Деформация правовой социализации несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 23:13, реферат

Краткое описание

Социализация представляет собой процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования в данном обществе. Социализация – процесс поэтапного включения индивида в социальную жизнь общества, приобщения к неизведанной социальной реальности. Результатом такого включения является формирование гармоничной личности, занимающей определенную позицию в многообразных общественных отношениях.

Файлы: 1 файл

социализация.doc

— 135.50 Кб (Скачать)

ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Юридический факультет

Заочное отделение

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине: «Юридическая психология»

на тему: Деформации правовой социализации несовершеннолетних

 

 

 

Выполнил:  студент 6 курса 2 группы

Шпанько С.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Ростов-на-Дону

2013г.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Сорочан В.В., Юридическая психология, 2010г.
  2. Тимченко О.В. Особенности правовой социализации несовершеннолетних // Коченовские чтения «Психология и право в современной России», 2009 – C. 146-147
  3. Шиханцов Г. Г. Юридическая психология. Учебник для вузов. Ответственный редактор доктор юридических наук, профессор В. А. Томсинов — М.: Издательство "Зерцало"' 1998. — 341 с.
  4. Антонин Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений. – М., 1996.
  5. Лебедев А.В. Оценка нервно-психического состояния подростков, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. // Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних. / Под ред. С.А. Беличевой. – Тюмень, 1985.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие социализации в юридической психологии.

Социализация представляет собой процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования в данном обществе. Социализация – процесс поэтапного включения индивида в социальную жизнь общества, приобщения к неизведанной социальной реальности. Результатом такого включения является формирование гармоничной личности, занимающей определенную позицию в многообразных общественных отношениях.

Важным элементом этого  процесса выступает правовая социализация, которая позволяет индивиду включиться в систему правоотношений данного общества в ходе усвоения существующей правовой культуры. Основу правовой социализации составляют:

  • усвоение правовых норм и формирование определенной позиции по отношению к этим нормам;
  • оценка непосредственной реализации норм в правовом поле, выработка отношения к правовым институтам и учреждениям;
  • усвоение правовой идеологии как системного, научно обоснованного отражения правовой действительности в идеях, понятиях, принципах.

Самой очевидной целью  правовой социализации является обеспечение  правомерного поведения личности, что  предполагает формирование у каждого  индивида такого интегрального правового  образования, как правовое сознание.

Подростковый период является одним из самых сложных  этапов в жизни человека. В это  время подросток активно социализируется, входит в социум, в мир широких  общественных отношений. Именно этот период жизненного пути считается наиболее важным с точки зрения формирования правосознания и правопослушного поведения. Вот почему дефекты правовой социализации в подростковом возрасте во многом предопределяют картину жизни личности в дальнейшем, что может выразиться как в незначительных социально-негативных отклонениях, так и в серьезных правонарушениях.

Анализ научных разработок по изучению делинквентного поведения  несовершеннолетних позволяет выделить его детерминанты:

  • негативное влияние микросоциума на подростка (дефекты в воспитательном процессе, отсутствие контроля со стороны родителей, аморальное и противоправное поведение близких родственников, жестокость);
  • психические расстройства, психопатии, повышенная возбудимость, десублимация агрессии;
  • правовая безграмотность, незнание элементарных правовых норм;
  • отсутствие адекватной помощи родителям в воспитании подростков со стороны педагогов, представителей правоохранительных органов, социальных служб и общественности;
  • существенные недостатки в организации досуга несовершеннолетних, идеологический вакуум и, как следствие, наркотизация, алкоголизация, ситуативная, а позднее, и сознательная делинквентность.

