Детский суицид

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 23:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: провести теоретический обзор проблемы детского суицида.
Задачи по реализации цели:
Провести литературно-информационный обзор понятия «суицид».
Провести теоретический обзор литературы по проблеме детского суицида.
3. Проанализировать полученный материал и сделать выводы о проблеме детского суицида.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………..………………………….……………................…..3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты понятия «суицид»..……………………...5
Основные теоретические подходы к проблеме суицида ………….……......5
Проблема классификации суицидального поведения…..........……………16
ГЛАВА 2. Детский суицид……………………………………….…………...….23
Причины суицидального поведения в детском возрасте………..................23
Реабилитация и профилактика суицидального поведения…..................…..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...............33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.………………..…………………………..………....35

Файлы: 1 файл

курсовая суицид.doc

— 169.00 Кб (Скачать)

     2.1. Причины суицидального поведения в детском возрасте

     Суицидальное поведение - это не только крик о помощи. Это в какой-то степени ответ на глубинные переживания человека, признание своей растерянности перед тем, что для него по-настоящему важно и что он по тем или иным причинам не в состоянии разрешить (или думает, что не в состоянии разрешить).

     Выявить одну основную причину суицида, по мнению психологов, вообще-то нельзя ни для  детей, ни для взрослых. То основное, из-за чего человек решается на столь отчаянный шаг для каждого индивидуально. Ведущим фактором, например, подростковых суицидов является преобладание чувств безнадежности и беспомощности. Самоубийства среди детей и подростков часто происходят из-за того, что ожидания самих детей или их родителей являются нереалистичными. Более того, подростки могут считать, что без них семьям будет лучше. Это называется феноменом "отвергнутого ребенка".

     Что касается молодежи, то она испытывает огромное психологическое давление в школе и на работе. Поэтому психологи выделяют ещё одну причину детских самоубийств - прессинг успеха. Сегодня в нашей стране, как никогда прежде, велик престиж высшего образования. Родители настраивают ребенка на обязательный успех: поступление в вуз, получение престижной работы. Страх не оправдать чаяний дорогих людей, гонка за успехом, да и собственные высокие притязания создают невыносимое напряжение, страх, гнетущую тревогу. Поводом для суицида может быть неудача во время решающего экзамена или невозможность делать что-то по собственному выбору. Провал или страх обладает разрушительным влиянием на чувство компетентности, самоценности и желание жить у человека. Если физически молодежь развивается раньше своего возраста, то психически в развитии отстает. Окончательно личность сформировывается в 17-18 лет. Конечно, можно накачать бицепсы, наложить толстый слой косметики, но как ни крути, личность формируется не раньше 17 лет. До этого у человека нет моральных устоев, не сформирован механизм ответственности. Детская психика настолько ранима, что ребенок может свести счеты с жизнью из-за конфликта с родителями или после воспитательной беседы в учительской. Дети прибегают к суициду по семейным мотивам в 46,9% случаев, из-за конфликтов со сверстниками и по любовным причинам - в 13,6% случаев.

       Ошибаются те, кто утверждает, что  к суициду склонны только дети  из неблагополучных семей. По  данным ин. им. Сербского, лишь 40% суицидентов воспитывались в  неполных и неблагополучных семьях. Давно замечено, что чаще оканчивают  жизнь самоубийством внешне вполне благополучные ребята из семей среднего и даже высокого достатка. Они умны, начитанны, впечатлительны и порой крайне эмоциональны. Дети же из неблагополучных семей, как правило, обладают высокой психологической выносливостью. Хотя и им порой никаких сил не хватает выдержать все несовершенство этого мира, которое обрушивается на их головы.

     Еще одной причиной суицидально поведения  современных тинейджеров можно  считать рост потребления спиртного  и наркотиков. Это своего рода скрытый суицид, который усугубляют производители этих товаров. Ведь по сути своей, наркомания и алкоголизм - это такое же следствие суицидальных наклонностей, которое свойственно для молодого человека, решившего свести счеты с жизнью, только в более "мягкой", облегченной форме. Одурманивающие вещества представляют собой относительно летальную комбинацию: они ослабляют мотивационный контроль над поведением человека, обостряют депрессию или даже вызывают психозы, длительное злоупотребление способствует усилению чувства вины и психической боли, которые, как известно, часто предшествуют суициду.

     На  данный момент среди причин смерти детей и подростков суицид занимает второе место. Такая устрашающая цифра связана, прежде всего, с неосознанием детьми необратимости смерти, недостатка у них жизненного опыта, осведомленности о пределах границы между жизнью и смертью. Со стороны же близких людей выявляется преступная черствость, проявляющаяся в непонимании причин и механизмов детского суицида. А ведь халатность в таких вопросах и надежда «на авось» приводят зачастую к гибели ребенка, которой можно было избежать даже с помощью банального «разговора по душам».

     Наличие у детей родственников, друзей, близких  знакомых, совершивших самоубийство, увеличивает степень риска суицидального поведения у них самих. Тот же эффект может оказывать на подростков-фанатов смерть их кумира, особенно если она явилась следствием суицида.

     Рассматривая  суицидальное поведение детей, необходимо учитывать, что понятие смерти как  категории прекращения жизни у них, как правило, не сформировано. Таким образом, суициды ребенка и взрослого человека принципиально различны.

     До 3-х лет ребенок еще не имеет  границ, отделяющих его от окружающего  мира, не различает мертвое и живое. У него нет представлений о  времени, о будущем, а значит, и о смерти. Если в течение первых лет жизни ему приходится сталкиваться с феноменом смерти, то возникающие в связи с этим представления и эмоции лишь отражают реакции на смерть значимых для него людей, особенно матери. Суициды в этом возрасте встречаются крайне редко.

     У дошкольников некоторые представления  о смерти уже, как правило, сформированы. Однако при этом они часто считают  смерть уделом исключительно стариков, не допуская мысли о возможности  прекращения собственной жизни. Кроме того, у большинства детей этого возраста нет понимания необратимости смерти.

     У школьников уже отмечается четкое разграничение  понятий жизни и смерти, хотя смерть еще продолжает оцениваться ими  как временное явление. При этом у многих все же присутствует страх умереть, чаще – страх смерти родителей [17].

     Причинами суицидов у детей 7-10 лет чаще всего  являются развод родителей, смерть близкого человека, животного и всё чаще – наркозависимость. Нарастающая  социальная дезадаптация, одиночество, нравственные и физические страдания, отсутствие перспективы порождают тревогу, агрессию, аутоагрессию, нередко выражающиеся в суицидальном поведении.

     Подросткам  свойственны размышления о жизни  и смерти, повышенный интерес к  этим темам, что и находит свое отражение в молодежной субкультуре. Тема смерти является особенно привлекательной, нередко она приобретает для юношей и девушек даже ореол таинственной романтичности [10].

     Лишь  незначительный процент подростков осознают, что смерть является окончательным  прекращением физической и духовной жизни. Остальные так или иначе отрицают необратимость смертельного исхода, верят в реинкарнацию, в загробную жизнь и т.д. В связи с этими особенностями у детей и подростков значительно сложнее, чем у взрослых, отличить истинные суицидальные акты от демонстративных суицидальных имитаций.

     Критическими  факторами, определяющими склонность ребенка к самоубийству, являются [13]:

  • изменение гормонального фона в период полового созревания и связанная с этим неустойчивость настроения, переживания по поводу изменений, происходящих в растущем организме;
  • специфическая возрастная реакция на алкоголь;
  • наличие у ребенка каких-либо заболеваний, заметных окружающим, особенно сверстникам;
  • неправильное воспитание, вырабатывающее идеальные высоконравственные установки, которые противоречат реальной жизни и приводят к завышенным требованиям к себе и окружающим ( это порождает депрессивные реакции, связанные с «потерей веры в людей», сопровождающиеся идеями самообвинения со всеми вытекающими из этого последствиями.
 

     Успех в нелегком деле по распознанию возможной  попытки суицида во многом облегчается  самим ребенком! 80% задумавших совершить  самоубийство детей предварительно дают знать о своих намерениях окружающим.

     Способы сообщения могут быть завуалированы, и чрезвычайно необходимо их понять! Нередко потенциальные суициденты заводят разговоры о смерти, о своей никчемности, беспомощности, о своем безнадежном положении, упоминают об эпизодах суицидов в фильмах и романах [13].  
 

