Суицид и семья

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 12:34, реферат

Краткое описание

Целью работы является изучение состояния проблемы суицида среди подростков как одной из первостепенных и наиболее актуальных социальных проблем.
Задачи:
1. Изучить существующую литературу по данной проблеме, дать общее представление о суициде как акте самоубийства.
2. Выделить факторы, способствующие суицидальному поведению;
3. Рассмотреть специфические особенности суицидального поведения детей и подростков.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Суицид как акт самоубийства 5
1.1. Общее представление о суициде 5
1.2. Факторы суицидального поведения 8
Вывод 14
2. Суицид как социальное явление 15
2.1._ Типология самоубийств 15
Вывод 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
Список использованных источников 29

Файлы: 1 файл

реферат переделанное.docx

— 71.76 Кб (Скачать)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Суицид как акт самоубийства 5

1.1. Общее представление о суициде 5

1.2. Факторы суицидального поведения 8

Вывод 14

2. Суицид как социальное явление 15

2.1._ Типология самоубийств 15

Вывод 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

Список использованных источников 29

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Зигмунд Фрейд в свое время  ввел понятие "инстинкт смерти" - иначе он не мог объяснить многое из того, что способен сотворить  с собой человек. Стремление к  саморазрушению, очевидно, заложено в  нем от природы - если все живое  вокруг изо всех сил борется за существование, то отдельные человеческие индивиды, наоборот, вкладывают недюжинную энергию в то, чтобы полностью  испортить себе жизнь, а иногда и  расстаться с нею. Поистине человек - странное создание: только он способен на самоуничтожение, лишь ему присуще  загадочное влечение к смерти - никакому другому живому существу это не свойственно.

Проблема суицида среди  детей и подростков является одной  из первостепенных и наиболее актуальных социальных проблем в России. По данным Всемирной организации здравоохранения, Россия занимает второе место в мире по числу самоубийств на сто тысяч  жителей, обойдя рак и уступая  только сердечнососудистым заболеваниям. По абсолютному количеству подростковых самоубийств – первое место. За последние 30 лет число самоубийств увеличилось в 30 раз (2, с. 58). Частота суицидальных действий среди молодежи, в течение последних двух десятилетий удвоились. Это, вероятно, связано с увеличением темпа нашей жизни, подростки, впрочем как и их родители, не справляются с кризисными ситуациями

Другой из главнейших причин распространения суицида, является, на мой взгляд, сложная и противоречивая обстановка в стране. Как известно, еще Э.Дюркгейм считал, что ситуация в стране влияет на рост числа самоубийств. Во время неожиданных экономических спадов и подъемов старые социальные нормы разрушаются, люди теряют ориентацию, что способствует росту девиаций, в том числе и самоубийств (1, с. 61). Особенно актуальной эта проблема становится в обществе на переходных этапах его развития, что мы сейчас и переживаем. Конфликтные ситуации, возникающие сегодня в нашем обществе на различной почве, ведут к общей моральной дезориентации человека, подчас толкая его на негативные поступки, принятие скоропалительных решений. Это в первую очередь сказывается на подростках - самой легкоуязвимой социальной группе. Кроме того, основной причиной усиления этой опасной тенденции является отсутствие надлежащего семейного и общественного воспитания, жестокое обращение взрослых и сверстников. Моральное и физическое насилие, порочные методы воспитания, унижение человеческого достоинства сопутствуют жизни многих детей и подростков в семье, дошкольных учреждениях, школах, детских домах и интернатах, а также образовательных учреждениях.

Интерес к проблеме самоубийства на протяжении истории неуклонно  возрастал. Автором первого социологического исследования феномена самоубийства и  основателем суицидологии был французский социолог Эмиль Дюркгейм. Различные аспекты суицидального поведения изучали В. Штерн, В. Франкл, Н. Фабероу, Э. Шнейдерман и др. В нашей стране проблемой суицидального поведения подростков занимались: психиатр В.П. Кащенко (рассматривал педагогическую коррекцию), В.В. Лебединский (исследовал эмоциональные нарушения в детском возрасте) и др. Интерес к проблеме не угасает: ежегодно проходят международные симпозиумы, создана международная ассоциация по предупреждению самоубийств. Самоубийство превратилось в одно из острейших проблем нашего общества. Этим и объясняется актуальность выбранной темы.

Целью работы является изучение состояния проблемы суицида среди подростков как одной из первостепенных и наиболее актуальных социальных проблем.

