Роль ГИБДД в правовой социализации школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 08:49, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является раскрытие роли ГИБДД в правовой социализации современных школьников.
Для достижения цели, а также в соответствии с объектом и предметом исследования, определены следующие задачи:
раскрыть содержание правовой социализации;
рассмотреть дефекты правовой социализации и условия эффективности правовых норм;
проанализировать особенности правовой социализации современной молодежи;
описать направления и особенности организации деятельности ГИБДД по пропаганде безопасности дорожного движения среди детей и подростков школьного возраста;
разработать примерные направления работы сотрудников ГИБДД по проведению профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения со школьниками.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….2
Глава 1. Правовая социализация в контексте общества……………………………………...……………………………………5
1.1. Содержание правовой социализации………………..………………………………………….5
1.2. Дефекты правовой социализации…………….……………………………………….…….7
1.3. Особенности правовой социализации современной молодежи………………………………………………………………12
Глава 2. Роль ГИБДД в правовой социализации школьников………..…………………………………….………………….……21
2.1. Роль и основные задачи ГИБДД в системе безопасности дорожного движения…………………………………………….……21
2.2.Направления деятельности ГИБДД по пропаганде безопасности дорожного движения………………………………………….………23
Заключение……………………………………………………………………….37
Библиография…………………………………………………………………….39

Файлы: 1 файл

Моя курсовая.doc

— 190.50 Кб (Скачать)

Социально-профилактические и воспитательно-пропагандистские мероприятия с участниками дорожного  движения с участниками дорожного  движения организуются по нескольким направлениям:

1) общая, индивидуальная и специальная профилактика;

2) профилактика ДДТТ;

3) взаимодействие со средствами  массовой информации;

4) изучение общественного мнения  о деятельности Государственной  инспекции;

5) взаимодействие с общественными  объединениями.

К мероприятиям по общей профилактике относятся:

1) изучение действующих, разрабатываемых  законодательных и иных нормативных  правовых актов Российской Федерации,  субъектов Российской Федерации,  Министерства внутренних  дел  Российской Федерации и иных  органов исполнительной власти, касающихся вопросов обеспечения безопасности дорожного движения. Подготовка на их основе информационных материалов, сообщений, пресс-релизов для организации правовой пропаганды;

2) организация и проведение  правовой пропаганды с водителями, администрацией и должностными лицами автотранспортных предприятий;

3) организация   размещения   наглядной   пропагандистской  информации но вопросам обеспечения  безопасности дорожного движения  в тематических фотовыставках,  “окнах” Государственной инспекции, на носителях наружной рекламы на улицах и дорогах, в гаражах, предприятиях, организациях и учреждениях, вокзалах, аэропортах, стадионах, автостоянках, общественном транспорте и т.д.;

4) организация проведения  фестивалей, благотворительных акций,  выставок, смотров-конкурсов, викторин, спортивных и других массовых мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения;

5) проведение кампаний  социальной рекламы но вопросам  обеспечения безопасности дорожного  движения;

6) распространение положительного  опыта организации и проведения социально-профилактических и воспитательно-пропагандистских мероприятий.

Мероприятия по индивидуальной профилактике направлены на проведение индивидуальных воспитательно-профилактических бесед с родителями, пешеходами, в том числе с детьми, подростками и их родителями, лицами пожилого и старческого возраста. Мероприятия по специальной профилактике предполагают информирование населения о проведении и результатах целевых профилактических операций и рейдов, направленных на обеспечение общественной безопасности в правопорядка в сфере дорожного движения; об изменениях организации движения и оптимальных маршрутах транспорта, наличии препятствий, автомобильных “пробок”, условиях дорожного движения; о порядке проведения государственного технического осмотра транспортных    средств,   зарегистрированных   в   Государственной инспекции.

В тесном взаимодействии с другими подразделениями органов  внутренних дел и заинтересованными  организациями (органами образования, здравоохранения, редакциями газет и журналов, радио и телевидения, общественными объединениями), а также родительскими комитетами и трудовыми коллективами осуществляется профилактика ДДТТ, при этом работа ведется но следующим основным направлениям:

а) учет и анализ дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков, выявление причин и условий их возникновения. Анализ проводится дифференцированно но категориям участников дорожного движения (пешеход, водитель велосипеда, мопеда, мотоцикла, пассажир легкового, грузового автомобиля, общественного транспорта), возрасту, месту учебы, месту жительства, времени и месту совершения;

