Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 12:24, курсовая работа
Целью данного дипломного исследования является комплексный теоретико-правовой анализ правового нигилизма, рассмотрение его истоков, форм и путей преодоления.
В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть основные аспекты деформации правового сознания, его понятие и сущность;
2. дать характеристку правовому нигилизму как одной из форм деформации правосознания.
Введение………………………………………………………………………..................................3
Глава 1. Деформация правового сознания: понятие и сущность……….......................................6
Глава 2. Правовой нигилизм как одна из форм деформации правосознания…………………………………………………………………………………..….11 2.1 Понятие, формы правового нигилизма………………………………...………………..…...11
2.2 Истоки правового нигилизма………………………………………………..………………..23
2.3 Пути преодоления правового нигилизма…………………………………………..……...…30
Заключение………………………………………………………………………………………....34
Список использованных источников……………………………………….................................37
Отрицание того, что требует закон, может происходить как в скрытой, так и открытой форме и мотивироваться в каждом отдельном случае самыми различными соображениями.
Самой тяжелой формой деформации правосознания граждан является феномен его перерождения. Природа этого опасного явления принадлежит одновременно к числу и самых сложных с исследовательской точки зрения.
По нашему мнению, «перерожденческое» сознание следует рассматривать как крайнюю степень искаженного, дефектного правосознания или же как явление, хотя и находящееся за пределами последнего, но где-то совсем рядом с ним. Перерождение во многих своих чертах сходно с правовым нигилизмом. И в том, и в другом случае правовое начало сознательно отрицается, игнорируется. Однако, как показывает практика, отрицание отрицанию рознь. От правового нигилизма в чистом виде перерожденческое сознание отличается не только степенью общественной опасности, но и мотивацией. Перерожденческое правосознание основано на сознательном отрицании закона по мотивам корысти, жестокости, алчности и т.п.
Основной формой перерождения правосознания индивидов является совершение ими различных преступлений.
Рассматривая различные формы деформации правосознания населения, нельзя не увидеть одну общую их черту – недостаток, а часто и атрофию нравственного чувства. Иными словами, состояние правосознания граждан в большей мере, чем какими-либо факторами, предопределяется состоянием их нравственного здоровья.
Всем рассмотренным формам деформации подвержено и профессиональное правосознание работников правоохранительных органов. Например, по данным собственного социологического исследования заключаю, что к разновидностям правового нигилизма сотрудников органов внутренних дел относятся: установка на правоохранительное бездействие и непринятие необходимых по закону мер, административный зуд, произвольное толкование закона. Наиболее распространенными формами перерождения являются: совершение преступлений, как связанных, так и несвязанных с использованием своих служебных полномочий, сращивание с преступными элементами. При этом широкое распространение получают: следование клише на обвинение (обвинительный уклон), установка на непогрешимость собственных актов и действий, стереотип закрытости, социальной засекреченности, ориентация на ужесточение наказания.
Таким образом,
можно сформулировать следующие
выводы. Деформация правосознания - искажение
идейно-психологической
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ДЕФОРМАЦИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ
Нигилизм вообще (в основе термина лежит латинское "nihil" - ничто, ничего) - полное отрицание всего общепризнанного, полный скептицизм. Это одна из форм мироощущения и социального поведения6.
В настоящее
время в юридической науке
не сложилось единого подхода
к пониманию правового нигилизм
Считается, что Ф.И.Ницше одним из первых попытался раскрыть смысл данного явления. Он считал, что нигилизм - это состояние, когда высшие ценности теряют свою значимость. Когда утрачиваются общие цели и нет ответа на вопрос «зачем?»7.
Такой подход не
содержит признаков и не указывает
на специфические черты и
Кроме Ф.И.Ницше
понятие нигилизма
Они считали, что нигилизм - это явление, способное привести общество к регрессу, разрушению, а цивилизацию - к гибели.
В своей оценке немецкие философы полагались скорее на эмоции, нежели на научный подход. Тем не менее, негативное отношение к этому явлению просматривается и при таком подходе10.
В дореволюционной России термин «нигилизм» получил широкое распространение с выходом в свет романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», в котором его главный герой относится с явным неуважением ко всему положительному и устойчивому, отрицая сложившиеся в обществе устои. Таким образом, нигилизм становится направлением, отрицающим существующие социальные ценности. Но еще до издания романа в 1829 г. Н.Надеждин публикует статью «Сомнище нигилистов»11.
Нигилизм в таком употреблении означал пустоту, невежество, безосновательные суждения в науке и в жизни.
До середины XIX в. слово «нигилизм» встречается главным образом в произведениях философского свойства, постепенно проникая в публицистику и официальные документы, а также в обиходную речь.
Правовой нигилизм одно из тех понятий, которое ныне активное «эксплуатируется» как в научной, так и в публицистической литературе, используется в официально-деловом языке, политико-дипломатическом обороте и бытовом лексиконе. Внимание к этому явлению за последние годы существенно усилилось. О нем рассуждают философы и социологи, экономисты и педагоги, политики и простые граждане, специалисты в сфере теоретико-правовых исследований и юристы - практики.
В тоже
время, завоевав необычайно
Признавая важность и актуальность изучения правового нигилизма, соглашаясь в оценке его социальной опасности, российские правоведы, социологи, политики обнаруживают единство в формальном подходе к раскрытию понимания используемого ими словосочетания. Основной акцент делается на исследовании форм проявления и причин этого явления.
