Детский церебральный паралич. Психология развития детей
Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 21:14, реферат
Краткое описание
В последнее время в России наметилась тенденция роста числа детей имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата. Причин этому много, от биологических до социальных, и нельзя рассматривать их отдельно друг от друга, так как они являются взаимосвязанными и взаимообусловленными.
Оглавление
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 1. Определение, этиология, основные формы 2. Симптомы детского церебрального паралича 3. Причины детского церебрального паралича 4. Психическое развитие при 5. Диагностика и коррекция двигательных и речевых нарушений детей с 6. Несколько основных принципов коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими церебральным параличом. 7.Выводы 8.Литература 9. Словарь основных терминов по теме
У детей с ДЦП
отмечаются следующие виды двигательных
нарушений.
1. Нарушение мышечного
тонуса. Часто наблюдается повышение мышечного
тонуса (спастичность): мышцы напряжены,
ноги согнуты в коленных суставах, руки
приведены к туловищу, согнуты в локтевых
суставах, пальцы согнуты в кулаки. При
низком мышечном тонусе мышцы конечностей
и туловища дряблые, вялые, слабые.
2. Ограничение или
невозможность произвольных движений
(парезы и параличи). Ограничение
объема произвольных движений обычно
сочетается со снижением мышечной силы.
Ребенок затрудняется или не может поднять
руки вверх, вытянуть их вперед, в стороны,
согнуть или разогнуть ноги. Все это затрудняет
развитие манипулятивной деятельности
и ходьбы. При парезах страдает тонкая
моторика.
3. Наличие насильственных
движений (гиперкинезов и тремора).
Гиперкинезы - непроизвольные насильственные
движения, обусловленные переменным тонусом
мышц, с наличием неестественных поз и
незаконченных движений. Они могут усиливаться
при попытках произвести движения, а также
во время волнения. Насильственные движения
затрудняют или делают невозможным совершение
произвольных движений. Тремор - дрожание
пальцев рук и языка, которое наиболее
выражено при письме.
4. Нарушения равновесия
и координации движений. Проявляются
в неустойчивости при стоянии, сидении,
ходьбе. В тяжелых случаях ребенок не может
сидеть или стоять без поддержки. Отмечается
неустойчивость походки: дети ходят на
широко расставленных ногах, пошатываясь,
отклоняясь в сторону. Нарушения координации
проявляются в неточности, несоразмерности
движений, прежде всего рук. Это вызывает
трудности в манипулятивной деятельности
и письме.
5. Нарушение ощущений
движения тела или его частей
(кинестезии). Нарушается регуляция движений,
связанная с деятельностью проприоцептивных
клеток, расположенных в мышцах, сухожилиях,
суставах и передающих в кору головного
мозга информацию о положении конечностей
и туловища в пространстве, степени сокращения
мышц. У детей с ДЦП бывает ослаблено чувство
позы. У некоторых искажено восприятие
направления движения. Это обедняет двигательный
опыт ребенка, задерживает формирование
тонких координированных движений.
6. Недостаточное
развитие статокинетических рефлексов.
Статокинетические рефлексы обеспечивают
формирование вертикального положения
тела ребенка и произвольной моторики.
При недоразвитии этих рефлексов ребенку
трудно удерживать в нужном положении
голову и туловище. В результате он испытывает
трудности в овладении навыками самообслуживания,
трудовыми и учебными операциями.
По мере созревания
нервной системы меняются внешние
проявления заболевания. В первые полгода
(иногда до 4 лет) двигательные нарушения
проявляются мышечной вялостью, снижением
тонуса, после 1,5 - 2 месяцев может проявиться
косоглазие. Затем постепенно вялость
мышц уступает место все большей спастичности;
мышечная спастика поражает губы, язык
(затрудняются глотание, жевание, движения
языка, необходимые для формирования речи),
мышцы плечевого пояса и рук (появляется
характерная сутулость, плечи поднимаются
и поворачиваются вовнутрь, шея укорачивается
за счет поднятых плеч, пальцы кисти сжаты
в кулак с запертым внутри большим пальцем).