б) информирование населения и заинтересованных организации об уровне ДДТТ и состоянии  дел по его профилактике;

в) проведение  обследований организации дорожного движения, состояния технических средств регулирования в местах концентрации детей и подростков, на маршрутах их передвижения, подготовка предложений по организации дорожного движения и режиму надзора за соблюдением Правил дорожного движения Российской Федерации;

г) проведение лекции и  бесед с руководителями и должностными лицами автотранспортных предприятий., а также с водителями, осуществляющими  перевозки детей в подростков, по вопросам профилактики ДДТТ;

д) оказание содействия органам  образования в разработке планов профилактических и воспитательно-пропагандистских мероприятий в детских дошкольных учреждениях, школах, других учебных заведениях, обеспечении их наглядными пособиями, подготовке и реализации программ изучения Правил дорожного движения Российской Федерации, и формировании у детей навыков безопасного поведения па улицах и дорогах;

е) участие в проведении конференций, совещаний и семинаров  по вопросам профилактики ДДТТ с работниками  детских дошкольных учреждений, учебных  заведений, должностными лицами у учреждений Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации;

ж) оказание практической помощи органам образований и  исполнительной власти в создании и  организации работы “базовых” школ, детских садов, кабинетов по безопасности дорожного движения, автоплощадок и автогородков, разработке учебных пособий, сценариев, а также постановке детских игр, спектаклей и викторин по тематике безопасности дорожного движения;

з) организация и проведение регулярных республиканских, краевых, областных, окружных, городских и районных конкурсов, смотров, фестивалей, спортивных соревнований, целевых мероприятий, направленных на профилактику ДДТТ;

и) осуществление совместно  с органами образования и другими  заинтересованными  организациями  социально-профилактических  и воспитательно-пропагандистских мероприятий в периоды массового отдыха детей и подростков в оздоровительных лагерях, домах отдыха, санаториях;

к) оказание содействия органам  образования и здравоохранения  в разработке и реализации программ обучения детей и подростков навыкам оказания доврачебной медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях;

л) оказание практической помощи органам образования в  переподготовке и повышении квалификации педагогов, преподающих правила  безопасного поведения па улицах и дорогах, проведении обследования дошкольных учреждений и учебных заведений по контролю за соблюдением учебного процесса в соответствии с требованиями программ;

м) привлечение детей и подростков в детских общественных объединениях к работе по профилактике ДДТТ.

Взаимодействие со средствами массовой информации по вопросам обеспечения  безопасности дорожного движения строится по следующим основным направлениям:

а) предоставление материалов для публикации в прессе, подготовки радио- и телевизионных передач;

б) ответы на запросы редакций и предоставление им комплексных  информационных услуг;

в) анализ сообщений в  средствах массовой информации, подготовка обзоров, опровержений и разъяснений  по недостоверной или искаженной информации, реагирование на критические материалы;

г) подготовка и рассылка пресс-релизов;

д) организация и проведение пресс-конференций, брифингов, “круглых столов” по наиболее актуальным вопросам деятельности Государственной инспекции;

е) организация в средствах массовой информации специальных тематических рубрик для систематического освещения проблемных вопросов, обсуждения успехов и недостатков в деятельности Государственной инспекции, отражения положительного опыта работы сотрудников Государственной инспекции, примеров героизма в условиях риска, опасности и экстремальных ситуаций;

ж) формирование постоянного  состава журналистов, специализирующихся на подготовке материалов по проблемам  обеспечения безопасности дорожного  движения, проведения с ними семинаров, привлечение их к участию в целевых профилактических мероприятиях;

з) организация и проведение тематических конкурсов публикаций, телевизионных и радиопередач;

и) проведение среди зрителей, радиослушателей и читателей  конкурсов и викторин на лучшие знания и практическое применение Правил дорожного движения Российской Федерации и действующего законодательства;

к) организация проведения радио- и телерепортажей с улиц и  дорог, мест ДТП, из автотранспортных предприятий, лечебных учреждений, залов суда;

л) взаимодействие с печатными изданиями, многотиражной прессой предприятий и организаций;

м) организация выступлений  руководителей и сотрудников  подразделений Государственной  инспекции в радиопередачах с  ответами на вопросы радиослушателей;

н) взаимодействие с региональными телевизионными компаниями, кабельным телевидением;

о) организация подготовки тематических информационных и игровых  телевизионных передач, рекламных  заставок, музыкальных клипов;

п) организация создания учебных видеопрограмм, формирование видеотеки, организация тиражирования и межрегионального обмена телевизионными программами.

