Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 10:06, контрольная работа
Под деятельностью понимается активность субъекта, направленная на изменение мира, на производство или порождение определенного объективированного продукта материальной или духовной культуры. Деятельность человека выступает сначала как практическая, материальная деятельность. Затем из нее выделяется деятельность теоретическая. Всякая деятельность состоит обычно из ряда актов - действий или поступков, основанных на тех или иных побуждениях или мотивах и направленных на определенную цель. Поскольку в различных условиях эта цель может быть достигнута различными способами (<операциями>) или путями (<методами>), действие выступает как решение задачи.
Волевые действия предполагают продуманность целей и возможных последствий.
Совокупность действий, объединенных общей целью и выполняющих определенную общественную функцию, составляет деятельность.
Различают три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути вида деятельности: игру, учение и труд. Они различаются по конечным результатам {продукту деятельности) , по организации, по особенностям мотивации.
Основным видом
деятельности человека является труд.
Конечный результат труда — создание
общественно значимого
Игра не создает
общественно значимого
В психическом развитии ребенка игра выступает прежде всего как средство овладения миром взрослых. В ней на достигнутом ребенком уровне психического развития происходит освоение объективного мира взрослых. Игровая ситуация включает в себя замещения (вместо людей — кукла) , упрощения (обыгрывается, например, внешняя сторона приема гостей). В игре, таким образом, огрубленно имитируется действительность, что позволяет ребенку впервые самому стать субъектом деятельности.
Игра организуется свободно, нерегламентированно. Никто не может обязать ребенка играть с 10 до II часов в настольные игры, а после II— в дочки-матери. Игру ребенка можно организовать, но он сам должен предложенное принять. Это не значит, что у ребенка не должно быть строгого режима дня. Сон, еда, прогулки, время игр и занятий должны быть строго определены. Но содержание игры, включенность в нее ребенка, прекращение игры трудно регламентировать. Ребенок сам переходит от одной игры к другой.
Учение и труд
протекают в обязательных для
человека организационных формах. В
точно установленное время
Различные формы организации видов деятельности связаны и с различной их мотивацией. Мотивом игры является удовольствие, которое ребенок испытывает от самого процесса игры.
Основным мотивом
учения и труда является чувство
долга, чувство ответственности. Эти
высшие чувства являются не менее
сильным стимулом деятельности, чем
интерес. Однако и в учении и в
труде следует вызвать у
Разнообразные виды деятельности дополняют друг друга, взаимосуществуют, взаимопроникают. В детском саду дошкольник не только играет, но и учится считать, рисовать. Школьник после окончания занятий с удовольствием играет.
Игровые моменты успешно вносятся и в организацию урока: Урок с элементами игровых ситуаций увлекает школьников. Игрой является воображаемое путешествие по карте нашей страны или карте земного шара на уроках географии, в ходе которого учащиеся на основе воображения рассказывают, что они “видят”. Школьники охотно берут на себя игровые роли на уроках иностранного языка: учителя, гида, продавца — и на основе роли активно овладевают языком. Рабочий не только трудится, но и учится (в вечерней школе, в техникуме, в высшем учебном заведении или занимается самообразованием). Он может играть в шахматы и участвовать в других спортивных развлекательных играх.
Хотя виды деятельности
не существуют изолированно, в разные
периоды жизни человека они имеют
неодинаковое значение. Для одного
периода жизни ведущей
Анализируя игру как вид деятельности, следует прежде всего выяснить ее природу. В буржуазной психологической литературе широко распространены биологизаторские теории игры, согласно которым игра ребенка освобождает врожденную биологическую потребность в активности, одинаково присущую как животным, так и человеку. Развитие игры ребенка пытаются связать с соответствующими этапами развития человеческого общества. Интерес к игре в песочек, копание ям — этапы хлебопашества, игры с животными — скотоводства и т. д.
Научный анализ
игровой деятельности показывает, что
игра есть отражение ребенком мира
взрослых, путь познания окружающего
мира. Убедительный факт, разбивающий
несостоятельность
В первых играх ребенка отчетливо выступает руководящая роль взрослых. Взрослые “обыгрывают” игрушку. Подражая им, ребенок начинает играть самостоятельно. Затем инициатива организации игры переходит к ребенку. Но и на этом этапе руководящая роль взрослых остается.
С развитием ребенка игра изменяется. В первые два года жизни ребенок овладевает движениями и действиями с окружающими предметами, что приводит к возникновению функциональных игр. В функциональной игре перед ребенком раскрываются неизвестные для него свойства предметов и способы действия с ними. Так, впервые открыв и закрыв дверь ключом, ребенок начинает многократно повторять это действие, пытаясь при всяком удобном случае повернуть ключ. Это реальное действие переносится в игровую ситуацию. Играя, дети делают в воздухе движение, напоминающее поворот ключа, и сопровождают его характерным звуком: “трик-трак”.
