Детские конфликты и пути их решения в старшем дошкольном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 18:45, курсовая работа

Краткое описание

В психолого-педагогической науке существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Понятие о конфликте, его характеристика и причины возникновения в исследованиях педагогов и психологов 6
1.2 Детские конфликты и их логико-структурный анализ 11
1.3 Особенности проявления конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста 17
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 22
ГЛАВА II. ОПЫТНО - ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ КОНФЛИКТОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 23
2.1 Выявление уровня конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста 23
2.2 Создание условий предупреждения конфликтного поведения старших дошкольников в детском саду 34
2.3 Результаты исследования и их анализ 42
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51

Файлы: 1 файл

курсовая посл версия (Восстановлен).docx

— 109.58 Кб (Скачать)

 

Данная методика проводилась  со всеми детьми группы. Анализ высказываний детей показал следующее: в обследуемой группе 5 детей (25%) (Ульяна Ш., Ксюша Г., Аня П., Вика В., Саша Р.) имели статус «отверженных», 2 ребенка (10%) - статус «изолированных» (Надя М. и Артем Л.). Характеристика непопулярных детей раскрывалась сверстниками через описание негативных форм поведения: «дерётся», «обзывается», «не слушается», «всё ломает», «не даёт игрушки» и пр. В группу «изолированных» дошкольников попали часто болеющие дети, вновь прибывшие в дошкольное учреждение.

В обследуемой группе преобладали  дети с социометрическим статусом «предпочитаемые» - 10 детей (50%), которые по наблюдениям проявляли активность, могли играть как в одиночестве, так и с небольшой подгруппой сверстников.

Популярных детей в  коллективе дошкольников выявлено 3 ребенка (15%), сверстники характеризовали их следующим образом: «добрый», «мой друг», «самый умный», «всегда играем вместе», «красивый», «никого не обижает» и пр. (Настя А., Никита П., Рома Ш.)

Из наблюдения следовало, что именно такие «звёзды» активно  привлекали окружающих детей к своим действиям, с удовольствием откликались на инициативу сверстников, дружелюбно ко всем относились.

Таким образом, результаты социометрического  исследования обратили наше внимание на то, что дети, которые имели неблагоприятный статус в среде сверстников, конфликтные ситуации предпочитали разрешать путём агрессивных действий или жалоб взрослым, при этом их самооценка была неадекватно завышенная (95% детей).

Методика № 2 «Неоконченный  рассказ» (Фопель К).  

Цель: выявление уровня сформированности эмпатии у детей старшего дошкольного  возраста.

Материал: неоконченные рассказы (ситуации)

Содержание: Каждому ребенку  индивидуально предлагается прослушать рассказ, содержащий в себе ситуации, направленные на проявление чувства сопереживания, сочувствия. Ребенок должен предложить свой вариант завершения данного рассказа.

    1. Мальчик ловил бабочек. У него был сачок. Он бегал по лесной полянке и старался поймать бабочку. Он хотел накрыть её сачком. И вот одна бабочка села на цветок. Мальчик подошёл и……
    2. У Саши была красивая машинка. Мама и папа подарили её Саше на День рождения. Саша очень любил свою машинку, играл с ней. Однажды он вышел на улицу поиграть и вынес машинку. Когда он играл, подошли взрослые ребята и один из них пнул машинку ногой. Машинка покатилась с горки и разбилась. Саша….
    3. У Маши была собака. Она очень её любила, кормила, гуляла, гладила её. Собаку звали Пушок. Однажды, Маша пошла с ней на улицу, гулять. Пушок бегал по двору и вдруг совсем пропал из виду. Маша бегала, искала, кричала Пушка, но он не отзывался. Тогда Маша сильно расстроилась и……
    4. Костя и Ваня два брата. Костя старший, а Ваня младший. Однажды Костя и Ваня пошли в лес за грибами. Они шли, держась за руки, чтобы не потеряться. Пришли мальчики в лес, стали собирать грибы. Им пришлось отпустить руки, чтобы собирать грибы. Они ушли в разные стороны и потерялись. Маленький Ваня очень испугался и стал кричать, ему было страшно одному в лесу, он заплакал и стал искать брата. А брат….

Критерии и оценка результатов: Оценка результатов осуществляется по следующим критериям:

    • уровень эмоционального реагирования на события, ситуации;
    • уровень проявления эмпатии к героям рассказа;
    • уровень сопереживания, сочувствия к героям рассказа;
    • уровень развития рефлексии;
    • уровень проявления чувств (вербально и невербально);

Анализ результатов осуществляется по степени выраженности данных критериев  в ответах детей.

