Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 16:53, курсовая работа
Память является одним из важнейших свойств человеческой жизни. В психологии она считается одним из основных познавательных процессов. Кроме того - она является своеобразной основой всего познания.
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПАМЯТИ 4
1.1. Структура памяти 4
1.2. Свойства памяти 13
ГЛАВА II. ПРОЦЕССЫ ПАМЯТИ 15
2.1 Запоминание 15
2.2. Хранение 18
2.3. Воспроизведение 20
2.4. Забывание 22
ГЛАВА III. КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ПАМЯТИ 23
3.1. Виды памяти 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
ЛИТЕРАТУРА: 29
Узнавание ¾ воспроизведение представлений о наличных в поле восприятия объектах.
Вспоминание ¾ воспроизведение представлений об отсутствующих объектах по их ассоциациям (связям) с наличными в поле восприятия объектами.
Припоминание ¾ воспроизведение представлений об отсутствующих объектах по их ассоциациям с представлениями о других отсутствующих объектах.
Воспоминание ¾ воспроизведение представлений об отсутствующих объектах по их ассоциациям с самим субъектом.
В
зависимости от аспекта субъектно-объектных
отношений перечисленные
2.4. Забывание
Забывание. Блок забывания также определяется как относительно независимый. До сих пор на уровне дискуссий идет объяснение механизма и причин забывания. Немецкий психолог Герман Эббингауз, первый среди современных психологов, обратившихся к этой проблеме, определял забывание как функцию времени.
Предполагается,
что точность забывания зависит,
в первую очередь, от стратегий, которые
использовались на предыдущих этапах,
особенно при запоминании. Динамика забывания
определяется эмоциональным и общим физическим
состоянием запоминающего. Конечно, на
запоминание влияет осмысленность, привычность
запоминаемого материала. Не в меньшей
степени забывание связано с качественными
характеристиками этого материала: является
он вербальным, образным и т.п.
Глава III. Классификация видов памяти
3.1. Виды памяти
Существует
несколько оснований для
Традиционно память разделяют по видам на образную, словесно-логическую, эмоциональную и моторную (двигательную). Основанием разделения памяти на эти виды является предмет отражения.
Образная память. Это память на представления о предметах, явлениях, событиях и их свойствах, данных нам в восприятии и ощущениях. Запоминая первичные образы этих объектов восприятия, мы их преобразуем и превращаем в представления. При вспоминании мы воспроизводим уже эти трансформированные образы-представления. Преобразования заключаются в упрощении, схематизировании, обобщении первичных образов, в стремлении к симметричности форм, преувеличении или преуменьшении отдельных деталей. Итак, на входе у нас сенсорные и перцептивные образы различных воздействующих на наши органы чувств предметов, картин природы, сцен жизни и т. п. В хранилище - представления об этих раздражителях. На выходе, при воспроизведении - реконструкции представлений.
Образная память играет ведущую роль у детей и подростков. У взрослых людей обычно доминирует словесно-логическая память. Преобладание образной памяти над символической у взрослых, как правило, вызвано родом их профессиональных занятий (например, «творческие профессии») и условиями их деятельности (например, близость к природе).
В соответствии с видами восприятий образная память разделяется на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую и двигательную.
Смысловая, логическая (словесно-логическая) память. Благодаря накоплению и закреплению той информации, которую дает чувственный опыт, возможен переход ко вторичному опыту – логическому познанию (мышление – вторичный, производный процесс познания). Память сопровождает мыслительный процесс, она и закрепляет, и завершает работу мышления. Поэтому второй вид памяти обычно определяется как смысловая, или логическая память, а так как запоминаемый материал обычно представлен в слове (понятии), то ее еще называют словесно-логическая.
Эмоциональная память. Это память на аффективные переживания, она определяет воспроизведение эмоционального состояния при повторном воздействии той же (или сходной) ситуации, при которой данное состояние возникло впервые. Причем это состояние восстанавливается обычно в комплексе с элементами ситуации и нашим отношением к ней.
Считается, что эмоциональная память у человека появляется уже к шестимесячному возрасту. На ней основываются осторожность, симпатии, антипатии, первичное чувство узнавания (свое - чужое). Зачастую эмоциональная память оказывается сильнее других видов памяти. Так, от давно прошедших и уже основательно забытых событий, книг, спектаклей, кинофильмов у нас остаются только чувства, впечатления. Детально мы их представить не можем.
