Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 16:53, курсовая работа
Память является одним из важнейших свойств человеческой жизни. В психологии она считается одним из основных познавательных процессов. Кроме того - она является своеобразной основой всего познания.
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПАМЯТИ 4
1.1. Структура памяти 4
1.2. Свойства памяти 13
ГЛАВА II. ПРОЦЕССЫ ПАМЯТИ 15
2.1 Запоминание 15
2.2. Хранение 18
2.3. Воспроизведение 20
2.4. Забывание 22
ГЛАВА III. КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ПАМЯТИ 23
3.1. Виды памяти 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
ЛИТЕРАТУРА: 29
Долговременная память
Эта форма памяти практически не ограничена ни по объему, ни по времени хранения. Однако проблема заключается в доступности хранящихся здесь сведений. Выяснено, что долговременная память представлена у нас двумя типами. К первому хранилищу человек имеет произвольный доступ. Здесь информация все время преобразуется (группируется, обобщается, дополняется) в соответствии с целями текущей и возможной будущей деятельности и конкретными решаемыми задачами. Ко второму хранилищу произвольного доступа нет. Информация в нем хранится не преобразованная, в том виде, в каком она поступила из мгновенной памяти в кратковременную.
Рассмотрим первый тип долговременной памяти. Именно эта форма памяти имеется в виду, когда говорится о прижизненной памяти вообще, о памяти в целом. Ясно, что для нас хранящаяся в памяти информация ценна не сама по себе ¾ главное, насколько эффективны действия и поступки, поведение, реализуемые на ее основе. Эта эффективность зависит в первую очередь от скорости извлечения нужной на данный момент информации.
Чтобы добраться до этой конкретной информации, надо осуществить выбор из хранящегося в памяти массива знаний. Выбор происходит тем быстрее, чем меньший массив информации нужно перебрать. И он тем точнее, чем адекватнее решаемой задаче информационное поле этого перебора. Следовательно, точность и скорость выбора зависят от величины актуализированного класса альтернатив, из которых требуется произвести этот выбор.
Актуализация, т. е. презентация в сознании нужного в данный момент материала, определяется избирательностью памяти, которая, в свою очередь, детерминируется психологической установкой, т. е. субъективной ценностью данного события. Именно установка помогает «всплыть наружу» соответствующему сиюминутной задаче усвоенному ранее материалу. Из этого «всплывшего» класса знаний осуществляется дальнейший выбор конкретной информации. Сокращения этого исходного пространства поиска, а, следовательно, и ускорения дальнейшего выбора мы обычно достигаем, отсекая альтернативы, которые либо редко встречались раньше, либо малоценны с позиции решаемой задачи.
Частота событий обычно напрямую связана с их значимостью для организма. Человек перебор альтернатив производит не по случайному закону, а используя свой опыт, учитывая предыдущую информацию об объекте или событии. Поэтому мы при актуализации пространства поиска нужной информации принимаем во внимание частоту любого события в нашей жизни и как бы вычисляем вероятность его появления. Наименее вероятные при решении данной задачи события (и соответствующие сведения о них) мы отбраковываем, тем самым сужая исходное поле выбора. Но возможны ситуации, когда наибольшее значение в решении задачи имеет не самое вероятное событие (сигнал, стимул). Тогда на передний план выходит его информативность, или ценность. Информативны, ценны те сигналы, которые снижают трудность и неопределенность задачи и повышают вероятность ее решения, достижения цели.
Сузив исходное поле поиска с помощью трех психологических механизмов (актуализации, учета вероятности и ценности стимулов), мы приступаем к перебору альтернатив внутри этого пространства и, в конце концов, извлекаем требующуюся информацию. Здесь уже встает проблема организации перебора. С психологической точки зрения таким организующим фактором, способствующим эффективному поиску нужной информации, являются ассоциации.
Второй тип долговременной памяти, как уже сообщалось, нам неподвластен. Извлечь из этого практически бездонного хранилища информацию мы по своей воле не в состоянии. Только принудительно можно считывать заключенные там знания. Эти особые случаи: 1) клинические вмешательства в мозг (например, диагностические раздражения электрошоком коры больших полушарий); 2) гипнотические состояния; 3) лихорадочно-бредовые состояния. Специфика условий для возможности извлечения информации из этого хранилища позволяет отнести данную форму памяти к сфере бессознательных явлений.