Спастика мышц ног приводит к возникновению
их перекреста и практически блокирует
возможность их движения. После 4 - 6 лет
на фоне все закрепляющейся спастичности
мышц начинают появляться насильственные
движения. К подростковому периоду ДЦП
как бы доходит до вершины своей зрелости,
и его проявления у разных больных становятся
все более похожими друг на друга.
При тяжелой степени
двигательных нарушений ребенок
не овладевает навыками ходьбы, манипулятивной
деятельностью, навыками самообслуживания.
При средней степени двигательных
нарушений дети овладевают ходьбой,
но ходят неуверенно. Они не в состоянии
самостоятельно передвигаться по городу,
ездить на транспорте. Навыки самообслуживания
и манипулятивная деятельность у них развиты
не полностью. При легкой степени двигательных
нарушений дети ходят самостоятельно
как в помещении, так и за его пределами,
могут передвигаться на городском транспорте,
они полностью себя обслуживают. У них
достаточно развита манипулятивная деятельность,
однако могут наблюдаться неправильные,
патологические позы и движения, нарушение
походки, движения недостаточно ловкие,
замедленные, снижена мышечная сила.
Для детей с ДЦП
характерна ограниченная подвижность
артикуляционных мышц, нарушено дыхание,
голосообразование, повышено слюноотделение.
Нарушены функции глазодвигательных
нервов: косоглазие, нарушение фиксации
и прослеживания предметов. Нарушена зрительно-моторная
координация. Моторные нарушения ограничивают
способность самостоятельного передвижения
и самообслуживания, препятствуют освоению
предметно-практической деятельности,
что отрицательно сказывается на формировании
высших психических функций, интегративной
деятельности мозга, общем ходе психического
развития. Обучение осуществляется в специальных
учреждениях для детей с нарушениями опорно-двигательного
аппарата.
Нарушен весь ход
моторного развития, что сказывается
на формировании нервно-психических функций.
Отклонения в психическом развитии наблюдаются
с первых дней жизни. Зрительное и слуховое
сосредоточение появляется позднее второго
месяца, снижена способность к фиксации
взгляда на движущихся предметах. С отставанием
на 1 - 2 месяца появляется и улыбка. Наблюдаются
нарушения в строении артикуляционного
аппарата и в процессах голосообразования:
гуление возникает на несколько месяцев
позднее нормы, лепет может продолжаться
до 2 - 3 лет. Первые слова появляются в период
от 2 до 4 лет. Часто отмечается дизартрия,
нарушения артикуляции (повышенный тонус
мышц языка, затрудненное дыхание, затруднения
произвольного открывания рта и др.) искажают
звукопроизношение. Ребенок слабо ощущает
положение и движения органов артикуляции.
Двигательные нарушения
наряду с расстройством тактильных
и мышечно-суставных ощущений затрудняют
ребенку получение информации о
форме предметов, их величине и особенностях
материала, из которых они сделаны.
Отмечаются особые трудности в совершении
произвольных движений, которые ограничены
или вообще невозможны; снижена мышечная
сила. У половины детей с ДЦП имеются различные
расстройства зрения и слуха, что ограничивает
поступление информации. У детей с ДЦП
выражены психоорганические проявления
- замедленность, истощаемость психических
процессов, трудности переключения на
другие виды деятельности, недостаточность
концентрации внимания, снижение объема
механической памяти. Большое число детей
отличается низкой познавательной активностью,
отсутствием интереса к заданиям, плохой
сосредоточенностью. При выполнении интеллектуальных
заданий быстро нарастает утомление, что
снижает умственную работоспособность
(церебрастенический синдром).
Задерживается развитие
пространственных представлений, медленно
накапливается запас сведений об окружающем
мире в силу относительной изолированности
на ранних этапах развития. Дети с церебральным
параличом не знают многих явлений окружающего
предметного мира и социальной сферы,
а чаще всего имеют представления лишь
о том, что было в их практике. У детей с
ДЦП выражена непропорциональность в
развитии высших психических процессов.
