Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 15:28, реферат
Цель исследования - изучить субъективную психосемантику депрессивных состояний бизнесменов.
Задачи:
- охарактеризовать депрессивное состояние;
- рассмотреть симптомы депрессии;
- рассмотреть типы депрессии;
- рассмотреть причины депрессии.
В выборке бизнесменов 70 % мужчин и 40% женщин 10% не довольны своей личной жизнью.
-часто
чувствуют подавленность,
- испытывают бессонницу, часто сниженное без причины настроение, головные боли: 60% мужчин и 45% женщин;
- идентифицируют понятие работа и бизнес: 70 % мужчин и 40% женщин;
-удовлетворенны
собственной работой,
На вопрос «для чего вы занимаетесь бизнесом» были получены следующие ответы:
60% - мужчин
ответили -"что занимаются бизнесом
ради заработка, чтобы
80% женщин
ответили - "для собственной
На вопрос "стали вы бы заниматься не интересным для Вас делом, но приносящим большие доходы? ":
60% ответили утвердительно; 30% сказали "что помимо доходов, работа, дело должно быть интересным, а то ничего не получится; 10% сказали" что они и так достаточно богаты, чтобы заниматься тем, что их не интересует".
На вопрос "удовлетворены ли вы своей личной жизнью?"-большинство 60% респондентов группы мужчин ответили отрицательно. Среди основных причин вызывающих это, выделяют нехватку времени заниматься семьей и личной жизнью в целом. И 60% женщин ответили, что вполне удовлетворены своей личной жизнью.
Исследования по "Шкале Депрессии "показывают
Результаты следующее:
У всех исследованных респондентов- бизнесменов встречаются легкие депрессивные состояния: среда бизнесменов у мужчин- у трех респондентов, у женщин- у двух, депрессивное состояние отсутствует. Средний уровень депрессии по группам:
мужчины-41,2;
женщины - 38.9
при среднем возрасте по группам 42 года.
Наиболее негативные ответы давались респондентами в целом по группам на утверждения "Я чувствую, что живу достаточно полной жизнью" и "Я более раздражителен чем обычно" - особенно в выборке мужчин.
С помощью коэффициента корреляции Пирсона была установлена корреляционная связь между уровнем депрессии и возрастом у групп респондентов (просчитывалось общие значение коэффициента корреляции по всем четырем группам). = 0.97 что показывает явную зависимость уровня депрессии от возраста испытуемых.
С помощью методики семантического дифференциала были получены усредненные профили в выборках респондентов по оценке следующих понятий "я сам", "бизнес" ("испытание самолетов" для летчиков) и "личная жизнь". Проанализировано отношение испытуемых к этим понятиям на смысловом уровне и выявлены половые различия в отношениях к этим понятиям. Рассмотрен вопрос идентификации понятия "Я сам" с понятиями "Личная жизнь" и "бизнесом". Построены портреты каждого понятия в группах респондентов. И проведена интерпретация полученных данных с помощью факторного корреляционного и кластерного анализов. Из проведенного факторного и корреляционного анализа удаюсь выделить ведущий фактор в оценки каждого понятия.
Таким образом, можно отметить следующие: в группе бизнесменов ведущим фактором в оценке предложенных понятий, оказался фактор "оценки". Особенно ярко это выразилось в оценки понятия "Бизнес", при характеристики которого, главным в группах респондентов оказался фактор оценки. У мужчин бизнесменов в оценки понятий "Я сам" ведущим фактором оказался фактор "силы", в отличие от женщин, оценивших его при помощи фактора "активности". В оценки понятия "Работа" наблюдается выделение главного фактора при его оценке у группы мужчин- фактор"активности". При характеристики понятия "личная жизнь " выявились так же две группы мужчин и женщин, у которых был главным фактор "эмоциональности" и фактор "оценки".
По результатам
проведения методики семантический
дифференциал относительно понятий "Бизнес",
"Работа", "Я сам", "Личная
жизнь", выявились следующие
Существуют различия в отношении у бизнесменов к личной жизни и бизнесу это показывает различие в портретах исследуемых понятий (особенно ярким примером этого является отношение к понятию "Бизнес" и " личная жизнь")
Большинство
бизнесменов идентифицируют себя с
понятием "Бизнес", особенно это
ярко выразилось у выборки мужчин
(практически 100% бизнесменов), и почти
половина мужчин-бизнесменов негативно
относятся к своей личной жизни,
помощью семантического метода открывается
большая неудовлетворенность
Большинство бизнесменов идентифицируют понятия "Работа" и "бизнес". Из данного профиля видно, что, как и мужчин, так и у женщин, эти понятия идентифицируются со 100% точностью, что составляет 28% от всех опрошенных респондентов. Хотя почти половины респондентов из группы женщин дают более позтитвную оценку понятию "работа", видимо считая работу более широким полем деятельности для самореализации, чем бизнес. В связи с полученными результатами, выявляется группа, у которых происходит явное рассогласование между деятельностью, которой они реально занимаются - как работой, и ее оценкой на смысловом уровне. Наблюдается отсутствие выбора "крайних" оценок в определении понятий и частое употребление 0 в оценки шкалы
Методика перцептивных универсалии
Модификационная методика описания семантико-перцептивных универсалий выявила структуру субъективного опыта и систем; отношений к себе, бизнесу и личной жизни у респондентов различны: поло-возрастных групп.
