Деятельность Кан Ювэя

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 15:55, дипломная работа

Краткое описание

Основной источник, анализируемый в данной работе - «Коллективный меморандум», который состоял из двух частей: в первой авторы выступали против ратификации мирного договора с Японией и излагали практические мероприятия, которые позволили бы Китаю продолжать
В качестве неотложных мероприятий для увеличения боеспособности Китая, продолжения войны с Японией и усиления страны авторы меморандума предлагали, чтобы: 1) император издал покаянный манифест с открытым признанием своих ошибок для ободрения народа и одновременно с этим сурово наказал сановников, по вине которых страна оказалась неподготовленной к войне, дипломатов, самовольно согласившихся на позорные мирные условия, и полководцев, не оказавших должного отпора врагу;

Оглавление

Введение 2
1. Характеристика источника 2
2. Историография вопроса 5
3. Характеристика эпохи 17
Глава 1. «Коллективный меморандум» и возникновение организованного движения за реформы. 19
Глава 2. Учреждение газеты и клуба реформ в Пекине и организация реформаторов в провинциях 25
Глава 3. «Сто дней реформ»: основные аспекты периода. 31
3.1 Сближение реформаторов с Императором Гуансюем. 31
3.2. Группировки внутри лагеря реформаторов 35
3.3. Сопротивление политике реформ и дворцовый переворот Цыси 37
Заключение 42
Источники 43
Литература 43

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 76.87 Кб (Скачать)

В общих  работах советских историков  по новой истории Китая (Г. В. Ефимова «История Китая в эпоху империализма» и «Очерки по новой и новейшей истории Китая», Л. В. Симоновской, Г. Б. Эренбурга и М. Ф. Юрьева «Очерки истории Китая», «Новая история стран зарубежного Востока» и других) движению за реформы, к сожалению, уделяется весьма незначительное место. Однако во всех этих книгах дается объективная характеристика реформаторского движения и показано значение этого движения в истории национально-освободительной борьбы китайского народа. Для нашей работы очень актуальна монография С.Л. Тихвинского «Движение за реформы в Китае в конце XIX века и Канн Ювей» (М., 1959), в данной работе подробно проанализирован причины, ход и поражение реформаторского движения в Китае в конце 19 века.11

3. Характеристика эпохи

 

Размывание  натуральных форм хозяйства, развитие торговли, товарно-денежных и капиталистических  отношений способствовали расширению экономических связей между различными районами страны, постепенному созданию национального рынка. Как и само становление капитализма, формирование единого национального рынка в Китае крайне осложнялось феодальными пережитками, внутренними таможнями, разделом страны на сферы влияния империалистических держав, чрезвычайно плохим состоянием транспортных коммуникаций. В этой обстановке развитие товарно-денежных отношений стимулировало складывание местных, региональных рынков, что создавало определенную экономическую базу для обособленности отдельных провинций. Тем не менее рост экономических связей между разными районами, начало железнодорожного строительства, введение пароходного сообщения способствовали складыванию китайской (ханьской) нации.

Это был  сложный и противоречивый процесс. С одной стороны, действовали факторы, ускорявшие превращение китайской народности в нацию. Издавна сложились общность территории, единый язык, иероглифическая письменность и грамматический строй которого были общими для всех китайцев, развитая национальная культура. Усилившаяся в конце XIX в. угроза полного колониального порабощения и раздела страны империалистическими державами способствовала пробуждению национального самосознания и усилению чувства единства интересов китайского народа в борьбе против колонизаторов. В противоположном направлении продолжали действовать такие факторы, как пережитки феодальной раздробленности, раздел страны на сферы влияния, засилье иностранного капитала, господствующее положение маньчжурской знати, большие различия разговорных диалектов китайского языка в разных районах.

В конце XIX — начале XX столетия процесс формирования китайской нации значительно  продвинулся. На этой основе возникло буржуазно-национальное движение, одним  из первых проявлений которого была деятельность реформаторов, развернувшаяся в конце XIX в.

 

 

Глава 1. «Коллективный меморандум» и возникновение организованного движения за реформы.

