Депрессия

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 15:28, реферат

Краткое описание

Цель исследования - изучить субъективную психосемантику депрессивных состояний бизнесменов.
Задачи:
- охарактеризовать депрессивное состояние;
- рассмотреть симптомы депрессии;
- рассмотреть типы депрессии;
- рассмотреть причины депрессии.

Файлы: 1 файл

Депрессия.docx

— 52.46 Кб (Скачать)

В выборке  бизнесменов 70 % мужчин и 40% женщин 10% не довольны своей личной жизнью.

-часто  чувствуют подавленность, собственную  неполноценность и ненужность: 50 % мужчин и 10% женщин;

- испытывают  бессонницу, часто сниженное без  причины настроение, головные боли: 60% мужчин и 45% женщин;

- идентифицируют  понятие работа и бизнес: 70 % мужчин  и 40% женщин;

-удовлетворенны  собственной работой, собственной  самореализацией: -60% мужчин и 80% женщин;

На вопрос «для чего вы занимаетесь бизнесом» были получены следующие ответы:

60% - мужчин  ответили -"что занимаются бизнесом  ради заработка, чтобы содержать  семью". 30%- мужчин ответили "что  занимаются бизнесом, чтобы иметь  много денег и нравиться женщинам, так как сейчас без денег  они никому не нужны и только 10%- мужчин ответили-"что занимаются  бизнесом, потому, что им это интересно  и приносит удовлетворение".

80% женщин  ответили - "для собственной самореализации, так как все в этой жизни  у них есть, и им хотелось  добиться чего-то большего". 20% женщин ответили - "что занимаются  бизнесом для дополнительного  заработка Денег, чтобы быть  независимыми".

На вопрос "стали вы бы заниматься не интересным для Вас делом, но приносящим большие доходы? ":

60% ответили  утвердительно; 30% сказали "что  помимо доходов, работа, дело должно  быть интересным, а то ничего  не получится; 10% сказали" что  они и так достаточно богаты, чтобы заниматься тем, что их  не интересует".

На вопрос "удовлетворены ли вы своей личной жизнью?"-большинство 60% респондентов группы мужчин ответили отрицательно. Среди основных причин вызывающих это, выделяют нехватку времени заниматься семьей и личной жизнью в целом. И 60% женщин ответили, что вполне удовлетворены своей личной жизнью.

Исследования  по "Шкале Депрессии "показывают

Результаты  следующее:

У всех исследованных респондентов- бизнесменов  встречаются легкие депрессивные состояния: среда бизнесменов у мужчин- у  трех респондентов, у женщин- у двух, депрессивное состояние отсутствует. Средний уровень депрессии по группам:

мужчины-41,2;

женщины - 38.9

при среднем  возрасте по группам 42 года.

Наиболее  негативные ответы давались респондентами  в целом по группам на утверждения "Я чувствую, что живу достаточно полной жизнью" и "Я более раздражителен  чем обычно" - особенно в выборке  мужчин.

С помощью  коэффициента корреляции Пирсона была установлена корреляционная связь  между уровнем депрессии и  возрастом у групп респондентов (просчитывалось общие значение коэффициента корреляции по всем четырем группам). = 0.97 что показывает явную зависимость  уровня депрессии от возраста испытуемых.

С помощью  методики семантического дифференциала были получены усредненные профили в выборках респондентов по оценке следующих понятий "я сам", "бизнес" ("испытание самолетов" для летчиков) и "личная жизнь". Проанализировано отношение испытуемых к этим понятиям на смысловом уровне и выявлены половые различия в отношениях к этим понятиям. Рассмотрен вопрос идентификации понятия "Я сам" с понятиями "Личная жизнь" и "бизнесом". Построены портреты каждого понятия в группах респондентов. И проведена интерпретация полученных данных с помощью факторного корреляционного и кластерного анализов. Из проведенного факторного и корреляционного анализа удаюсь выделить ведущий фактор в оценки каждого понятия.

Таким образом, можно отметить следующие: в группе бизнесменов ведущим  фактором в оценке предложенных понятий, оказался фактор "оценки". Особенно ярко это выразилось в оценки понятия "Бизнес", при характеристики которого, главным в группах респондентов оказался фактор оценки. У мужчин бизнесменов  в оценки понятий "Я сам" ведущим  фактором оказался фактор "силы", в отличие от женщин, оценивших  его при помощи фактора "активности". В оценки понятия "Работа" наблюдается выделение главного фактора при его оценке у группы мужчин- фактор"активности". При характеристики понятия "личная жизнь " выявились так же две группы мужчин и женщин, у которых был главным фактор "эмоциональности" и фактор "оценки".

