Деформация правовой социализации несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 23:13, реферат

Краткое описание

Социализация представляет собой процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования в данном обществе. Социализация – процесс поэтапного включения индивида в социальную жизнь общества, приобщения к неизведанной социальной реальности. Результатом такого включения является формирование гармоничной личности, занимающей определенную позицию в многообразных общественных отношениях.

Файлы: 1 файл

социализация.doc

— 135.50 Кб (Скачать)
2.2. Криминогенность дефектов правовой социализации в школе

Существует связь между  недостатками в системе функционирования школы и преступностью несовершеннолетних. Школе как главному после семьи агенту правовой социализации принадлежит важная роль в нравственно-правовом воспитании детей и подростков.

Имеется прямая связь  между семейным воспитанием и  школьным. При благоприятной обстановке в семье, при прочных эмоциональных контактах родителей с подростками значительно усиливается стойкость последних к антиобщественным влияниям. С другой стороны, школе принадлежит важная роль в исправлении ошибок семейного воспитания, приостановлении процесса деморализации личности подростка, который начался в семье. В случае совпадения, "сложения" недостатков семейного и школьного воспитания нередко наступает криминализация личности подростка.

Какова же связь между  недостатками в работе школы и  неблагоприятным нравственно-правовым формированием личности несовершеннолетнего? Следует иметь в виду, что у значительной части детей, чье семейное воспитание было негативным, отсутствует или очень слабо выражена социальная роль учащегося. Такие дети не в полной мере освоили социальную роль школьника, которая является для них важнейшей, социально-значимой. Речь идет о детях, педагогически запущенных уже в младшем школьном возрасте. Возникший еще в младших классах конфликт, разрыв между системой внешних требований, связанных с учебой, с одной стороны, и объективными данными (возможностями и способностями) таких детей для успешной учебы, с другой, может приобрести стойкий, длительный характер. Этот конфликт нередко глубоко переживается подростком, вызывает у него ряд отрицательных психических состояний, которые могут привести к общественно отрицательным формам поведения.

Как показывает судебная практика, именно из среды неуспевающих детей, подростков часто выходят  лица, совершающие вначале правонарушения, а затем и преступления.

Основной контингент несовершеннолетних правонарушителей составляют так называемые "трудновоспитуемые", "трудные дети", подростки.

Давая общую характеристику "трудновоспитуемых", И. А. Невский  отмечает, что они портят взаимоотношения  между учениками в классе, дурно влияют на слабых, неустойчивых учеников, плохо учатся, еще хуже ведут себя, нередко совершают хулиганские поступки, бросают школу, уходят в жизнь без знаний, без здоровых интересов, полноценного развития, без положительных перспектив и целей, без желания трудиться, иногда с ненавистью к учителям, школе, знаниям, культуре, образованию. Рано или поздно они оказываются на улице, втягиваются в асоциальные компании, в которых верховодят более сильные, старшие по возрасту и жизненному опыту подростки. Порвав социально позитивные связи со школой, учителями, товарищами по классу, обладая избытком свободного времени, эти ребята тратят свой досуг на развлечения, курение, распитие спиртных напитков, употребление наркотиков. Они бродяжничают, хулиганят, занимаются вымогательством, мелкими кражами, попадают на учет в детскую комнату милиции, а затем и в воспитательно-трудовые колонии. Таким образом, калечится детство, судьбы этих ребят, вся их последующая жизнь.

Среди "трудных" учащихся встречаются дети и подростки, имеющие ряд расстройств нервной системы, которые вызывают задержку психического и интеллектуального развития. Большинство таких ребят выходит из неблагополучных семей, главным образом, криминогенных, аморальных. Но встречаются среди "трудных" школьники и из образованных, обеспеченных, благополучных семей.

Учителя в целом относятся  к "трудным" резко отрицательно. Обычно все их попытки справиться с неуспеваемостью и недисциплинированностью  этих ребят сводятся к методам  так называемого "негативного стимулирования" - к нравоучительным беседам, взысканиям, наказаниям, проработкам в присутствии всего класса и т. д. Все это не только не приносит позитивных результатов, но, наоборот, еще больше озлобляет и восстанавливает "трудных" против учителей, против школы и учебы в целом.

Учителя с легкостью  приклеивают таким школьникам ярлык "трудный", "трудновоспитуемый", чтобы оправдать свое неумение, а  то и педагогическое бессилие. В  чем вред наклеивания ярлыка или  так называемой стигматизации? Стигматизация является одним из средств социального контроля - социальных санкций. Она представляет "... сложный процесс социального взаимодействия, ведущий к отвержению лиц с определенными нежелательными признаками. Эта реакция человека или группы лиц, заключающаяся в девальвации (обесценении) индивида, снижении его социального статуса". Стигматизирующие признаки гиперболизируются окружающими, переоцениваются ими и часто затмевают все Другие, в том числе положительные черты личности. Стигматизация является, по сути дела, реакцией членив общества на то неудобство, которое вызывает нестандартный человек.