 

Как только в Пекине стали известны предъявленные японским правительством делегации цинского Китая в Симоносеки унизительные условия мира, среди жителей столицы поднялось широкое движение протеста, стали раздаваться призывы к отказу от удовлетворения японских требований, переносу столицы из Пекина в глубь страны и продолжению вооруженного отпора Японии.11 апреля 1895 г. на квартире Кан Ю-вэя в Пекине собрались цзюйжэни — уроженцы провинции Гуандун, прибывшие в столицу держать экзамены на степень цзиньши. К ним присоединились цзюйжэни из Хунани. На собрании, состоявшемся под председательством Кан Ю-вэя, было решено подать коллективную петицию во дворец с призывом не заключать мира с Японией. Текст этой петиции, подготовленный Кан Ю-вэем, подписали свыше 80 человек. Участники собрания решили вести агитацию против позорного Симоносекского мира среди педагогов, шэныпи, ученых и сановников столицы: цзюйжэни из других провинций, ожидавшие начала экзаменов, узнав о почине гуандунцев и хунаньцев, поспешили присоединить свои подписи к коллективной петиции.

30 апреля  и 1 мая 1895 г. под председательством  Кан Ю-вэя в Пекине прошли  бурные собрания, в которых участвовало  свыше 1200 съехавшихся на экзамены цзюйжэней из различных провинций. Участники собраний единодушно одобрили текст пространного меморандума императору, написанный Кан Ю-вэем и его учениками Лян Ци-чао и Май Мэн-хуа, также прибывшими в столицу на экзамены. Этот меморандум из 10 тыс. слов подписали 604 цзюйжэня всех провинций, и о его содержании буквально через несколько дней знала уже вся столица. Движение цзюйжэней против позорного мира встретило сочувственный отклик, и в день подачи коллективного меморандума перед зданием коллегии цензоров собралась большая толпа жителей столицы.

«Коллективный меморандум» состоял из двух частей: в первой авторы выступали против ратификации мирного договора с  Японией и излагали практические мероприятия, которые позволили  бы  Китаю продолжать12

В качестве неотложных мероприятий для увеличения боеспособности Китая, продолжения войны с Японией и усиления страны авторы меморандума предлагали, чтобы: 1) император издал покаянный манифест с открытым признанием своих ошибок для ободрения народа и одновременно с этим сурово наказал сановников, по вине которых страна оказалась неподготовленной к войне, дипломатов, самовольно согласившихся на позорные мирные условия, и полководцев, не оказавших должного отпора врагу; 2) столица была перенесена из Пекина в Сиань и 3) китайская армия была реорганизована по западному образцу, созданы отборные гвардейские части, упорядочено производство вооружения в стране и произведена закупка оружия за границей.

Авторы  меморандума рекомендовали смело  выдвигать талантливых и способных  офицеров на высшие командные посты  и широко привле- . кать китайских  эмигрантов, проживавших за границей, на государственную службу, к дипломатической и разведывательной работе, ибо они «постоянно подвергаются насмешкам со стороны иностранцев в связи с уступкой Китаем своих земель и поражением наших войск, а потому у них чувство возмущения и гнева глубже и сильнее, чем у их соотечественников, живущих в Китае». Защита авторами меморандума интересов китайской эмигрантской буржуазии отражала все возраставший удельный вес эмигрантских кругов   китайской буржуазии в политической и экономической жизни страны.

Во второй части «Коллективного меморандума» излагалась политическая, экономическая и культурная программа новых общественных классов — молодой буржуазии и обуржуазившихся помещиков,— развивавшихся в крайне сложных условиях двойного гнета маньчжурского абсолютизма и иностранного капитала^ «Если мы и дальше будем придерживаться старых порядков и старых законов,— указывалось в меморандуме,— внешние осложнения будут неумолимо преследовать нас. Если мы будем сидеть сложа руки, ничего не делая, то соперничающие между собой государства разорвут нашу страну на куски». В меморандуме подвергалась уничтожающей критике феодальная доктрина «великой единой империи», которая в былые времена господствовала над окружавшими ее малочисленными и слабыми народами и отсталыми варварскими племенами и была центром известного тогда Китаю мира. Авторы указывали, что сейчас Китай находится в окружении сильных стран, высокоразвитых в промышленном, экономическом и военном отношении. Чтобы сохранить свое существование в новых условиях, Китай должен незамедлительно изменить устаревшие методы государственного управления, законы и обычаи, тормозящие развитие страны. Меморандум рекомендовал в первую очередь осуществить шесть мероприятий: организовать выпуск государственным банком бумажных денег, приступить к сооружению железных дорог, развернуть производство машин и пароходов, открывать рудники и шахты, наладить чеканку разменной монеты и создать государственную почтовую систему.13