Задачи:

1.  Изучить существующую литературу по данной проблеме, дать общее представление о суициде как акте самоубийства.

2.  Выделить факторы, способствующие суицидальному поведению.

3.  Рассмотреть специфические особенности суицидального поведения детей и подростков.

 

1. Суицид как акт самоубийства

    1. Общее представление о суициде

Самоубийство, противореча, казалось бы, прирожденному всем живым  существам инстинкту самосохранения, с давних пор занимало умы многих исследователей. Задолго до возникновения  суицидологии как медицинской науки самоубийство изучалось философами, на него обращали внимание летописцы, историки. Начиная с античности и до наших дней, огромное значение проблеме сознательного прекращения жизни придает философия. Альбер Камю считал, что «есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема – проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, - значит ответить на фундаментальный вопрос философии»(5, с. 228). С.Кьеркегор проблему самоубийства относил к вершинам жизненной мудрости. Горькой иронией проникнуты его слова: «Повесься – ты пожалеешь об этом, не повесься – ты и об этом пожалеешь; в том и в другом случае ты пожалеешь об этом. Таково, милостивые государи, резюме всей жизненной мудрости…»(5, с. 228).

Несмотря на широкий интерес  к данной проблеме, практически до начала XIX в. строго научного изучения самоубийств не предпринималось. Лишь в конце XIX в. появились первые основополагающие работы по суициду. Э.Дюркгейм – автор первого социологического исследования феномена самоубийства, переведенного в 1912 г. на русский язык. В дальнейшем интерес к проблеме самоубийства неуклонно возрастал. Различные аспекты самоубийства и суицидального поведения изучали G. Deshais, W. Stern, E. Ringel. Не оставались в стороне и русские исследователи. Библиографический указатель только русской дореволюционной литературы о самоубийстве насчитывает более ста пятидесяти авторов. Этой проблемой занимались многие известные врачи: Бехтерев, Сикорский, Корсаков; русские писатели: Достоевский, Толстой, Куприн, Мережковский; педагоги и публицисты. И в настоящее время интерес к этой проблеме не угасает. Ежегодно проходят международные симпозиумы, создана международная ассоциация по предупреждению самоубийств, выпускаются специальные журналы.

Самоубийство, суицид, суицидальное поведение (от лат. Sui – себя, caedere - убивать) – намеренное лишение себя жизни. В русском языке словом «самоубийство» обозначается и индивидуальное и относительно массовое, статистически устойчивое явление. Классическое определение суициду дал Э. Дюркгейм. По его трактовке самоубийством называется каждый смертный случай, который непосредственно или опосредованно является результатом положительного или отрицательного поступка, совершенного самим пострадавшим, если этот последний знал об ожидавших его результатах (5, с. 230). Суицид – акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства, либо под влиянием психического заболевания. Это осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при которых собственная жизнь как высшая ценность теряет для данного человека смысл (1, с. 59). Суицидальное поведение включает завершенное самоубийство, суицидальные попытки (покушения на свою жизнь) и намерения (идеи).

Суицидальное поведение  является динамическим процессом, состоящим  из следующих этапов (3, с. 40).

1. Этап суицидальных тенденций.  Суицидальные тенденции проявляются  в мыслях, намерениях, чувствах или  угрозах. Они являются прямыми  или косвенными признаками, свидетельствующими  о снижении ценности собственной  жизни, утрате ее смысла и  о нежелании жить.

2. Этап суицидальных действий. Начинается, когда тенденции переходят  в конкретные поступки. Под суицидальной  попыткой понимается сознательное  стремление лишить себя из  жизни, которое по независящим  от человека обстоятельствам  (своевременное оказание помощи, успешная реанимация и т.п.) не  было доведено до конца.

3. Этап постсуицидального кризиса. Он продолжается от момента совершения суицидальной попытки до полного исчезновения суицидальных тенденций, иногда характеризующихся цикличностью проявления. Этот этап охватывает состояние психического кризиса суицидента, признаки которого (соматические, психические или патологические) и их выраженность могут быть различными.

Самоубийства – очень  сложный и многогранный феномен, аккумулирующий проблемы философские (утрата смысла жизни) и психологические (психологическая дезадаптация, фрустрация), социальные (социальная неустроенность, неудовлетворенность, утрата статуса, престижа и т.п.) и нравственные, правовые и медицинские (тяжелая болезнь, психические расстройство) (5, с. 230). Вопрос о том, что считать самоубийством, на первый взгляд, вполне очевиден: намеренное лишение себя жизни. Тем не менее, при анализе данного социального отклонения выясняется, что не так все очевидно. Дело в том, что самоубийство часто граничит с несчастным случаем или убийством. Все эти три вида лишения человека жизни имеют сходные признаки и являются насильственной смертью. К самоубийству нельзя отнести причинение себе смерти в состоянии невменяемости. Не является самоубийством причинение себе смерти по неосторожности.

