Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 08:49, дипломная работа
Целью дипломной работы является раскрытие роли ГИБДД в правовой социализации современных школьников.
Для достижения цели, а также в соответствии с объектом и предметом исследования, определены следующие задачи:
раскрыть содержание правовой социализации;
рассмотреть дефекты правовой социализации и условия эффективности правовых норм;
проанализировать особенности правовой социализации современной молодежи;
описать направления и особенности организации деятельности ГИБДД по пропаганде безопасности дорожного движения среди детей и подростков школьного возраста;
разработать примерные направления работы сотрудников ГИБДД по проведению профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения со школьниками.
Введение…………………………………………………………………….2
Глава 1. Правовая социализация в контексте общества……………………………………...……………………………………5
1.1. Содержание правовой социализации………………..………………………………………….5
1.2. Дефекты правовой социализации…………….……………………………………….…….7
1.3. Особенности правовой социализации современной молодежи………………………………………………………………12
Глава 2. Роль ГИБДД в правовой социализации школьников………..…………………………………….………………….……21
2.1. Роль и основные задачи ГИБДД в системе безопасности дорожного движения…………………………………………….……21
2.2.Направления деятельности ГИБДД по пропаганде безопасности дорожного движения………………………………………….………23
Заключение……………………………………………………………………….37
Библиография…………………………………………………………………….39
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Правовая социализация в контексте
общества……………………………………...……………
1.1. Содержание правовой социализац
1.2. Дефекты правовой
социализации…………….………………………………
1.3. Особенности правовой
социализации современной молодежи…………………………………………………………
Глава 2. Роль ГИБДД в правовой социализации
школьников………..…………………………………….
2.1. Роль и основные задачи ГИБДД в системе безопасности дорожного движения…………………………………………….……21
2.2.Направления деятельности
Заключение……………………………………………………
Библиография………………………………………………
Одной из форм общесоциальной
регуляции поведения людей
Целям правовой социализации служат встречи школьников с представителями правоохранительных органов, на которых разъясняется необходимость соблюдения правовых норм, убедительно показывается на примерах из судебно-следственной практики, к каким печальным последствиям приводит их несоблюдение.
Правовая социализация
современной молодежи происходит на
фоне нестабильной социальной ситуации.
К числу дестабилизирующих
В условиях социальной нестабильности, общество предъявляет повышенные требования к профилактическим мерам, проводимым правоохранительным органами (в том числе ГИБДД) с целью предотвращения правонарушений среди несовершеннолетних. Государственная Инспекция Безопасности Дорожного Движения участвует в процессе правовой социализации подрастающего поколения. Она разъясняет школьникам законодательство и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, целей и задач деятельности Государственной инспекции, способствует формированию у учащихся правосознания в области дорожного движения, уважительного отношения к Государственной инспекции, установления взаимопонимания между ними и сотрудниками Государственной инспекции. ГИБДД занимается распространением социально-правовых и технических знаний по обеспечению безопасности дорожного движения.
К сожалению, в отечественной социально-педагогической литературе, роль Государственной инспекции безопасности дорожного движения в правовой социализации школьников, практически не изучалась. Все это обусловило выбор темы дипломной работы и ее актуальность.
Целью дипломной работы является раскрытие роли ГИБДД в правовой социализации современных школьников.
Объектом исследования избрана правовая социализация современных школьников, предметом исследования выступила деятельность ГИБДД в процессе правовой социализации современных школьников.
Для достижения цели, а также в соответствии с объектом и предметом исследования, определены следующие задачи:
Методы исследования: анализ социологической
и педагогической литературы по теме
исследования, обобщение опыта работы
Государственной инспекции
База исследования: отделение ГИБДД ОВД по Вожегодскому району Вологодской области.