Более сложными являются конструктивные игры. В них ребенок что-то создает: строит дом, печет пирожки. В конструктивных играх дети осмысливают назначение предметов и их взаимодействие.
Функциональные и конструктивные игры относятся к разряду манипулятивных, в них ребенок осваивает окружающий предметный мир, воссоздает его в доступных для него формах. Отношения между людьми осмысливаются в сюжетных играх. Ребенок играет в “дочки-матери”, в “магазин”, беря на себя определенную роль. Сюжетно-ролевые игры возникают в 3—4 года. До этого возраста дети играют рядом, но не вместе. Сюжетно-ролевые игры предполагают коллективные отношения. Конечно, включение ребенка в коллективные игры зависит от условий воспитания. Дети, воспитывающиеся дома, включаются в коллективные игры с большим трудом, чем дети, посещающие детский сад. В коллективных сюжетных играх, которые к 6—7 годам становятся более длительными, дети следят за замыслом игры, за поведением товарищей. Сюжетно-ролевые игры учат детей жить в коллективе. Постепенно в игры вводятся правила, накладывающие ограничения на поведение партнеров.
Коллективная
сюжетно-ролевая игра расширяет
круг общения ребенка. Он привыкает
подчиняться правилам, требованиям,
которые к нему предъявляются
в игре: он то капитан космического
корабля, то его пассажир, то восторженный
зритель, наблюдающий за полетом. Эти
игры воспитывают чувство
Игры по правилам
широко представлены в жизни школьников
и взрослых. В спортивных состязаниях,
в решении кроссвордов и других
играх, требующих умственного
Являясь основным
видом деятельности ребенка дошкольного
возраста, игра не исключает и других
видов деятельности. С 3—4 лет ребенок
знакомится с трудом по самообслуживанию.
Он должен умываться, одеваться, убирать
игрушки. В 5— лет трудовыми
Посильные поручения
по хозяйству формируют и
В жизнь дошкольника включаются и элементы учения. Они связаны с дидактическими играми, развивающими познавательные способности детей. Например, лото “Животные” — игра, которая учит ребенка классифицировать предметы, изображенные на карточке. В детских садах проводятся занятия по родной речи (обогащение словарного запаса) , по счету. В настоящее время в старших группах организованы занятия, подготавливающие детей к школе. Имеется положительный опыт обучения дошкольников в детских учреждениях музыке, рисованию, иностранному языку.
Все перечисленные виды деятельности: игра, элементы труда и учения — готовят ребенка к школе.
В основе деятельности
лежит система движений и предметных
действий, интегрированная в единый
комплекс, необходимый для труда
в данной области общественного
производства. Деятельность людей является
объектом изучения не только психологии,
но и ряда других наук: философии, политэкономии,
социологии, истории, различных производственных
технологий. Для психологии категория
деятельности, как уже отмечалось,
имеет более широкое и
Формирующая роль
деятельности раскрывается при сравнении
психики людей, занятых в различных
областях труда. В развитии психологической
науки выделились отрасли, которые
изучают психологическую
Знания, чувства, отношения личности регулируют движения и действия, направляют деятельность в целом. Знания на различных уровнях отражения регулируют деятельность. Например, на уровне ощущений и восприятий дозируются мускульная сила, темп и ритм движений; решение мыслительной задачи направляется образами и понятиями, зависит от опыта человека. Регулировка происходит одновременно на разных уровнях. Решая задачу, ученик мобилизует умственную деятельность, мыслительные процессы, но, производя арифметические вычисления, он подписывает результаты один под другим, управляя процессом выполнения действия на уровне восприятия.
Возрастающие
требования к быстроте и точности
реакций человека в условиях современного
производства заставляют инженеров
вместе с психологами искать новые
конструктивные решения пультов
управления технологическим процессом.
Это необходимо для того, чтобы
человек, поддерживая заданный режим
работы системы, мог использовать, с
одной стороны, различные уровни
психической регулировки, а с
другой — различные системы
Человек в деятельности выступает как личность, движимая определенными мотивами и преследующая намеченные цели. В качестве мотивов могут выступить потребности, мысли, чувства и другие психические образования. Для осуществления деятельности недостаточно внутренних побуждений. Необходимо иметь объект деятельности и соотносить побуждения с целями, которые желает достигнуть личность в результате деятельности.
В мотивационно-целевой сфере с особой ясностью выступает социальная и классовая обусловленность деятельности. В капиталистическом обществе человека побуждает к деятельности либо нужда (невозможность физического существования без работы) , либо нажива (стремление к личному обогащению, удовлетворению личных потребностей). Принципиально иную основу имеют мотивы деятельности советских людей, которые трудятся не ради личного обогащения, а для построения коммунистического общества. На первый план в мотивации деятельности выступает общественная ценность результатов труда. Конечно, советские люди, наряду с моральной, имеют и материальную заинтересованность в труде.
Поведение человека
определяется не врожденными стремлениями,
а побуждениями, возникающими под
влиянием жизненных условий. Основой
понимания поведения в