При детализации  отдельных пунктов «программы обогащения страны» авторы меморандума обращали внимание на необходимость ограждать интересы китайских предпринимателей от конкуренции иностранного капитала, изъять железнодорожное и фабрично-заводское строительство из ведения государства для защиты частных предпринимателей от произвола чиновников-казнокрадов. Это был уже открытый протест против введенной сторонниками политики «самоусиления» системы предприятий типа «гуань ду шан бань», приводившей к ограблению и разорению частных предпринимателей региональными феодально-бюрократическими и военными кликами. Для обеспечения народа продовольствием предлагалось развивать и совершенствовать сельское хозяйство, промышленность и торговлю и оказывать помощь беднейшему населению. В меморандуме излагались планы промышленного развития страны, борьбы с засильем иностранного капитала, установления системы протекционистских тарифов, покровительства отечественной торговле, создания товарного сельского хозяйства путем его механизации, внедрения технических культур, улучшения шелководства и производства чая, хлопка и сахарного тростника, развития скотоводства. Весьма характерно, что экономический раздел меморандума начинался с вопросов сельскохозяйственного производства; в этом, несомненно, сказывалось преобладание среди подписавших его цзюйжэней—представителей китайских помещичьих кругов.14

В области  народного просвещения авторы меморандума  обращали особое внимание правительства на создание кадров собственной технической интеллигенции, распространение грамотности и проведение реформы системы государственных экзаменов. Правительству рекомендовалось обеспечить преподавание в школах истории Китая и иностранных государств, современных точных и прикладных наук Запада, поощрять авторов новых книг и изобретений, создавать публичные библиотеки, издавать газеты и журналы. Особое место в программе народного просвещения отводилось конфуцианству, которое должно было стать общегосударственной религией для обеспечения идеологического контроля над. населением империи и служить инструментом для колониального проникновения Китая в страны Юго-Восточной Азии по примеру того, как страны Запада использовали христианскую религию для своего проникновения в Китай. Заключительная часть меморандума касалась реформы политического и административного аппарата империи. Наряду с предложениями о ряде заимствований из административной структуры прежних китайских династий рекомендовалось в первую очередь открыть широкий доступ к замещению должностей в административном аппарате представителями китайской буржуазно-помещичьей интеллигенции, демократизировать государственный аппарат, разрешив чиновникам любого ранга непосредственно обращаться к трону с теми или иными предложениями, широко привлекать представителей сословия шэныии (т. е. китайских помещиков) к делам государственного управления и создать-при императоре совещательный орган из выбранных народом представителей.

Таким образом, сформулированные в «Коллективном  меморандуме» политические требования китайской буржуазии и помещиков  не шли дальше введения конституционной  монархии и учреждения парламента: вся обширная программа реформ мыслилась  как мероприятие, проводимое «сверху», декретами цинского правительства. Его авторы пугали цинское правительство угрозой нового народного восстания, наподобие тайпинского, заклиная Гуансюя и Цыси принять предлагаемую программу реформ в качестве единственной разумной альтернативы новой вспышке народного гнева. В то же время они не скрывали и собственного страха перед крестьянской войной.15

Не случайно поэтому в меморандуме ни слова  не говорилось об аграрном вопросе, о вековом стремлении китайского крестьянина получить землю. Более того, в нем содержались мероприятия, прямо направленные против интересов крестьянства (например, предложение о награждении земельными наделами отличившихся чиновников, о преследовании традиционных народных верований ради насаждения единой государственной религии и т. д.). Слабость и ограниченность молодой китайской буржуазии, ее тесная связь с феодально-помещичьим классом, ее нежелание и неспособность возглавить революционное движение народных масс против сил феодализма сказались и в том, что авторы меморандума мыслили будущий государственный строй страны как конституционную монархию, а не как демократическую республику и отнюдь не посягали на свержение маньчжурской династии.

Несмотря  на отмеченные недостатки «Коллективного меморандума», в целом это было по тому времени прогрессивное, патриотическое выступление новых общественных сил, которое по своей массовости и резкости тона не имело прецедента в политической истории страны. Меморандум оказал большое влияние на последующий ход национально-освободительного и демократического движения в Китае и ускорил начавшийся процесс распространения буржуазных идей.

Цинское правительство игнорировало «Коллективный меморандум»  и ратифицировало Симоносекский мирный договор, добившись при поддержке России, Франции и Германии некоторого смягчения его условий. После окончания столичных экзаменов Кан Ю-вэй, на этот раз выдержавший экзамены на степень цзиныии, был зачислен делопроизводителем в Приказ общественных работ в Пекине. Несмотря на свое отвращение к чиновничьей службе, он принял это назначение, рассчитывая использовать его как легальное   прикрытие  для своей реформаторской деятельности в столице. 29 мая 1895 г. Кан Ю-вэй подал новый, третий по счету, меморандум, который в отличие от предыдущих попал к молодому императору Гуансюю, высказавшему одобрение содержавшимся в нем предложениям (третий меморандум Кан Ю-вэя представлял собой несколько измененный текст «Коллективного меморандума»). Ободренный успехом Кан Ю-вэй вскоре послал императору еще один, четвертый, меморандум, который, однако, не достиг адресата ввиду решительного противодействия правительственных сановников и придворных.

 

Глава 2. Учреждение газеты и клуба реформ в Пекине и организация реформаторов в провинциях

 

Для вербовки сторонников реформ среди столичной  бюрократии и влиятельных шэньши Кан Ю-вэй и оставшиеся после  экзаменов в столице его ученики и сподвижники Ляп Ци-чао и Май Мэн-хуа решили на свои средства выпускать в Пекине ежедневную газету. В ней велась пропаганда реформ и ознакомление читателей с международной обстановкой. В Пекине в то время кроме официоза «Столичный Вестник», печатавшего лишь дворцовые указы и правительственные распоряжения, не было ни одной китайской газеты. Газета, издававшаяся с июня 1895 г. реформаторами в Пекине тиражом в 1000 экземпляров, сначала называлась «Всемирный вестник» («Ваньго гунбао»), а затем «Усиление государства» («Цянсюэбао»). Она ежедневно рассылалась тем же адресатам, что и «Столичный вестник». В газете публиковались переводы из иностранных книг, газет и журналов, популяризовались достижения западной науки и техники. Большинство материалов реформаторы брали из одноименного журнала, издававшегося на китайском языке в Шанхае английскими христианскими миссионерами. Издание газеты Кан Ю-вэй и его сподвижники рассматривали лишь в качестве подготовительного этапа к созданию политической организации сторонников реформ. Следующим шагом явилось создание в конце августа 1895 г. своеобразного клуба реформ — «Ассоциации усиления государства» («Цян-сюэхуй»). На учредительном собрании ассоциации, состоявшемся на квартире Кан Ю-вэя, присутствовали наряду с его учениками и участниками недавних государственных экзаменов многочисленные представители столичной бюрократии и шэньши, в том числе и такие видные сановники, как кандидат в члены Императорского секретариата Вэнь Тин-ши, главный инструктор по формированию модернизированного пехотного корпуса генерал Юань Ши-кай (бывший цинский резидент в Корее), цензор Ван Ю-ся и др. Собравшиеся провели подписку на газету ассоциации и собрали несколько тысяч лянов серебра. Собрания ассоциации, проходившие через каждые три дня, привлекали все больше людей. На них обсуждались пути и. средства усиления Китая, способы проведения преобразований в области экономики, политики и культуры. Основные цели и задачи «Ассоциации усиления государства» были изложены в написанном Кан Ю-вэем по поручению членов ассоциации «Предисловии» к уставу. «Предисловие» было проникнуто духом искреннего патриотизма и призывало к сплочению всех сил страны для оказания отпора политике держав, стремившихся превратить Китай в колонию. Кан Ю-вэй сравнивал положение Китая с участью Индии, Турции, Персии и Афганистана, порабощенных иностранцами. Причино.й упадка Китая и его неспособности оказать отпор иностранному проникновению Кан Ю-вэй считал отсутствие решимости  у  представителей  ученого и служилого сословий и призывал всех соотечественников очнуться от апатии, проникнуться сознанием опасности и осуществить преобразования, единственно способные усилить страну.16

Информация о работе Деятельность Кан Ювэя