По результатам  проведения методики семантический  дифференциал относительно понятий "Бизнес", "Работа", "Я сам", "Личная жизнь", выявились следующие закономерности:

Существуют  различия в отношении у бизнесменов  к личной жизни и бизнесу это  показывает различие в портретах  исследуемых понятий (особенно ярким  примером этого является отношение  к понятию "Бизнес" и " личная жизнь")

Большинство бизнесменов идентифицируют себя с  понятием "Бизнес", особенно это  ярко выразилось у выборки мужчин (практически 100% бизнесменов), и почти  половина мужчин-бизнесменов негативно  относятся к своей личной жизни, помощью семантического метода открывается  большая неудовлетворенность мужчин в личной жизни (неудовлетворенность  своей самореализацией в личной жизни). Женщины наряду с положительным  отношением и идентификацией себя со своей личной жизнью, достаточно положительно встраивают в свою субъективную картину  мира и понятие "бизнес", что  характеризует более гармоничную  самоактуализацию в обеих сферах. Прослеживает большая идентификация с "личной жизнь", при достаточно положительной оценке понятия "бизнес".

Большинство бизнесменов идентифицируют понятия "Работа" и "бизнес". Из данного  профиля видно, что, как и мужчин, так и у женщин, эти понятия  идентифицируются со 100% точностью, что  составляет 28% от всех опрошенных респондентов. Хотя почти половины респондентов из группы женщин дают более позтитвную оценку понятию "работа", видимо считая работу более широким полем деятельности для самореализации, чем бизнес. В связи с полученными результатами, выявляется группа, у которых происходит явное рассогласование между деятельностью, которой они реально занимаются - как работой, и ее оценкой на смысловом уровне. Наблюдается отсутствие выбора "крайних" оценок в определении понятий и частое употребление 0 в оценки шкалы

Методика  перцептивных универсалии

Модификационная методика описания семантико-перцептивных универсалий выявила структуру субъективного опыта и систем; отношений к себе, бизнесу и личной жизни у респондентов различны: поло-возрастных групп.

В данной выборке выявилось следующее: данная методика продемонстрировала различные  позиции понятий "бизнес", "личная жизнь'', ''я сам" в структуре  субъективного опыта.

Особо значимых закономерностей в выборе фигур, ассоциирующихся с собой  и бизнесом, и личной жизнью не обнаружено. Но в группах прослеживается более  значительная тенденция ассоциировать  понятие "я сам" с "бизнесом", чем с "личной жизнью. У женщин наоборот, проявляется более выраженная идентификация себя с личной жизнью, особенно это ярко выразилось у группы женщин. В некоторых случаях проявляются  явные противоречия между двумя  понятиями, как, например, у респондента (№ 3 группа бизнесменов мужчин), у  которого понятие "я сам" ассоциируется  как фигура №8-"золотое солнце", а понятие" бизнес" - фигурой  №1 черный паук, что явно показывает несовместимость в структуре  личного субъективного опыта  этих двух понятий.

В целом  по группам бизнесменов в большинстве  случаях понятие бизнес ассоциируется  с фигурой №3 (которая в основном описывается такими определениями  как: самолет, летальный аппарат, устремление. В основном все определения показывают динамику развития данного понятия, динамичность, устремленность), что  вполне совпадает с определением бизнеса.

Особых  зависимостей выборе фигуры, характеризуя понятие " я сам" не выявилось, но проявились следующие тенденции:

Бизнесмены  более склонны оценивать себя как фигуры стремящиеся к округлым формам, избежание острых углов- наиболее частый вариант выбор фигуры №8 описывая ее как солнце круг, снежный ком, что показывает некоторую степень  нерешительности, склонность к слиянию  с группой, мягкость характера, большую  чувствительность. У двух респондентов данная фигура ассоциируется с черной дырой - именно у этих лиц прослеживается наибольший бал по шкале депрессии, так как вырисовывается явное негативация собственного "Я", самонепонимание, самонеудовлетворение.

В ходе данной методики выявились некоторые  различия в структуре субъективного  опыта респондентов различных поло-возрастных профессиональных и социо-культурных групп, что проявилось на появление различных ассоциаций в описании предлагаемых фигур. Где выявились следующие тенденции.