Согласно выделенным критериям  дети условно разделяются на три  уровня сформированности эмпатии:

Высокий уровень: Дети обладают высокоразвитым чувством сопереживания, сочувствия. Они эмоционально реагируют на несправедливость, страдание и боль, активно высказывают свое отношение к происходящему. Эти дети обладают рефлексией, то есть, способны поставить себя на место другого и сопереживать ему. Дети выражают свои чувства с помощью интонации, жестов и мимики.

Средний уровень: дети не всегда активно проявляют свои чувства, они способно сопереживать и сочувствовать, но в зависимости от ситуации. Не всегда проявляют рефлексию, более сдержаны в выражении чувств, менее эмоциональны

Низкий уровень: не проявляют  чувства сопереживания, сочувствия, эмоционально ригидные, сдержаны.

Результаты выполнения методики представлены в таблице 2.

 

Таблица 2 - Уровень сформированности эмпатии

Уровень эмпатии

Количество детей (%)

Высокий уровень

3 (30%)

Средний уровень

5 (50%)

Низкий уровень

2 (20%)




 

Анализируя количественные данные, мы можем констатировать, что  у 3 детей (30%) был выявлен высокий  уровень сформированности эмпатии. Это выразилось в том, что дети эмоционально реагировали на ситуации несправедливости, проявление страдания и боли, активно высказывали свое отношение к предложенным ситуациям. У этих детей проявилась способность к рефлексии, то есть в процессе анализа ситуаций они ставили себя на место другого человека и сопереживали ему. Так же мы отмечаем, что эти дети свободно выражали свои чувства по отношению к предложенным ситуациям, используя вербальные и невербальные средства выразительности, то есть с помощью интонации, мимики и жестов.

 Средний уровень сформированности  эмпатии был выявлен у 5 детей  (50%). Они не всегда активно проявляли  свои чувства, сопереживали и  сочувствовали только в ситуациях, касающихся несправедливости. Эти дети были менее эмоциональны, более сдержаны в выражении своих чувств по отношению к предложенным ситуациям.

Наконец, 2 детей (20%) показали низкий уровень сформированности эмпатии. Они не проявляли свои чувства, были равнодушны к предлагаемым ситуациям, эмоционально ригидны.

Методика № 3 «Картинки» (Калинина Р.Р).

Цель: изучение отношения  ребенка к конфликтной ситуации;

Материал: сюжетные картинки

Содержание: Каждому ребенку  индивидуально предлагаются четыре картинки со сценками из повседневной жизни детей в детском саду, изображающие следующие ситуации:

    • Группа детей не принимает своего сверстника в игру.
    • Девочка сломала у другой девочки её куклу.
    • Мальчик взял без спроса игрушку девочки.
    • Мальчик рушит постройку из кубиков у детей.
    • Ребёнок должен понять изображённый на картинке конфликт между детьми и рассказать, что бы он стал делать на месте обиженного персонажа.

Критерии и оценка результатов: В качестве критериев оценки отношения ребенка к конфликтной ситуации выступает способ реагирования ребенка на конфликтную ситуацию:

    • избегание конфликтной ситуации;
    • агрессивное решение конфликтной ситуации;
    • вербальная реакция на конфликтную ситуацию;
    • продуктивный способ решения конфликтной ситуации.

В протоколе фиксировалось  количество используемых детьми способов реагирования на конфликтную ситуацию, отображенную на картинке. Результаты выполнения данной методики представлены в таблице 3.

 

 

 

Таблица 3 - Отношение к конфликтной ситуации

Способ реагирования на конфликтную  ситуацию

Количество детей

Избегание

4 (40%)

Агрессивное решение 

3 (30 %)

Вербальная реакция 

1 (10 %)

Продуктивный способ решения 

2(20%)


 

Анализ результатов выполнения методики показал, что детям было легче уйти от конфликтной ситуации, жалуясь взрослому. Именно так поступили 4 (40%) испытуемых. Агрессивные решения существенно преобладали в детских ответах 3 (30%) , нежели вербальные реакции 1 (10%) и продуктивный способ решения -  2 (20%). Интересны были ответы детей, например,

Никита П.: «Если меня не принимают играть, я буду играть без них, у меня есть игрушки свои»; Ульяна Ш.: «Я от них убегу, они плохие, не буду с ними связываться»;

Наиболее характерными были ответы детей обследуемой группы по основным способам реагирования на конфликтную ситуацию можно представить следующим образом:

    • Уход от ситуации или жалоба взрослому (убегу, буду играть без них, позову воспитательницу, всё расскажу маме).
    • Агрессивное решение (тоже стукну, всё у него отберу и сломаю, буду кидаться камнями, заставлю чинить).
    • Вербальное решение (пусть извинится; скажу, что так нельзя делать).
    • Продуктивное решение (буду чинить куклу, я умею; поиграю с ними потом; покажу, как надо правильно играть).

