Роль ГИБДД в правовой социализации школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 08:49, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является раскрытие роли ГИБДД в правовой социализации современных школьников.
Для достижения цели, а также в соответствии с объектом и предметом исследования, определены следующие задачи:
раскрыть содержание правовой социализации;
рассмотреть дефекты правовой социализации и условия эффективности правовых норм;
проанализировать особенности правовой социализации современной молодежи;
описать направления и особенности организации деятельности ГИБДД по пропаганде безопасности дорожного движения среди детей и подростков школьного возраста;
разработать примерные направления работы сотрудников ГИБДД по проведению профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения со школьниками.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….2
Глава 1. Правовая социализация в контексте общества……………………………………...……………………………………5
1.1. Содержание правовой социализации………………..………………………………………….5
1.2. Дефекты правовой социализации…………….……………………………………….…….7
1.3. Особенности правовой социализации современной молодежи………………………………………………………………12
Глава 2. Роль ГИБДД в правовой социализации школьников………..…………………………………….………………….……21
2.1. Роль и основные задачи ГИБДД в системе безопасности дорожного движения…………………………………………….……21
2.2.Направления деятельности ГИБДД по пропаганде безопасности дорожного движения………………………………………….………23
Заключение……………………………………………………………………….37
Библиография…………………………………………………………………….39

Файлы: 1 файл

Моя курсовая.doc

— 190.50 Кб (Скачать)

Учителя в целом относятся  к "трудным" резко отрицательно. Обычно все их попытки справиться с неуспеваемостью и недисциплинированностью  этих ребят сводятся к методам  так называемого негативного стимулирования — к нравоучительным беседам, взысканиям, наказаниям, проработкам в присутствии всего класса и т. д. Все это не только не приносит позитивных результатов, но, наоборот, еще больше озлобляет и восстанавливает "трудных" против учителей, против школы и учебы в целом [34]. В результате длительной неуспеваемости и постоянной недисциплинированности у них складываются конфликтные отношения с классом, учителями, родителями, что приводит к их изоляции в школе, разрыву дружеских, товарищеских отношений с одноклассниками. В результате они оказываются в изолированном, отверженном положении, испытывают чувство одиночества и неполноценности.

Положение отвергнутого классным коллективом вызывает у "трудного" состояние глубокой фрустрации вследствие невозможности удовлетворить базисные потребности в общении с одноклассниками, в завоевании личного и социального статуса. Лишенный возможности реализовать указанные потребности хорошей учебой и примерным поведением, "трудный" пытается завоевать определенное положение среди соучеников по механизму реактивного образования — с помощью негативизма, ярко выраженного непослушания, немотивированного упрямства, демонстративной агрессивности и конфликтности, бравады отрицательными качествами, курением, употреблением спиртных напитков, наркотиков и т. д. [4;38]. Эти ребята теряют прочные социальные связи с коллективом класса, приобретают отрицательное отношение к школе. Они ищут поддержки, утешения в асоциальных уличных компаниях, где они "застревают" и начинают проводить все свободное время.

По мнению Г.Г. Шиханцова "примитивизация" деятельности - развлекательное времяпрепровождение  с неизбежностью приводит к дальнейшей "примитивизации" личности таких  подростков, что проявляется в  отсутствии элементарных культурных запросов, преобладании в структуре потребностей материальных. физиологических (сексуальные), извращенных квазипотребностей (алкоголь, наркотики и т. д.). На этом этапе своей деморализации "трудные" нередко становятся правонарушителями, а затем и преступниками [38].

Таким образом, дефекты правовой социализации в школе затрагивают все структурные  элементы социализации и проявляются  в дефектах выполнения социальной роли, в разрыве эмоциональных связей школьника  со своими одноклассниками  и учителями, в выходе из-под норм социального контроля, в формировании извращенной примитивной структуры потребностей.

 

1.3. Особенности правовой социализации современной молодежи

 

Правовая социализация современной  молодежи происходит на фоне нестабильной социальной ситуации. Как отмечает А.И. Кравченко наиболее негативное влияние на эффективность права оказывает отсутствие экономической и политической стабильности в обществе. К числу дестабилизирующих факторов относят прежде всего ситуацию сопротивления закону, порождаемую кризисными явлениями в политической, экономической и правовой сферах жизни общества переходного периода. Такая ситуация оказывает разрушительное воздействие на политическую жизнь, подрывает стабильность и легитимность власти, деформирует сознание и поведение людей, сводит на нет социальное действие правовых норм [18]. 

