Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 18:45, курсовая работа
В психолого-педагогической науке существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Понятие о конфликте, его характеристика и причины возникновения в исследованиях педагогов и психологов 6
1.2 Детские конфликты и их логико-структурный анализ 11
1.3 Особенности проявления конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста 17
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 22
ГЛАВА II. ОПЫТНО - ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ КОНФЛИКТОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 23
2.1 Выявление уровня конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста 23
2.2 Создание условий предупреждения конфликтного поведения старших дошкольников в детском саду 34
2.3 Результаты исследования и их анализ 42
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
Данная методика проводилась со всеми детьми группы. Анализ высказываний детей показал следующее: в обследуемой группе 5 детей (25%) (Ульяна Ш., Ксюша Г., Аня П., Вика В., Саша Р.) имели статус «отверженных», 2 ребенка (10%) - статус «изолированных» (Надя М. и Артем Л.). Характеристика непопулярных детей раскрывалась сверстниками через описание негативных форм поведения: «дерётся», «обзывается», «не слушается», «всё ломает», «не даёт игрушки» и пр. В группу «изолированных» дошкольников попали часто болеющие дети, вновь прибывшие в дошкольное учреждение.
В обследуемой группе преобладали дети с социометрическим статусом «предпочитаемые» - 10 детей (50%), которые по наблюдениям проявляли активность, могли играть как в одиночестве, так и с небольшой подгруппой сверстников.
Популярных детей в коллективе дошкольников выявлено 3 ребенка (15%), сверстники характеризовали их следующим образом: «добрый», «мой друг», «самый умный», «всегда играем вместе», «красивый», «никого не обижает» и пр. (Настя А., Никита П., Рома Ш.)
Из наблюдения следовало, что именно такие «звёзды» активно привлекали окружающих детей к своим действиям, с удовольствием откликались на инициативу сверстников, дружелюбно ко всем относились.
Таким образом, результаты социометрического исследования обратили наше внимание на то, что дети, которые имели неблагоприятный статус в среде сверстников, конфликтные ситуации предпочитали разрешать путём агрессивных действий или жалоб взрослым, при этом их самооценка была неадекватно завышенная (95% детей).
Методика № 2 «Неоконченный рассказ» (Фопель К).
Цель: выявление уровня сформированности эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
Материал: неоконченные рассказы (ситуации)
Содержание: Каждому ребенку индивидуально предлагается прослушать рассказ, содержащий в себе ситуации, направленные на проявление чувства сопереживания, сочувствия. Ребенок должен предложить свой вариант завершения данного рассказа.
Критерии и оценка результатов: Оценка результатов осуществляется по следующим критериям:
Анализ результатов
Согласно выделенным критериям дети условно разделяются на три уровня сформированности эмпатии:
Высокий уровень: Дети обладают высокоразвитым чувством сопереживания, сочувствия. Они эмоционально реагируют на несправедливость, страдание и боль, активно высказывают свое отношение к происходящему. Эти дети обладают рефлексией, то есть, способны поставить себя на место другого и сопереживать ему. Дети выражают свои чувства с помощью интонации, жестов и мимики.
Средний уровень: дети не всегда активно проявляют свои чувства, они способно сопереживать и сочувствовать, но в зависимости от ситуации. Не всегда проявляют рефлексию, более сдержаны в выражении чувств, менее эмоциональны
Низкий уровень: не проявляют чувства сопереживания, сочувствия, эмоционально ригидные, сдержаны.
Результаты выполнения методики представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Уровень сформированности эмпатии
Уровень эмпатии |
Количество детей (%) |
Высокий уровень |
3 (30%) |
Средний уровень |
5 (50%) |
Низкий уровень |
2 (20%) |
Анализируя количественные данные, мы можем констатировать, что у 3 детей (30%) был выявлен высокий уровень сформированности эмпатии. Это выразилось в том, что дети эмоционально реагировали на ситуации несправедливости, проявление страдания и боли, активно высказывали свое отношение к предложенным ситуациям. У этих детей проявилась способность к рефлексии, то есть в процессе анализа ситуаций они ставили себя на место другого человека и сопереживали ему. Так же мы отмечаем, что эти дети свободно выражали свои чувства по отношению к предложенным ситуациям, используя вербальные и невербальные средства выразительности, то есть с помощью интонации, мимики и жестов.
Средний уровень
Наконец, 2 детей (20%) показали низкий уровень сформированности эмпатии. Они не проявляли свои чувства, были равнодушны к предлагаемым ситуациям, эмоционально ригидны.
Методика № 3 «Картинки» (Калинина Р.Р).
