Деятельность Кан Ювэя

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 15:55, дипломная работа

Краткое описание

Основной источник, анализируемый в данной работе - «Коллективный меморандум», который состоял из двух частей: в первой авторы выступали против ратификации мирного договора с Японией и излагали практические мероприятия, которые позволили бы Китаю продолжать
В качестве неотложных мероприятий для увеличения боеспособности Китая, продолжения войны с Японией и усиления страны авторы меморандума предлагали, чтобы: 1) император издал покаянный манифест с открытым признанием своих ошибок для ободрения народа и одновременно с этим сурово наказал сановников, по вине которых страна оказалась неподготовленной к войне, дипломатов, самовольно согласившихся на позорные мирные условия, и полководцев, не оказавших должного отпора врагу;

Оглавление

Введение 2
1. Характеристика источника 2
2. Историография вопроса 5
3. Характеристика эпохи 17
Глава 1. «Коллективный меморандум» и возникновение организованного движения за реформы. 19
Глава 2. Учреждение газеты и клуба реформ в Пекине и организация реформаторов в провинциях 25
Глава 3. «Сто дней реформ»: основные аспекты периода. 31
3.1 Сближение реформаторов с Императором Гуансюем. 31
3.2. Группировки внутри лагеря реформаторов 35
3.3. Сопротивление политике реформ и дворцовый переворот Цыси 37
Заключение 42
Источники 43
Литература 43

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 76.87 Кб (Скачать)

На первых порах деятельность «Ассоциации  усиления государства» в Пекине протекала  весьма успешно. В помещении ассоциации проводились регулярные собрания и лекции, была открыта библиотека, составленная из книг о странах Запада и переводов различных иностранных книг на китайский язык. Активное участие в работе Ассоциации принял вернувшийся после долголетнего пребывания за границей китайский дипломат и поэт Хуан Цзун-сянь. С ростом популярности ассоциации среди столичного чиновничества и шэньши ее денежные фонды стали пополняться. В ответ на опубликованное от имени Ассоциации открытое письмо к наместникам и губернаторам провинций поступили крупные пожертвования от наместников: Лю Кунь-и (Лянцзян), Чжан Чжи-дуна (Лянху) и Ван Вэнь-шао (Чжили). Ассоциация получила крупную сумму и от Ли Хун-чжана, выразившего желание вступить в организацию, но ввиду неприязненного отношения к нему реформаторов, считавших его политику «самоусиления» причиной поражения Китая в войне с Японией, Ли Хун-чжану было отказано в приеме.

Реакционные столичные сановники отнеслись  к деятельности Ассоциации крайне враждебно. Используя методы прямого нажима на многих ее членов, они стремились сорвать ее деятельность; вскоре член Императорского секретариата Сюй Тун совместно с членом Ассоциации, цензором Чу Чэн-бо в специальном меморандуме императору обвинили Кан Ю-вэя в антиправительственных намерениях. Своевременно предупрежденный друзьями Кан Ю-вэй 17 октября 1895 г. покинул столицу, передав ведение дел Ассоциации Лян Ци-чао. По приезде в Шанхай Кан Ю-вэй активно включился в проводившуюся сторонниками реформ подготовительную работу по созданию в городе филиала «Ассоциации усиления государства». Чтобы заручиться разрешением временно исполнявшего обязанности наместника Лянцзяна Чжан Чжи-дуна, Кан Ю-вэй ездил к нему в Нанкин. Чжан Чжи-дун дал согласие на учреждение филиалов Ассоциации в Шанхае и Нанкине и сам вступил в нее. Однако вскоре он резко изменил свое отношение, запретил деятельность филиалов и подал заявление о своем выходе из столичной организации.17

Реакционная придворная клика в Пекине, возглавляемая  Цыси, осенью 1895 г. перешла в наступление  против патриотически и либерально настроенной группы китайских сановников, которые после военного поражения страны и краха политики «самоусиления» стали оказывать сильное влияние на молодого императора. Воспитатель Гуансюя Вэн Тун-хэ, с которым Кан Ю-вэй сблизился в Пекине еще летом, возглавлявший «южную партию» китайских сановников при дворе и имевший постоянные столкновения с северной кликой Ли Хун-чжана, был освобожден от своих обязанностей, что лишало его возможности иметь частые аудиенции у императора. Вскоре были отстранены от всех должностей и на все времена сторонники Вэн Тун-хэ, заместители глав приказов, китаец Ван Мин-луань и маньчжур Чан Линь. Следующий удар консерваторов был направлен против «Ассоциации усиления государства». Под нажимом Цыси в декабре 1895 г. император был вынужден издать указ о запрещении «Цянсюэбао» и Ассоциации ввиду «злонамеренной и незаконной деятельности». После закрытия властями шанхайского филиала Кан Ю-вэй из-за репрессий вынужден был на время прекратить политическую деятельность. Он вернулся в Гуанчжоу и вновь занялся педагогической работой.