Хорошо известно, что  учителя предпочитают учеников покладистых, не доставляющих хлопот, послушных  и явно недоброжелательно относятся  к "трудным" ученикам, не щадят их самолюбия, вступают с ними в конфликт, а то и объявляют им "войну". В своей "войне" с "трудными" учителя стараются опереться на класс, заручиться его поддержкой. С этой целью выставляются напоказ и осуждаются все отрицательные черты этих учащихся и в противовес им хвалятся, поощряются и поддерживаются положительные качества примерных, успевающих школьников. Это приводит не к перевоспитанию "трудных", а к разрушению их отношений с классом, с коллективом товарищей, с которыми они нередко учились вместе начиная с первого класса. Все это оскорбляет их достоинство, наносит им глубокую душевную травму, восстанавливает против класса, против действительно примерных и хороших учеников.

В результате длительной неуспеваемости и постоянной недисциплинированности у "трудных" складываются конфликтные отношения с классом, учителями, родителями, что приводит к их изоляции в школе, разрыву дружеских, товарищеских отношений с одноклассниками. В результате они оказываются в изолированном, отверженном положении, испытывают чувство одиночества и неполноценности.

Положение отвергнутого классным коллективом вызывает у "трудного" состояние глубокой фрустрации вследствие невозможности удовлетворить базисные потребности в общении с одноклассниками, в завоевании личного и социального статуса. Лишенный возможности реализовать указанные потребности хорошей учебой и примерным поведением, "трудный" пытается завоевать определенное положение среди соучеников по механизму реактивного образования - с помощью негативизма, ярко выраженного непослушания, немотивированного упрямства, демонстративной агрессивности и конфликтности, бравады отрицательными качествами, курением, употреблением спиртных напитков, наркотиков и т. д. Вспоминаются слова Я. Корчака: "Следует помнить, что ребенок недисциплинирован и зол не потому, что он "знает", а потому, что страдает".

Таким образом, школа, ПТУ  перестают быть для "трудных" подростков основной сферой, где они удовлетворяют  потребности в общении и статусные  притязания. Эти ребята теряют прочные  социальные связи с коллективом класса, приобретают отрицательное отношение к школе. Они ищут поддержки, утешения в асоциальных уличных компаниях, где они "застревают" и начинают проводить все свободное время.

В результате фрустрации основной социально-позитивной деятельности - учебно-профессиональной - образуется своеобразный "вакуум" социальной активности, который заполняется "трудными" подростками пустым и бездумным времяпрепровождением в уличных компаниях. В итоге по механизму регрессии они фиксируются, "застревают" на примитивных формах проведения досуга, где удовлетворение базисных потребностей в общении и статусных происходит примитивными способами - курением, выпивками, употреблением наркотиков, картежной игрой, прослушиванием низкопробных музыкальных записей. "Примитивизация" деятельности - развлекательное времяпрепровождение - с неизбежностью приводит к дальнейшей "примитивизации" личности таких подростков, что проявляется в отсутствии элементарных культурных запросов, преобладании в структуре потребностей материальных, физиологических (сексуальные), извращенных квазипотребностей (алкоголь, наркотики и т. д.). На этом этапе своей деморализации "трудные" нередко становятся правонарушителями, а затем и преступниками.

Таким образом, дефекты  правовой социализации в школе затрагивают все структурные элементы социализации и проявляются в дефектах выполнения социальной роли, в разрыве эмоциональных связей школьника ("трудновоспитуемого") со своими одноклассниками и учителями, в выходе из-под норм социального контроля, в формировании извращенной примитивной структуры потребностей.

2.3. Стихийные неформальные группы подростков и дефекты правовой социализации

В процессе социализации личности подростка большое влияние  оказывают неформальные стихийные  группы сверстников, которые возникают на основе совместной досуговой деятельности.

Установлено, что досуговая  деятельность бывших несовершеннолетних правонарушителей значительно отличалась от той, которая характерна для подростков, обладающих аналогичными социально-демографическими характеристиками, но не нарушающих закон. Досуговая деятельность правонарушителей имеет свою специфику: она преобладает над всеми другими (учеба, занятия спортом, различные виды социально-полезной внешкольной деятельности).

Для правонарушителей характерны связи с лицами, имеющими аналогичные взгляды, ориентации и привычки поведения. Часто такие межличностные связи принимают антисоциальную направленность, становясь, таким образом, криминогенными. Они устанавливаются и развиваются в основном в сфере досуговой деятельности уже достаточно деморализованных подростков.

Конечно, нельзя считать  образование досуговых товарищеских групп чем-то предосудительным, общественно  опасным. Они вполне естественны  для этой возрастной группы. Более  того, потребность ребят в общении в наибольшей степени удовлетворяется именно в таких стихийных неформальных группах. В значительной мере это объясняется дефицитом внимания к подростку со стороны близких, которые ограничивают общение с ним почти исключительно заботой о его элементарных нуждах (еда, одежда, деньги на карманные расходы и т. д.). Подростку же больше хотелось бы видеть в родителях не столько "кормильцев", сколько друзей и советчиков. При всей своей тяге к самостоятельности подростки остро нуждаются в жизненном опыте, помощи и поддержке старших. Однако реальные взаимоотношения подростков с родителями часто обременены конфликтами на почве непонимания друг друга.

Недостаток внимания со стороны взрослых - не единственная причина, побуждающая подростка  искать группу сверстников. Не менее важный мотив - стремление к неформальному общению, общению эмоционально значимому. Конечная цель такого эмоционального общения состоит не только в проведении досуга, но и в получении подростком информации об отношении сверстников к нему, то есть в определении своего личного статуса, и, в конечном счете, в самореализации.

Качество общения, а  следовательно, и полнота удовлетворения потребности в нем у подростка  могут быть различным. Выделяют три  уровня общения: дефиниция - простое восприятие информации на уровне коммуникативного хобби, при котором у подростка не меняется отношение к окружающему и оно не сопровождается эмоциональными реакциями; идентификация, при которой личность слушающего претерпевает некоторое изменение: отождествляя себя с партнером, то есть принимая на себя его "роль", слушающий усваивает, хотя и частично, и систему его отношений к другим людям, к происходящим событиям и явлениям, новую для него систему ценностей; эмпатия (сопереживание) - когда подросток полностью сливается с партнером по общению, когда он вместе с ним живет, действует, переживает. Ясно, что эмоциональное участие подростка, степень удовлетворения его потребности в общении будут в каждом случае различными. Подросток стремится к самому эмоционально насыщенному уровню общения (уровень эмпатии) вследствие чувства одиночества, которое, как отмечают психологи, наиболее остро переживается в подростковом возрасте.

Ввиду отсутствия глубокого  взаимопонимания между подростком и взрослыми, особенно у "трудных" ребят, наиболее высокого уровня эмоционального общения они могут добиться в кругу сверстников - в стихийных неформальных досуговых группах. В процессе такого общения со сверстниками подросток стремится выразить свой внутренний мир, свои переживания и состояния. При этом в процессе переживания он стремится к самовыражению, как бы требует понимания себя другими. Если же другие не понимают внутренний мир подростка, то есть не эмпатируют или неадекватно эмпатируют, то в межличностном общении возникает определенный диссонанс, нарушение душевного равновесия, что приводит к конфликтным ситуациям, состоянию фрустрации, сопровождаемому аффективными агрессивными вспышками.

Следует отметить, что  общение на уровне эмпатии представляет определенные трудности для подростков, поскольку требует высокой психологической подготовки, психологического опыта, который у них еще недостаточен.

Основными механизмами  эмпатического общения являются проекция и интроекция. Проекция в межличностных отношениях означает приписывание своих особенностей, склонностей, побуждений и чувств другим людям. Интроекция - противоположный процесс. Она понимается как приписывание личностью себе наклонностей, побуждений, переживаний и чувств других людей. Посредством интроекции человек (собеседник) создает внутреннюю картину личностных особенностей и психических состояний других людей (партнеров по общению).

На первом этапе общения  проекция осуществляется либо в форме  отождествления (переноса) своих личностных качеств и побуждений с личностными  качествами и побуждениями партнера, либо в форме уподобления личностных особенностей партнера тем эталонам, которые выработаны на основе представления о других людях.

В процессе же интроекции происходит как бы абсорбция, то есть поглощение, впитывание образа другой личности, его внутреннего состояния.

Но, несмотря на трудность  достижения подлинно глубокого эмоционального общения подростка со сверстниками, общение с ними в неформальных группах тем не менее позволяет  удовлетворить следующие потребности: 

  • в безопасности (защищенности); 
  • в снятии (разрядке) нервно-психического напряжения; 
  • в понимании, сочувствии, сопереживании; 
  • в дружбе (в ощущении своей нужности другому); 
  • в самостоятельности, независимости, автономии от взрослых; 
  • в положительной оценке, уважении со стороны равных себе сверстников (завоевание личного статуса); 
  • в утверждении себя, завоевании популярности, признании (приобретение социального статуса); 
  • в получении новой информации; 
  • в достижении эмоционального комфорта.

Информация о работе Деформация правовой социализации несовершеннолетних