Роль ГИБДД в правовой социализации школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 08:49, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является раскрытие роли ГИБДД в правовой социализации современных школьников.
Для достижения цели, а также в соответствии с объектом и предметом исследования, определены следующие задачи:
раскрыть содержание правовой социализации;
рассмотреть дефекты правовой социализации и условия эффективности правовых норм;
проанализировать особенности правовой социализации современной молодежи;
описать направления и особенности организации деятельности ГИБДД по пропаганде безопасности дорожного движения среди детей и подростков школьного возраста;
разработать примерные направления работы сотрудников ГИБДД по проведению профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения со школьниками.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….2
Глава 1. Правовая социализация в контексте общества……………………………………...……………………………………5
1.1. Содержание правовой социализации………………..………………………………………….5
1.2. Дефекты правовой социализации…………….……………………………………….…….7
1.3. Особенности правовой социализации современной молодежи………………………………………………………………12
Глава 2. Роль ГИБДД в правовой социализации школьников………..…………………………………….………………….……21
2.1. Роль и основные задачи ГИБДД в системе безопасности дорожного движения…………………………………………….……21
2.2.Направления деятельности ГИБДД по пропаганде безопасности дорожного движения………………………………………….………23
Заключение……………………………………………………………………….37
Библиография…………………………………………………………………….39

Файлы: 1 файл

Моя курсовая.doc

— 190.50 Кб (Скачать)

Г.Г. Шиханцов выделяет следующие  виды неблагополучных семей: 1) криминогенная  семья: 2) аморальная семья, характеризующаяся  алкогольной и сексуальной деморализацией; 3) проблемная семья, характеризующаяся постоянной конфликтной атмосферой; 4) неполная семья, отличающаяся дефектами в структуре; 5) псевдоблагополучная семья, применяющая неправильные методы воспитания [38].

Криминогенная семья — такая, члены которой совершают преступления. Согласно криминологическим исследованиям, судимость одного из членов семьи (чаще всего это отцы или старшие братья) увеличивает вероятность совершения преступления другими членами семьи, прежде всего несовершеннолетними, в 4—5 раз. Каждый четвертый из осужденных несовершеннолетних проживал с судимыми братьями и сестрами [38; С.34].

В.Н. Казанцев отмечает, что  на раннем этапе асоциализации главным  является механизм подражания, когда  дети или подростки неосознанно или частично осознавая перенимают от взрослых, ведущих асоциальный образ жизни, негативные образцы поведения, определенную субкультуру. При этом основным мотивом у них выступает желание быть взрослыми, получить одобрение в данной отрицательной микросреде. Последняя стимулирует закрепление таких образцов поведения и, напротив, осуждает общепринятые формы поведения. Например, могут быть высмеяны доброта, милосердие, трудолюбие и, наоборот, одобрены жестокость, презрение к честному труду [33].

Г.Г. Шиханцов утверждает, что значительную криминогенную опасность представляют аморальные семьи. В них концентрируются различные отрицательные факторы, такие, как правонарушения, совершаемые родителями и иными членами семьи, пьянство и алкоголизм, систематические конфликты, выливающиеся в скандалы и драки, развратное поведение родителей. Алкоголизм родителей вызывает обнищание семьи, ухудшение быта и полное искажение норм поведения. Дети оказываются заброшенными, у них пропадает привязанность и уважение к родителям, развивается мрачный, озлобленный характер [38].

Среди осужденных несовершеннолетних пьянствующие родители встречаются  в 6—7 раз чаще, чем среди законопослушных  ребят. Аморальные семьи характеризуются  систематическим нарушением нравственных норм, дезорганизацией семейного микроклимата, ссорами, а то и драками между родителями на глазах у детей, что наносит детям сильную психическую травму [38; С.35].