Во всех этих состояниях извлекаемая информация имеет следующие особенности: 1) реальность воспоминаний (детальность, яркость, четкость). У человека создается иллюзия, что он вновь присутствует при тех же событиях, в тех же местах; 2) отсутствие обобщенности заложенной информации, ее конкретность; 3) реальный масштаб времени при воспроизведении событий; 4) абсолютная неизменность вызываемой информации при повторных воздействиях на те же адреса (участки мозга). Информация восстанавливается без всяких изменений даже через десятилетия после ее ввода; 5) срок неизменного хранения информации неограничен; 6) неосведомленность человека в сознательном состоянии о содержащихся в этом хранилище знаниях.
Возможно, именно умение обращаться к этому типу памяти лежит в основе феноменальных счетных и мнемических способностей. История свидетельствует об уникальной памяти Наполеона Бонапарта. Леонард Эйлер помнил шесть первых степеней всех чисел от 2 до 100. Академик А. Ф. Иоффе по памяти пользовался таблицей логарифмов. Некоторые шахматисты могут вести игру на нескольких досках вслепую (А. Алехин проводил вслепую до 40 партий одновременно). Довольно распространенное явление ¾ умение мгновенно оперировать огромными числами (уникальные счетчики).
Некоторые люди, обладающие уникальной памятью, опираются при запоминании на эффект синестезии (появление ощущений одной модальности под воздействием стимула другой модальности). Так, знаменитый мнемический уникум В. Шерешевский слышал свет, видел звук, слова воспринимал на вкус и цвет3. Благодаря такой синтетической образной памяти он без ошибок повторял последовательность из нескольких сотен слов даже через 20 лет. Но, запоминая практически все конкретное, он трудно представлял себе абстрактные понятия (бесконечность, ничто и т. п.), не презентируемые зрительными образами. Т. е. он был очень слаб в обобщении, что многократно подтверждалось в экспериментах. Он жаловался на трудность забывания, чтобы забыть что-то, ему приходилось изобретать специальные приемы.
Анализ свойств этого типа памяти наталкивает на мысль о его связи с эйдетическими образами. Складывается впечатление, что в этом хранилище как бы складированы эйдетические образы. Либо сенсорно-перцептивная информация каким-то образом попадает в этот отдел памяти напрямую из мгновенной, минуя и кратковременную, и промежуточную.
Возникает вопрос: для чего нужна такая форма долговременной памяти? Как может ее использовать подавляющее большинство людей, не наделенных феноменальными способностями? Определенного ответа пока нет. Существует предположение, что этот вид памяти служит базой нашей интуиции.
С
идеей двух отделов долговременной
памяти перекликается недавно
В
последующей своей работе А. Ю. Агафонов
дополнил изложение этой модели, во-первых,
«законом тотальной сохранности мнемических
следов» и, во-вторых, утверждением, что
«три мнемические зоны образуют структуру
бессознательного, поскольку согласно
принятому ранее определению (принятому
Агафоновым. ¾ В.
Н.) память в аспекте сохранения информации
есть бессознательная психика». С указанным
законом, по-видимому, надо согласиться,
а вот насчет бессознательности всей памяти
(даже лишь в аспекте сохранения информации) ¾
вряд ли. Уже понимание самим автором модели
первой ее зоны как области, открытой сознанию,
а второй ¾
как околоподпороговой вносит сомнения
в правомочность отнесения по крайней
мере первой зоны к бессознательному.
Введение же промежуточной второй зоны,
пожалуй, оправданно, если исходить из
диалектического принципа о наличии между
двумя отличными друг от друга частями
целого переходной зоны их пересечения
(этот принцип преобразования диад в триады
был использован В.
А. Ганзеном при построении функциональной
модели психики).
1.2. Свойства памяти
Основные свойства памяти:
1) емкость (объем);
2) скорость запоминания;
3) длительность хранения;
4) точность воспроизведения;
5) скорость воспроизведения;
6) помехоустойчивость.