Понятием социализация обозначается взаимодействие человека с обществом. Это понятие имеет междисциплинарный статус и широко используется в психологии, социологии, педагогике, философии. Его содержание значительно варьируется в различных концепциях личности. Впервые оно было введено конце 40-х – начале 50-х г. в работах американских психологов и социологов. (А.Парк, Д.Доллард, Дж.Кольман, В.Уолтер и др.) [2]. В отечественной науке наибольший вклад в постановку и рассмотрение социального становления старшеклассников внес И.С. Кон. В его работах представлены социологические, психологические и педагогические аспекты проблемы [13;14;15;16]. В педагогической науке последних лет проблему социализации активно разрабатывает А.В. Мудрик [25;26].
С помощью социализации общество воспроизводит социальную систему, сохраняет свои социальные структуры, формирует социальные эталоны, стереотипы и стандарты, образцы ролевого поведения. Чтобы не быть в оппозиции по отношению к обществу, личность вынуждена усваивать социальный опыт путем вхождения в социальную среду, в систему существующих социальных связей.
Как отмечает М.И. Еникеев в результате социализации в поведении человека закрепляются те формы и способы, которые содействуют его адаптации в данной социальной среде [10]. Значительный фонд навыков социализированного поведения формируется благодаря устойчивым эмоциональным реакциям окружающих людей на те или иные акты поведения. Воспитание человека в значительной мере осуществляется вне формальных воспитательных процессов. Социализация личности осуществляется в непрерывном процессе социальной коммуникации.
Социальные условия, потребности общества выражаются в интересах общества. В зависимости от соблюдения или несоблюдения индивидом интересов общества его поведение оценивается или как социально положительное или как асоциальное, или как антисоциальное.
Поведение человека определяется не только знанием норм, но и его отношением к тем социальным ценностям, которые защищаются этими нормами. Социальное формирование человека осуществляется в оценочных ситуациях. В системе психических свойств личности должна быть развита ее нормативно-оценочная сфера. Дефекты в развитии этой стороны психики могут стать предпосылкой асоциального поведения.
Социальные нормы — требования общественного сознания, процесс их освоения личностью определяется индивидуальным сознанием. Отражение норм общественного сознания в индивидуальном сознании само по себе не предопределяет поведения личности. Нормы должны быть приняты к повседневной реализации, т.е. трансформированы в личностные нормы.
Присвоение социальных норм, их включение во внутренний мир личности это не процесс уподобления внешним образцам, а процесс структурирования сознания личности. Социальные нормы в широком смысле слова формируют индивидуальные сознание, организуют его структуру. Интернализованные социальные нормы становятся регуляторами личностного поведения. Но они регулируют поведение не непосредственно, а через соответствующую организацию сознания. Как структурные факторы социальные нормы выступают в роли селективных образований, в роли регуляторов системы личностных смыслов и оценок. В тех случаях, когда социальная норма не включается в ценностную систему личности, поведение человека приобретает асоциальный характер [37].
Принятая личностью нормативная система определяет всю мотивационную, смыслообразующую сферу поведения человека. На отклоняющееся, девиантное, а тем более на антисоциальное поведение общество реагирует соответствующей системой воздействий. Меры социального воздействия для реализации социальных требований называются социальным контролем. Социальный контроль осуществляется системой санкций. Санкция - это реакция группы на социально значимый поступок личности, стимулирующая желательное поведение, приемлемое для данной группы. Санкции могут быть формальными и неформальными. К формальным санкциям относятся правовые санкции, к неформальным - морально-этические. Но социализированный человек обычно сам руководствуется нормами социальных групп — происходит интериоризация социального контроля. И если социальные нормы добровольно принимаются человеком, то эти нормы не противостоят ему как ограничители его свободы. Подлинно свободным является лишь тот, кто хорошо выполняет свои социальные обязанности [7].