Результаты констатирующего эксперимента представлены в таблице 4.

 

 

Таблица 4 - Количественные  результаты констатирующего эксперимента

Ф. И. ребенка

Методика №1

Методика №2

Методика №3

Уровень конфликтного поведения

    1. Соня Ц.

предпоч.

ВУ

избег.

НУ

  1. Дима К.

предпоч.

ВУ

верб.

НУ

  1. Юля К.

предпоч.

СУ

продуктив.

СУ

  1. Настя А.

предпоч.

СУ

агрес.

СУ

  1. Никита П.

звезда

СУ

избег.

НУ

  1. Артем Л.

изол.

НУ

избег.

ВУ

  1. Ульяна Ш.

отверж.

СУ

агрес.

ВУ

  1. Яна К.

предпоч.

ВУ

избег.

СУ

  1. Рома Ш.

звезда

СУ

продуктив.

НУ

  1. Надя М.

изол.

НУ

агрес.

ВУ


 

На основании результатов  констатирующего эксперимента мы условно отнесли детей к одному из уровней конфликтного поведения:

К низкому уровню конфликтности  поведения мы условно отнесли 4 детей (40%). Это дети, которые имеют социометрический статус предпочитаемых. Эти дети характеризуются как не конфликтные, спокойные, они стараются со всеми поддерживать нормальные отношения, легко идут на контакт. Если возникает конфликт, они стараются решить его продуктивно, либо вербально. У этих детей выявлен высокий уровень эмпатии, высокая чувствительность и инициативность, устойчивый положительный эмоциональный фон.

К среднему уровню мы условно  отнесли 3 детей (30%). Это дети, которые имеют статус предпочитаемых или изолированных. В процессе общения со сверстниками они не провоцируют конфликты, легко идут на контакт, активно и продуктивно взаимодействуют. Однако в процессе игры у них возникают конфликты по поводу выбора роли или нарушения правил игры. Эти дети не проявляют физической агрессии, они стараются разрешить конфликт, либо избегая его, либо обращаясь за помощью к взрослому. Так же они используют вербальные способы поведения в конфликтной ситуации. У этих детей эмпатия проявляется ситуативно, эмоциональный фон не устойчивый.

К высокому уровню конфликтного поведения мы условно отнесли 3 детей (30%). Эти дети имеют в группе сверстников  статус отверженных или изолированных. В процессе взаимодействия со сверстниками эти дети часто сами провоцируют  конфликты, особенно в игре, применяют  физическую агрессию, разрушают игру или намеренно нарушают правила, отнимают игрушки, конфликтуют по поводу распределение ролей в игре. У них низкий уровень сформированности эмпатии, низкий уровень чувствительности, неустойчивый эмоциональный фон.

Все вышеперечисленные методики были проведены с детьми контрольной группы. В контрольную группу вошли 10 детей, старшего дошкольного возраста, из них 5 девочек и 5 мальчиков.

Количественные  результаты констатирующего эксперимента представлены в таблице 5.

 

Таблица 5 - Количественные  результаты констатирующего эксперимента (контрольная группа)

Ф. И. ребенка

Методика №1

Методика №2

Методика №3

Уровень конфликтного поведения

  1. Настя Н.

предпоч.

СУ

избег.

СУ

  1. Вика В.

звезда

СУ

верб.

СУ

  1. Кирилл К.

звезда

НУ

верб.

НУ

  1. Даша Р.

отверж.

ВУ

агрес.

ВУ

  1. Костя Г.

звезда

ВУ

продуктив.

ВУ

  1. Лев Б.

изолир.

СУ

избег.

СУ

  1. Ангелина К.

предпоч.

НУ

продуктив.

НУ

  1. Лида Д.

предпоч.

НУ

верб.

НУ

  1. Данил К.

предпоч.

СУ

избег.

СУ

  1. Сережа С.

изолир.

СУ

агрес.

СУ

Информация о работе Детские конфликты и пути их решения в старшем дошкольном возрасте