Такие семьи не обеспечивают детям должного интеллектуального  и эмоционального развития, формируют  психопатические черты характера, своевременно не выявляют различного рода заболевания, причиняют детям травмы в результате побоев, выгоняют их из дома. Подростки вынуждены скитаться на улице, по подъездам и вокзалам. В школу они приходят менее или совсем не подготовленными, чем их ровесники из благополучных семей. У них часто отсутствуют нормальные условия для приготовления домашних заданий из-за скандалов, устраиваемых пьяными родителями. Они резко отстают в учебе. Нередко в классе их называют "тупицами'', "двоечниками", что порождает у них повышенную чувствительность и душевную ранимость. Болезненно переживая свое положение, они ожесточаются, вступают в конфликт с учителями, одноклассниками [38].

Как замечает И.П. Башкатов, переживание дискомфорта приводит к тому, что у подростков парализуются основные механизмы социализации, происходит асоциальная идентификация, соотнесение с негативными эталонами, образцами поведения, которые являются отражением негативных межличностных отношений со взрослыми, а потом со сверстниками. Идентификация у них происходит с негативной микросредой, в которой вырабатываются негативные устремления, убеждения, нормы и установки. У подростков появляется чувство социальной неполноценности, неспособности, изолированности и оторванности от других людей. Это влечет в свою очередь появление у них повышенной тревожности, пассивности, подавленности и в конечном итоге к формированию заниженной или повышенной самооценки, уходу из социально полезных групп и поиску оптимального для них круга общения [4].

Оказавшись в позиции изолированных, или  еще хуже  пренебрегаемых, не находя понимания и поддержки  в семье, в школе, среди одноклассников и педагогов, они начинают искать товарищей на стороне, в уличных  компаниях, где собираются точно  такие же сверстники [38]. В исследовании И.П. Башкатова выявлено, что 93,7% подростков-правонарушителей в социально полезных группах имели очень низкий социометрический статус и находились в изолированном положении в системе межличностных взаимодействий со старшими и сверстниками. Это порождает у них чувство психологического дискомфорта. Лишь незначительная часть (8,3%) подростков-правонарушителей  имеет постоянных товарищей в школе, ПУ , но эти товарищеские отношения носят неустойчивый характер, проявляются временно, ситуативно. У большинства же подростков (91,7%) товарищей в коллективах нет, а есть “друзья” в уличных компаниях, где они проводят значительную часть своего свободного времени. Почти все “друзья” имеют асоциальную направленность поведения [4; С.77].

В криминогенных и аморальных семьях дефекты правовой социализации в наиболее концентрированном виде выражены и в структуре общения (между родителями и детьми отсутствуют или резко ослаблены эмоциональные связи), практически отсутствует должный с социальный контроль, искажается процесс усвоения социальных ролей, что в итоге приводит к формированию у детей. подростков деформированной структуры потребностей, ее примитивизации. Как отмечает А.В. Мудрик часть таких семей обладает наследственной дегенерацией, которая проявляется не только в психических заболеваниях или дебильности, но и в полной эмоциональной выхолощенности, иначе в эмоциональной тупости, приводящей к социальной дезадаптации [26]. В итоге уже в этом возрасте формируется асоциальная личность, для которой характерны такие установки, ценностные ориентации, которые неприемлемы для общества и осуждаются в нем.

Формирование такой  личности происходит, как правило, в  виде реакции протеста против родителей, учителей, против школы и даже против общества, когда по механизму эмоционального переноса отношение к части, в данном случае к родителям, учителям, распространяется на целое, т. е. на всю нравственно-правовую систему, представляемую этой частью. Эта реакция протеста и связанное с ней отрицание общепринятых нравственно-правовых норм приводят подростка к неправильному выбору референтной группы, которая является носителем иных, часто противоположных нравственно-правовых норм [38].