Одной из форм общесоциальной регуляции поведения людей является правовая регуляция. Правовая регуляция — это система государственно санкционированных воздействий с целью упорядочения наиболее существенных, экономически обусловленных отношений в обществе. Овладение способами поведения, соответствующими нормами права является правовой социализацией личности. В отечественной юридической психологии под правовой социализаций личности понимается включение в ценностно-нормативную систему личности тех ценностей, которые охраняются правом [7;10;37;38]. Эта ценностно-нормативная система составляет основу правосознания индивида.
Правовая социализация личности в отечественной науке большинством авторов рассматривается совместно с такими понятиями, как правовая регуляция, правосознание и правопослушное поведение [7;10;37;38].
1.2. Дефекты правовой социализации.
Формирование у личности в процессе правовой социализации законопослушного поведения, безусловно, является наиболее желательной целью. Однако в процессе правовой социализации возможны социально-негативные отклонения — от совершения незначительных правонарушений до преступлений.
В ряде исследований [4;38] отмечается, что самыми криминогенно-опасными элементами процесса социализации являются дефекты и структуре общения, в социальном контроле, в выполнении социальных ролей, что в конечном итоге приводит к формированию у личности искаженной (деформированной) структуры потребностей. Наиболее опасны эти дефекты в детском и подростковом возрасте, когда закладываются основы личности. Известно, что важнейшими агентами правовой социализации в этом возрасте являются семья, школа, группа сверстников. По мнению Г.Г. Шиханцова существует общая схема процесса деморализации с последующей криминализацией детей, подростков:
а) конфликты с родителями (дефекты семейной социализации);
б) трудности, неудачи в школе (дефекты социализации в школе);
в) контакты, сближение
с деморализованными
Утрата положительного влияния семьи, неудачи в школе и сближение с негативной группой сверстников могут иметь различную последовательность, но почти во всех случаях, предшествующих антисоциальному поведению несовершеннолетних, наблюдается взаимодействие этих трех моментов. Семья, школа, группа сверстников – все это социальные группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей. Такие группы, задающие систему внешней регуляции поведения индивида, называются институтами социализации [2]. Из всех дефектов правовой социализации личности наиболее социально опасны дефекты социализации в семье.
Семья является уникальным институтом правовой социализации, поскольку ее невозможно заменить никакой другой социальной группой. Первостепенное значение в усвоении морально-правовых норм и правил поведения в обществе детьми, подростками принадлежит семье [1;2;38]. Поведение собственных родителей является эталоном, образцом для детей, именно с родителей они прежде всего копируют, "срисовывают" образцы поведения. Вот почему важно, чтобы эти образцы были нравственными, социально полезными.
Как отмечает А. Подгурецкий дефекты, нарушения в усвоении нравственно-правовых норм, принятых в данном обществе, наблюдаются "по вине" семьи в следующих случаях: 1) родители словесно и на деле (своими поступками) утверждают аморальные или даже антисоциальные образцы поведения. В этом случае может произойти прямое усвоение ребенком (подростком) норм асоциального поведения; 2) родители словесно придерживаются общепринятых нравственных норм поведения, но совершают действия, поступки, им противоречащие. В этом случае у детей воспитывается лицемерие, ханжество, в целом аморальные установки; 3) родители вербально (словесно) и на деле придерживаются общепринятых норм, но при этом не удовлетворяют эмоциональных потребностей ребенка (подростка). Отсутствие же прочных эмоциональных, дружеских контактов родителей с подростками значительно затрудняет нормальный процесс социализации; 4) родители применяют неправильные методы воспитания (методы, основанные на принуждении, насилии, унижении личности ребенка (подростка) [30; С.34].
Семьи, для которых характерны наиболее глубокие дефекты правовой социализации, провоцирующие детей на совершение правонарушений и преступлений, криминологи называют неблагополучными. По некоторым данным, до 25% семей в нашей стране вообще не в состоянии позитивно социализировать детей, а до 15% - формируют правонарушителей [26;С.94].
Информация о работе Роль ГИБДД в правовой социализации школьников