Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 18:45, курсовая работа
В психолого-педагогической науке существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Понятие о конфликте, его характеристика и причины возникновения в исследованиях педагогов и психологов 6
1.2 Детские конфликты и их логико-структурный анализ 11
1.3 Особенности проявления конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста 17
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 22
ГЛАВА II. ОПЫТНО - ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ КОНФЛИКТОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 23
2.1 Выявление уровня конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста 23
2.2 Создание условий предупреждения конфликтного поведения старших дошкольников в детском саду 34
2.3 Результаты исследования и их анализ 42
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
Таким образом, анализ результатов
констатирующего эксперимента подтверждает
необходимость организации
Исходя из гипотезы и учитывая результаты констатирующего эксперимента, мы определили следующую цель формирующего эксперимента: проверка эффективности обоснованных нами психолого - педагогических условий, способствующих предупреждению конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Содержанием работы на формирующем этапе было создание следующих условий: организация и проведение интерактивных игр, направленных на формирование сплоченности и сотрудничества у старших дошкольников, обучение эффективным способам общения и снятие конфликтности у детей;
Формирующая работа проводилась с детьми старшей группы в количестве 10 человек. Время проведения - вторая половина дня. Индивидуальная работа проводилась по мере необходимости с теми детьми, которые требовали дополнительного воздействия, либо не могли конструктивно работать в группе с другими детьми. В начале формирующего эксперимента мы провели с детьми интерактивные игры с целью формирования конструктивного поведения и предупреждения конфликтного поведения у старших дошкольников.
При проведении игр мы решали следующие задачи: упражнять детей в применении ценных этических норм взаимоотношений; учить детей использовать приемлемые в обществе способы разрешения конфликтов; учить проявить миролюбивое стремление к взаимодействию с соперником; учить принимать во внимание чувства другого человека в конфликтной ситуации.
В ходе проведенных нами игр дети имели возможность получить новые впечатления, приобрести социальный опыт и общаться друг с другом совершенно не так, как в ходе обычной жизни в детском саду. После проведения каждой игры детям предлагалось проанализировать и обсудить полученный ими опыт. Вначале экспериментатор сам предлагал детям игры и активно в них участвовал, затем дети сами выражали желание поиграть в определенные наиболее понравившиеся игры.
При организации интерактивных игр мы обращали внимание на организацию времени, так как детям необходимо время для прояснения своей личной ситуации и нахождения способа преодоления трудностей. Игровое время распределялось таким образом, что дети имели возможность высказаться и послушать других детей.
Комплекс интерактивных игр включал в себя следующие блоки:
Рассмотрим более подробно и проанализируем игры по каждому блоку. Первый блок. В качестве задач выступали следующие: развивать отношения, построенные на равноправии или готовности конструктивно решать проблемы, связанные со статусом ребенка в группе, помочь детям ощутить единение с другими; развивать открытость, умение выражать интерес друг к другу и свое отношение к другим; показать детям, что значит взаимное признание и уважение; развивать коммуникативные навыки и умение без насилия разрешать конфликты; учить проявлять терпение, умение считаться с интересами других.
Данный блок включал следующие игры: «Доброе животное», «Объятия», «Аплодисменты по кругу».
Интерактивная игра «Доброе животное» была проведена с целью: способствовать сплочению детского коллектива, обучения детей пониманию чувств других, оказанию поддержки и сопереживания.
В ходе игры экспериментатор вместе с детьми вставал в круг и предлагал всем взяться за руки и представить: Мы – одно большое доброе животное. Затем детям предлагалось послушать, как оно дышит, и подышать вместе. На вдох дети делали шаг вперед, на выдох - два шага назад. Экспериментатор отмечал, что так не только дышит животное, так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе.
