Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 21:57, реферат
Очень важно для развития самостоятельности, чтобы у ребенка была его собственная территория, на которой он будет полноправным хозяином. Прекрасно, если это будет отдельная комната. Если такой возможности нет, отделите ему игровой уголок в комнате. Необходимо дать ему понять, что играть в игрушки надо в своей комнате (или в детском уголке), что нельзя раскидывать их по квартире. Если мама считает, что аккуратность и порядок в доме необходимы, надо ввести правило убирать за собой игрушки.
Убираем игрушки
Очень важно для развития самостоятельности,
чтобы у ребенка была его собственная
территория, на которой он будет полноправным
хозяином. Прекрасно, если это будет отдельная
комната. Если такой возможности нет, отделите
ему игровой уголок в комнате. Необходимо
дать ему понять, что играть в игрушки
надо в своей комнате (или в детском уголке),
что нельзя раскидывать их по квартире.
Если мама считает, что аккуратность и
порядок в доме необходимы, надо ввести
правило убирать за собой игрушки.
Вот какое письмо одной молодой мамы пришло
в журнал «Домашний очаг»: «Моему сыну
4 года. Он растет веселым и смышленым мальчиком.
Нам с мужем приятно наблюдать за ним,
когда он играет с игрушками. Словом, не
можем нарадоваться… до той самой минуты,
пока не просим его убрать в детской и
отправляться спать. Одно мгновение –
и ребенка словно подменили: горькие слезы,
крики, отказ подчиняться… Он забивается
в угол дивана и рыдает, а на полу громоздятся
игрушки.
У нас с мужем тоже портится настроение,
потому что мы ощущаем себя злыми великанами,
которые вторглись в детский мир и нарушили
гармонию. Кроме того, мы хотим, чтобы у
сына было хотя бы минимальное чувство
ответственности: поиграл – убери за собой.
Мы объясняем это Мите, но он отказывается
слушать нас. Практически каждый вечер
заканчивается так: папа теряет самообладание,
кричит на Митю, пугает его, что выбросит
все игрушки в мусорный ящик, и силком
тащит его спать, а я складываю игрушки.
Может, мы слишком много требуем от четырехлетнего
малыша? Когда и как следует приучать его
убирать за собой? Есть ли хоть какая-то
возможность избежать детских слез и родительских
криков, когда речь заходит о том, чтобы
ребенок помогал старшим?»
Ребенок откликается на просьбы родителей
помочь уже с года. Он может принести что-то,
передать, достать игрушку или книжку.
Сразу же нужно приучать его и убирать
за собой. Он поиграл с какой-то игрушкой
и захотел взять следующую – сразу же
попросите его сначала убрать в ящик ту
игрушку, с которой поиграл, прежде чем
взять следующую. В этом возрасте он еще
может путаться, поэтому помогите ему:
отодвиньте от него все остальные игрушки,
оставьте только ту, которую нужно убрать.
Помогите малышу, скажите: «Вот сейчас
мы с тобой спрячем машинку на место. Давай
положим ее в коробку, пусть она там спит.
А мы с тобой возьмем кубики».
Если просите ребенка убрать игрушки,
делайте это благожелательно. Пусть уборка
не обращается в наказание, желательно,
чтобы она стала финальной частью игры.
Хорошо, если мама начнет убирать игрушки
вместе с ребенком, непременно проговаривая,
что именно они убирают, куда и зачем: «Смотри,
эту книжку мы положим на стол – к другим
книжкам, а машинки пусть спят в коробке.
Кубики сложим в ящик, а мишку посадим
на диван. Видишь, как теперь чисто в комнате!
Молодец!» Если такую работу вы будете
проводить каждый вечер, в доброжелательной
атмосфере, ребенок очень быстро научится
осуществлять ее самостоятельно. Чтобы
малышу было проще убирать игрушки, можно
нанести маркировку на коробки или полки.
Например, на коробке, в которой хранятся
машинки, можно нарисовать машинку и т.
д.
Можно превратить уборку игрушек
в игру: например, во время уборки игрушек
можно уложить их спать.
Если он забудет или откажется убрать
какую-нибудь игрушку в ее «домик», незаметно
спрячьте ее. Чуть позже спросите, где
эта игрушка. Малыш начнет ее искать и
не найдет. Тогда придумайте небольшую
сказку о том, как игрушка, которая не попала
в свой домик, ушла из дома и отправилась
искать себе другого хозяина – доброго
и аккуратного, который каждый день укладывает
игрушки на свое место, бережно обращается
с ними.