Однако  выпуск газеты реформаторов в столице и деятельность столичного клуба реформ, несмотря на кратковременность их существования, оказались заразительным примером для провинций. Возвратившиеся в свои родные места участники столичных экзаменов, подписавшие «Коллективный меморандум», вскоре стали создавать в различных районах всевозможные общества, школы, клубы и научные ассоциации реформаторского толка. Патриотический подъем, вызванный войной с Японией, и широко развернувшееся движение за реформы обусловили появление в 1895—1898 гг. невиданного доселе количества различных газет, журналов и публицистической литературы либерально-буржуазного направления. В эти годы переиздавались также произведения теоретиков политики «самоусиления» Фэн Гуй-фэня, Сюэ Фу-чэна, .Via Цзянь-чжуна, в писаниях которых передовая общественность искала ответа на вопрос о путях усиления страны перед угрозой колониального порабощения или раздела державами.

Оставшиеся   в    столице сторонники реформ после закрытия газеты «Цянсюэбао»   и   «Ассоциации  усиления   государства» обосновались во вновь  созданном  правительственном издательстве «Гуаныдуцзюй», которое печатало переводы иностранных книг по политическим и экономическим вопросам, а также по точным наукам; кроме того, издательство выпускало регулярные бюллетени переводов статей из иностранных газет и журналов  и сборники  важных материалов,  рассылавшиеся  бесплатно столичным и провинциальным сановникам. Хотя, согласно утвержденному правительством уставу, издательство должно было выбирать для переводов иностранные книги и материалы из журналов и газет без каких-либо предубеждений, работавшие там сторонники реформ постоянно отступали от этого правила и старались публиковать лишь материалы, которые в том или ином виде пропагандировали идеи реформ. В августе 1896 г. на средства, оставшиеся после ликвидации шанхайского отделения «Ассоциации усиления государства», Лян Ци-чао, Хуан Цзун-сянь, Ван Кан-нянь и другие создали общественно-политический журнал «Современные задачи» («Шиубао»), выходивший ежедекадно в Шанхае под редакцией Лян Ци-чао тиражом от 2 тыс. до 4 тыс. экземпляров. В журнале печатались меморандумы императору, отвечавшие чаяниям    реформаторов,  столичные и провинциальные  новости,   переводы статей из английских, японских и французских журналов и газет. Особое внимание редакция обращала на перевод иностранных статей о положении в Китае: этим приемом редакция привлекала внимание читателей к угрозе раздела Китая  державами  и в то же время избегала придирок цензуры и возможных репрессий. Журнал пользовался исключительной популярностью    среди    представителей    буржуазии и буржуазно-помещичьей интеллигенции, чиновничества, учащихся и либеральных помещиков. В журнале также печатались статьи видных руководителей движения за реформы — Кан Ю-вэя, Лян Ци-чао, Май Мэн-хуа, Ван Кан-няня и других, призывавшие к проведению в стране реформ, знакомившие читателей с принципами конституционной монархии, рекомендовавшие демократизацию  всего  государственного  аппарата Цинской империи, привлечение к управлению страной представителей китайской буржуазии и помещиков. Статьи отдельных авторов журнала шли значительно дальше призывов к введению конституционной монархии; высказывались, например, мысли о том, что, поскольку императоры всегда обманывают и угнетают народы, реформы следует проводить не сверху, а снизу; читатель подводился к мысли о необходимости введения в стране республиканского строя.18

 

Глава 3. «Сто дней реформ»: основные аспекты периода.

3.1 Сближение реформаторов  с Императором Гуансюем.

 

Воспользовавшись  смертью великого князя Гуна, одного из главных противников реформ, Кан  Ю-вэй 6 июня 1898 г. написал императору Гуансюю меморандум, в котором  призывал его незамедлительно провозгласить новый политический курс, чтобы предотвратить окончательный раздел Китая державами, и срочно провести реформы. Под впечатлением недавних захватнических актов держав и под влиянием сторонников реформ 28-летний Гуансюй решился на проведение политики реформ, рассчитывая на то, что они укрепят положение маньчжурского двора и императорскую власть, поднимут его авторитет и принесут ему широкую известность в стране и за ее пределами. Реформаторы активно поддержали честолюбивые расчеты императора.