    • Особенности поведения, свидетельствующие о наличии суицидальных мыслей (3, с. 47):
  • смерть и самоубийство, как постоянная тема разговоров;
  • предпочтение траурной или скорбной музыки; 
  • разговоры об отсутствии ценности жизни;
  • фантазии на тему о смерти;
  • прямые высказывания типа «Я хочу умереть и умру; нет смысла жить дальше»;
  • косвенные высказывания типа «Ничего, скоро вы отдохнете от меня, он очень скоро пожалеет о том, что отверг меня»;
  • приобретение средств для совершения суицида;
  • жалобы на собственную беспомощность;
  • написание прощальных писем;
  • странное для окружающих прощальное поведение с людьми;
  • особый интерес к тому, что происходит с человеком после смерти;
  • проявление признаков депрессии.

Каждая попытка самоубийства имеет свои причины, свою историю, в  которой задействованы многие люди. При этом агрессия и злость направляются уже не во вне, не против людей, а вовнутрь – против самого себя.

    1. Факторы суицидального поведения

По определению суицид является преднамеренным лишением жизни. Почему у молодых людей возникает  такое желание расстаться с жизнью? Негативный опыт детства накладывает отпечаток на формирование личности и систему ценностей: поиск теплых доверительных отношений вне семьи; интересы личности обращены к поиску семейного счастья (все остальное неважно). Эти цели иногда становятся сверхценными, и в случае возникновения каких-либо конфликтов возможен суицид. В данной ситуации причина суицида часто лежит глубоко в прошлом.

Существует определенная классификация суицидов:

1.  холодный суицид – это когда человек действительно хочет умереть, не хочет жить;

2.  суицид, который является определенной игрой, то есть человек до конца уверен в том, что его спасут, он просто хочет обратить на себя внимание (этот вид суицида больше распространен среди молодежи);

3.  суицид, как способ уйти от проблем (4).

Принадлежность к группе риска или наличие других факторов суицидального риска еще не означает склонности к суициду. Тем не менее, каждый фактор должен быть принят во внимание. Особо бдительно следует относиться к их сочетанию или существованию  в течение длительного периода  времени. Причин довольно много. Основные из них:

  • предшествующая попытка суицида;
  • потеря смысла жизни, отсутствие жизненных ценностей;
  • тяжелая морально-психологическая обстановка в коллективе, семье;
  • быстрое социальное расселение и обнищание населения;
  • смерть близкого, любимого человека, разрыв значимых любовных отношений;
  • выраженные акцентуации личности;
  • прогрессирующая тяжелая болезнь (например, рак, СПИД и т.п.);
  • переживание острого кризиса;
  • предательство близких;
  • измена любимого человека;
  • эмоциональные нарушения (острые приступы паники, острое чувство вины, стыда);
  • психические заболевания;
  • алкоголизм (25 % алкоголиков кончают жизнь самоубийством);
  • ранняя потеря матери или обоих родителей, особенно в результате самоубийства;
  • отверженность в детстве;
  • воспитание в семье, где есть алкоголики, наркоманы, психические больные;
  • наркомания;
  • значительные материальные и бытовые трудности;
  • совершение уголовно-наказуемого поступка;
  • психическая травма в результате насилия;
  • неразделенная любовь;
  • переживание самоубийства популярного в обществе или в конкретной группе человека;
  • сниженная адаптивная способность к изменениям.

Рассмотрим некоторые  факторы, часто приводящие к суицидальной реакции более подробно.

Семейный  фактор суицидального поведения

В современном обществе происходит изменение типа семьи. При этом новая  структура нередко приводит к  дестабилизации семейных отношений. В  процессе общения все члены семьи  занимают определенные позиции. Степень  удовлетворенности или неудовлетворенности  позицией зависит от того, что именно в общении привлекает индивида, на что он ориентирован, от чего отталкивается и в какой мере ему удается этого достичь. Принудительная смена позиции вызывает конфликт, а неприятие новой позиции — глубинный конфликт. Таким образом, смена позиции в семейной структуре может быть суицидоопасной.

Информация о работе Суицид и семья