Ребенок должен понять, что игрушки надо
убирать на место. Во время уборки спрашивайте
у малыша, куда нужно положить ту или иную
игрушку, где ее «домик». Малыш может ошибаться
и пытаться положить, скажем, большую куклу
в маленькую коробку, а маленькую машинку
– в большую. Направляйте действия малыша,
рассказывайте ему о том, что кукле гораздо
удобнее будет в большой коробке, а маленькой
машинке в большом ящике одиноко и скучно
и она хочет к другим машинкам.
Вряд и ваш малыш в полтора года начнет
бунтовать, если вы его попросите убрать
за собой книжки или машинки.
Как научить ребёнка убирать игрушки?
Татьяна (24г)
Моему сыну 2,5 года. Как научить его убирать за собой игрушки?
16.06.2009
На вопрос отвечает психолог Андрияхина
Наталья Евгеньевна
Для удобства ребенка необходимо определить территорию, на которой он будет полноправным хозяином. Прежде всего, просьба убрать игрушки должна звучать доброжелательно. Пусть уборка не превращается в наказание, желательно, чтобы она стала заключительной частью игры.
Хорошо, если мама начнет убирать игрушки вместе с ребенком, обязательно проговаривая, что именно они убирают, куда и зачем: "Смотри, эту книжку мы положим на стол - там уже лежат другие книжки, а машинки пусть спят в коробке. Как чисто теперь в комнате! Молодец!" Если подобная совместная работа будет проводиться систематически, каждый вечер, в доброжелательной атмосфере, ребенок вскоре приучится выполнять ее самостоятельно. Для того чтобы облегчить малышу процедуру уборки, можно использовать маркировку на коробках или на стеллажах. Например, на коробке, в которой хранятся машинки, можно нарисовать машинки, на пакете с мячами изобразить мяч и т.д.
Если у родителей есть
необходимый запас времени и
терпения, можно превратить уборку
игрушек в занимательную игру.
Например, уборка может быть укладыванием
игрушек спать и стать
Если мама считает, что чистота и порядок в доме необходимы, надо ввести правило убирать за собой игрушки. Пусть ребенок уяснит себе, что ему будут читать книжку или рисовать с ним только в чистой комнате. Но малыш должен знать, что это правило для всех членов семьи. Если же родители предъявляет ребенку ультиматум: уберешь игрушки - буду тебе читать, не уберешь - не буду, то малыш, скорее всего, сделает вывод о том, что мамину или папину любовь и внимание необходимо ежедневно "зарабатывать".
Существует другая грань
этой проблемы. Многие родители, стремясь
освободить для себя большее количество
времени, идут по пути наименьшего сопротивления
и быстро убирают игрушки сами.
Этого делать не следует, так как
ребенок быстро сообразит, что у
папы или мамы уборка получается намного
лучше, чем у него, и будет стремиться
переложить ее на ваши плечи. Когда
малыша приучают аккуратно складывать
игрушки, книжки к книжкам, куклы
к куклам, машинки к машинкам,
таким образом, автоматически определяется
место для каждой вещи. Ребенок
этот порядок запоминает и старается
следовать ему.
Несколько полезных советов:
* Не отказывайте малышу
в своей помощи, даже если вы
очень заняты. Помните, что дети
очень ценят свою
* Чаще говорите ребенку, что вы его любите. Пусть малыш знает, что вы любите его за то, что он есть, а не за то, что он слушается, убирает игрушки, съедает кашу и т.д.
* Чаще хвалите малыша,
называйте его своим
Приучение ребенка к самостоятельности - это долгий процесс, требующий терпения. Одно из главных правил - последовательность во всем. Если родители начали прививать ребенку определенный навык, то необходимо, не раздражаясь, объяснять малышу, что у него уже получилось, а что еще нет. Не следует быстро сдаваться. Шаг за шагом, он научится всему тому, чего и вы когда-то не умели делать!
Думаю, нежелание убирать игрушки за собой присуще каждому малышу. В свое время я была очень требовательна к решению этого вопроса, и, в конечном итоге, было плохо и мне, и малышу. Но как-то на приеме у доктора-профессора (обратились по поводу нервного моргания глаз), он сказал фразу, которая меня ошеломила: уберите игрушки сами, не перетрудитесь. Вняв совету, я так и стала делать. И что самое интересное, когда я без всяких криков и нравоучений просто начинала раскладывать игрушки по местам, сын подходил и начинал помогать мне. Иногда я хитрила и говорила, что вот, мол, устала немного, ты соберешь сам игрушки? И он с важностью взрослого согласно кивал головой и убирал. Оказывается, все так просто.