     
    1. Реабилитация  и профилактика суицидального поведения

     Для выхода из состояния депрессии, которая зачастую является одной из причин суицидального поведения, и, как следствие, суицида, ребенок нуждается в поддержке извне или в изменении условий своей жизни. Но зачастую условия не подстраиваются под ребенка, а сам он редко способен справится с новой ситуацией, и в этом случае необходима поддержка взрослых. Определенную сложность представляет организация работы по профилактике суицида (суицидального поведения). Профилактика должна носить комплексный и системный характер.

     Основываясь на анализе изученного материала, можно  выделить два этапа профилактики с последующей реабилитацией:

  1. психологическая диагностика
  2. медико-психологическая помощь.

     Психологическая диагностика.

     Несмотря  на разнообразие методов диагностики суицидального поведения, точная регистрация суицидальных намерений пока невозможна, так как психологи не могут охватить вниманием все ситуации, которые могут спровоцировать суицид.

     И все же необходимость решать эту  общественно значимую проблему заставляет искать, прежде всего, диагностические пути, позволяющие, выявить «группу риска возникновения суицидального поведения». Особенно важна такая работа в отношении молодых людей, подростков. Хайкина М.В. [24] пишет: «Анализ вариантов суицидального поведения позволяет сделать вывод, что подростки, совершающие попытку самоубийства, имеют личностные особенности, располагающие в определенных ситуациях к подобному типу поведения. Поэтому в психологии важно разработать пакет диагностических методов, позволяющих на ранних стадиях обнаружить развитие кризиса и оказать необходимую психотерапевтическую помощь».

     Обычно  психологи включают в диагностические  батареи известные, хорошо зарекомендовавшие  себя методики и тесты, позволяющие  исследовать глубинные тенденции и потребности личности. Выбирают обычно проективные методики, такие как ТАТ (тематический апперцептивный тест), Тест Г. Роршаха (цветные пятна), тест Розенцвейга, позволяющий исследовать уровень социальной дезадаптации и характер реагирования в затруднительных ситуациях. Часто исследователи предпочитают пиктограммы.

     Кроме перечисленных методик психологи  и психотерапевты используют различного рода приемы и процедуры, позволяющие  проверить эффективность проведенной  психотерапевтической работы. Например, В. Франкл [20] предлагал пациентам расположить значимые события в прошлом и предполагаемые в будущем на прямой, символизирующей жизнь. Отказ человека отметить события будущего считался тревожным признаком.

     Необходимость решения скрининговых задач приводит к тому, что методики должны быть компактными, давать возможность быстрой обработки большого количества результатов. Хайкина М.В. [24] предлагает свою диагностическую батарею, включающую опросник «Самооценка психических состояний» Г. Айзенка и метод незаконченных предложений. Опросник Г. Айзенка дает возможность выявить уровень тревожности, фрустрации, агрессии и ригидности, то есть тех состояний, которые с большой вероятностью могут сопровождать потенциального и реального суицидента.

     При обработке результатов по тесту Г. Айзенка имеются в виду следующие характеристики:

  • личностная тревожность – склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги;
  • фрустрация – психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующее достижению цели;
  • агрессия – повышенная психологическая активность, стремление к лидерству путем применения силы по отношению к другим людям;
  • ригидность – затрудненность в изменении намеченной субъектом деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки.

     На  втором этапе диагностической работы Хайкина М.В. [24] предлагает использовать метод «незаконченные предложения», который является проективной методикой, позволяющей направленно выяснить отношение испытуемого к окружающему и некоторые личностные установки. Испытуемый должен продолжить следующие предложения:

  • «Завтра я…»;
  • «Когда я закончу школу…»;
  • «Наступить день, когда…»;
  • «Я хочу жить, потому что…».

     При обработке результатов психологу  необходимо обращать внимание на особенности восприятия подростками окружающего и на наличие или отсутствие осознанного стремления к сохранению жизни. Эти предложения позволяют выявлять как особенности планирования своей жизни подростком, так и наличие у него осознанного стремления жить. Согласно исследованиям  Хайкиной М.В., опыт использования данных незаконченных предложений показывает, что, несмотря на прошедшие 2-3 года после попытки суицида, у подростков, склонных к суициду, сохраняется характерная особенность мировосприятия, негативное отношение к окружающему. Большинство из них стремится порвать с настоящим, но при этом не может сформулировать пути достижения выхода из неблагоприятной ситуации.

Информация о работе Детский суицид