Деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 10:06, контрольная работа

Краткое описание

Под деятельностью понимается активность субъекта, направленная на изменение мира, на производство или порождение определенного объективированного продукта материальной или духовной культуры. Деятельность человека выступает сначала как практическая, материальная деятельность. Затем из нее выделяется деятельность теоретическая. Всякая деятельность состоит обычно из ряда актов - действий или поступков, основанных на тех или иных побуждениях или мотивах и направленных на определенную цель. Поскольку в различных условиях эта цель может быть достигнута различными способами (<операциями>) или путями (<методами>), действие выступает как решение задачи.

Файлы: 1 файл

тема деятельность.docx

— 41.69 Кб (Скачать)

Волевые действия предполагают продуманность целей  и возможных последствий.

Совокупность  действий, объединенных общей целью  и выполняющих определенную общественную функцию, составляет деятельность.

Различают три  генетически сменяющих друг друга  и сосуществующих на протяжении всего  жизненного пути вида деятельности: игру, учение и труд. Они различаются  по конечным результатам {продукту деятельности) , по организации, по особенностям мотивации.

Основным видом  деятельности человека является труд. Конечный результат труда — создание общественно значимого продукта. Это может быть урожай, выращенный колхозником, сталь, выплавленная сталеваром, научное открытие ученого, урок, проведенный  учителем.

Игра не создает  общественно значимого продукта. В игре начинается формирование человека как субъекта деятельности, и в  этом ее огромное, непреходящее значение. Обучение является непосредственной подготовкой  личности к труду, развивает ее умственно, физически, эстетически и лишь на конечном этапе освоения профессии  связано с созданием материальных и культурных ценностей. Труд — процесс  создания человеком материальных и  духовных ценностей общества.

В психическом  развитии ребенка игра выступает прежде всего как средство овладения миром взрослых. В ней на достигнутом ребенком уровне психического развития происходит освоение объективного мира взрослых. Игровая ситуация включает в себя замещения (вместо людей — кукла) , упрощения (обыгрывается, например, внешняя сторона приема гостей). В игре, таким образом, огрубленно имитируется действительность, что позволяет ребенку впервые самому стать субъектом деятельности.

Игра организуется свободно, нерегламентированно. Никто не может обязать ребенка играть с 10 до II часов в настольные игры, а после II— в дочки-матери. Игру ребенка можно организовать, но он сам должен предложенное принять. Это не значит, что у ребенка не должно быть строгого режима дня. Сон, еда, прогулки, время игр и занятий должны быть строго определены. Но содержание игры, включенность в нее ребенка, прекращение игры трудно регламентировать. Ребенок сам переходит от одной игры к другой.

Учение и труд протекают в обязательных для  человека организационных формах. В  точно установленное время начинается работа, и в течение ее в соответствии с планом и заданной продуктивностью  изготовляются продукты труда. В  учении наблюдается та же самая картина. Занятия начинаются в соответствии с расписанием, и на протяжении всего  урока учащийся занимается именно этим предметом.

Различные формы  организации видов деятельности связаны и с различной их мотивацией. Мотивом игры является удовольствие, которое ребенок испытывает от самого процесса игры.

Основным мотивом  учения и труда является чувство  долга, чувство ответственности. Эти  высшие чувства являются не менее  сильным стимулом деятельности, чем  интерес. Однако и в учении и в  труде следует вызвать у человека интерес к самому процессу деятельности или к ее результатам. Не менее  важно создавать привычку трудиться.

Разнообразные виды деятельности дополняют друг друга, взаимосуществуют, взаимопроникают. В детском саду дошкольник не только играет, но и учится считать, рисовать. Школьник после окончания занятий с удовольствием играет.

Игровые моменты  успешно вносятся и в организацию  урока: Урок с элементами игровых  ситуаций увлекает школьников. Игрой  является воображаемое путешествие  по карте нашей страны или карте  земного шара на уроках географии, в  ходе которого учащиеся на основе воображения  рассказывают, что они “видят”. Школьники охотно берут на себя игровые  роли на уроках иностранного языка: учителя, гида, продавца — и на основе роли активно овладевают языком. Рабочий  не только трудится, но и учится (в вечерней школе, в техникуме, в высшем учебном заведении или занимается самообразованием). Он может играть в шахматы и участвовать в других спортивных развлекательных играх.