Емкость ¾ пространственная характеристика памяти, определяемая предельно возможным количеством информации, сохраняемой памятью. Единицами измерения выступают единицы памяти, соответствующие элементам перцептивной информации (единицам восприятия), поступившим при запоминании. Эти элементы представляют собой порции сведений об объектах, не разложимые на части без потери качественной специфики информации. При симультанировании процесса восприятия перцептивные единицы могут укрупняться, объединяя несколько элементарных единиц восприятия и образуя самостоятельную целостную порцию информации, преобразуемую в памяти в соответствующую укрупненную мнемическую единицу информации. Например, в качестве таких разного объема единиц информации выступают буквы, слоги, слова, фразы. В технических устройствах (ЭВМ) аналогом единиц памяти у естественных носителей психики (у человека и животных) выступают «биты» (от англ. bit) как элементарные порции информации и «байты» (от англ. byte) как целостные неделимые единицы информации, состоящие обычно из 8 «бит».
Скорость запоминания ¾ это временная характеристика памяти, заключающаяся в быстроте усвоения и закрепления в памяти поступающей информации. Измеряется временем, затрачиваемым на закрепление информации, с учетом числа повторений. Эффективность запоминания проверяется через воспроизведение воспринятой и усвоенной информации.
Длительность хранения ¾ это временная характеристика памяти, определяемая периодом от поступления информации в память до ее исчезновения или значительного искажения, изменяющего суть соответствующих сведений. На время сохранности мнемического материала обратное влияние оказывают процессы забывания.
Точность воспроизведения ¾ это информационная характеристика памяти, отражающая степень безошибочности воспроизведения информации и характеризуемая степенью различия между исходно поступившей в память информацией (на «входе») и ее аналогом при воспроизведении (на «выходе»). Как правило, абсолютной точности (как говорят, фотографической) достичь не удается, поскольку в процессе хранения информация в памяти подвергается определенной обработке, способствующей ее сопряжению с имеющимися уже сведениями и формированию общего запаса знаний (опыта). Тем не менее, чем меньше эти расхождения, тем выше точность, а, следовательно, и общая эффективность памяти. Отклонения от исходного вида информации могут носить как внешний характер (по форме), связанный с сенсорно-перцептивным уровнем психического отражения, так и внутренний (по содержанию), соотносимый со значением и смыслом соответствующей информации и связанный с мыслительным уровнем отражения. Точность воспроизведения связана с режимом, в котором работает память при воспроизведении: режимы узнавания, вспоминания, припоминания или воспоминания (см. дальше).
Скорость воспроизведения ¾ это временная характеристика памяти, обусловленная быстротой извлечения нужной информации из памяти. Измеряется временем, затрачиваемым на репродукцию требуемых сведений.
Помехоустойчивость ¾
это энергетическая характеристика памяти,
заключающаяся в способности памяти противостоять
воздействиям, побочным по отношению к
ее работе с актуально значимым мнемическим
материалом и препятствующим его полноценному
запоминанию, хранению или воспроизведению.
Помехоустойчивость тем выше, чем большее
число и большую интенсивность помех (шумов)
может игнорировать память.
Глава II. Процессы памяти
2.1 Запоминание
Процессы памяти представляют собой единую мнемическую систему, и практически неразделимы. Это запоминание, хранение, воспроизведение и забывание. Все они могут протекать произвольно или непроизвольно. Произвольность предполагает относительную самостоятельность психической деятельности, имеющей свои мнемические цели и применяющую специальные приемы для реализации этих целей. При отсутствии специальной мнемической цели мы говорим, что процессы памяти непроизвольны. Кроме того, все процессы памяти могут быть механическими или смысловыми. В этом случае основанием для деления является характер связей с предметом памяти – ассоциативный или смысловой. Лишь в специально сконструированных экспериментах удается выявить собственные характеристики каждого из них.
Запоминание. Представляет собой запечатление и закрепление любого опыта. На результативность и стратегии запоминания влияют объем материала, степень его однородности и последовательность запоминания. Это зафиксировано в феноменах, получивших название «эффект длины», «эффект привычности», «эффект края».
Процесс и продуктивность запоминания зависит от осмысленности или отсутствия осмысленности для субъекта запоминаемого материала. В этом случае говорят об осмысленном/механическом запоминании. Кроме того, на успешность запоминания влияет степень произвольности протекания процесса запоминания. Так непроизвольное механическое запоминание характерно при запоминании (особенно в детстве) стихотворений, считалок, дразнилок, имен, фамилий.