Роль ГИБДД в правовой социализации школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 08:49, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является раскрытие роли ГИБДД в правовой социализации современных школьников.
Для достижения цели, а также в соответствии с объектом и предметом исследования, определены следующие задачи:
раскрыть содержание правовой социализации;
рассмотреть дефекты правовой социализации и условия эффективности правовых норм;
проанализировать особенности правовой социализации современной молодежи;
описать направления и особенности организации деятельности ГИБДД по пропаганде безопасности дорожного движения среди детей и подростков школьного возраста;
разработать примерные направления работы сотрудников ГИБДД по проведению профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения со школьниками.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….2
Глава 1. Правовая социализация в контексте общества……………………………………...……………………………………5
1.1. Содержание правовой социализации………………..………………………………………….5
1.2. Дефекты правовой социализации…………….……………………………………….…….7
1.3. Особенности правовой социализации современной молодежи………………………………………………………………12
Глава 2. Роль ГИБДД в правовой социализации школьников………..…………………………………….………………….……21
2.1. Роль и основные задачи ГИБДД в системе безопасности дорожного движения…………………………………………….……21
2.2.Направления деятельности ГИБДД по пропаганде безопасности дорожного движения………………………………………….………23
Заключение……………………………………………………………………….37
Библиография…………………………………………………………………….39

Файлы: 1 файл

Моя курсовая.doc

— 190.50 Кб (Скачать)

 

Правовую основу деятельности, ДПС составляют Конституция РФ, Закон РСФСР “О милиции” (далее - Закон), Федеральный закон "О безопасности дорожного движения”, приказ № 930 от 02.12.2003 « Об организации работы государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства Внутренних Дел Российской Федерации по пропаганде безопасности дорожного движения»  , Положение об ОГИБДД ОВД по Вожегодскому району, законы и иные правовые акты субъектов РФ, нормативные акты МВД РФ, Наставление, а также акты органов местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий.

 

2.2. Направления деятельности ГИБДД по пропаганде безопасности дорожного движения

 

Учитывая сложность  системы правового регулирования  воздействия ГИБДД  на процесс  дорожного движения, рассмотрим административно-правовой инструментарий, предоставляемый для данной службы действующим законодательством [31]. В зависимости от целей, оснований, характера правовых ограничений, порядка применения и последствий совокупность разрешенных воздействий ДПС можно подразделить на меры организации дорожного движения, убеждения и принуждения.

Для выполнения ПДД участниками  дорожного движения необходимо  предварительно создать определенные условия. При этом важно не только  обеспечить соответствующую подготовку водителей, пешеходов и должностных  лиц, обустроить дороги и добиться допуска к эксплуатации только    технически исправных ТС, но и определенным образом организовать безопасное взаимодействие элементов системы дорожного движения подразделения ДПС как совместно со специализированными службами ГИБДД, так и самостоятельно выполняют функцию оперативной организации дорожного движения путем его регулирования, координации работы светофорных объектов и многопозиционных дорожных знаков, введения реверсивного Движения, ограничения проезда определенных видов ТС, установления временных дорожных знаков, указателей, а также другими методами и способами.

К мерам убеждения  относится комплекс приемов и  способов побуждения граждан к соблюдению установленного порядка поведения  на улицах и дорогах. Это могут  быть: беседы, лекции, статьи в печати, радио- и телепередачи, посвященные разъяснению ПДД и других нормативов, действующих в сфере БДД, конкурсы профессионального мастерства водителей, викторины, мероприятия по распространению передового опыта, пропагандистская работа в учебных заведениях и детских дошкольных учреждениях, встречи с различными категориями населения, поощрение участия граждан в работе по предупреждению ДТП, а также непосредственные контакты сотрудников ДПС с участниками дорожного движения.

Следуя принятой в административном праве классификации, все воздействия принудительного характера, применяемые сотрудниками ДПС, можно подразделить на меры предупреждения, пресечения, обеспечения административного производства и административные взыскания.