Разновидностью неблагополучной  семьи является проблемная семья. Г.Г. Шиханцовым такая семья характеризуется соперничеством между родителями за главенствующее положение в семье, отсутствием всякого сотрудничества между членами семьи, разобщенностью, изоляцией между родителями и детьми. Господствующая в семье конфликтная ситуация создает постоянную атмосферу напряженности, которая является непереносимой для детей, подростков, которые стремятся как можно меньше находиться дома. ''улизнуть" под любым предлогом на улицу, где и проводят большую часть времени. Проблемные семьи во многих случаях создают условия для криминогенного формирования несовершеннолетних, поскольку в них нарушается процесс социального контроля, отсутствуют эмоциональные связи между родителями и детьми [38].По замечанию Ф.А. Мустаевой до 90% детей из этих семей имеют отклонения в поведении от нормы. Тематика общения их с окружающими обычно ограничена, нередко конфликтная обстановка становится стилем жизни и принимает хронический характер. Социализация детей в таких семьях протекает обычно стихийно [27; С.115].

Определенные сложности в процессе правовой социализации детей и подростков могут возникать в неполных семьях. Один из негативных факторов неполной семьи связан с явлением эмоционального дискомфорта, который испытывает ребенок, подросток в такой семье. Он характеризуется комплексом психологических реакций и переживаний, которые у детей и подростков носят чаще отрицательный характер, порождая у них чувство собственной неполноценности, "ущербности", зависти, эмоционального голода. Такая ситуация порождает у детей, подростков повышенный интерес к своим переживаниям, пренебрежение к переживаниям взрослых, недоброжелательство к отцу или матери, бросившим семью [38].

Наибольший эмоциональный дискомфорт испытывают мальчики. воспитывающиеся  без отца. Отец нужен мальчику, и  прежде всего подростку, как образец для подражания, для формирования мужского начала. Именно у отца мальчик учится таким качествам. как мужество, смелость, решительность, благородство, уважительное отношение к женщине. В семьях без отца возрастает опасность феминизации мальчиков, которые боятся этого и начинают демонстративно проявлять маскулинность в поведении: они склонны к агрессивности, драчливости, грубости [34].

Очень болезненно отражается на воспитании ребенка развод родителей. На подростка  же, воспринимающего окружающий мир особенно чувствительно, разрушение родительского брака действует сильнее, чем на детей всех других возрастов. Однако следует заметить, что факт расторжения семейных уз сам по себе не всегда означает вред. Конечно, в интересах нормального развития у ребенка, подростка должны быть мать и отец, но хорошие. Ему не нужны жестокие, грубые родители, родители-алкоголики, отцы-деспоты. Поэтому нередко освобождение от жестокой, аморальной личности приносит ребенку облегчение, а оставшемуся с ним взрослому — отцу или матери — покой и нормальные условия для воспитания [38].

Разводу предшествует общее ухудшение  семейной жизни. Создается тяжелая  психологическая атмосфера, в которой  вынужден жить ребенок. Он становится свидетелем скандалов между отцом  и матерью, видит сцены грубости, унижения, насилия. Родители, которые ссорятся и втаптывают друг друга в грязь, падают в глазах подростка.

Занятые своими  бедами, ссорами друг с другом, родители фактически оставляют детей, подростков на произвол судьбы. Чувствуя себя отчужденным, подросток старается как можно больше времени проводить вне дома, тратить его бесцельно, впустую. Возникает криминогенно опасная ситуация, так как роль воспитателя в его жизни берет на себя улица, где подросток общается с кругом таких же ребят. Общие семейные неурядицы сплачивают их, могут толкнуть на создание асоциальных групп. Как и в проблемных семьях, здесь дефекты правовой социализации проявляются в ослаблении или даже отсутствии надлежащего социального контроля, в ослаблении эмоциональных связей подростка и родителя.