В данной выборке выявилось следующее: данная методика продемонстрировала различные позиции понятий "бизнес", "личная жизнь'', ''я сам" в структуре субъективного опыта.
Особо
значимых закономерностей в выборе
фигур, ассоциирующихся с собой
и бизнесом, и личной жизнью не обнаружено.
Но в группах прослеживается более
значительная тенденция ассоциировать
понятие "я сам" с "бизнесом",
чем с "личной жизнью. У женщин
наоборот, проявляется более выраженная
идентификация себя с личной жизнью,
особенно это ярко выразилось у группы
женщин. В некоторых случаях
В целом
по группам бизнесменов в
Особых зависимостей выборе фигуры, характеризуя понятие " я сам" не выявилось, но проявились следующие тенденции:
Бизнесмены более склонны оценивать себя как фигуры стремящиеся к округлым формам, избежание острых углов- наиболее частый вариант выбор фигуры №8 описывая ее как солнце круг, снежный ком, что показывает некоторую степень нерешительности, склонность к слиянию с группой, мягкость характера, большую чувствительность. У двух респондентов данная фигура ассоциируется с черной дырой - именно у этих лиц прослеживается наибольший бал по шкале депрессии, так как вырисовывается явное негативация собственного "Я", самонепонимание, самонеудовлетворение.
В ходе данной методики выявились некоторые различия в структуре субъективного опыта респондентов различных поло-возрастных профессиональных и социо-культурных групп, что проявилось на появление различных ассоциаций в описании предлагаемых фигур. Где выявились следующие тенденции.
В группе бизнесменов идет довольно частое упоминание одушевленных образов, образов животных, более часто используются прилагательные, особенное частое использование ассоциативного алфавита в описании образов.
В целом по результатам данной методики при свободном описании формы, прежде всего, используются эмоционально-оценочные свойства. Характерной чертой всех описаний является большое число эмоционально- оценочных признаков данных, иногда вовсе не эмоциогенным изображениям, т.е. реже описывались форма изображения, свойства контура, то что непосредственно относится к самому изображению. И гораздо чаше описывалось отношение к изображению, давалась его эмоциональная оценка, что наиболее ярко проявилось у группы женщин бизнесменов.
Семантико-перцептивные универсалии формируются в процессе накопления субъективного опыта, с условиями жизни и деятельности индивида. Поэтому к их характеристики следует добавить еще то, что они сходны у определенных групп испытуемых и различаются в зависимости от того, к какой этнической и профессиональной группе относится каждый человек. Поскольку восприятие зависит от структуры субъективного опыта, индивидуального видения мира, оно в первую очередь должно зависеть от профессиональной направленности человека. Что и было выявлено в ходе данного эмпирического исследования.
Методика САМОАЛ
Результаты по данной методики были проанализированы в сопоставлении с проведенными ранее. Выявилась прямая зависимость в большинстве случаях влияния уровня самоактуализации на состояние уровня депрессии. Например, респондент №11 (группа мужчин бизнесменов) самый низкий уровень стремления к самоактуализации к=21%, совпадает с негативными оценками понятия "я сам" по методикам семантический дифференциал и цветоассоциативному эксперименту, а так же достаточно большим уровнем депрессии по методики "Шкала депрессии". Так же наибольший уровень стремления к самоактуализации по группам отмечен в группе женщин бизнесменов к=85%, и по данным клинической беседы, и по результатам других методик данный респондент оценивает себя как достаточно успешного, с хорошей самооценкой, имеющий удовлетворенностью в работе, личной жизни и общением с окружающими. Анализ результатов по всем группам респондентов подтверждают прямую корреляционную связь между высоким уровнем коэффициента стремления к самоактуализации с наиболее положительными результатами по другим проведенным методикам.
Из анализа ранжирования ценностей, можно охарактеризовать, в общем, группу бизнесменов, как мужчин, так и женщин как людей в целом со средним стремлением к самореализации, хотя разделяющих ценности самоактализирующейся личности, к числу которых А.Маслоу относил такие как истина, добро, красота, целостность, совершенство, справедливости и т.д. Предпочтение этих ценностей указывает на стремление к гармоничному бытию и здоровью в отношениях с людьми, с высокими коммуникативными способностями, способных к установлению прочных и доброжелательных отношении с окружающими; стремящихся вообще-то жить настоящим не откладывая свою жизнь на "потом" и не пытаясь найти убежище в прошлом; но с низким уровнем стремлением к творческому подходу, низкому самопониманию своих желаний и потребностей, более ориентирующихся на мнение окружающих - Д.Рисмен назвал "Сориентированными извне" в отличие ориентированных "изнутри"; склонных к слиянию с группой без яркой самовыраженности особенно это проявляется у группы мужчин.
Заключение
В целом по результатам проведенного экспериментального исследования субъективной психосемантики у бизнесменов можно сделать следующие выводы:
Несмотря
на внешние благополучие, среди успешных
бизнесменов, встречаются депрессивные
состояния. Не смотря, что эксперимент
проводился на норме, тем не менее, обнаружился
ряд лиц у которых "Уровень
Депрессии" по результатам методики
"Шкала Депрессии" превышает
норму. Это показывает наличие легкой
формы депрессивного состояния
у некоторых лиц занимающихся
"успешным" бизнесом. Выяснилось,
что многие бизнесмены характеризуются
достаточно выраженным уровнем внутреннего
дискомфорта, которые у отдельных
лиц выражаются в более явной
форме (что так же подтвердилось
с помощью комплекса