Малыш подрастает, и многие родители сталкиваются с проблемой разбросанных повсюду вещей и игрушек. Как научить маленького ребенка соблюдать порядок?
Начнем с того, что порядок в доме должны поддерживать, прежде всего, сами родители, пусть ребенок берет с вас пример. Не заставляйте ребенка убирать за собой в одиночестве: составьте ему компанию, придумайте игру, например, кто быстрее уберет все кубики, кто выше стопку книжек сложит на столе. Естественно, в таких ситуациях, маме лучше «проигрывать». Не бойтесь поддерживать инициативу ребенка, например, позвольте ему полить цветы или подмести пол, даже, если малыш этого никогда не делал раньше. Подобное обращение заинтересует ребенка и подстегнет его мотивацию. Не забывайте как можно больше хвалить и поддерживать своего малыша. Чем раньше вы начнете приучать ребенка убирать за собой, тем легче малышу будет в будущем принимать свои обязанности по дому, как должное.
Нам удалось по такой схеме. У детей есть игрушки разных видов. Каждый набор игрушек в своём мешке или коробке. Например, железная дорога, конструктор №1, 2 и т.д. Детям разрешается одновременно играть с одной категорией. надоедает - надо собрать игрушки и только тогда можно взять другой набор
Опасная методика...
У ребенка не развивается
фантазия... Он не учится использовать
подручные предметы для игры. Например,
когда мы с дитем играем в железную дорогу
мы берем кубики, конструктор, делаем тоннели,
мосты из конструктора и кубиков, тупики...
Тоннели еще любим делать из листиков
бумаги (по вашей методике это вообще запрещено).
А именно так ребенок развивает фантазию...
Приведу еще пример, все
люди любят готовить по рецепту, почему...
Да потому что следование четкому алгоритму
заложено с детства... Я никогда не придерживаюсь
книжного рецепта. Для себя что-то беру,
но и фантазировать люблю, и смешивать
немовсметимые (казалось бы) продукты.
Результат - офигенный. Как доказательство
приведу свои тортики, у них начинка порою
весьма экзотичная
.
Своему ребенку не запрещаю
выгребать все игрушки из корзины и разбрасывать
их где хочет во время игры. после игры
мы собираем игрушки. Обычно мой деть ведется
на похвалу, я начинаю говорить какой у
меня помошник растет хороший и тыпы, от
этого деть с огромным желанием начинает
прибираться. Ну иногда действует воспитательный
прием как выбросил игрушку - значит она
тебе не нужна, игрушку мама убирает (ребенок
видит прекрасно куда убирает мама игрушку
и почему тоже понимает), через неделю
возвращаю игрушку. Еще ни разу не было
такого, чтобы после вот такого воспитания
деть эту игрушку не убирал на место
. (у нас так было с конструктором,
ну очень много деталек, ну очень хочется
порасшвыривать его. ну очень не хочется
собирать... сейчас поиграл - собрал, маме
сдал
).
Не ограничивайте ребенку
фантазию сферой применения игрушек...
Извечный
вопрос родителей...В некоторых семьях
это делает мама, в некоторых - папа, но
почти ни в какой семье этого не умеет
делать малыш. Да-да, именно не умеет! Возможно
ваш ребенок после игры бросает игрушки
и говорит, что не хочет убирать за собой,
и никакие уговоры не могут сдвинуть его
с места.
Тогда это может означать
лишь то, что до этого момента уборкой
игрушек занимались исключительно вы,
начиная с самых первых дней, когда малыш
только научился их разбрасывать, а его
самого "забыли" научить убираться.
Так бывает. Родители порой
забывают, что детей нужно учить не только
чистить зубки, держать ложку, завязывать
шнурки, но и таким банальным, как нам кажется
на первый взгляд, навыкам, как: учить играть
в игрушки и потом их убирать. А порой бывает
удобнее и быстрее самой навести порядок.
Но не в этот раз! Сегодня
мы узнаем, КАК же приучить малыша наводить
порядок в своей комнате.