Особенностью указанных мер является то, что они могут применяться ко всем участникам дорожного движения не только при нарушении установленных правил, но и при наступлении определенных последствий, предусмотренных соответствующими нормативными актами. В определенных обстоятельствах (при осложнении дорожных условий, стихийных бедствиях, проведении массовых мероприятий, возникновении ДТП, введении запрета на въезд в лесные массивы из-за повышенной пожарной опасности, блокировании преступников на местности и т. д.) это может быть необходимым для обеспечения общественной безопасности.

Инструкцией по организации  работы отделов, отделений, групп пропаганды Государственной  инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации определены цели, задачи и функции, установлены основные направления    социально- профилактической    и    воспитательно-пропагандистской деятельности по укреплению дисциплины участников дорожного движения, в том числе по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ), а также формы и методы организации взаимодействия отделов, отделений, групп (далее – “подразделения”) пропаганды Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее – “Государственная инспекция”) со средствами массовой информации и общественными объединениями, изучения общественного мнения о деятельности Государственной инспекции, выпуска средств наглядной агитации, печатной, рекламной и сувенирной продукции.

Нормативной правовой основой деятельности по пропаганде  безопасности дорожного движения является Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы. Закон РСФСР “О милиции”, Кодекс РСФСР об административных  правонарушениях, федеральные законы “О безопасности дорожного движения”, “О рекламе”, “Об общественных объединениях”, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты Министерства внутренних дел Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также Инструкция по организации работы подразделений пропаганды Государственной инспекции.

Пропаганда   безопасности   дорожного   движения рассматривается  как целенаправленная деятельность по распространению знаний, касающихся вопросов обеспечения безопасности дорожного движения, разъяснению  законодательства, правовых норм,  регламентирующих  поведение участников   дорожного   движения,   технических   требований   к транспортным средствам и элементам дорожной инфраструктуры, а также своевременное информирование населения о состоянии аварийности в области дорожного движения и воспитательно-профилактических мероприятиях, проводимых Государственной инспекцией.

Субъектами  пропаганды безопасности дорожного  движения выступают подразделения  Государственной  инспекции, детские  дошкольные учреждения и учебные  заведения, учреждения дополнительного обучения, средства массовой информации, автотранспортные предприятия, а также общественные объединения, деятельность которых связана с дорожным движением. Объектами пропаганды безопасности дорожного движения являются участники дорожного движения.

Воспитание  участников дорожного движения  как психолого-педагогическое воздействие  направлено на их сознание с целью  изменения и  устранения отрицательных  стереотипов поведения на улицах и дорогах, формирование   и   развитие   нравственно-правовых   убеждений, потребностей и привычек выполнять требования законодательства и нормативных правовых актов, действующих в области обеспечения безопасности дорожного движения. Обучение Правилам дорожного движения – это планомерно и систематически осуществляемый педагогический процесс, направленный на овладение участниками дорожного движения знаниями, умениями и навыками, необходимыми для безопасного поведения па улицах и дорогах.

Профилактика в области  обеспечения безопасности дорожного  движения представляет собой комплекс социально-профилактических и воспитательно-пропагандистских мероприятий, направленных на предупреждение дорожно-транспортных происшествий и правонарушений в области дорожного движения. Различают общую, индивидуальную, специальную профилактику. Общая профилактика - выявление, устранение объективных и субъективных причин и условий, способствующих возникновению дорожно-транспортных происшествий и совершению правонарушений в области дорожного движения. Индивидуальная профилактика - оказание целенаправленного воспитательного воздействия на  сознание и поведение конкретных участников дорожного движения - водителей, пассажиров, пешеходов. Специальная профилактика - проведение комплекса мероприятий (рейдов,  операций),  специально  организуемых   Государственной инспекцией с целевой установкой на предупреждение аварийности и выявление правонарушений в области дорожного движения.

Основные цели деятельности Государственной инспекции по становлению  правовой социализации подрастающего  поколения:

1.  Разъяснение школьникам  законодательства и иных нормативных  правовых актов Российской Федерации,  субъектов Российской Федерации  но вопросам обеспечения безопасности  дорожного движения, целей и задач  деятельности Государственной инспекции.