Псевдоблагополучная семья, или, как ее определяют психотерапевты, псевдосолидарная семья, отличается ярко выраженным деспотическим характером, безоговорочным доминированием одного из родителей, полным подчинением ему  остальных членов семьи, наличием жестких взаимоотношений (держать всех в "ежовых рукавицах"), применением физического наказания как основного средства воспитания [38]. Жизнь наглядно подтверждает тот факт, что если родители по варварски жестоко относятся к детям, они вряд ли этим добьются хорошего. Жестокое обращение никогда не приучит детей к сознательной дисциплине.

Особый вред развитию личности ребенка  и особенно подростка наносят  частые физические наказания. Психологически этот вред заключается в следующем: 1) родители (или родитель — отец или мать), систематически наказывающие ребенка, подростка физически. выступают для него в качестве антиидеала. Он никогда не будет уважать такого родителя, брать с него пример. По мнению психологов, вследствие этого у ребенка, подростка задерживается формирование "идеального" Я; 2) частое физическое наказание вызывает у ребенка, подростка состояние фрустрации. Накапливающаяся у него обида, раздражительность, злобность вымещается на доступных ему объектах, прежде всего на сверстниках. В результате этого у него развивается агрессивное поведение во всех фрустрирующих ситуациях; 3) частое физическое наказание наносит ущерб самооценке личности ребенка, подростка, вследствие чего у него развивается болезненно чувствительное самосознание, легко ранимое самолюбие [35].

Систематическое физическое наказание в раннем детстве может  привести к утрате отзывчивости, способности  сочувствовать и сопереживать другим людям. По отношению к родителям, часто наказывающим, вырабатывается негативизм, который впоследствии может перейти во враждебность. Практика показывает, что в подобных семьях дети часто убегают из дома, бродяжничают, совершают кражи и другие преступления.

По мнению ряда ученых [4;7;27;38] существует связь между недостатками в системе функционирования школы и преступностью несовершеннолетних. Школе как главному после семьи агенту правовой социализации принадлежит важная роль в нравственно-правовом воспитании детей и подростков.

Имеется прямая связь  между семейным воспитанием и  школьным. При благоприятной обстановке в семье, при прочных эмоциональных контактах родителей с подростками значительно усиливается стойкость последних к антиобщественным влияниям. С другой стороны, школе принадлежит важная роль в исправлении ошибок семейного воспитания, приостановлении процесса деморализации личности подростка, который начался в семье. В случае совпадения. "сложения" недостатков семейного и школьного воспитания нередко наступает криминализация личности подростка [7].

Как отмечает Г.Г. Шиханцов у значительной части детей, чье семейное воспитание было негативным, отсутствует или очень слабо выражена социальная роль учащегося. Такие дети не в полной мере освоили социальную роль школьника, которая является для них важнейшей, социально-значимой. Речь идет о детях, педагогически запущенных уже в младшем школьном возрасте. Возникший еще в младших классах конфликт, разрыв между системой внешних требований, связанных с учебой, с одной стороны. и объективными данными (возможностями и способностями) таких детей для успешной учебы, с другой, может приобрести стойкий, длительный характер. Этот конфликт нередко глубоко переживается подростком, вызывает у него ряд отрицательных психических состояний, которые могут привести к общественно отрицательным формам поведения [38].

Как показывает практика, именно из среды неуспевающих детей, подростков часто выходят лица, совершающие  вначале правонарушения, а затем  и преступления.

Основной контингент несовершеннолетних правонарушителей составляют так называемые "трудновоспитуемые", "трудные дети", подростки. Рано или поздно они оказываются на улице, втягиваются в асоциальные компании, в которых верховодят более сильные, старшие по возрасту и жизненному опыту подростки. Порвав социально позитивные связи со школой, учителями, товарищами по классу, обладая избытком свободного времени, эти ребята тратят свой досуг на развлечения, курение, распитие спиртных напитков, употребление наркотиков. Они бродяжничают, хулиганят, занимаются вымогательством, мелкими кражами, попадают на учет в детскую комнату милиции, а затем и в воспитательно-трудовые колонии [28].

Информация о работе Роль ГИБДД в правовой социализации школьников