Деформация правовой социализации несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 23:13, реферат

Краткое описание

Социализация представляет собой процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования в данном обществе. Социализация – процесс поэтапного включения индивида в социальную жизнь общества, приобщения к неизведанной социальной реальности. Результатом такого включения является формирование гармоничной личности, занимающей определенную позицию в многообразных общественных отношениях.

Файлы: 1 файл

социализация.doc

— 135.50 Кб (Скачать)

Свойственная подросткам, членам досуговых групп, склонность противопоставлять себя окружающему миру, взрослым проявляется в ряде особенностей их поведения, имеющих демонстративный характер. Сюда относятся в первую очередь такие признаки (символы) их независимости и противопоставленности взрослым, как особенности одежды, жаргон (юношеское арго). Употребляемые подростками термины нередко грубы, подчеркнуто условны, сплошь и рядом словам придается смысл, противоположный их обычному значению, часто встречается заимствование словечек из блатного лексикона. Вся эта словесная игра выполняет функцию отделения "своих" от "посторонних", а также упрочивает групповую солидарность.

Но не только этими  чисто внешними атрибутами ограничивается различие между миром взрослых и  миром подростков.

В настоящее время  в связи с массовым распространением стихийных досуговых подростковых компаний (групп) наметился определенный разрыв между ценностями, принятыми  в этих группах, и нравственно-правовыми  общепринятыми ценностями мира взрослых, что не может не вызывать чувства тревоги по следующим причинам. Во-первых, при определенных негативных социальных условиях в досуговых стихийных подростковых группах могут возникать и получать распространение такие уродливые явления, как пьянство, наркомания, токсикомания, проституция, преступность. Во-вторых, возрастная отчужденность может сопровождаться резким ослаблением социального контроля, нарушением важнейшей функции процесса социализации подрастающего поколения - ослаблением преемственности между поколениями вследствие деформации системы передачи и усвоения социального опыта старших. Нравственно-правовые ценности взрослых, такие, как доброта, взаимное доверие, готовность к сотрудничеству и взаимопомощи, честность, порядочность, трудолюбие, социальная ответственность, справедливость, уважение к закону и многие другие, не передаются по наследству. Они должны быть усвоены в процессе нравственно-правовой социализации, воспитания, в процессе общения со старшими, которые этими качествами обладают, сознают их ценность, стараются привить подросткам. Речь идет, таким образом, не о биологическом наследовании, а о социальном, которое не может происходить без активного участия старшего поколения. Если же подростки находятся в контакте лишь со своими сверстниками, если только их группа является для них референтной, то они не усваивают типы поведения, обусловленные культурными традициями и основанные на взаимном уважении, нравственно-правовых началах поведения.

При неблагоприятных  социальных условиях досуговые подростковые группы могут постепенно перерастать в асоциальные, а затем и антисоциальные.

На первом этапе негативного  развития группы связи ребят в  ней неглубоки, случайны, группы аморфны, признанного вожака нет. Членами  такой группы являются "трудные" подростки, которым свойственны негативное отношение к учебе, недисциплинированность, эпизодическое девиантное поведение (курение, азартные игры, употребление спиртных напитков, наркотиков, мелкие кражи, бродяжничество).

На втором этапе, если группа сохраняется, она стабилизируется, численность ее уменьшается, в ней появляется вожак. Негативное отношение к учебе перерастает во враждебное отношение к педагогам, лучшим ученикам, в целом к школе. Члены таких групп уже регулярно совершают не только аморальные поступки, но и серьезные правонарушения - кражи, хулиганские действия.

На третьем этапе  деформации группа начинает жить по своим  узкогрупповым нормам, оправдывающим  асоциальное поведение. Лидером  группы в большинстве случаев  становится лицо, отбывшее наказание. Происходит окончательный разрыв со школой, ПТУ; девиантное поведение перерастает в преступное (хищения, грабежи, злостное хулиганство, угон автотранспортных средств и др.). Таким образом, группа перерастает в криминогенную.

Механизм разлагающего влияния криминогенных групп на ее членов выглядит следующим образом: доминирующей, а затем единственно возможной формой досуга рано или поздно становится бесцельное времяпрепровождение, пьянство, наркомания, общение с женщинами аморального поведения, драки между собой, изнасилования, кражи и грабежи с целью добычи денег для приобретения спиртного, наркотиков. Все это неизбежно приводит к деградации личности.

Если подросток "застревает" в такой группе надолго, то негативные последствия дефектов правовой социализации могут стать необратимыми.


Информация о работе Деформация правовой социализации несовершеннолетних