Детские конфликты и пути их решения в старшем дошкольном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 18:45, курсовая работа

Краткое описание

В психолого-педагогической науке существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Понятие о конфликте, его характеристика и причины возникновения в исследованиях педагогов и психологов 6
1.2 Детские конфликты и их логико-структурный анализ 11
1.3 Особенности проявления конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста 17
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 22
ГЛАВА II. ОПЫТНО - ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ КОНФЛИКТОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 23
2.1 Выявление уровня конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста 23
2.2 Создание условий предупреждения конфликтного поведения старших дошкольников в детском саду 34
2.3 Результаты исследования и их анализ 42
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51

Файлы: 1 файл

курсовая посл версия (Восстановлен).docx

— 109.58 Кб (Скачать)

Полученные эмпирические данные подтверждают описанную Д.Б. Элькониным динамику: у младших детей конфликты  чаще всего возникают из-за игрушек, у детей среднего возраста - из-за ролей, а в более старшем возрасте - из-за правил игры [2].

Таким образом, причины возникающих  между детьми столкновений отражают их возрастное развитие, когда от ссор из-за игрушек они постепенно переходят к настоящим дискуссиям по поводу того, насколько правильно действует тот или иной ребенок в ходе игры.

На протяжении дошкольного возраста происходит изменение мотивации игры, что ощутимо отражается на содержании потребности ребенка в сверстнике, а интерес к сверстнику как носителю человеческих, личностных качеств возникает у ребенка лишь к концу дошкольного возраста [8].

Что же касается младших дошкольников, то потребность в сверстнике, в объединении с ним выступает в виде потребности в нем, как в партнере по игре. Это именно тот этап в развитии данной потребности, когда сверстник нужен ребенку для сугубо практических, некоммуникативных целей - удовлетворить острое стремление действовать и вести себя как взрослые. К этому периоду (4-м годам) владение операциями игры становится главным, определяющим требованием, предъявляемым к сверстнику.

Со второй половины среднего дошкольного  возраста начинают возникать детские жалобы на то, что «не берут играть», которые отражают ущемленность существенной для ребенка потребности. Это - первый симптом осознания собственного неблагополучия, невозможности стать полноправным участником игры. Именно в данный период возникают случаи отказа посещать детский сад, сопровождаемые заметным снижением активности в завязывании контактов, постепенным отходом от сверстников, понижением настроения.

Осознание неблагополучия в игре, в столь важном для дошкольника  «деле», вызывает у него глубокие переживания, которые приобретают особенно острый характер в связи с высокой эмоциональностью данного возраста, стремлением получить признание и одобрение своих достоинств. И не получив его, ребенок всячески стремится защититься от остроконфликтной травмирующей ситуации, все более замыкаясь в себе, постепенно отходя от сверстников.

Искажение отношения к сверстникам  появляется значительно позже, к  концу среднего дошкольного возраста и свидетельствует о возникновении  нового этапа в развитии конфликта.

Как отмечает А.Н. Леонтьев, ребенок  сам не может выйти из остро  неблагополучной ситуации, его переживания  все более обобщаются, углубляются и обостряются. В результате действия сверстников приобретают в его глазах негативную окраску, представляясь все более несправедливыми, и вызывают у ребенка напряженное аффективное состояние, находящее выход в открытом эмоциональном протесте, в отрицательных поведенческих реакциях, что свидетельствует о качественном изменении отношения к детям и всей направленности его поведения [17].

Недостаточное владение ребенком навыками игры, в результате которого возникает конфликт, не единственный вариант непривлекательности ребенка в качестве игрового партнера. Конфликт между ребенком и сверстниками принимает особенно острые формы, когда невладение игровыми навыками осложняется недостаточным развитием у ребенка положительных способов сотрудничества с детьми (неумением поделиться, уступить и т.п.).

Аналогичный конфликт со сверстниками возникает и тогда, когда ребенок, владея навыками игры и положительными личностными качествами, не может реализовать их из-за неадекватности способов сотрудничества. Главные причины в этом случае могут крыться в излишней двигательной активности или, напротив, замедленности действий ребенка.