При некоторых формах заболевания отмечается
несоответствие между удовлетворительным
общим уровнем развития абстрактного
мышления и недостаточностью пространственных
представлений, что в дальнейшем обусловливает
трудности в усвоении счетных операций.
Выражена оптико-пространственная недостаточность
- недоразвитие навыков пространственных
отношений и конструктивного мышления.
При обучении грамоте это приводит к дислексии,
дисграфии и дискалькулии. Нарушена фонетическая
сторона речи. Речь может быть малопонятной,
ребенок испытывает затруднения при устном
ответе. Отставания в развитии речи связаны
с ограничением объема знаний и представлений
об окружающем, недостаточностью предметно-практической
деятельности. Речевые нарушения затрудняют
общение детей с окружающими.
Характерны расстройства
эмоционально-волевой сферы. Наблюдаются
эмоциональная лабильность и
недостаточная дифференцированность
эмоций, обеднение мотивационной сферы.
У одних детей отмечается повышенная эмоциональная
возбудимость, раздражительность, у других
- застенчивость, робость, заторможенность.
Склонность к колебаниям настроения сочетается
с инертностью эмоциональных реакций.
Так, начав плакать или смеяться, ребенок
не может остановиться. У детей с церебральным
параличом складывается своеобразная
структура личности. Достаточное интеллектуальное
развитие часто сочетается с отсутствием
уверенности в себе, самостоятельности,
с повышенной внушаемостью. Незрелость
личности проявляется в наивности суждений,
слабой ориентации в бытовых и практических
вопросах. Легко формируются иждивенческие
установки, неспособность к самостоятельной
деятельности. Формируются такие черты
личности, как робость, застенчивость,
неумение постоять за себя, повышенная
чувствительность, обидчивость, замкнутость.
В условиях неправильного
воспитания, ограничения деятельности
и общения замедление созревания
лобных отделов может стать причиной
изменений личности по типу психического
инфантилизма. Незрелость эмоционально-волевой
сферы у детей старшего школьного возраста
проявляется в повышенном интересе к игровой
деятельности, слабости волевого усилия,
повышенной внушаемости, недоразвитии
целенаправленности. Однако эти проявления
имеют иную окраску, нежели у детей более
раннего возраста. Вместо истинной живости
и веселости здесь преобладают двигательная
расторможенность, эмоциональная неустойчивость,
бедность и однообразие игровой деятельности,
легкая истощаемость, инертность. Отсутствуют
детская живость и непосредственность
в проявлении эмоций.
Для того чтобы стимулировать
речевое развитие при ДЦП, ребенка
учат манипулировать предметами и игрушками,
т.к овладение действиями предваряет
усвоение значений слов. Перед проведением
игровых занятий ребенку делают массаж,
артикуляционную и дыхательную гимнастику.
Далее показывают малышу игрушки, выполняют
с ними определенные действия, сопровождая
их словами и предложениями. Затем подключают
к игре ребенка и играют вместе с ним, обучая
его при этом различным умениям (строить
из кубиков, катать шарики, раскладывать
предметы по цвету). Взрослый показывает
и кратко комментирует свои действия.
Не следует принуждать к речи и торопить
с ответом, т.к. это может вызвать повышение
мышечного тонуса, усиление гиперкинезов.
Ребенка поощряют к речи повторением только
что произнесенных им звуков или ведут
односторонний диалог. Дети должны слышать
только правильно произносимые слова
и предложения.
5.
Диагностика и коррекция
двигательных и речевых
нарушений детей с ДЦП
Если ваш ребенок
имеет симптомы, которые могут
указывать на церебральный паралич,
ему необходимо провести детальное
обследование. Нет медицинских исследований,
которые могли бы подтвердить
диагноз церебрального паралича.
Диагноз выставляется на основе разносторонней
информации полученной вашим врачом или
другими консультантами.