11 июня 1898 г. Гуансюй издал указ «Об  установлении основной линии государственной политика», выдержанный в духе предложении Кан Ю-вэя. Указ ознаменовал собой начало кратковременного периода умеренных буржуазных реформ в Китае, известного под названием «ста дней реформ». Однако он был составлен в самых общих выражениях и конкретно говорил лишь об открытии столичного университета (что было продиктовано боязнью Гуансюя насторожить Цыси и сторонников сохранения старых порядков). Тем не менее указ ясно подчеркивал решимость императора бороться с консервативными сановниками и приступить к быстрейшему осуществлению реформ в Китае. В тот же день император подписал указ, обязывавший наместников и губернаторов провинций рекомендовать двору способных людей для дипломатической службы. 13 июня был опубликован указ о назначении императорской аудиенции Кан Ю-вэю и другим руководящим деятелям движения за реформы.— Лян Ци-чао, Тань Сы-туну, Хуан Цзун-сяню и Чжан Юань-цзи.

Сближение Гуансюя с реформаторами и  издание указа, в котором все  подданные империи призывались  к проведению преобразовании, вызвали беспокойство Цыси. Используя своей авторитет и положение старейшины императорского клана, она вынудила своего племянника 15 июня подписать указ об отстранении бывшего наставника Взн Тун-хэ со всех постов и высылке его из столицы. Цыси видела в нем главного вдохновителя реформаторских планов Гуансюя, слишком авторитетную и независимую политическую фигуру. Чтобы удержать под своим контролем бюрократический и военный аппарат империи, Цыси в тот же день вынудила Гуансюя подписать еще один указ, согласно которому все высшие должностные лица империи при получении новых назначений обязаны были лично благодарить Цыси за свое назначение.19 Наконец, того же 15 июня Цыси добилась от Гуансюя назначения на пост наместника столичной провинции Чжили и фактического командующего столичным военным округом своего доверенного — маньчжура Жуп Лу. Приняв все необходимые меры предосторожности против излишней самостоятельности Гуансюя, Цыси на время отстранилась от открытого вмешательства в дела государственного управления, выжидая, чем кончится провозглашенная Гуансюем политика умеренных реформ и успокоит ли она рост оппозиции цинскому режиму в стране.

16 июня  Кан Ю-вэй был вызван Гуансюем на личную аудиенцию, где убеждал императора твердо проводить программу реформ, приблизить к себе молодых чиновников — сторонников реформ и отстранить от какого-либо решающего участия в государственных делах консервативных сановников. Сторонники Кан Ю-вэя рассчитывали, что после императорской аудиенции тот получит какой-либо руководящий пост в правительстве. Гуансюй, однако, опасаясь гнева Цыси и противодействия консерваторов, не решился официально приблизить к себе столь одиозную фигуру и назначил Кан Ю-вэя второстепенным чиновником в Цзунли ямынь, хотя и дал ему право личной аудиенции и беспрепятственной пересылки своих меморандумов во дворец. Одновременно Гуансюй приказал Кан Ю-вэю ускорить составление книг, о которых он упоминал во время аудиенции, и выслать их во дворец. Наряду с «Записками о реформах российского царя Петра Великого», уже завершенными к тому времени Кан Ю-вэем, речь шла об «Исследовании о реформах в Японии», «Записках о разделе и гибели Польши», «Записках об ослаблении и гибели Турции в результате консерватизма», «Записках о французской революции» и исследованиях о реформах в Англии, Франции и Германии. Во всех этих книгах на исторических примерах и прецедентах Кан Ю-вэй доказывал пользу реформ и призывал к их неотложному проведению в Китае.20

Встреча с Кан Ю-вэем укрепила Гуансюя  в стремление упрочить свою власть во дворце и в стране и провести серию реформ. Видные руководители движения за реформы Тань Сы-тун, Ян Жуй, Лю Гуан-ди и Линь Сюй были назначены в качестве «специально прикомандированных к особе императора сановников, участвующих в проведении новой политики» и образовали своеобразный «внутренний кабинет». Через них проходили все бумаги и меморандумы, поступавшие во дворец от столичных и провинциальных учреждений и отдельных лиц. По этим меморандумам они готовили докладные записки императору и проекты указов. Оставаясь в тени, Кан Ю-вэй направлял деятельность своих учеников и единомышленников. В столичных учреждениях довольно многочисленные группы сторонников реформ из членов «Союза защиты государства» понемногу оттесняли на задний план консервативных сановников.21

