Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 16:53, курсовая работа
Память является одним из важнейших свойств человеческой жизни. В психологии она считается одним из основных познавательных процессов. Кроме того - она является своеобразной основой всего познания.
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПАМЯТИ 4
1.1. Структура памяти 4
1.2. Свойства памяти 13
ГЛАВА II. ПРОЦЕССЫ ПАМЯТИ 15
2.1 Запоминание 15
2.2. Хранение 18
2.3. Воспроизведение 20
2.4. Забывание 22
ГЛАВА III. КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ПАМЯТИ 23
3.1. Виды памяти 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
ЛИТЕРАТУРА: 29
Общая характеристика работы.
Мое исследование посвящено изучению базовых свойств памяти и процессов памяти.
Память является одним из важнейших свойств человеческой жизни. В психологии она считается одним из основных познавательных процессов. Кроме того - она является своеобразной основой всего познания.
Родоначальником научного психологического анализа проблем памяти считается Г. Эббингауз. Он впервые поставил задачу экспериментального исследования памяти, разработал методы измерения мнемических процессов и в ходе своей экспериментальной деятельности установил закономерности, которым подчиняются процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания.
Исследования памяти человека с точки зрения онтогенетического подхода проводили советские учёные П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др. Другую группу работ составили фундаментальные исследования закономерностей непроизвольного запоминания, которые проводили такие как П.И. Зинченко, А.А. Смирнов.
Объект исследования.
Объектом исследования является память.
Предмет исследования.
Предметом исследования являются базовые свойства памяти.
Цель исследования.
Целью исследования является изучение базовых свойств и различных видов памяти и исследование процессов памяти.
Гипотеза исследования.
Исходя из объекта, предмета и цели исследования, я выдвинула следующую гипотезу исследования. Я предположила, что роль памяти - это не просто какая-то единая функция, а в ней участвуют много различных процессов.
Задачи исследования.
Методы исследования.
Исследование
проведено библиографическим
Глава I. Особенности функционирования памяти
1.1.
Структура памяти
Память ¾ это способ приобретения, хранения и повторного использования информации и опыта. Как психический процесс память состоит из запоминания, хранения, забывания и воспроизведения информации. Часто процессы памяти называют мнемическими (от греч. mnēmonikоn ¾ искусство запоминания. В древнегреческом пантеоне богиня памяти Мнемозина считалась матерью всех муз).
Если “научение- это процесс, позволяющий накапливать информацию в нервной системе”, то память можно определить как “совокупность информации, приобретенной мозгом и управляющей поведением”.
Рецепторы и особенно ретикулярная формация выполняют роль фильтров, выделяя в каждый момент времени те входные сигналы, которые признаются важными для организма. Только после этого мозг “обращает внимание” на эту важную информацию и решает, как ее обрабатывать и сохранять.
События жизни проходят через нашу память как через сито, некоторые из них задерживаются в его ячейках надолго, другие же только на то время, которое требуется, чтобы через эти ячейки пройти. Без этого механизма избирательной фиксации никакое научение не было бы возможным, так как в мозгу не оставалось бы следов, формирующих навыки, необходимые для выживания. С другой же стороны, если бы сохранялась вся несущественная информация, то нервные сети оказались бы настолько перегруженными, что мозг, в конце концов, уже не мог бы отделять главное от второстепенного, и деятельность его была бы полностью парализована. Поэтому память-это способность не только к запоминанию, но и к забыванию.
Большинство психологов признают существование трех уровней памяти, различающихся по тому, как долго на каждом из них может сохраняться информация. В соответствии с этим различают непосредственную или сенсорную, память, кратковременную память и долговременную память.
Сенсорная память
При знакомстве с ощущениями можно встретиться с таким явлением, как эффект последействия, заключающийся в непродолжительном сохранении ощущения после прекращения воздействия раздражителя. Эта инерционность сенсорных систем, продлевающая для нас воздействие сигналов в течение короткого времени, и называется сенсорной памятью.
Особенности сенсорной памяти: 1) чрезвычайно малый срок хранения информации, после чего она либо должна переводиться в другую форму хранения, либо необратимо теряется; 2) модальная специфика, т. е. мгновенная память имеет модальные разновидности. Некоторые из них получили особые названия: иконическая (зрительная), экоическая (слуховая); 3) последовательность мгновенных образов: предыдущий след разрушается последующим сигналом на данный вход (анализатор); 4) невозможность произвольного управления: поступающую информацию нельзя произвольно ни задержать в памяти, ни сделать более отчетливой, ни воспроизвести; 5) неизменность образа. Информация не перерабатывается памятью, сохраняется в исходной форме. Поэтому важны условия ее предъявления: длительность воздействия раздражителя, фон, освещенность и т. д.; 6) высокая точность и полнота образов, т. е. высокая степень соответствия запоминаемому объекту или явлению (фактически представления мгновенной памяти есть первичные образы ощущений и восприятий, что и дало повод называть эту форму памяти сенсорной); 7) большой объем мгновенной памяти, обусловленный большим количеством чувственных входов для информации и множеством воздействующих одномоментно раздражителей.
Мимолетность образов этой формы памяти ¾ ее характернейшая черта. Однако у некоторых людей эти образы могут сохраняться до 10 минут. Мы уже говорили об этом феномене, знакомясь с образной памятью. Речь идет об эйдетических образах.
Биологическое
и психологическое значение этой формы
памяти заключается в обеспечении слитности
восприятия мира. Иначе мы не смогли бы
воспринимать речь как нечто целостное,
моргание век все время прерывало бы нам
зрительную картину окружающей обстановки
и т. д. Кроме того, мгновенная память, обеспечивая
задержку изменения состояния чувствительного
входа под действием сигналов, дает возможность
локализовать объект в пространстве, благодаря
чему возникает предметная отнесенность
образа. В этом прослеживается тесная
связь памяти с ощущениями (свойство
локализации) и восприятием (свойство
предметности).