Эта информация включает
детальное распрашивание родителей
обращая внимание на все важные моменты
истории жизни отца и матери и
их семьи. Особое внимание обращается
на ход беременности и родов и состояние
здоровья матери в настоящее время.
Необходимо детально
рассказать о всех медицинских проблемах
ребенка и описать его моторное
и психическое развитие.
Лабораторные исследования:
Разные исследования крови и мочи
могут быть предназначены, если врач заподазривает
что нарушения у ребенка могут быть вызваны
разными химическими, гормональными или
метаболичными факторами. Для исключения
генетических синдромов может быть проведенный
анализ хромосом включая кариотидний
анализ и специфические исследования
ДНК.
Визуальные исследования
дают информацию о структурах которые
находятся внутри тела человека. При
изучении головного и спинного мозга
эти исследования часто называются
нейровизуализацией. Проведения этих
тестов не всегда является необходимым,
но в многих случаях они могут помочь определить
причину ДЦП и распространение поражения
мозга. Их необходимо проводить как можно
раньше, чтобы при потребности немедленно
начать соответствующее лечение.
Ультразвуковое
исследование мозга. Применяются безвредные
звуковые волны для определения структурных
и анатомических нарушений мозга.
Например: ультразвуковое
исследование может показать геморагию
(кровоизлияние) в мозг или повреждение
вызванное недостатком снабжения
кислорода к мозгу. Ультразвуковое
исследование часто применяется в новорожденных,
которые не могут переносить более жесткие
исследования, такое как компьютерная
томография или магнитно-резонансная
томография.
Основными целями коррекционной
работы при ДЦП являются: оказание
детям медицинской, психологической, педагогической,
логопедической и социальной помощи, обеспечение
максимально полной и ранней социальной
адаптации, общего и профессионального
обучения. Очень важно развитие позитивного
отношения к жизни, обществу, семье, обучению
и труду. Эффективность лечебно-педагогических
мероприятий определяется своевременностью,
взаимосвязанностью, непрерывностью,
преемственностью в работе различных
звеньев. Лечебно-педагогическая работа
должна носить комплексный характер. Важное
условие комплексного воздействия - согласованность
действий специалистов различного профиля:
невропатолога, психоневролога, врача
ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога,
воспитателя. Необходима их общая позиция
при обследовании, лечении, психолого-педагогической
и логопедической коррекции.
Существует
несколько основных
принципов коррекционно-педагогической
работы с детьми,
страдающими церебральным
параличом.
1. Комплексный характер
коррекционно-педагогической работы.
Это означает постоянный учет
взаимовлияния двигательных, речевых
и психических нарушений в динамике продолжающегося
развития ребенка. Вследствие этого необходима
совместная стимуляция (развитие) всех
сторон психики, речи и моторики, а также
предупреждение и коррекция их нарушений.
2. Раннее начало
онтогенетически последовательного воздействия,
опирающегося на сохранные функции. В
последние годы широко внедрена в практику
ранняя диагностика ДЦП. Несмотря на то
что уже в первые месяцы жизни можно выявить
патологию доречевого развития и нарушения
ориентировочно-познавательной деятельности,
коррекционно-педагогическая, и в частности
логопедическая, работа с детьми нередко
начинается после 3-4 лет. В этом случае
работа чаще всего направлена на исправление
уже сложившихся дефектов речи и психики,
а не на их предупреждение. Раннее выявление
патологии доречевого и раннего речевого
развития и своевременное коррекционно-педагогическое
воздействие в младенческом и раннем возрасте
позволяют уменьшить, а в некоторых случаях
и исключить психоречевые нарушения у
детей с церебральным параличом в старшем
возрасте. Необходимость ранней коррекционно-логопедической
работы при ДЦП вытекает из особенностей
детского мозга - его пластичности и универсальной
способности к компенсированию нарушенных
функций, а также в связи с тем, что наиболее
оптимальными сроками созревания речевой
функциональной системы являются первые
три года жизни ребенка. Коррекционная
работа строится не с учетом возраста,
а с учетом того, на каком этапе психоречевого
развития находится ребенок.