 На  протяжении «ста дней реформ»  Гуансюй издал большое количество всевозможных указов о реформах, преследовавших цели обновления Китая и превращения его в сильное и независимое государство. Наиболее важным из них были: о поощрении изобретательства и научных открытий в целях содействия развитию китайской промышленности, торговли и сельского хозяйства; об открытии в Пекине центральных департаментов по горнорудному делу, по сельскому хозяйству, промышленности и торговли и по железным дорогам; о строительстве и закупке паровых машин и станков; о содействии чайной и шелковой промышленности; об упразднении на государственных экзаменах сочинений по архаическому стилю «багу»; об открытии столичного университета; о поощрении открытия частных школ; о включении в школьные программы «западных» наук; о поощрении научных методов ведения сельского хозяйства и применении европейской агротехнической науки; о суровом наказании чиновников, чинящих препятствия развитию торговли; о модернизации вооруженных сил; о превращении шанхайского журнала «Ши-убао» в правительственный официоз; о поощрении издания газет, журналов, переводов иностранных книг; об упразднении некоторых ненужных административных и военных учреждений и о сокращении штатов чиновников; об очистке личного состава армии от «мертвых душ»; о пересмотре статуса, запрещавшего маньчжурам заниматься торговлей и ремеслами; о проведении государственных экзаменов по новым дисциплинам (современному политическому положению и экономике); об открытии в столице медицинского института; о разрешении шэньшн и чиновникам всех рангов обращаться с меморандумами непосредственно к императору и т. д.

 Хотя  большинству мероприятий, предусмотренных этими указами, и не было суждено претвориться в жизнь ввиду сопротивления консервативных элементов, указы наглядно свидетельствовали об активизации новых, буржуазных общественных сил в Китае.22

3.2. Группировки внутри лагеря реформаторов

 

Движение  за реформы было далеко неоднородным по социальному составу и политическим взглядам его участников. Если подавляющее  большинство реформаторов в основном разделяло политическую программу, выдвинутую Кан Ю-вэем, то отдельные руководящие деятели этого движения, например Тань Сы-тун, в своих требованиях шли значительно дальше, серьезно критиковали маньчжурское владычество в Китае, внутреннюю и внешнюю политику цинского правительства и выдвигали требование введения в стране системы «избираемых монархов», т. е. республиканской формы правления. Политические взгляды Тань Сы-туна, уроженца провинции Хунань, выходца из семьи видного сановника и ученого-конфуцианца, были наиболее полно изложены в его книге «Учение о.гуманности» («Жэнь сюэ»), завершенной в начале 1895 г. Этой книге, равно как и публицистическим произведениям Тань Сы-туна, печатавшимся в газетах и журналах хунаньских реформаторов, был присущ патриотизм и убежденная защита буржуазно-республиканских идей. Как и Кан Ю-вэй, Тань Сы-тун ясно видел растущую угрозу независимости Китая со стороны империалистических держав, заинтересованных в сохранении в стране слабого монархического режима. Для противодействия иностранной агрессии Тань Сы-тун выдвигал идею союза пяти азиатских стран; Китая, Кореи, Афганистана, Персии и Турции, страдавших, по его мнению, одним и тем же недугом и нуждавшихся в одинаковом радикальном способе лечения — ликвидации монархии и учреждении республиканского демократического строя.23

Тань  Сы-тун резко критиковал противников  реформ — реакционных маньчжурских и китайских сановников, которые, по его мнению, не понимали обстановки в стране, не видели серьезности угрозы Китаю со стороны держав. В отличие от Кан Ю-вэя, решительно отмежевавшегося от всякого рода «бунтовщиков», Тань Сы-тун открыто брал под защиту вождей тайпинского восстания Хун Сю-цюаня и Ян Сю-цина, считая их борьбу против цинского правительства вполне законной и справедливой. Одновременно он резко осуждал англичан, а также китайских помещиков, в первую очередь своих земляков-хунаньцев, за их помощь Цинам в подавлении тайпинов. Как и Кан Ю-вэй, Тань Сы-тун выступал с утопическими социальными уравнительными идеями, считая, что его учение о «гуманности» может избавить от горестей и страданий, порожденных общественным неравенством, не.только Китай, но и народы Европы и Америки, где «корысть обладателей толстой мошны не знает границ».

Информация о работе Деятельность Кан Ювэя