2. Формирование у учащихся правосознания в области дорожного движения, уважительного  отношения  к Государственной инспекции, установление взаимопонимания между ними и сотрудниками Государственной инспекции.

3. Распространение социально-правовых  и технических знаний по обеспечению безопасности дорожного движения.

Большое внимание уделяется  организации социально-профилактических и воспитательно-пропагандистских мероприятий по формированию у населения  знаний, умений и навыков безопасного  поведения  на улицах и дорогах; взаимодействию со средствами массовой информации и общественными объединениями.

Особое значение придается  созданию системы   дифференцированного  информирования разных социальных и  возрастных категорий участников дорожного  движения о действующем законодательстве, нормативных правовых актах, о работе Государственной инспекции и в целом но вопросам обеспечения безопасности дорожного движения; профилактике аварийности и правонарушений в области дорожною движения, предупреждение ДДТТ; систематическому изучению общественного мнения о деятельности Государственной инспекции и разработка на его основе предложений для соответствующих управленческих решений, организации деятельности по созданию отличительного стиля подразделения Государственной инспекции, выпуску средств наглядной агитации, печатной, рекламной и сувенирной продукции.

К функциям подразделения  пропаганды относятся:

1) анализ информации  по вопросам обеспечения безопасности  дорожного движения на территории  субъекта Российской Федерации:

  • аварийности, причин и условий способствующих возникновению дорожно-транспортных происшествий;
  • результатов правоприменительной деятельности и участия в борьбе с преступными посягательствами па автотранспортные средства;
  • результатов   социально-профилактических и воспитательно-пропагандистских мероприятий, в том числе, по предупреждению ДДТТ;
  • писем,  жалоб, заявлений граждан и обращений по “телефонам доверия”;
  • результатов изучения общественного мнения о деятельности Государственной инспекции;
  • публикации и выступлении в средствах массовой информации;
  • результатов работы общественных объединений.

2) планирование и организация: 

  • целевых    социально-профилактических    и    воспитательно-пропагандистских мероприятий с участниками дорожного движения, в том числе, по предупреждению ДДТТ,
  • выступлений   сотрудников   и   руководителей   подразделений Государственной инспекции в средствах массовой информации;
  • пресс-конференций, брифингов, “круглых столов”;
  • опросов общественного мнения;
  • конкурсов, выставок;
  • совместных мероприятии с общественными  объединениями;
  • финансирования пропагандистских мероприятий, а также выпуска средств наглядной агитации, печатной, рекламной и сувенирной продукции.

3) методическое обеспечение.

Организация  разработки  и доведения  до  территориальных подразделений  пропаганды Государственной инспекции методических рекомендаций, учебных пособий, программ, памяток, брошюр, плакатов, анкет, опросных листов, и т.д. по различным направлениям  пропагандистской деятельности безопасности дорожного движения.

4) учет  результатов работы по следующим основным показателям:

  • количество и продолжительность кампаний социальной рекламы по                                                      вопросам обеспечения безопасности дорожного движения;
  • количество проведенных совместно с органами образования; здравоохранения и общественными объединениями мероприятий но профилактике ДДТТ;
  • количество детских общественных объединений, участвующих в профилактике ДДТТ;
  • количество имеющихся “базовых” школ и детских садов, кабинетов но безопасности дорожного движения, детских автоплощадок и автогородков;
  • количество подготовленных и разосланных пресс-релизов;
  • количество проведенных пресс-конференций, брифингов,  “круглых столов”;
  • количество опубликованных в периодической печати материалов и вышедших в эфир радио и телевизионных передач;
  • количество   проведенных   опросов   общественного   мнения, численность опрошенных;
  • количество общественных объединении, участвующих в совместной с Государственной инспекцией деятельности;
  • количество и тираж выпущенных средств наглядной агитации, печатной, рекламной и сувенирной продукции.

Информация о работе Роль ГИБДД в правовой социализации школьников