Хотя виды деятельности не существуют изолированно, в разные периоды жизни человека они имеют  неодинаковое значение. Для одного периода жизни ведущей деятельностью  является игра, для другого —  учение, а для третьего — труд. Таким образом, можно говорить о  видах деятельности, которые являются ведущими в тот или иной период развития личности. До поступления  ребенка в школу ведущий вид  деятельности — игра. Ведущий вид  деятельности школьника — учение, взрослого — труд.

 Анализируя  игру как вид деятельности, следует прежде всего выяснить ее природу. В буржуазной психологической литературе широко распространены биологизаторские теории игры, согласно которым игра ребенка освобождает врожденную биологическую потребность в активности, одинаково присущую как животным, так и человеку. Развитие игры ребенка пытаются связать с соответствующими этапами развития человеческого общества. Интерес к игре в песочек, копание ям — этапы хлебопашества, игры с животными — скотоводства и т. д.

Научный анализ игровой деятельности показывает, что  игра есть отражение ребенком мира взрослых, путь познания окружающего  мира. Убедительный факт, разбивающий  несостоятельность биологизаторской теории игры, приводит К. К. Платонов. Ученым-этнографом на одном из островов Тихого океана было обнаружено племя, которое жило изолированно от других. Дети этого  племени не знали игры в куклы. Когда ученый познакомил их с этой игрой, то вначале ею заинтересовались и мальчики и девочки. Затем интерес  к игре исчез у девочек, а мальчики продолжали придумывать новые игры с куклами. Объяснялось все просто. Женщины этого племени заботились о добывании и приготовлении  пищи. Мужчины же заботились о детях.

В первых играх  ребенка отчетливо выступает  руководящая роль взрослых. Взрослые “обыгрывают” игрушку. Подражая им, ребенок  начинает играть самостоятельно. Затем  инициатива организации игры переходит  к ребенку. Но и на этом этапе руководящая  роль взрослых остается.

С развитием  ребенка игра изменяется. В первые два года жизни ребенок овладевает движениями и действиями с окружающими  предметами, что приводит к возникновению  функциональных игр. В функциональной игре перед ребенком раскрываются неизвестные  для него свойства предметов и  способы действия с ними. Так, впервые  открыв и закрыв дверь ключом, ребенок  начинает многократно повторять  это действие, пытаясь  при всяком удобном случае повернуть ключ. Это  реальное действие переносится в  игровую ситуацию. Играя, дети делают в воздухе движение, напоминающее поворот ключа, и сопровождают его  характерным звуком: “трик-трак”.

Более сложными являются конструктивные игры. В них  ребенок что-то создает: строит дом, печет пирожки. В конструктивных играх дети осмысливают назначение предметов и их взаимодействие.

Функциональные  и конструктивные игры относятся  к разряду манипулятивных, в них ребенок осваивает окружающий предметный мир, воссоздает его в доступных для него формах. Отношения между людьми осмысливаются в сюжетных играх. Ребенок играет в “дочки-матери”, в “магазин”, беря на себя определенную роль. Сюжетно-ролевые игры возникают в 3—4 года. До этого возраста дети играют рядом, но не вместе. Сюжетно-ролевые игры предполагают коллективные отношения. Конечно, включение ребенка в коллективные игры зависит от условий воспитания. Дети, воспитывающиеся дома, включаются в коллективные игры с большим трудом, чем дети, посещающие детский сад. В коллективных сюжетных играх, которые к 6—7 годам становятся более длительными, дети следят за замыслом игры, за поведением товарищей. Сюжетно-ролевые игры учат детей жить в коллективе. Постепенно в игры вводятся правила, накладывающие ограничения на поведение партнеров.

Коллективная  сюжетно-ролевая игра расширяет  круг общения ребенка. Он привыкает  подчиняться правилам, требованиям, которые к нему предъявляются  в игре: он то капитан космического корабля, то его пассажир, то восторженный зритель, наблюдающий за полетом. Эти  игры воспитывают чувство коллективизма  и ответственности, уважение к товарищам  по игре, приучают соблюдать правила  и вырабатывают умение подчиняться  им.

Игры по правилам широко представлены в жизни школьников и взрослых. В спортивных состязаниях, в решении кроссвордов и других играх, требующих умственного напряжения, человек переключается на другой вид деятельности, совершенствует свои умственные и физические силы, получает эмоциональную разрядку.

Являясь основным видом деятельности ребенка дошкольного  возраста, игра не исключает и других видов деятельности. С 3—4 лет ребенок  знакомится с трудом по самообслуживанию. Он должен умываться, одеваться, убирать  игрушки. В 5— лет трудовыми обязанностями  ребенка становится уход за комнатными растениями, помощь старшим в уборке комнаты и т. д. В детском саду дети охотно дежурят в столовой, в живом уголке, в игровой комнате.