В группе бизнесменов идет довольно частое упоминание одушевленных образов, образов животных, более часто используются прилагательные, особенное частое использование  ассоциативного алфавита в описании образов.

В целом  по результатам данной методики при  свободном описании формы, прежде всего, используются эмоционально-оценочные  свойства. Характерной чертой всех описаний является большое число  эмоционально- оценочных признаков  данных, иногда вовсе не эмоциогенным изображениям, т.е. реже описывались форма изображения, свойства контура, то что непосредственно относится к самому изображению. И гораздо чаше описывалось отношение к изображению, давалась его эмоциональная оценка, что наиболее ярко проявилось у группы женщин бизнесменов.

Семантико-перцептивные универсалии формируются в процессе накопления субъективного опыта, с условиями жизни и деятельности индивида. Поэтому к их характеристики следует добавить еще то, что они сходны у определенных групп испытуемых и различаются в зависимости от того, к какой этнической и профессиональной группе относится каждый человек. Поскольку восприятие зависит от структуры субъективного опыта, индивидуального видения мира, оно в первую очередь должно зависеть от профессиональной направленности человека. Что и было выявлено в ходе данного эмпирического исследования.

Методика  САМОАЛ

Результаты  по данной методики были проанализированы в сопоставлении с проведенными ранее. Выявилась прямая зависимость  в большинстве случаях влияния  уровня самоактуализации на состояние уровня депрессии. Например, респондент №11 (группа мужчин бизнесменов) самый низкий уровень стремления к самоактуализации к=21%, совпадает с негативными оценками понятия "я сам" по методикам семантический дифференциал и цветоассоциативному эксперименту, а так же достаточно большим уровнем депрессии по методики "Шкала депрессии". Так же наибольший уровень стремления к самоактуализации по группам отмечен в группе женщин бизнесменов к=85%, и по данным клинической беседы, и по результатам других методик данный респондент оценивает себя как достаточно успешного, с хорошей самооценкой, имеющий удовлетворенностью в работе, личной жизни и общением с окружающими. Анализ результатов по всем группам респондентов подтверждают прямую корреляционную связь между высоким уровнем коэффициента стремления к самоактуализации с наиболее положительными результатами по другим проведенным методикам.

Из анализа  ранжирования ценностей, можно охарактеризовать, в общем, группу бизнесменов, как  мужчин, так и женщин как людей  в целом со средним стремлением  к самореализации, хотя разделяющих  ценности самоактализирующейся личности, к числу которых А.Маслоу относил такие как истина, добро, красота, целостность, совершенство, справедливости и т.д. Предпочтение этих ценностей указывает на стремление к гармоничному бытию и здоровью в отношениях с людьми, с высокими коммуникативными способностями, способных к установлению прочных и доброжелательных отношении с окружающими; стремящихся вообще-то жить настоящим не откладывая свою жизнь на "потом" и не пытаясь найти убежище в прошлом; но с низким уровнем стремлением к творческому подходу, низкому самопониманию своих желаний и потребностей, более ориентирующихся на мнение окружающих - Д.Рисмен назвал "Сориентированными извне" в отличие ориентированных "изнутри"; склонных к слиянию с группой без яркой самовыраженности особенно это проявляется у группы мужчин.

Заключение

В целом  по результатам проведенного экспериментального исследования субъективной психосемантики у бизнесменов можно сделать следующие выводы:

Несмотря  на внешние благополучие, среди успешных бизнесменов, встречаются депрессивные состояния. Не смотря, что эксперимент  проводился на норме, тем не менее, обнаружился  ряд лиц у которых "Уровень  Депрессии" по результатам методики "Шкала Депрессии" превышает  норму. Это показывает наличие легкой формы депрессивного состояния  у некоторых лиц занимающихся "успешным" бизнесом. Выяснилось, что многие бизнесмены характеризуются  достаточно выраженным уровнем внутреннего  дискомфорта, которые у отдельных  лиц выражаются в более явной  форме (что так же подтвердилось  с помощью комплекса семантических  и проективных методик). Была установлена  с помощью корреляционного анализа  значимая связь между уровнем  депрессии и возрастом испытуемых. У мужчин бизнесменов обнаружены более выраженные тенденции к  депрессивным расстройствам (прежде всего  это связано с неудовлетворенностью собственной самореализацией в  личной жизни и недостаточной  самоудовлетворенностью в работе).

Информация о работе Депрессия