Таким образом, весь перечисленный  комплекс мероприятий, проводимый Государственной  Инспекцией Безопасности Дорожного  Движения способствует побуждению граждан  к соблюдению установленного порядка поведения на улицах и дорогах Российской Федерации.

                                 Заключение

Теоретический анализ литературы по проблеме исследования показал, что  ГИБДД, организуя социально-профилактические мероприятия со школьниками, способствует усвоению ими правовой культуры. Школьники, включаясь в различные виды деятельности по предупреждению дорожно-транспортного травматизма, взаимодействуя с другими школьниками, с инспекторами ГИБДД, усваивают соответствующие нормы правового поведения. Они наблюдают действия людей в различных ситуациях, узнают о правовых ценностях, стандартах правового поведения.

Приобретенный жизненный опыт окажет влияние на формирование ценностных ориентаций школьников  в правовой сфере. Усвоение критериев оценки юридически значимых ситуаций, изучение правил дорожного движения, обучение правилам пользования ими, позволит подрастающему человеку овладеть способами поведения, соответствующими нормам права, что и является содержанием правовой социализации личности.

В своей курсовой работе мы раскрыли содержание правовой социализации, которая включает в себя усвоение критериев оценок юридически значимых ситуаций, изучение законов и правил как таковых, безотносительно к самому себе, обучение тому, как пользоваться этими правилами. Также рассмотрены дефекты правовой социализации и условия эффективности правовых норм. Мы выделили общую схему процесса деморализации с последующей криминализацией (дефекты социализации) детей, подростков:

а) конфликты с родителями (дефекты семейной социализации);

б) трудности, неудачи  в школе (дефекты социализации в  школе);

в) контакты, сближение  с деморализованными сверстниками (дефекты социализации в группах  сверстников). В целом, нам удалось  определить следующие группы условий  эффективности правовых норм: 1) макросоциальные условия (реальные социально-экономические возможности общества, правовая система. социальные институты, правовая культура, общественное мнение, престиж права и т. д.); 2) микросоциальные условия (различные формальные и неформальные группы, трудовые коллективы); 3) личностные условия субъекта, реализующего право.

В курсовой работе проанализированы особенности правовой социализации современной молодежи. Изучение особенностей правовой социализации современной молодежи позволило нам сделать вывод о том, что она протекает на фоне социальной нестабильности в обществе, в условиях экономического кризиса и усиления социальной стратификации. Кроме того, правовая социализация городской молодежи затрудняется тем обстоятельством, что город является средоточием криминогенных факторов.

В работе описаны направления  и особенности организации деятельности ГИБДД по пропаганде безопасности дорожного  движения среди детей и подростков школьного возраста. Исследование показало, что большое внимание Государственной инспекцией безопасности дорожного движения уделяется организации социально-профилактических и воспитательно-пропагандистских мероприятий по формированию у населения знаний, умений и навыков безопасного поведения  на улицах и дорогах; взаимодействию со средствами массовой информации и общественными объединениями. Особое значение придается созданию системы   дифференцированного информирования разных социальных и возрастных категорий участников дорожного движения о действующем законодательстве, нормативных правовых актах, о работе Государственной инспекции и в целом по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения; профилактике аварийности и правонарушений в области дорожного движения.

Таким образом, задачи поставленные в  начале исследования решены, и цель курсовой работы достигнута. На наш взгляд дальнейшее внимание исследователей может быть сосредоточено на разработке индивидуальных форм профилактической работы с несовершеннолетними нарушителями правил дорожного движения.

                          Библиография

 

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1997.
  2. Андриенко Е.В. Социальная психология. – М., 2000.
  3. Антонян Ю. М. Жестокость в нашей жизни. — М., 1996.
  4. Башкатов И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп. – М., 2000.
  5. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М., 1997.
  6. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. – М.,1994.
  7. Васильев В.Л. Юридическая психология. – СПб., 2000.
  8. Дубовская Е.М., О.А. Тихомандрицкая О стратегиях работы психолога в школе / Введение в практическую социальную психологию. – М., 1999. – С.200-214.
  9. Еникеев М.И. О современном состоянии и перспективах развития юридической психологии // Психологический журнал. – Т.3. - №3. – 1982.
  10. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. – М., 1996.
  11. Казимирчук В.П. Социально-правовая активность личности. - М., 1979.
  12. Комаров М.С. Введение в социологию. – М., 1994.

Информация о работе Роль ГИБДД в правовой социализации школьников