Детский суицид

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 23:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: провести теоретический обзор проблемы детского суицида.
Задачи по реализации цели:
Провести литературно-информационный обзор понятия «суицид».
Провести теоретический обзор литературы по проблеме детского суицида.
3. Проанализировать полученный материал и сделать выводы о проблеме детского суицида.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………..………………………….……………................…..3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты понятия «суицид»..……………………...5
Основные теоретические подходы к проблеме суицида ………….……......5
Проблема классификации суицидального поведения…..........……………16
ГЛАВА 2. Детский суицид……………………………………….…………...….23
Причины суицидального поведения в детском возрасте………..................23
Реабилитация и профилактика суицидального поведения…..................…..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...............33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.………………..…………………………..………....35

Файлы: 1 файл

курсовая суицид.doc

— 169.00 Кб (Скачать)

     Медико-психологическая  помощь.

     Отечественные психологи Морозова Н.В и Овчинникова М.Н. [13] сформулировали основные положения программы комплексной медико-психологической помощи и поддержки детского населения. Основное внимание в этой программе уделяется профилактике.

     Морозова  М.В. и Овчинникова М.Н. [13] пишут: «Создание комплексной медико-психологической службы, доступной основной массе детского населения страны - реальный шаг на пути оздоровления подрастающего поколения. Генеральная направленность деятельности службы - психогигиеническая - определяется характером поставленной задачи всемерно содействовать охране и укреплению психического здоровья детей и подростков. Отличительной особенностью работы службы является трехдисциплинарный подход: психолого-педагогический, медицинский, социальный, то есть работа осуществляется совместными усилиями специалистов различного профиля: психологами, медицинскими и социальными работниками в тесном контакте с педагогическим коллективом учебного заведения и родителями».

     Морозова М.В и Овчинникова [13] выделяют два основных направления данного этапа:

  1. Оптимизация условий обучения и воспитания, способствующих полноценному развитию личности ребенка посредством воздействия на основные сферы межличностного взаимодействия учащихся (в первую очередь, семью, учебную группу - класс и педагогический коллектив) с целью оказания психолого-педагогической и социальной поддержки в плане предотвращения, устранения или ограничения негативных влияний ближайшего окружения на личность ребенка, процесс его развития;
  2. Предупреждение, ранняя диагностика и коррекция нервно-психических расстройств, психосоматических заболеваний, аномалий психического и личностного развития учащихся.

     Основная деятельность по этой программе – психопрофилактическая. Главная цель данного направления состоит в устранении факторов, оказывающих патогенное влияние на психику ребенка, и использовании факторов, обладающих положительным воздействием.

     Это, в первую очередь, оздоровление психосоциальной среды развития ребенка, то есть работа с родителями, педагогами.

     Кроме этого, оказывается разносторонняя специализированная помощь родителям - в плане коррекции воспитательских установок, нарушений в семейном общении: педагогам - относительно проблем профессионального, личностного порядка, предупреждения психоэмоциональных перегрузок. Особо следует выделить программы работы с так называемыми «проблемными», то есть социально неблагополучными семьями.

     Для детей и подростков проводятся групповые социотренинги, направленные на снятие синдрома тревожности, агрессивности, затруднений в общении, коррекции неадекватной самооценки, низкого социального статуса и других нарушений взаимоотношений со старшими, сверстниками. Практика показывает, что, например, экзаменационные ситуации нередко являются причиной невротических срывов у детей, а в исключительных случаях и суицидальных попыток. Для преодоления негативных последствий так называемого «экзаменационного» стресса требуется осуществление превентивных мер по повышению стрессоустойчивости школьников, к числу которых относится, в частности, обучение их рациональным способам снятия психоэмоционального напряжения в проблемных ситуациях.

     Медицинская диагностика предполагает проведение общесоматического и психоневрологического обследования подростков с целью выявления среди них лиц с психоневрологическими, психосоматическими расстройствами, а также контингента группы риска развития подобного рода патологии.

     Если  причинами суицида являются психогенные  факторы, то корекционно-реабилитационные мероприятия следует проводить  при помощи психологических воздействий. Однако, если причинами выступают физиологические феномены, то формирование суицидального поведения следует предупреждать не только с помощью  психологических мероприятий, но и с помощью медико-психотерапевтического вмешательства.  Своевременная диагностика причин появления суицидального поведения, правильное, комплексное обследование, с участием психолога и психотерапевта, индивидуально подобранная программа коррекции, все это позволит избежать серьезных последствий и помочь подростку справится с трудностями взросления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В последние годы для многих людей, как одним из способов решения проблем, является добровольный уход из жизни – суицид. На наш взгляд, тема суицидального поведения достаточно серьезна и требует раздумий о реальных причинах, толкающих людей на физическое уничтожение своего организма.

     Целью данного исследования было провести теоретический обзор проблемы детского суицида.

     Было  рассмотрено несколько определений  суицида, но более точным мы считаем определение, данное Эмилем Дюркгеймом в социологическом этюде "Самоубийство":  «Самоубийство - каждый смертный случай, который непосредственно или опосредованно является результатом положительного или отрицательного поступка, совершенного самим пострадавшим, если этот последний знал об ожидавших его результатах».