По мнению Е.М. Дубовской, и О.А. Тихомандрицкой социальная нестабильность может быть рассмотрена с точки зрения ее проявления на трех взаимосвязанных  уровнях: общества в целом; социальной группы и личности [8]. На собственно социальном уровне нестабильность представлена кризисом большинства нормативных представлений. Проблема кризиса существовавших и незыблемых до последнего времени социальных догм и отсутствие в настоящий момент  в обществе единых и непротиворечивых ценностных представлений приводит ко многим педагогическим сложностям.

Нормативный кризис приводит к отказу от норм вообще. Это находит свое проявление в расширении криминальных и антигуманных форм поведения [8]. Как  отмечает А.Н. Сухов интериоризация нравственно деформированных социальных отношений обусловливает формирование ущербной личности, которой невыгодно соблюдать нравственные принципы. Подобный тип личности вступает в конфликт с социальными нормами, что приводит к совершению противоправных действий [29].

В обществе происходит усиление социальной стратификации, что также является проявлением социальной нестабильности. В условиях рынка дифференциация общества неизбежна, но тот характер, который она приобрела после  начала реформ, иначе как угрожающим назвать нельзя. С одной стороны, образовался слой имеющих слишком высокие доходы, с другой – обнищавшее население: люмпены, безработные. Возникло резкое расслоение по материальному признаку. Разница между слоями достигла колоссального размера. При этом утратили свое значение такие признаки, как образование, компетентность. Например, для молодежи нашей страны главным является материальный достаток, а образование, интересная работа теряют всякую привлекательность. Процесс стратификации приобрел уродливый, во многом криминальный характер. Не имея стартовых возможностей, честные люди были отсечены от бизнеса [33].

Поляризация социальных слоев по материальному  положению настолько резка, что  является колоссальным конфликтогенным  фактором. В исследовании А.Н. Сухова на вопрос анкеты: “Как бы вы отнеслись к поджогу коммерческого магазина, где товары низкого качества продаются по непомерно высоким ценам?” - 28,9 опрошенных ответили: “Одобрил бы поджог, радуясь, что частников наконец-то наказали” [33;С.248].

Учитывая вышеизложенное, отметим, что в условиях социальной нестабильности особую остроту приобретает  проблема социальной справедливости.  Как замечает Ю.Ф. Чуфаровский:  “социальная справедливость – понятие многоплановое, но главное, что отражено в нем – это представление о должном, соответствующем сущности общественного строя целей и средств общественного развития” [37;С.165]. Дети и молодежь очень остро чувствуют социальную дисгармонию в общественных отношениях, что может способствовать отсутствию понимания необходимости соблюдения социальных норм.

Правовая социализация молодежи имеет свою специфику, затрудняющую процесс усвоения правовых норм. Как отмечает А.В. Мудрик город - средоточие криминогенных факторов, криминальных структур и групп, а также всех видов отклоняющегося поведения. Велико количество неблагополучных семей с криминогенным потенциалом; имеется более или менее большое количество потребителей наркотических и токсических средств (особенно среди молодежи); существуют неформальные группы и объединения с антисоциальной направленностью; распространено увлечение азартными играми; наблюдается более или менее массовое приобщение различных групп жителей к мелкой коммерции, реально или потенциально криминализированной; существуют устойчивые преступные группировки, вовлекающие в свой состав и в сферу своего влияния молодежь и подростков [26].

Таким образом, говоря об особенностях правовой социализации современной молодежи можно сделать вывод о том, что она протекает на фоне социальной нестабильности в обществе: в условиях нормативного кризиса и усиления социальной стратификации. Кроме того, правовая социализация молодежи в городе затрудняется тем обстоятельством, что город является средоточием криминогенных факторов.

 

ГЛАВА 2. РОЛЬ ГИБДД В ПРАВОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ.

 2.1. Роль и основные задачи ГИБДД в системе безопасности дорожного    движения.