Кратковременная память
Хранилище кратковременной памяти ¾ общее для всех входов (всех сенсорных систем), и потому информация в ней теряет свою модальную специфику (зрительную, слуховую, вкусовую и т. д.). Она представляется здесь абстрактными последовательными кодами.
Сохранение информации связано не столько с одновременным состоянием структур (химических, нейрофизиологических, психологических), сколько с последовательностью их изменений. Так, воздействия, вызывающие забывание недавних событий (стирание), изменяют электрическую активность центральной нервной системы (ЦНС), нарушая динамику циркуляции импульсов по нейронным путям. Общая закономерность: чем короче временной интервал между обучением и повреждающими или отвлекающими воздействиями, тем больше нарушается информация в кратковременной памяти. К такого рода воздействиям, нарушающим сохранение информации, могут относиться неожиданные и интенсивные сигналы той же или другой модальности, значимое изменение ситуации, травмы. Известно, что после травм, вызвавших шок или потерю сознания, предшествующие события выпадают из памяти. Восстановление памяти идет обычно по пути вспоминания от более отдаленных по времени событий к непосредственно примыкающим к моменту несчастья.
Для объяснения этих фактов была выдвинута гипотеза консолидации следов. Согласно ей при повторении или длительном воздействии раздражителя в нейронных группах накапливаются структурные изменения, обеспечивающие сохранение информации уже на уровне долговременной памяти. Этот период накопления структурных изменений называется временем консолидации следов. Если разрушающий фактор воздействует в этот период, то перевод информации в долговременную память нарушается и событие забывается. Воздействие после консолидации следов уже не может вытеснить полученную информацию. Кстати, консолидация зависит не только от временных параметров воздействующей информации (длительность, повторяемость), но и от ее значимости для индивида. Лишенное смысла длительное повторение раздражителя вызывает защитное торможение, а не перевод его в долговременную память. В то же время особо значимая информация может быть переведена в долговременную память и без повторения.
Емкость кратковременной памяти человека невелика. Мы с трудом запоминаем номера телефонов и вынуждены заносить их в записную книжку. В среднем количество удерживаемой в этой форме памяти информации, как доказали когнитивисты, составляет 7 ± 2 единицы. Объем же самих единиц может быть различным, о чем уже говорилось. Он зависит от способности человека организовать восприятие информации, его опыта в перцептивной и мнемической деятельности. Вспомним о симультанном восприятии, обусловленном укрупнением оперативных единиц восприятия, и о соответствующем укрупнении единиц памяти. Наглядно это можно проиллюстрировать следующим примером: допустим, что в кошельке (кармане, портмоне) у вас помещается только двадцать банкнот. Кошельку безразлично, будут ли это десяти-, стоили пятисотрублевые купюры. Однако же суммы будут значительно различны.
Возможно, с этим обстоятельством связана необычайная популярность числа 7. «Семь раз отмерь ¾ один раз отрежь», «Семеро одного не боятся», «Семь бед ¾ один ответ», «Один с сошкой ¾ семеро с ложкой», «Семеро одного не ждут», «Семи пядей во лбу». Семь дней творения и соответственно семь дней недели. Семь смертных грехов. Седьмое небо.
Объем кратковременной памяти обусловил развитие речи. Реальная «глубина» фраз, т. е. количество сведений в предложениях, обычно употребляемых в разговорной речи, тоже колеблется в пределах 7 ± 2. При числе слов в предложении свыше семи значительно ухудшается восприимчивость фраз. Частота применения слов длиной от 1 до 4 слогов составляет в разных языках от 90 до 99% суммарной частоты всех слов. Слова длиннее 9 слогов употребляются крайне редко. Азбука для слепых базируется на 6-ти точках.
Особенности кратковременной памяти: 1) время хранения информации ¾ несколько минут; 2) модальное безразличие, т. е. отсутствие модальных разновидностей образов; 3) повреждаемость следов в памяти последующей информацией, если она поступает до окончания консолидации этих следов и перевода предыдущих сведений в долговременную память; 4) возможность произвольного управления памятью, где значительную роль играют свобода выбора объектов запоминания, учет их значимости, установка на запоминание и хранение. Эффективность сохранения информации повышается путем применения различных психологических приемов: проговаривания (вербальное кодирование сенсорно-перцептивной информации); дублирование модальностей (слуховые зрительными ¾ зарисовки; зрительные двигательными ¾ обведение контуров, ощупывание и т. д.); произвольного воспроизведения, т. е. повторения (особенно хорошо поддается подобному закреплению словесно-логическая информация ¾ «Повторенье ¾ мать ученья»); 5) относительная независимость формируемых образов памяти от условий предъявления объектов; 6) ограничение по объему: 7 ± 2 информационных единиц одновременного хранения.
Значение
этой формы памяти заключается в
предварительной сортировке (учет значимых,
повторяющихся событий, отсев случайных,
неважных) и переработке (первичная схематизация,
обобщение, обеспечение наглядности) поступающей
информации, а также в переадресовке ее
в долговременную память. На этой ступени
памяти образы приобретают уже не только
предметность, но и константность, т. е.
независимость от условий предъявления.
Это обеспечивается объединением разномодальной
информации со сведениями от двигательных
ощущений и восприятий. Кроме того, роль
кратковременной памяти состоит в том,
что она, как считают многие исследователи,
выполняет функции оперативной памяти.