Калинина Р.Р. отмечает, что очень  важна диагностика психологического конфликта у дошкольников на ранних этапах его развития. Только в это время можно произвести его коррекцию: обучение таких детей игровым навыкам, совершенствование у них способов построения взаимоотношений со сверстниками, сочетаемое с переориентацией сложившегося мнения сверстников, дальнейшая организация игрового взаимодействия могут вернуть веру в себя, радостное настроение, увеличить инициативу к завязыванию контактов [13].

В дошкольном возрасте, в связи  со значительным усложнением деятельности, появлением сюжетно-ролевой игры, необходимостью считаться с мнением сверстников, уметь управлять своими непосредственными желаниями и согласовывать их с желаниями остальных детей, существенно изменяется мотивационная сфера ребенка.

И хотя выбор между узколичными  желаниями и интересами окружающих труден для дошкольника, уже в этом возрасте начинают формироваться простейшие общественные мотивы поведения, которые побуждают ребенка сделать нечто полезное окружающим, помочь товарищу, прислушаться к его мнению, поделиться игрушкой, лакомством и т.п.

Однако усваиваемые нормы не всегда обладают для ребенка необходимой побудительной силой и не во всех случаях определяют его поведение. Более того, уже в этом возрасте нередки случаи, свидетельствующие об искажениях в мотивации ребенка, о преобладании негуманных, эгоистических мотивов, зачастую сопутствующих низкому уровню нравственного развития.

Особенно ярко эгоистические тенденции  проявляются в поведении детей  с авторитарными мотивами, в частности, стремящихся к абсолютному утверждению  в игре на первых ролях. Еще более  очевидны эти тенденции, когда такому ребенку удается утвердить свое положение ведущего.

Авторитарный ведущий - ребенок, строящий руководство игрой на принципах  господства-подчинения. Активно стремясь к игре, такой ребенок в действительности движим лишь потребностью в самоутверждении. Недоброжелательно относясь к партнерам по игре, авторитарный ведущий испытывает положительное эмоциональное самочувствие: общаясь преимущественно с конформными детьми, он постоянно утверждается в эгоистических стремлениях. Таким образом, никаких внутренних противоречий - стремление подавлять других вполне соответствует нравственным чувствам и убеждениям такого ребенка: он лучше других, так как он - командир. Однако подобное внутреннее «благополучие» имеет в известном смысле безнравственный характер, так как в основе его лежит стремление подавлять других [16].

Поскольку с таким ведущим, как  правило, играют дети, добровольно соглашающиеся на «вторые» роли, подобные объединения выглядят внешне вполне благоприятно. Но результаты исследования Прыгина Б.Д. позволяют говорить о существовании глубокого психологического конфликта в сфере межличностных отношений детей. О нем свидетельствуют отсутствие каких-либо взаимных симпатий, низкие оценки, которые дети дают различным навыкам и качествам друг друга, хотя могут вместе играть на протяжении нескольких лет [22].

Фопель К. отмечает, что наличие  двух столь противоречивых планов детских  отношений при авторитарном типе руководства игрой: одного - внешнего, благополучного, другого - глубоко конфликтного - представляет серьезную опасность, как для развития личности ведущего, так и его партнеров [27].

Кроме того, выполнение только второстепенных ролей оказывается дополнительным тормозом развития инициативы его конформных партнеров, а вместе с тем и  столь важного умения творчески  развивать игру. И как следствие сказанного, у ребенка может выработаться зависимое поведение (поскольку он лишен выбора) и такие нежелательные качества, как льстивость, угодливость, хитрость, иждивенческая мотивация.

При доминировании эгоистических, авторитарных стремлений несовпадение их с демократическими тенденциями партнеров приводит к возникновению конфликта в межличностных отношениях. Его своеобразие в том, что он не вызывает внутриличностного конфликта: существенные потребности ведущего и его партнеров постоянно удовлетворяются. Противоречие в мотивах не затрагивает их и поэтому не осознается детьми, что способствует скрытому (полностью) характеру такого конфликта.

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

 

Таким образом, конфликт в  мотивах игры вне меньшей степени  тормозит развитие личности ребенка, чем рассогласование в операциях игры.

Результаты работ многих авторов свидетельствуют о том, что если потребность ребенка в общении или в совместной деятельности со сверстниками не удовлетворена, она ничем не компенсируется в дошкольном возрасте, вызывая у ребенка тяжелые переживания, состояние крайнего эмоционального неблагополучия.