     Отечественный психолог Кондрашенко В.Т. условно выделяет три основные концепции формирования суицидального поведения: психопатологическая, психологическая, социальная.

     Психопатологическая концепция рассматривает самоубийц как душевнобольных людей, а их суицидальные попытки как проявления острых, хронических психических расстройств

     Психологическая концепция рассматривает как  основу в формировании суицидальных тенденциях психологический фактор.

     Социальная  теория самоубийства, рассматривает суицид в основном как результат отчуждения индивидуума от той социальной группы, к которой он принадлежал.

     Причиной  самоубийств часто могут являться  конфликты в учебе, семье и интимно-личностной сфере жизни. Но именно импульсивность и эмоциональность суицидальных поступков  приводит к летальному исходу.

     На  современном этапе развития науки  принято выделять два этапа профилактики с последующей реабилитацией:

  1. психологическая диагностика;
  2. медико – психологическая помощь.

     Первый  этап включает в себя методики и тесты, позволяющие исследовать глубинные тенденции и потребности личности, такие как ТАТ (тематический апперцептивный тест), Тест Г. Роршаха (цветные пятна), тест Розенцвейга, позволяющий исследовать уровень социальной дезадаптации и характер реагирования в затруднительных ситуациях.

     Второй  этап включает в себя два основных направления:

  1. оптимизация условий обучения и воспитания, способствующих полноценному развитию личности подростка;
  2. предупреждение и коррекция нервно-психических расстройств, психосоматических заболеваний, аномалий психического и личностного развития учащихся.

     Основная  деятельность этого этапа – психопрофилактическая. Главная цель данного направления  состоит в устранении факторов, оказывающих патогенное влияние на психику ребенка, и использовании факторов, обладающих положительным воздействием.

     Но, несмотря на разнообразие методов диагностики  суицидального поведения, в точной регистрации суицидальных намерений  возникают определенные сложности, так как психологи не могут охватить вниманием все ситуации, которые могут спровоцировать человека на совершение самоубийства.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М.: 1995.
  2. Амбрумова А.Г. Индивидуально-психологические аспекты суицидального поведения. // В сб.: Актуальные проблемы суицидологии.-М., 1978, с.44-59.
  3. Банщикова Е.Г. Философские и методологические основы психопатологического анализа самоубийства. // http://www.rusmedserv.com/psychsex/su.shtml (Русский Медицинский Сервер; 24.01.2002).
  4. Бруханский Н.П. Самоубийцы. - Л.: Прибой. - 1927.
  5. Буранов С. Психология отклоняющегося поведения военнослужащих// Ориентир. -2005. № 6.
  6. Вроно Е. Предотвращение самоубийства. Руководство для подростков. - М.: Академический Проспект. - 2001.
  7. Гилинский Я. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других "отклонений". - СПб.: Издательство "Юридический центр Пресс". - 2004.
  8. Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд / Пер. с франц. А.Н. Ильинского. СПб.: Союз, 1998.
  9. Зинченко Ю. П.  Клиническая психология. Словарь. М., 2003
  10. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. — Мн., 1988
  11. Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989
  12. Моховиков А. Н. Введение к клинико-психологическому разделу// Суицидология: Прошлое и настоящее/ Моховиков А. Н. – М.: Когито-Центр 2001. – с. 230.
  13. Морозова М.В., Овчинникова М.Н. Диагностика суицидального поведения подростков. Диагностика и коррекция нарушений социальной адаптации подростков / под ред. С.А. Беличевой. – М., 1994
  14. Мэй Р. Искусство психологического консультирования /Пер. с англ. Т.К. Кругловой. М.: Независимая фирма "Класс", 1994.- 144 с.
  15. Павлов И.П. Самоубийство - великая печаль русской жизни: Лекция, прочитанная студентам Воен.-мед. акад. 11 сент. 1913 г. / Публ. Н.Григорян // Медицинская газета. - 1999. - 28 мая. - С.15.
  16. Прозов А.А.Психическая напряженность.— М.: МГУ, 1976.— 112 с.
  17. Райс Ф. Психология подростка. - СПб. - 2000.
  18. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: "Прогресс", 1994
  19. Тихоненко В.А. Классификация суицидальных проявлений // Актуальные проблемы суицидологии. Труды Моск. НИИ психиатрии / Отв. ред. А.А. Портнов. 1978. Т. 82. С. 59–73.
  20. Франкл В. О смысле жизни. – Самара, 1996
  21. Фрейд З. О психоанализе. Психология бессознательного. – СПб, 2007
  22. Фрейд З. Печаль и меланхолия. СПб, 2007
  23. Фромм Э. Величие и ограниченность теории Фрейда. М: ООО «Издательство ACT» 2004.
  24. Хайкина М.В. Диагностика суицидального поведения подростков. Диагностика и коррекция нарушений социальной адаптации подростков / под ред. С.А. Беличевой. – М., 1994;
  25. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. - М.: Мысль. - 1994.
  26. Шнейдман Э. Душа самоубийцы. М., 1997
  27. Юнг К.Г. Подход к бессознательному. Перевод В.В. Зелинского. М., 1994

Информация о работе Детский суицид