Посильные поручения  по хозяйству формируют и укрепляют  трудовые навыки и прививают ребенку положительные черты характера: ответственное отношение к делу, заботу о товарищах.

В жизнь дошкольника  включаются и элементы учения. Они  связаны с дидактическими играми, развивающими познавательные способности  детей. Например, лото “Животные” —  игра, которая учит ребенка классифицировать предметы, изображенные на карточке. В  детских садах проводятся занятия  по родной речи (обогащение словарного запаса) , по счету. В настоящее время в старших группах организованы занятия, подготавливающие детей к школе. Имеется положительный опыт обучения дошкольников в детских учреждениях музыке, рисованию, иностранному языку.

Все перечисленные  виды деятельности: игра, элементы труда  и учения — готовят ребенка  к школе.

В основе деятельности лежит система движений и предметных действий, интегрированная в единый комплекс, необходимый для труда  в данной области общественного  производства. Деятельность людей является объектом изучения не только психологии, но и ряда других наук: философии, политэкономии, социологии, истории, различных производственных технологий. Для психологии категория  деятельности, как уже отмечалось, имеет более широкое и фундаментальное  значение: жизненный путь личности тесно переплетен с деятельностью. В ней формируются профессионально-личностные особенности человека.

Формирующая роль деятельности раскрывается при сравнении  психики людей, занятых в различных  областях труда. В развитии психологической  науки выделились отрасли, которые  изучают психологическую специфику  деятельности в данном виде труда (психология космическая, спортивная, педагогическая и т. д.). Описан круг черт личности, которым  отвечает данная деятельность и которые  она  формирует. Устойчивые качества личности позволяют по отдельным проявлениям в поведении, а иногда и по внешнему облику определить профессию человека. Подтянутость, внимание к отношениям людей, постановка голоса, продуманность слов, воздействующих на человека, умение объяснить просто сложный вопрос, убежденность и многие другие личностные качества становятся типичными для поведения учителя.

Знания, чувства, отношения личности регулируют движения и действия, направляют деятельность в целом. Знания на различных уровнях  отражения регулируют деятельность. Например, на уровне ощущений и восприятий дозируются мускульная сила, темп и ритм движений; решение мыслительной задачи направляется образами и понятиями, зависит от опыта человека. Регулировка происходит одновременно на разных уровнях. Решая задачу, ученик мобилизует умственную деятельность, мыслительные процессы, но, производя арифметические вычисления, он подписывает результаты один под другим, управляя процессом выполнения действия на уровне восприятия.

Возрастающие  требования к быстроте и точности реакций человека в условиях современного производства заставляют инженеров  вместе с психологами искать новые  конструктивные решения пультов  управления технологическим процессом. Это необходимо для того, чтобы  человек, поддерживая заданный режим  работы системы, мог использовать, с  одной стороны, различные уровни психической регулировки, а с  другой — различные системы анализаторов, способные осуществлять контроль и  саморегуляцию производимых действий в соответствии с объективными требованиями деятельности. В отличие от автоматических систем, психическая регуляция связана с субъективным отражением и переживанием условий деятельности, в которую включен человек.

Человек в деятельности выступает как личность, движимая определенными мотивами и преследующая намеченные цели. В качестве мотивов  могут выступить потребности, мысли, чувства и другие психические  образования. Для осуществления  деятельности недостаточно внутренних побуждений. Необходимо иметь объект деятельности и соотносить побуждения с целями, которые желает достигнуть личность в результате деятельности.

В мотивационно-целевой  сфере с особой ясностью выступает  социальная и классовая обусловленность  деятельности. В капиталистическом  обществе человека побуждает к деятельности либо нужда (невозможность физического существования без работы) , либо нажива (стремление к личному обогащению, удовлетворению личных потребностей). Принципиально иную основу имеют мотивы деятельности советских людей, которые трудятся не ради личного обогащения, а для построения коммунистического общества. На первый план в мотивации деятельности выступает общественная ценность результатов труда. Конечно, советские люди, наряду с моральной, имеют и материальную заинтересованность в труде.

Поведение человека определяется не врожденными стремлениями, а побуждениями, возникающими под  влиянием жизненных условий. Основой  понимания поведения в советской  психологии является марксистско-ленинское  учение о потребностях. Наряду с  органическими потребностями у  человека появляются потребности, порождаемые  общественно-историческими условиями  жизни. Под влиянием изменений окружающего  мира изменяются и потребности.

Информация о работе Деятельность