Итак, малыш наигрался,
взялся за книжку и сидит спокойно ее "читает",
а за его спиной словно Мамай прошел –
не видно входа-выхода в комнату из-за
игрушечного завала…
А теперь БОЛЬШОЙ СЕКРЕТ
- как одну из самых больных тем для родителей
– уборку игрушек – превратить в увлекательный
процесс! Очень просто!
Спросите малыша: "А
есть ли у тебя игрушки круглой формы?
(квадратной, сделанные из меха, красного
цвета, большие-маленькие и т.д.) Малыш
их сразу вам покажет, а дальше дело вашей
фантазии. К примеру: "Да, это красная
машинка. А где ее гараж? (где домик куколки,
а где живут мячики и т.д.)
Если же малыш лишь отвечает
"Там!" и не спешит садить куклу на
ее законное место на полке, то можно превратить
и это действие в игру- расскажите, как
кукла Маша возвращалась "домой"
на полку, какие злоключения с ней произошли
по пути.
Возможно ей повстречались
серый волк, Бармалей или Кощей Бессмертный?
Покажите малышу, как кукле необходима
его помощь и сопровождение до "дома".
И в следующий раз ребенок сам не захочет
оставлять любимого слоника или куклу
наедине с такими опасностями!
В другой раз можно будет
"привлечь” на помощь любимого сказочного
или мульт-персонажа малыша. Например,
если ребенок любит смотреть "Смешарики”,
то можно вообразить себя Крошем или Нюшей
(очень подошла бы маска этого персонажа),
которые пришли посмотреть, как же такой
большой и взрослый Витя умеет наводить
самостоятельно порядок в своей комнате.
А можно и вместе со сказочным персонажем
поубирать игрушки. Играйте "по правилам"
вашего ребенка!
Таким образом, вскоре
малыш сам не заметит, как научится и полюбит
расставлять игрушки по местам, а вы будете
использовать эту возможность для общения
с ребенком и для его развития.
Автор: Светлана Пешкова
Зашли в детскую комнату и остановились? Некуда ступить? Беспорядок в детской комнате царит все время? Как же быть? Как научить ребенка убирать за собой игрушки?
Если в вашей семья заведено, что каждый убирает за собой, и вы приняли решение, что пришло время научить и вашего ребенка убирать за собой игрушки самостоятельно, то у психологов есть некоторые рекомендации по этому вопросу, которые помогут родителям более успешно справиться с поставленной задачей.
Для чего вообще нужно, чтоб ребенок хотел и умел убирать за собой игрушки?
Во-первых – «чистота – залог здоровья»;
во-вторых – это дисциплинирует ребенка, что, наверняка, очень пригодится в более взрослом возрасте;
в-третьих, научив ребенка самостоятельно убирать детские игрушки за собой – вы тем самым предупреждаете возможные конфликты с воспитателем в садике;
и, на конец: вы воспитываете ответственного и волевого человека.
Итак, приступаем к обучению – придется запастись терпением.
По мнению большинства
психологов, самый оптимальный для
этого возраст ребенка от полут
Самое первое правило в обучении ребенка уборке за собой игрушек – это то, что вы не должны насильно заставлять ребенка делать уборку, а, тем более, не прибегать к угрозам: «вот если не уберешь сейчас, то…».
Также не следует обещать поощрения за убранные на место игрушки, иначе ребенок это быстро осознает и будет задавать каждый раз только один вопрос: «что мне за это будет?» и вместо навыка аккуратности, вы несознательно приучите ребенка к навыку вымогательства.
Для малыша 1,5-3-х лет данный вид обучения, как и многие другие в этом возрасте, должен быть по принципу игры (окончания игры). Например, сообщите малышу, что все игрушки устали и хотят вернуться в свой общий домик отдохнуть или, что малыш работает на стройке и как подъемный кран должен поднять и доставить все игрушки на их место, а можно устроить соревнование «кто быстрее и больше соберет игрушек в коробку» и т.п.
Деткам 3-х-4-х лет свойственно желание подражать, копировать взрослых, то есть в этом возрасте вы можете научить малыша всему на личном примере, проговаривая вслух все ваши совместные действия: «давай сначала уберем крупные предметы», «давай разместим конструктор в коробке», «давай рассадим куколок на полочке, книги поставим в шкаф», и т.п. Таким образом, вы приучаете малыша к аккуратности, а также развиваете его способность систематизировать, что, в свою очередь, способствует развитию пространственного мышления.