Цель: изучение отношения
ребенка к конфликтной
Материал: сюжетные картинки
Содержание: Каждому ребенку индивидуально предлагаются четыре картинки со сценками из повседневной жизни детей в детском саду, изображающие следующие ситуации:
Критерии и оценка результатов: В качестве критериев оценки отношения ребенка к конфликтной ситуации выступает способ реагирования ребенка на конфликтную ситуацию:
В протоколе фиксировалось количество используемых детьми способов реагирования на конфликтную ситуацию, отображенную на картинке. Результаты выполнения данной методики представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Отношение к конфликтной ситуации
Способ реагирования на конфликтную ситуацию |
Количество детей |
Избегание |
4 (40%) |
Агрессивное решение |
3 (30 %) |
Вербальная реакция |
1 (10 %) |
Продуктивный способ решения |
2(20%) |
Анализ результатов выполнения методики показал, что детям было легче уйти от конфликтной ситуации, жалуясь взрослому. Именно так поступили 4 (40%) испытуемых. Агрессивные решения существенно преобладали в детских ответах 3 (30%) , нежели вербальные реакции 1 (10%) и продуктивный способ решения - 2 (20%). Интересны были ответы детей, например,
Никита П.: «Если меня не принимают играть, я буду играть без них, у меня есть игрушки свои»; Ульяна Ш.: «Я от них убегу, они плохие, не буду с ними связываться»;
Наиболее характерными были ответы детей обследуемой группы по основным способам реагирования на конфликтную ситуацию можно представить следующим образом:
Результаты констатирующего эксперимента представлены в таблице 4.
Таблица 4 - Количественные результаты констатирующего эксперимента
Ф. И. ребенка |
Методика №1 |
Методика №2 |
Методика №3 |
Уровень конфликтного поведения |
|
предпоч. |
ВУ |
избег. |
НУ |
|
предпоч. |
ВУ |
верб. |
НУ |
|
предпоч. |
СУ |
продуктив. |
СУ |
|
предпоч. |
СУ |
агрес. |
СУ |
|
звезда |
СУ |
избег. |
НУ |
|
изол. |
НУ |
избег. |
ВУ |
|
отверж. |
СУ |
агрес. |
ВУ |
|
предпоч. |
ВУ |
избег. |
СУ |
|
звезда |
СУ |
продуктив. |
НУ |
|
изол. |
НУ |
агрес. |
ВУ |
На основании результатов констатирующего эксперимента мы условно отнесли детей к одному из уровней конфликтного поведения:
К низкому уровню конфликтности поведения мы условно отнесли 4 детей (40%). Это дети, которые имеют социометрический статус предпочитаемых. Эти дети характеризуются как не конфликтные, спокойные, они стараются со всеми поддерживать нормальные отношения, легко идут на контакт. Если возникает конфликт, они стараются решить его продуктивно, либо вербально. У этих детей выявлен высокий уровень эмпатии, высокая чувствительность и инициативность, устойчивый положительный эмоциональный фон.
К среднему уровню мы условно отнесли 3 детей (30%). Это дети, которые имеют статус предпочитаемых или изолированных. В процессе общения со сверстниками они не провоцируют конфликты, легко идут на контакт, активно и продуктивно взаимодействуют. Однако в процессе игры у них возникают конфликты по поводу выбора роли или нарушения правил игры. Эти дети не проявляют физической агрессии, они стараются разрешить конфликт, либо избегая его, либо обращаясь за помощью к взрослому. Так же они используют вербальные способы поведения в конфликтной ситуации. У этих детей эмпатия проявляется ситуативно, эмоциональный фон не устойчивый.
К высокому уровню конфликтного поведения мы условно отнесли 3 детей (30%). Эти дети имеют в группе сверстников статус отверженных или изолированных. В процессе взаимодействия со сверстниками эти дети часто сами провоцируют конфликты, особенно в игре, применяют физическую агрессию, разрушают игру или намеренно нарушают правила, отнимают игрушки, конфликтуют по поводу распределение ролей в игре. У них низкий уровень сформированности эмпатии, низкий уровень чувствительности, неустойчивый эмоциональный фон.
Все вышеперечисленные методики были проведены с детьми контрольной группы. В контрольную группу вошли 10 детей, старшего дошкольного возраста, из них 5 девочек и 5 мальчиков.
Количественные результаты констатирующего эксперимента представлены в таблице 5.
Таблица 5 - Количественные результаты констатирующего эксперимента (контрольная группа)
Ф. И. ребенка |
Методика №1 |
Методика №2 |
Методика №3 |
Уровень конфликтного поведения |
|
предпоч. |
СУ |
избег. |
СУ |
|
звезда |
СУ |
верб. |
СУ |
|
звезда |
НУ |
верб. |
НУ |
|
отверж. |
ВУ |
агрес. |
ВУ |
|
звезда |
ВУ |
продуктив. |
ВУ |
|
изолир. |
СУ |
избег. |
СУ |
|
предпоч. |
НУ |
продуктив. |
НУ |
|
предпоч. |
НУ |
верб. |
НУ |
|
предпоч. |
СУ |
избег. |
СУ |
|
изолир. |
СУ |
агрес. |
СУ |
Информация о работе Детские конфликты и пути их решения в старшем дошкольном возрасте