Следует отметить, что все
дети охотно приняли участие в
этой игре, они внимательно прислушивались
к экспериментатору, старались дышать
все вместе. Эта игра способствовала
сплочению группы, дети стали осознавать,
что они единое целое. Игра вызвала
положительный эмоциональный
В игре «Объятия» мы учили детей физическому выражению своих положительных чувств, тем самым, способствуя развитию групповой сплоченности. Игру мы проводили утром, когда дети собирались в группе, для её «разогрева». Экспериментатор проявлял стремление видеть перед собой единую сплоченную группу, объединяющую всех детей, независимо от уровня их общительности. В ходе игры экспериментатор предлагал детям сесть в один большой круг и давал им инструкцию: «Дети, кто из вас ещё помнит, что он делал со своими мягкими игрушками, чтобы выразить свое отношение к ним? Правильно, вы брали их на руки. Я хочу, чтобы вы все хорошо относились друг к другу и дружили между собой. Конечно, иногда можно и поспорить друг с другом, но, когда люди дружны, им проще переносить обиды или разногласия. Я хочу, чтобы вы выразили свои дружеские чувства к остальным детям, обнимая их. Быть может, будет такой день, когда кто-нибудь из вас не захочет, чтобы его обнимали. Тогда дайте нам знать, что вы хотите, пока же можно просто посмотреть, но не участвовать в игре. Тогда все остальные не будут трогать этого ребенка».
Экспериментатор начинал игру с легкого маленького объятия, потом дети обнимали друг друга, с каждым разом усиливая объятия. После игры мы беседовали с детьми. Например, Настя А.: «Мне игра понравилась, было очень весело и все обнимались, как друзья», Юля К.: «Других детей обнимать хорошо, сразу становится приятно и хорошо». Однако не все дети принимают подобную игру, например, Артем Л.: сказал, что ему не очень нравится, когда его обнимают другие дети, он же сказал, что дома его никто не обнимает, считается, что мальчику это не нужно. Многие дети отметили, что дома их редко берут на руки и обнимают, дети припоминают, что когда они были совсем маленькие, это происходило намного чаще.
В заключение данного блока игр мы провели игру «Аплодисменты по кругу». В ходе игры детям предлагалось представить, что чувствует артист после концерта или спектакля, стоя перед публикой и слушая гром аплодисментов. Экспериментатор по очереди подходил к детям, смотрел каждому в глаза и аплодировал ему, потом дети по очереди аплодировали друг другу. Экспериментатор обращал внимание на то, что аплодисменты ощущаются не только ушами, но и всем телом и душой.
Второй блок игр был направлен на обучение детей эффективным способам общения. Этот блок включал в себя игры «Попроси игрушку», «Хороший друг», «Ты мне нравишься».
Игра «Попроси игрушку» была направлена на развитие коммуникативных навыков. В ходе игры дети разбивались на пары, один ребенок брал в руки игрушку, а другой ребенок просил её отдать. Мы обращали внимание детей на то, что нужно подбирать слова, просить, так, чтобы игрушку отдали. Ребенок же, у которого игрушка должен был постараться оставить её у себя. Следует отметить, что дети старались не отдавать игрушку, как бы её не просили, то есть не сразу поняли и приняли задание. После разъяснений экспериментатора игра пошла более продуктивно. Дети старались применять как можно больше добрых слов, хвалить своего оппонента, чтобы он отдал игрушку. В ходе игры участники менялись ролями, то есть каждый ребенок имел возможность побывать в роли просящего и отдающего.
Игра «Хороший друг» была направлена на развитие навыков налаживания дружеских взаимоотношений между детьми. Для игры использовалась бумага, карандаши и фломастеры. Экспериментатор предлагал детям подумать о своем хорошем друге, либо реальном человеке, либо его можно себе вообразить. Затем обсуждались следующие вопросы: «Что ты думаешь об этом человеке? Что вы любите вместе делать? Как выглядит твой друг? Что тебе больше всего нравится в нем? Что вы делаете для того, чтобы ваша дружба крепла?» Ответы на эти вопросы экспериментатор предлагал нарисовать на бумаге.
После того как дети нарисовали свои ответы, с детьми проводилось обсуждение: Как человек находит друга? Почему в жизни так важны хорошие друзья? Есть ли у тебя друг в группе?
Мы получили интересные ответы детей, например, Настя А.: «Друг находится во дворе, где дети гуляют или в садике, куда они ходят». Юля К.: «У человека должен быть друг, без друга ему будет очень скучно, и он один всегда будет играть». Никита П.: «У меня в группе нет друзей, есть у меня друг во дворе, он большой и у него много машинок, он их выносит на улицу и мы там играем».