На наш взгляд, этот сжатый перечень факторов позволяет  сделать вывод о том, что проблема дефектов правовой социализации в подростковый период может быть решена только на государственном уровне с привлечением всех заинтересованных сторон (родителей, педагогов, социальных служб, правоохранительных органов). Главным направлением этой работы остается профилактика делинквентности, с помощью которой своевременно выявляются несовершеннолетние с противоправной направленностью. При проведении воспитательно-профилактических мероприятий с данной категорией лиц необходимыми являются как меры принудительного характера, так и другие формы психолого-педагогического воздействия. Человек не рождается гражданином, он им становится в результате длительного взаимодействия с окружающей средой. Его жизнь в обществе подчинена множеству писаных и неписаных законов. Процессом правовой социализации называется усвоение этих законов, правовых знаний и требований, определяющих меру возможного и должного поведения, постепенное овладение необходимыми социальными навыками, осознание своих прав и способов их реализации, понимание сложных взаимоотношений между различными людьми и социальными институтами. Процесс правовой социализации включает в себя:

- усвоение критериев оценок юридически значимых ситуаций;

- изучение законов и правил как таковых, безотносительно к самому себе;

- обучение тому, как пользоваться этими правилами.

Подчеркнем, что человек должен не только уяснить, что в обществе действуют конкретные законы, ему необходимо еще и отнести их к самому себе, т.е. осознать, что они означают для него, что ему позволено, а что не позволено, какие наказания он может понести за нарушение законов, каковы способы защиты своих законных прав и т.д.

Психологическая цель правовой социализации — психолого-правовое развитие личности, достижение высокой правовой культуры, выраженной в правовой психологии, обеспечивающей правомерное поведение.

Обследования показывают, что процесс  правовой социализации нередко запаздывает  и чаще не достигает требуемого уровня развития, что объясняется субъективными причинами разного масштаба и уровня, ослаблением внимания государства и общества к позитивному регулированию правовой социализации, особенно подрастающего поколения, молодежи, недостаточно квалифицированным подходом к психологическим особенностям правовой социализации.

Правовая социализация личности и ее результаты — процесс не статичный, застывший, а развивающийся под влиянием совокупности сопутствующих ему жизненных обстоятельств. Поэтому правовая социализация людей нуждается в постоянной оценке изменений, происходящих в их психологии, выборе таких средств и способов воздействий, которые способствовали бы прогрессивным изменениям и предупреждали нежелательные.

Правовая социализация личности протекает  под влиянием как целенаправленных, так и стихийных, спонтанных воздействий, с которыми она сталкивается в ходе жизни, начиная с детских лет. Преобладание стихийности всегда чревато задержками и деформациями в правовой социализации. Криминализация современного общества, снижение уровня культуры и морали способствуют росту стихийных влияний. Сущность правовой социализации здоровой личности, как отмечено выше, социальна. Поэтому главные регулятивные возможности совершенствования правовой социализации лежат в социальной сфере.

2. Дефекты правовой социализации  несовершеннолетних.

Формирование у личности в процессе правовой социализации законопослушного поведения, безусловно, является наиболее желательной целью. Однако в процессе правовой социализации возможны социально-негативные отклонения - от совершения незначительных правонарушений до преступлений.

В литературе отмечается, что самыми криминогенно-опасными элементами процесса социализации являются дефекты в  структуре общения, в социальном контроле, в выполнении социальных ролей, что в конечном итоге приводит к формированию у личности искаженной (деформированной) структуры потребностей. Наиболее опасны эти дефекты в детском и подростковом возрасте, когда закладываются основы личности.

Как известно, важнейшими агентами правовой социализации в этом возрасте являются семья, школа, группа сверстников.

Существует общая схема  процесса деморализации с последующей  криминализацией (дефекты социализации) детей, подростков:

а) конфликты  с родителями (дефекты семейной социализации);

б) трудности, неудачи в школе (дефекты социализации в школе);

в) контакты, сближение с деморализованными сверстниками (дефекты социализации в группах сверстников).

Утрата положительного влияния семьи, неудачи в школе  и сближение с негативной группой  сверстников могут иметь различную  последовательность, но почти во всех случаях, предшествующих антисоциальному поведению несовершеннолетних, наблюдается взаимодействие этих трех моментов. Семья, школа, группа сверстников - естественная среда для всех детей, подростков. Они являются важнейшими социализирующими факторами личности несовершеннолетних. Причем семье принадлежит особая роль В формировании молодого человека, поскольку ее воздействие на личность многогранно, всесторонне.