В различных
справочниках нигилизм
В теоретическом плане представляет интерес классификация основных характеристик нигилизма, предложенная А.И.Новиковым. Он рассматривает его как самостоятельную форму общественного сознания, имеющую свою направленность в зависимости от объекта отрицания13.
Правовой нигилизм является разновидностью социального нигилизма, как родового понятия, и есть сформировавшееся в общественном или индивидуальном сознании устойчиво пренебрежительное или иное негативное отношение к праву, наличие у должностных лиц и граждан установки на достижение социально значимых результатов неправовыми средствами или предельно минимальное их использование в практической деятельности и характеризующееся отсутствием солидарности с правовыми предписаниями или исполнением (соблюдением) их под угрозой принуждения либо в следствии корыстных побуждений .
Хотя правовой нигилизм явление общесоциальное и, как отмечает В.А. Туманов, подобные антиправовые установки и стереотипы есть «элемент, черта, свойство общественного сознания и национальной психологии … отличительная особенность культуры, традиций, образа жизни»14.
Нельзя отрицать в нем субъективного, индивидуального начала. Более того, именно эти факторы являются преобладающими при определении степени, т.е. интенсивности, категоричности и бескомпромиссности отрицания права. На общественные и индивидуальные начала правового нигилизма указывают все ученые, занимающиеся этим вопросом.
Однако, если расположить на прямой виды распространения правового нигилизма по названному основанию, то нами обозначены лишь его крайние точки: на одном полюсе нигилизм на общесоциальном уровне, на другом - правовой нигилизм отдельного индивида. Между ними существуют промежуточные вехи. Так, Н.И. Матузов, определяя нигилизм вообще, подчеркивает, что он выражает отрицательное отношение субъекта (группы, класса) к определенным ценностям15.
Касаясь вопросов
преодоления правового
На возможность
выделения самостоятельных
На дефектное правосознание, как явление, приобретающее характеристику правового нигилизма, указывает и ряд других авторов. Но применительно к правосознанию опять-таки выделяется общественный, групповой и индивидуальный уровень, в том числе и профессиональное правовое сознание, например, правосознание юристов18.
Как социальное явление нигилизм характеризуется:
а) резко критическим, крайне негативным отношением к общепринятым, объективным (абсолютным) ценностям;
б) максималистским подходом, интенсивностью, бескомпромиссностью отрицания;
в) не сопряжен с позитивной программой;
г) несет в себе деструктивное, разрушительное начало.
В зависимости
от того, какие ценности отрицаются,
нигилизм может быть
Правовой (или юридический) нигилизм представляет собой непризнание права как социальной ценности и проявляется в негативно-отрицательном отношении к праву, законам, правопорядку, в неверии в необходимость права, его возможности, общественную полезность.
Проф. Н. И. Матузов выделяет следующие формы правового нигилизма:19
а) умышленное нарушение законов и иных нормативно-правовых актов;
б) массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний;
в) издание противоречивых правовых актов;
г) подмена законности целесообразностью;
д) конфронтация представительных и исполнительных структур;
е) нарушение прав человека;
ж) теоретическая форма правового нигилизма (в научной сфере, в работах юристов, философов и др.).
Проф. В. А. Туманов говорит, во-первых, о пассивной и активной формах правового нигилизма. Для пассивной формы характерно безразличное отношение к праву, явная недооценка его роли и значения. Активному юридическому нигилизму свойственно осознанно враждебное отношение к праву20.
Представители этого направления видят, какую важную роль играет или может играть право в жизни общества, и именно поэтому выступают против него.
Во-вторых, проф. В. А. Туманов разделяет правовой нигилизм: а) на высоком этаже общественного сознания (в виде идеологических течений и теоретических доктрин); б) на уровне обыденного, массового сознания (в форме отрицательных установок, стойких предубеждений и стереотипов); в) ведомственный. Последний проявляется в том, что нередко подзаконные акты становятся «надзаконными», юридические нормы не стыкуются, возникают острейшие коллизии21.
Правовой нигилизм - это патология правового сознания, обусловленная определенным состоянием общества. Поэтому пути борьбы с ним должны быть разнообразны. Это: а) реформы социально-экономического характера;
б) изменение содержания правового регулирования, максимальное приближение юридических норм к интересам различных слоев населения;
в) подъем авторитета правосудия как за счет изменения характера судебной деятельности, так и путем воспитания уважения к суду; г) улучшение правоприменительной практики; д) теоретическая работа в этом направлении, и др.
Все это, в принципе,
представляет собой не что иное,
как процесс улучшения
В литературе справедливо отмечается, что «от правового нигилизма надо отличать конструктивную критику права, с одной стороны, а с другой - стремиться избегать юридического фетишизма, то есть возведения в абсолют роли права и других правовых средств»22.
Антиподом правовой культуры является правовой нигилизм, т. е. отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений. В России он имеет, к сожалению, глубокие корни. Еще А. И. Герцен отмечал, что «правовая необеспеченность, искони тяготевшая над народом, была для него своего рода школой. Вопиющая несправедливость одной половины его законов научила его ненавидеть и другую; он подчиняется им как силе. Полное неравенство перед судом убило в нем всякое уважение к законности. Русский, какого бы звания он ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; и совершенно так же поступает правительство»23.