В заключение данного блока игр мы провели игру «Ты мне нравишься». Эта игра была направлена на развитие коммуникативных навыков и хороших взаимоотношений между детьми. В ходе игры детям предлагалось составить одну большую паутину из клубка шерсти, связывающую всех детей между собой. Свои движения дети сопровождали словами: «Настя! Ты мне нравишься, потому что…(с тобой очень весело играть в разные игры)» И так далее. В результате все дети оказывались в одной паутине, говоря друг другу приятные слова. В ходе обсуждения дети высказывали свое мнение, легко ли говорить приятные вещи другим детям. Оказалось, что не все дети способны говорить комплименты другим, для них это сложно. Так же после игры обсуждались вопросы: Дружны ли дети в группе? Почему каждый ребенок достоин любви? Так же дети рассказывали, что их удивило в этой игре, так, например, Артем Л. не ожидал, что Рома Ш. скажет ему, что он нравится, потому что всегда готов поделиться своими игрушками.
Следующий блок игр был направлен на снятие конфликтности. В качестве задач данного блока игр выступали следующие: формирование адекватных норм поведения; снятие напряжения у детей; нравственное воспитание; обучение приемлемым способам выражения гнева; отработка навыков реагирования в конфликтных ситуациях.
Этот блок игр был самым насыщенным и эмоциональным.
В игре «Ссора» мы учили
детей анализировать поступки, находить
причину конфликта, дифференцировать
противоположные эмоциональные
переживания: дружелюбие и враждебность.
Мы знакомили детей с
Чтобы научить детей решать небольшие проблемы путем переговоров, принимать совместные решения, отказываться от быстрого решения проблемы в свою пользу, мы провели игру «Сладкая проблема».
Каждому ребенку давалось по одному печенью, а каждой паре детей – по одной салфетке. Дети должны были выбрать себе партнера, положить печенье на салфетку. В игре было условие: печенье может съесть только один ребенок, чей партнер добровольно откажется от печенья и отдаст его. Мы наблюдали, что игра давалась детям трудно, и вели они себя по-разному.
Экспериментатор корректировал игру: А теперь я дам каждой паре ещё по одному печенью. Обсудите, как вы поступимте с печеньем на этот раз». Экспериментатор наблюдал, что и в этом случае дети действовали по-разному. Те дети, которые разделили первое печенье пополам, повторяли эту стратегию справедливости. Большинство детей, которые отдали печенье партнеру в первой части игры, и не получившие ни кусочка, ждали теперь, что партнер отдаст печенье им.
Большой интерес вызвала у детей игра «Коврик мира». Для игры мы взяли кусок тонкого пледа, фломастеры, клей, блестки, бисер, цветные пуговицы. Экспериментатор объяснил детям, что мы будем делать коврик мира. Если возникнет спор, противники смогут сесть на этот коврик и поговорить, найти пути мирного решения конфликта. На коврике экспериментатор писал имена всех детей, а дети украшали его. Сам процесс украшения имел большое значение, так как благодаря ему дети символическим образом делали «коврик мира» частью своей жизни. Каждый раз, когда возникал спор, дети использовали этот коврик без помощи экспериментатора. Это было очень важно, так как самостоятельное решение проблемы является главной целью этой стратегии.
Таблица 6 - Перспективный план
Дата |
Блок |
Название игры |
Цель |
Февраль I неделя |
Блок интерактивных игр на сплоченность, сотрудничество.
|
«Доброе животное», «Паровозик». |
Способствовать сплочению детского коллектива, обучения детей пониманию чувств других, оказанию поддержки и сопереживания. |
II неделя |
«Объятия», «Дракон кусает свой хвост». |
Учить детей физическому выражению своих положительных чувств, тем самым, способствуя развитию групповой сплоченности. | |
III неделя |
«Аплодисменты по кругу», «Жучок». |
Формирование групповой сплоченности. | |
Март I неделя |
Блок интерактивных игр на обучение эффективным способам общения. |
«Попроси игрушку» |
Развитие коммуникативных навыков. |
II неделя |
«Хороший друг» |
Развитие навыков налаживания дружеских взаимоотношений между детьми. | |
III неделя |
«Ты мне нравишься» |
Развитие коммуникативных навыков и хороших взаимоотношений между детьми. | |
Апрель I неделя |
Блок интерактивных игр, направленных на снятие конфликтности |
«Ссора», «Примирение». |
учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта, дифференцировать противоположные эмоциональные переживания: дружелюбие и враждебность. |
II неделя |
«Коврик мира» |
Научить детей стратегии переговоров и дискуссий в разрешении конфликтов в группе. | |
III неделя |
«Сладкая проблема». |
Учить детей решать небольшие проблемы путем переговоров, принимать совместные решения, отказываться от быстрого решения проблемы в свою пользу |
Информация о работе Детские конфликты и пути их решения в старшем дошкольном возрасте