2.1. Криминогенность дефектов правовой социализации в семье

Из всех дефектов правовой социализации личности наиболее социально опасны дефекты социализации в семье.

Правильная социализация индивида предполагает усвоение им морально-правовых норм и правил поведения в обществе. Первостепенное значение в усвоении этих норм детьми, подростками принадлежит  семье. Поведение собственных родителей является эталоном, образцом для детей, именно с родителей они прежде всего копируют, "срисовывают" образцы поведения. Вот почему важно, чтобы эти образцы были нравственными, социально полезными.

Дефекты, нарушения в  усвоении нравственно-правовых норм, принятых в данном обществе, наблюдаются "по вине" семьи в следующих случаях: 

  • родители словесно и на деле (своими поступками) утверждают аморальные или даже антисоциальные образцы поведения. В этом случае может произойти прямое усвоение ребенком (подростком) норм асоциального поведения; 
  • родители словесно придерживаются общепринятых нравственных норм поведения, но совершают действия, поступки, им противоречащие. В этом случае у детей воспитывается лицемерие, ханжество, в целом аморальные установки; 
  • родители вербально (словесно) и на деле придерживаются общепринятых норм, но при этом не удовлетворяют эмоциональных потребностей ребенка (подростка). Отсутствие же прочных эмоциональных, дружеских контактов родителей с подростками значительно затрудняет нормальный процесс социализации; 
  • родители применяют неправильные методы воспитания (методы, основанные на принуждении, насилии, унижении личности ребенка (подростка).

Семьи, для которых  характерны наиболее глубокие дефекты  правовой социализации, провоцирующие детей на совершение правонарушений и преступлений, криминологи называют неблагополучными.

Выделяют следующие  виды неблагополучных семей: 

  • криминогенная семья; 
  • аморальная семья, характеризующаяся алкогольной и сексуальной деморализацией; 
  • проблемная семья, характеризующаяся постоянной конфликтной атмосферой; 
  • неполная семья, отличающаяся дефектами в структуре; 
  • псевдоблагополучная семья, применяющая неправильные методы воспитания.

Криминогенная семья - такая, члены которой совершают преступления.

Согласно криминологическим  исследованиям, судимость одного из членов семьи (чаще всего это отцы или старшие братья) увеличивает  вероятность совершения преступления другими членами семьи, прежде всего  несовершеннолетними, в 4 - 5 раз. Каждый четвертый из осужденных несовершеннолетних проживал с судимыми братьями и сестрами.

Преступное поведение  взрослых членов семьи демонстрирует  детям, подросткам образец антиобщественного  поведения, порождает или углубляет  внутрисемейные конфликты, усиливает ее (семьи) криминогенный потенциал.

Значительную криминогенную  опасность представляют аморальные семьи. В них концентрируются различные отрицательные факторы, такие, как правонарушения, совершаемые родителями и иными членами семьи, пьянство и алкоголизм, систематические конфликты, выливающиеся в скандалы и драки, развратное поведение родителей. Алкоголизм родителей вызывает обнищание семьи, ухудшение быта и полное искажение норм поведения. Дети оказываются заброшенными, у них пропадает привязанность и уважение к родителям, развивается мрачный, озлобленный характер.

Каждый из перечисленных  отрицательных факторов сам по себе уже способен нанести значительный ущерб надлежащему формированию личности ребенка, подростка. Все вместе они исключают возможность нравственного воспитания несовершеннолетнего в такой семье.

Среди осужденных несовершеннолетних пьянствующие родители встречаются  в 6-7 раз чаще, чем среди законопослушных  ребят.

В воспитательной колонии  для девушек было проведено анкетирование осужденных за грабеж, разбой, хулиганство. Среди вопросов был и такой: "Что Вы можете рассказать о своей семье, об условиях, в которых росли и воспитывались?" Получены были следующие ответы: "Отцу я не доверяла. Он пил, скандалил. Я привыкла не приходить домой"; "Отец все время приходил пьяным. Мать плакала. Разговор дома был только об этом. Отец нас с братом не замечал, он даже не знал, в каком классе я учусь".

Информация о работе Деформация правовой социализации несовершеннолетних