Моторная (двигательная) память. Является компонентом любых наших движений и действий. На ее основе мы формируем двигательные навыки: пишем, рисуем, пользуемся столовыми приборами и т.п. Эта память не уступает образной по сохранности запомненного действия.
Предложенная выше традиционная классификация видов памяти подвергается коррекции со стороны многих ученых. За последние несколько десятков лет были выделены и описаны несколько новых видов памяти. Среди них можно выделить автобиографическую память и метапамять.
Автобиографическая память представляет собой целый мыслительный набор сцен, категорий и пр., имеющих личное отношение к индивиду. Было обнаружено, что человек может припомнить собственные переживания, принимая позицию стороннего наблюдателя или помещая себя внутрь сцены, участником которой он является. Содержание припоминания как бы дается с разных точек зрения: в первом случае человек как бы «парúт» над сценой, во втором – находится в ней. Сам термин автобиографической памяти ввел психолог Д.Робинсон в 1976 году. Что касается метапамяти, то это понятие было введено У.Шнейдером, как знание о процессах, относящихся к памяти. Метапамятью называют память человека о своей памяти. Исследователи обнаружили, что с возрастом улучшается знание об эффективных стратегиях индивидуального запоминания и, особенно, об условиях их применения.
Мгновенная, или иконическая, память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Эта память — непосредственное отражение информации органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 с. Мгновенная память представляет собой полное остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов. Это — память-образ.
Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторения). В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта память работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала. Кратковременную память характеризует такой показатель, как объем. Он в среднем равен от 5 до 9 единиц информации и определяется по числу единиц информации, которое человек в состоянии точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления ему этой информации.
Кратковременная память связана с так называемым актуальным сознанием человека. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая сознается, соотносится с актуальными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание.
Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оперативной памяти. Этот вид памяти по длительности хранения информации и своим свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной.
Долговременная — это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает ее следы в долговременной памяти. Последняя предполагает способность человека в любой нужный момент припомнить то, что когда-то было им запомнено. При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко требуется мышление и усилия воли, поэтому ее функционирование на практике обычно связано с двумя этими процессами.
Генетическую память можно определить как такую, в которой информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Основным биологическим механизмом запоминания информации в такой памяти являются, по-видимому, мутации и связанные с ними изменения генных структур. Генетическая память у человека — единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.
Зрительная
память связана с сохранением и воспроизведением
зрительных образов. Она чрезвычайно важна
для людей любых профессий, особенно для
инженеров и художников. Хорошей зрительной
памятью нередко обладают люди с эйдетическим
восприятием, способные в течение достаточно
продолжительного времени «видеть» воспринятую
картину в своем воображении после того,
как она перестала воздействовать на органы
чувств. В связи с этим данный вид памяти
предполагает развитую у человека способность
к воображению. На ней основан, в частности,
процесс запоминания и воспроизведения
материала: то, что человек зрительно может
себе представить, он, как правило, легче
запоминает и воспроизводит.
Слуховая память —
это хорошее запоминание и точное воспроизведение
разнообразных звуков, например музыкальных,
речевых. Она необходима филологам, людям,
изучающим иностранные языки, акустикам,
музыкантам. Особую разновидность речевой
памяти составляет словесно-логическая,
которая тесным образом связана со словом,
мыслью и логикой. Данный вид памяти характеризуется
тем, что человек, обладающий ею, быстро
и точно может запомнить смысл событий,
логику рассуждений или какого-либо доказательства,
смысл читаемого текста и т.п. Этот смысл
он может передать собственными словами,
причем достаточно точно. Этим типом памяти
обладают ученые, опытные лекторы, преподаватели
вузов и учителя школ.
Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных, в частности трудовых и спортивных, умений и навыков. Совершенствование ручных движений человека напрямую связано с этим видом памяти.
Эмоциональная память — это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.
Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью ограничены. Их роль в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма.
По характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала память делят на непроизвольную и произвольную. В первом случае имеют в виду такое запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение). Во втором случае такая задача обязательно присутствует, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий.