Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 23:13, реферат
Социализация представляет собой процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования в данном обществе. Социализация – процесс поэтапного включения индивида в социальную жизнь общества, приобщения к неизведанной социальной реальности. Результатом такого включения является формирование гармоничной личности, занимающей определенную позицию в многообразных общественных отношениях.
Свойственная подросткам, членам досуговых групп, склонность противопоставлять себя окружающему миру, взрослым проявляется в ряде особенностей их поведения, имеющих демонстративный характер. Сюда относятся в первую очередь такие признаки (символы) их независимости и противопоставленности взрослым, как особенности одежды, жаргон (юношеское арго). Употребляемые подростками термины нередко грубы, подчеркнуто условны, сплошь и рядом словам придается смысл, противоположный их обычному значению, часто встречается заимствование словечек из блатного лексикона. Вся эта словесная игра выполняет функцию отделения "своих" от "посторонних", а также упрочивает групповую солидарность.
Но не только этими чисто внешними атрибутами ограничивается различие между миром взрослых и миром подростков.
В настоящее время
в связи с массовым распространением
стихийных досуговых
При неблагоприятных социальных условиях досуговые подростковые группы могут постепенно перерастать в асоциальные, а затем и антисоциальные.
На первом этапе негативного развития группы связи ребят в ней неглубоки, случайны, группы аморфны, признанного вожака нет. Членами такой группы являются "трудные" подростки, которым свойственны негативное отношение к учебе, недисциплинированность, эпизодическое девиантное поведение (курение, азартные игры, употребление спиртных напитков, наркотиков, мелкие кражи, бродяжничество).
На втором этапе, если группа сохраняется, она стабилизируется, численность ее уменьшается, в ней появляется вожак. Негативное отношение к учебе перерастает во враждебное отношение к педагогам, лучшим ученикам, в целом к школе. Члены таких групп уже регулярно совершают не только аморальные поступки, но и серьезные правонарушения - кражи, хулиганские действия.
На третьем этапе деформации группа начинает жить по своим узкогрупповым нормам, оправдывающим асоциальное поведение. Лидером группы в большинстве случаев становится лицо, отбывшее наказание. Происходит окончательный разрыв со школой, ПТУ; девиантное поведение перерастает в преступное (хищения, грабежи, злостное хулиганство, угон автотранспортных средств и др.). Таким образом, группа перерастает в криминогенную.
Механизм разлагающего влияния криминогенных групп на ее членов выглядит следующим образом: доминирующей, а затем единственно возможной формой досуга рано или поздно становится бесцельное времяпрепровождение, пьянство, наркомания, общение с женщинами аморального поведения, драки между собой, изнасилования, кражи и грабежи с целью добычи денег для приобретения спиртного, наркотиков. Все это неизбежно приводит к деградации личности.
Если подросток "застревает" в такой группе надолго, то негативные последствия дефектов правовой социализации могут стать необратимыми.
Информация о работе Деформация правовой социализации несовершеннолетних