научных ассоциациях и публицистических изданиях периода   реформ, о восстании «армии независимости» и т. д. Общая оценка движения за реформы в статьях, входящих в этот сборник, совпадает с оценкой, данной Тан Чжицзюнем  в книге    «Об    истории реформ 1898 г.». Автор выясняет малоизученные проблемы (о связях реформаторского движения и «движения  за  европеизацию», об отношении держав к реформаторам, о восстании «армии независимости» Тан Цайчана и др.). Это является несомненным достоинством сборника. Но некоторые положения автора вызывают возражения.  Так, вряд ли можно согласиться  с  трактовкой  Тан Чжицзюнем  вопросов о воздействии  американских    миссионеров на   политическую  и  культурную  жизнь   Китая,   о  заимствовании Кан Ювэем некоторых идей Янь Фу и Ляо Цзипина и т. д. Книга Тан  Чжицзюня  снабжена   большим   научно-справочным   аппаратом и является ценным пособием для изучения реформаторского движения.

В 1957 г. в Пекине вышла работа Ян Тинфу «Тань Сытун няньпу» («Хронология  жизни Тань Сытуна»), составленная на основании большого числа оригинальных китайских исторических документов конца XIX в., автобиографических материалов, произведений самого Тань Сытуна, книг и статей руководящих участников движения за реформы и т. д. Новая история стран зарубежного Востока.6

В сентябре 1958 г. в Пекине же в связи с 60-летием реформаторского движения и 100-летием со дня рождения Кан Ювэя был издан юбилейный сборник «Усюй бяньфа люши чжоунянь цзинянь цзи»   («Сборник,   посвященный   60-летию  движения   за   реформы 1898 г.»).   Книга   состоит из  шести  статей,   написанных группой молодых сотрудников Второго института истории Академии наук КНР под редакцией и с предисловием директора института, профессора Хоу Вайлу. Авторы отмечают  прогрессивное     значение движения за реформы и показывают большую общественно-политическую   и   научно-просветительскую   деятельность    Кан   Ювэя, Тань Сытуна и Лян Цичао.

Информация о работе Деятельность Кан Ювэя