Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 12:24, курсовая работа
Целью данного дипломного исследования является комплексный теоретико-правовой анализ правового нигилизма, рассмотрение его истоков, форм и путей преодоления.
В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть основные аспекты деформации правового сознания, его понятие и сущность;
2. дать характеристку правовому нигилизму как одной из форм деформации правосознания.
Введение………………………………………………………………………..................................3
Глава 1. Деформация правового сознания: понятие и сущность……….......................................6
Глава 2. Правовой нигилизм как одна из форм деформации правосознания…………………………………………………………………………………..….11 2.1 Понятие, формы правового нигилизма………………………………...………………..…...11
2.2 Истоки правового нигилизма………………………………………………..………………..23
2.3 Пути преодоления правового нигилизма…………………………………………..……...…30
Заключение………………………………………………………………………………………....34
Список использованных источников……………………………………….................................37
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Деформация правового сознания:
понятие и сущность………...................
Глава 2. Правовой нигилизм как одна
из форм деформации правосознания……………………………………………
2.2 Истоки правового
нигилизма………………………………………………..…
2.3 Пути преодоления
правового нигилизма……………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников……………………………………….....
ВВЕДЕНИЕ
Правовой нигилизм – отрицание права как социального института, системы правил поведения, которая может успешно регулировать взаимоотношения людей.
Правовой нигилизм
может быть бытовым, связанным с
незнанием закона, может быть философским,
связанным с построением
Многими теоретиками права правовой нигилизм указывается как одна из причин совершения преступлений, так как он характеризует посредством низкого правосознания отсутствие уважения к праву, и преимущественное неиспользование его в повседневной жизни, когда личность или группа, прежде всего, руководствуется в своих действиях традициями, политическими, экономическими или иными интересами, но не законом.
Люди, утверждающие, что правовой нигилизм является основной причиной совершения преступлений, явно считают ценностные и моральные установки основной причиной также и соблюдения законов. Этому прямо противоречит экономика преступления и наказания, исключающая из решения гражданина о соблюдении или несоблюдении закона морально-этическую составляющую. Соответственно правовой нигилизм не будет причиной преступлений в случае, если человек знает законы, и эти законы устроены так, что этому человеку выгоднее жить по законам, а не преступать их.
Основной причиной правового нигилизма есть знание людей о том, что законы не исполняются, когда человек узнаёт о правонарушении, за которым не последовало наказание, его вера в силу закона падает и может упасть до такого уровня, что он вообще не будет учитывать закон в своих действиях, дойдя до крайности — правового нигилизма. Преодоление правового нигилизма весьма сложный и длительный процесс. Основные пути преодоления правового нигилизма: повышение уровня общей и правовой культуры; их правосознания; предупреждение правонарушений, в первую очередь преступности; совершенствование законодательства; массовое правовое просвещение; правовое воспитание; укрепление законности, правопорядка, государственной дисциплины; уважительное отношение к личности человека, обеспечение его прав и свобод; подготовка высококвалифицированных кадров юристов; правовая реформа и другое.
Как и всякое иное социальное явление, деформация правосознания имеет свой генезис, содержание, формы и способы проявления. Она может проявляться в относительно мягких формах или, напротив, принимать уродливый и крайне опасный характер.
Можно выделить несколько распространенных форм деформации индивидуального правосознания.
Правовой
инфантилизм — наиболее мягкая
форма искажения правового
Пробельность правосознания населения широко распространена. При этом имеется в виду не столько неполнота правовых познаний граждан, сколько пробельность в главном, когда из целостной системы выпадают существенные ее элементы и прежде всего позитивное отношение к закону и другим правовым ценностям.
В русской истории много говорилось и писалось не только о нравственном, культурном, политическом, эстетическом, словом, общесоциальном нигилизме, но и правовом. Последний процветал так же пышно, как и сейчас. Достаточно привести широко известные слова А.И. Герцена о том, что русский, какого бы звания он ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; совершенно так же поступает и правительство. С этим созвучна не менее известная мысль Салтыкова-Щедрина: «Суровость российских законов смягчается необязательностью их исполнения». Подобные высказывания мы находим и у В.О. Ключевского, Б.А. Кистяковского, B.C. Соловьева, И.А. Ильина и др.
В современной
науке сложилось два подхода
к пониманию правового
В рамках
обычного подхода, которого
Правовой нигилизм - сложное
и многоаспектное явление, но
суть его - в общем негативно-
Приведенные и другие подобные суждения - это и есть общепринятое и наиболее распространенное понимание правового нигилизма. Таким он закрепился в массовом общественном сознании.
Представители
же второго («новаторского») подхода
к пониманию правового
Целью данного дипломного исследования является комплексный теоретико-правовой анализ правового нигилизма, рассмотрение его истоков, форм и путей преодоления.
В соответствии с указанной
целью были поставлены
1. рассмотреть основные аспекты деформации правового сознания, его понятие и сущность;
2. дать характеристку правовому нигилизму как одной из форм деформации правосознания.
Объектом исследования является правовой нигилизм как одна из форм деформации правосознания.
Предмет изучения составляют источники и причины правового нигилизма, пути их преодоления.
Методологическая основа. В работе применялись законы диалектики, а также общенаучные и частные (специальные) методы, такие, как синтез, анализ, функциональный, системный, историко-правовой, формально-логический, статистический, конкретно-социологический.
Отдельные аспекты правового нигилизма и необходимости борьбы с ним затрагиваются в работах теоретиков права: С.С. Алексеева, В.К. Бабаева, М.И. Байтина, В.М. Баранова, П.П. Баранова, В.П. Беляева, Н.С. Бондаря, Г.А. Борисова, Б.В. Васильева, В.М. Ведяхина, Н.В. Витрука, Н.А. Власенко, Н.Н.Вопленко, Гоймана В., А.Н Зрячкина., И.А. Иванникова, В.Т. Кабышева, В.Н. Карташова, Т.В. Кашаниной, Д.А. Керимова, Е.В. Колесникова, С.А. Комарова, Г.Н. Комковой, В.В. Лазарева, Д.А. Липинского, А.Б. Лисюткина, Е.А. Лукашовой, В.Я. Любашица, А.В. Малько, Г.В. Мальцева, О.В.Мартышина, Д.Э. Марченко.
Структурно работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников, списка сокращений, приложений.
ГЛАВА 1. ДЕФОРМАЦИЯ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ
Деформации подвержены все без исключения сферы правового осознания действительности гражданами. Она вторгается в область правовых знаний, которыми граждане располагают, разрушает их установки, чувства, убеждения в правовой области, проникает в содержание правового мировоззрения, в самое ткань их правовой идеологии.
Деформация (от лат. deformatio — искажение) правового сознания предполагает некоторый изначальный запас правовых по своей природе взглядов, знаний, установок, которые в силу различных причин превратились в какие-то иные, неправовые конструкции или остались правовыми лишь номинально или частично. Конечно, правовое сознание индивидов может, дойдя по крайней степени искажения, превратиться и в преступное сознание. Преступное сознание есть сознание, несущее в себе принципиальное отрицание исходной идеи права. В сфере естественных наук данным понятием обозначается изменение размеров и формы тела под действием внешней силы. В юриспруденции данный термин применяется для характеристики тех устойчивых изменений психики субъектов, которые определяют его негативное отношение к праву и причины неправомерного поведения - деформация правосознания выступает в виде искажения идейно-психологической структуры личности, определяющей ее негативный настрой в сфере права и конкретные акты неправомерного поведения. Один из специалистов этой проблемы П.П. Баранов отмечает, что деформация правового сознания предполагает некоторый изначальный запас правовых по своей природе взглядов, знаний, установок, которые в силу различных причин превратились в какие-то неправовые конструкции или остались правовыми лишь номинально или частично1.
Отсюда можно заключить, что
понятия «норма» и «деформация»
правосознания можно
Деформация
выглядит в виде достаточно сложного
социального и идейно-
Действительно,
деформация правосознания есть негативное
искажение идейно-
Существенные отклонения уровня правосознания от его идеала, неизбежно возникающие в процессе развития права и являющиеся его актуальным состоянием, называются деформацией правосознания и классифицируются в зависимости от причин и проявления такой деформации на правовой нигилизм, «перерождение» правосознания, правовой негативизм, правовой инфантилизм и правовой идеализм.
Формы деформации правосознания отличаются в зависимости от распространения юридической некомпетентности (отсутствия правовых знаний), особенностей неадекватной оценки права (его позитивной роли как способа регулирования общественных отношений), степени распространенности навыков и стереотипов неправового и противоправного поведения.
Промежуточным состоянием правосознания является правовой инфантилизм, представляющий собой несформированность и пробельность правовых представлений применительно к новым правовым условиям, недостаточность правовых знаний и установок. Впоследствии такое правосознание в достаточно короткий срок трансформируется в другую форму, зависящую от внешних факторов и индивидуальных особенностей субъекта.
Правовой
нигилизм представляет собой
скептическое и негативное
Основная опасность правосознания, характеризующегося правовым нигилизмом, заключается в его способности к перерождению или, более конкретно, к «вырождению». Если при правовом нигилизме исключается преступный умысел, то в «переродившемся» правосознании наблюдается не только негативное отношение к позитивному праву, но и осознанное игнорирование принципов права, других социальных норм и общественной морали.
В качестве деформации правосознания выделяется также правовой негативизм. На взгляд автора, эта форма правосознания заслуживает отделения ее от правового нигилизма. Если правовой нигилизм связан с отрицанием социальной ценности права как таковой, то при правовом негативизме правонарушитель осознает ценность правового регулирования для общества, но в силу ряда причин не соблюдает те или иные правовые предписания. Здесь также выделяются несколько подвидов правового негативизма в зависимости от причин противоправных действий. Во-первых, они могут быть обусловлены расхождением в данном конкретном случае личных интересов субъекта с общественными интересами. Во-вторых, осознанное игнорирование правовых норм возможно ввиду соблюдения новых правовых идей, пока не закрепленных в нормативно-правовых актах. В последнем случае правовой негативизм становится одной из форм правового идеализма.
Правовой идеализм, называемый также иногда правовым фетишизмом или правовым романтизмом, заключается в преувеличении реальных регулятивных возможностей права, переоценке роли и места права в жизни общества. Такая форма правосознания характерна для начальных этапов многих реформ. Положительная черта правового идеализма заключается в том, что он поддерживает уважение к праву и правовой системе в целом, раскрывает резервы творческой активности субъектов правовой деятельности. Основная же опасность правового идеализма прямо пропорциональна степени идеализации возможностей права: чем больше разрыв между ожидаемыми результатами от реформы и ее фактическими результатами, тем в большей степени возможен рецидив правового нигилизма впоследствии.
Явление правового нигилизма следует, без сомнения, отнести к наиболее распространенным и укоренившимся формам деформации правосознания населения. Одни ученые определяют правовой нигилизм как активную противоправную тенденцию личности3. Другие говорят о таком уровне дефектности правового сознания, который характеризуется нигилистическим отношением к праву в целом, убеждением, что руководствоваться надо не правом, а своими желаниями и интересами4.
Третьи указывают, что правовой нигилизм проявляется в полном неверии в потенциальные возможности права5.