Многообразие и большая  трудоемкость задач ГИБДД, установленных Положением о Государственной инспекции БДД МВД РФ (далее - Положение), приводят к необходимости создания в ее составе функционально самостоятельных подразделений: автотехнической инспекции, регистрационно-экзаменационной работы, организации дорожного движения, дорожной инспекции, пропаганды, информационного обеспечения, дорожно-патрульной службы и др. Каждая служба ГИБДД имеют следующие основные задачи.

  1. Автотехническая инспекция:

- контролирует соблюдение  нормативов, устанавливающих требования  конструкции, техническому состоянию к переоборудованию механических транспортных средств (ТС) и прицепов к ним;  

- организует и проводит  государственный технический осмотр  ТС;

- проверяет работу  предприятий, фирм, учреждений, ведомств  в части обеспечения безопасности дорожного движения (БДД);

- участвует  в осмотре и проверке технического  состояния ТС, занятых в перевозках  опасных, тяжеловесных, крупногабаритных  грузов, а также ТС, причастных  к дорожно-транспортному происшествию (ДТП).

2. Подразделения организации дорожного движения и дорожной инспекции:

- контролируют соблюдение правил, нормативов и стандартов при проектировании, строительстве, реконструкции, содержании и ремонте автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, технических средств регулирования дорожного движения, линий городского электротранспорта в части обеспечения БДД;

- изучают условия дорожного  движения и принимают меры  по совершенствованию организации  движения ТС и пешеходов;

- согласуют проекты  по организации дорожного движения на улицах и автомобильных дорогах;

- осуществляют методическое  руководство деятельностью специализированных  монтажно-эксплуатационных подразделений  (СМЭП).

3. Регистрационно-экзаменационные  подразделения:

- контролируют исполнение нормативных актов, устанавливающих требования по подготовке водителей ТС;

- принимают экзамены  по Правилам дорожного движения (ПДД) и навыкам вождения ТС, а также выдают водительские  удостоверения;                                  

- регистрируют автомототранспортные средства, выдают их владельцам регистрационные знаки и документы;

- ведут учет автомототранспортных  средств;                       

- осуществляют розыск  ТС в процессе регистрационно-экзаменационной работы.

4. Подразделения пропаганды:

- осуществляют разъяснение и пропаганду ПДД и других нормативны актов по вопросам БДД с использованием СМИ;

- организуют и проводят  работу по предупреждению детского  дорожно-транспортного травматизма;         

- разрабатывают методические  рекомендации, листовки, информационные бюллетени, брошюры и другие печатные материалы по вопросам БДД

- организуют смотры, конкурсы, рейды и другие мероприятия  по профилактике дорожно-транспортной  аварийности (ДТА);

- проводят систематическое  изучение общественного мнения  о ГИБДД.

5. Дорожно-патрульная служба (ДПС):

- сохранение жизни,  здоровья и имущества участников  дорожного движения, защита их  законных прав и интересов,  а также интересов общества  и государства;   

- обеспечение бесперебойного  и безопасного дорожного движения ТС;

- предупреждение и  пресечение преступлений и административных  правонарушений в области дорожного  движения.                

В связи с этим на ДПС  возлагаются следующие функции:

- оказание в пределах  своей компетенции содействия  и помощи участникам дорожного движения в осуществлении их законных прав и интересов;                                                      

- осуществление контроля  за соблюдением Правил дорожного  движения Российской Федерации,  а также нормативных правовых  актов в области обеспечения безопасности дорожного движения;       

- регулирование дорожного  движения, обеспечение организации  движения транспортных средств  и пешеходов в местах проведения  аварийно-спасательных работ и  массовых мероприятий; 

- охрана общественного  порядка и обеспечение общественной безопасности на улицах, дорогах и иных общественных местах;

- осуществление розыска  угнанных и похищенных транспортных  средств, а также транспортных  средств, водители которых скрылись  с мест дорожно-транспортных происшествий;

- осуществление в соответствии  с действующим законодательством  производства по делам об административных  правонарушениях; 

- осуществление неотложных  действий на месте ДТП, а  также принятие мер по эвакуации  людей и оказанию им первой  медицинской помощи, содействие в транспортировке поврежденных транспортных средств и охране имущества, оставшегося без присмотра;

- проведение в соответствии  с действующим законодательством  дознания по делам о преступлениях  против безопасности движения  и эксплуатации транспортных средств;                                             

- осуществление в установленном  порядке сопровождения транспортных  средств;                                                                           

Информация о работе Роль ГИБДД в правовой социализации школьников