Блокирование потребности, как  правило, искажает личностное развитие ребенка, с одной стороны, способствует появлению нежелательных черт поведения: неуверенности в себе, недоверчивости к сверстникам, обидчивости, грубости, вплоть до элементов агрессивного поведения, с другой - отрицательно сказывается на деятельности ребенка, резко снижая его активность на занятиях при объективном владении им необходимыми знаниями.

При дефиците удовлетворенности ведущей  потребности ребенка существенно нарушается и развитие самосознания, резко снижается уверенность в себе, в своих возможностях, уменьшается самоуважение. В результате тормозится процесс саморегуляции ребенка и, таким образом, его личностного творчества, в том смысле, который вкладывает в это понятие Л.И. Анцыферова. Чрезвычайно существенным в этой связи оказывается наличие гармонии между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка в игре, а также между ведущими потребностями ребенка и сверстников.

Изучив психолого - педагогическую литературу по проблеме исследования нами были определены методики констатирующего эксперимента, целью которых является выявление уровня конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

 

ГЛАВА II. ОПЫТНО – ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ КОНФЛИКТОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1 Выявление  уровня конфликтного поведения  у детей старшего дошкольного возраста

Следующим этапом исследования был констатирующий эксперимент. В  соответствии с поставленной целью, задачами и гипотезой нашего исследования мы определили основную цель констатирующего эксперимента: выявить уровень конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Разработать и апробировать на практике комплекс коррекционно - профилактических мероприятий направленных на снижение детской конфликтности.

Опытно-экспериментальная  работа проводилась на базе МАДОУ  ЦРР №17, детский сад I категории, г. Челябинска.

Детский сад рассчитан для детей в возрасте от 2-х до 7 лет. Функционирует 5 возрастных групп. Группы интегрированные, осуществляется коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата, группы формируются по возрастному принципу. Содержание образовательного процесса в МАДОУ ЦРР №17 определяется программой «Детство» (авторы В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина).

Работа проводилась в  группе «Ветерок», с детьми 5-6 лет. Воспитатель высшей категории Костылева Ольга Николаевна. В экспериментальную группу входило 10 детей, из них 6 девочек и 4 мальчика. В контрольную группу вошли 10 человек, из них 5 мальчиков и 5 девочек.

Цель констатирующего  эксперимента: выявить уровень конфликтности у детей старшего возраста. В соответствии с целью на этапе констатирующего эксперимента были поставлены следующие задачи:

    1. Провести диагностику конфликтности.
    2. Определить уровни развития конфликтности.

Для решения поставленных задач были использованы следующие  методики:

    1. Социометрическая методика «Капитан корабля» (Романов А.А).
    2. Методика № 4 «Неоконченный рассказ» (Фопель К).
    3. Проективная методика «Картинки» (Калинина Р.Р).

Охарактеризуем методики и результаты диагностики детей.

Методика № 1 Социометрическая методика «Капитан корабля» (Романов А.А).

Цель: выявить социометрический статус ребенка в группе сверстников.

Материал: рисунок корабля

Содержание: Во время индивидуальной беседы ребёнку показывают рисунок  корабля, и задают следующие вопросы:

    • Если бы ты был капитаном корабля, кого из ребят своей группы взял бы в помощники, отправляясь в дальнее путешествие?
    • Кого не взял бы в плавание, оставил на берегу?

Ответы детей заносятся в  специальный протокол (матрицу). Сумма  отрицательных и положительных  выборов, полученных каждым ребёнком, позволяет выявить его положение  в группе (социометрический статус).

Критерии и оценка результатов:

    • популярные («звёзды») - дети, получившие в 2 раза больше положительных выборов от среднего показателя (3 балла);
    • предпочитаемые - дети, получившие как положительные, так и отрицательные выборы (2 балла);
    • изолированные - дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (они остаются как бы незамеченными своими сверстниками) (1 балл);
    • отвергаемые - дети, получившие в основном отрицательные выборы (0 баллов).

При анализе результатов  важным показателем является также  взаимность выборов детей.

 

Таблица 1 - Социометрический статус детей старшего дошкольного возраста (констатирующий эксперимент)

Социометрический статус

Количество детей (%)

Популярные

3 (15%)

Предпочитаемые

10 (50%)

Изолированные

2 (10%)

Отвергаемые

5 (25%)

Информация о работе Детские конфликты и пути их решения в старшем дошкольном возрасте