Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 22:16, реферат
Память – это процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающего его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое человека с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
Введение ---------------------------------------------------------------3
1.Основные мнемические процессы.---------------------------4
2.Классификация видов памяти.--------------------------------7
3.Монистическая и множественная трактовки памяти.--9
4.Функциональный подход в исследовании памяти.-------11
5. Уровни переработки информации.---------------------------13
6. Память и организация знаний.--------------------------------18
Заключение-------------------------------------------------------------22
Список литературы -------------------------------------------------23
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Филиал
ЮФУ в г. Новошахтинске
ПО
ДИСЦИПЛИНЕ
ПСИХОЛОГИЯ
НА
ТЕМУ: «ПОНЯТИЯ О
ПАМЯТИ»
специальность « БУ»
РАКША
ПРОВЕРИЛ:
(Ф.И.О.преподавателя)
2011г.
Тема:
Понятие о памяти
Оглавление
Введение ------------------------------
1.Основные
мнемические процессы.---------------------
2.Классификация
видов памяти.-----------------
3.Монистическая и множественная трактовки памяти.--9
4.Функциональный подход в исследовании памяти.-------11
5.
Уровни переработки
информации.-------------------
6.
Память и организация
знаний.-----------------------
Заключение--------------------
Список
литературы ------------------------------
2
ВВЕДЕНИЕ
Память
– это способность
живой системы
фиксировать факт
взаимодействия со средой (внешней
или внутренней),
сохранять результат
этого взаимодействия
в форме опыта
и использовать его
в поведении.
Память
– это процессы
организации и
сохранения прошлого
опыта, делающего
его повторное
использование в
деятельности или
возвращение в
сферу сознания. Память
связывает прошлое
человека с его
настоящим и будущим
и является важнейшей
познавательной функцией,
лежащей в основе
развития и обучения.
Восприятие, память, мышление, воображение, как познавательные процессы входят как составная часть в любую деятельность и обеспечивает ту или иную ее эффективность. Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, цели и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результата своих действий и управлять ими по мере выполнения.
Когда говорят об общих способностях человека, то также имеют ввиду уровень развития и характерные способности его познавательных процессов, ибо чем лучше развиты у человека эти процессы, тем более способным он является, тем большими возможностями он обладает.
Большинство экспериментальных
исследований, посвященных памяти,
проводилось, исходя из трактовки последней
как процесса, включенного в познание.
При рассмотрении памяти в контексте
когнитивной переработки
3
1.Основные мнемические процессы.
Основным аргументом
в пользу «стадийного» понимания
сущности психического процесса являются
эмпирически отчетливо
Память – способность (живой системы фиксировать взаимодействие со средой, сохранять результат этого взаимодействия в форме опыта и использовать его в поведении.)
Поэтому сторонники
«континуальной» трактовки
При дискретной трактовке
мнемической системы принято выделять
четыре процесса (или блока), которые описываются
собственными закономерностями и имеют
выраженные дискретные продукты: запоминание
(кодирование), хранение, воспроизведение
и забывание. Однако, несмотря на их независимость,
эти блоки составляют единую систему и
могут быть разделены лишь искусственно
при соответствующей постановке эксперимента
[1]
Запоминание.
В экспериментальной
психологии для оценки запоминания,
его продуктивности и длительности
используется две парадигмы: запоминание
с одного раза в запоминание после
многократных повторов (насыщенное). (При
этом фиксированными факторами являются
условия воспроизведения и
Если в основу классификации положить характер целей, то запоминание подразделяют на намеренное (произвольное) и ненамеренное (непроизвольное). В зависимости от используемых средств в процессе запоминания последнее может подразделяться на непосредственное и опосредствованное.
Материал подлежащий запоминанию, может быть зрительным, слуховым, образным, вебральным, моторным, эмоциональным и т.д.
При изучении запоминания
используют такие характеристики материала,
как его осмысленность и
4
------------------------------
[1] Учебник
по Психологии В.Н. Дружинина 479 стр. 2001
г. Стр-189.
Так как продуктивность запоминания зависит от осмысленности или бессмысленности материала, то эти характеристики материала используют при описании психического процесса, говоря об осмысленном или механическом запоминании.
Объем материала, степень его однородности и последовательность запоминания несомненно влияют на результативность и стратегию запоминания. Это зафиксировано в феноменах, получивших название «эффект длинны», «эффект привычности» и «эффект края». Соответственно выделяют подвиды запоминания: целостное и по частям, привычное и непривычное, массированное и распределенное.
Хранение.
Блок хранения имеет свои собственные закономерности и детерминанты. Все, что успешно прошло через запоминание, вовсе не обязательно успешно хранится. Из опыта известно, что некоторые события (вроде бы «неважные» и неприметные) вдруг неожиданно всплывают в актуальном воспоминании или оказывают подспудное влияние на другие когнитивные процессы (чувство языка – на запоминание слов данного языка). Это называется продуктивностью хранения. Кроме того есть и другая характеристика, называемая длительностью хранения. К блоку хранения могут быть отнесены и феномены интерференции (ретроградной и антероградной): одна информация затрудняет хранение другой (соответственно, предыдущей и последующей).
Воспроизведение.
Блок воспроизведения объединяет результаты, полученные при разных условиях воспроизведения. По величине отсрочки между запоминанием и воспроизведением последнее подразделяют на непосредственное и отсроченное. В зависимости от характера целей (намеренность или ненамеренность) выделяют прямые и косвенные процедуры воспроизведения (припоминание и узнавание). Например, было показано, что объем припоминания меньше чем объем узнавания. Специально выделяется феномен реминисценции – отсроченное непроизвольное воспроизведение. Точность и скорость узнавания зависят от знакомости и осмысленности материала: знакомый материал узнается точнее, а осмысленный - быстрее. В специальный раздел выделяются феномены ошибок воспроизведения и их динамики во времени: различают контаминацию (перепутывание) и конфабуляцию (досмысливание).
Забывание.
Блок забывания
так же можно рассматривать как
относительно независимый. Особую проблему
составляет спонтанная динамика следа.
Известно, например, что некоторые
события могут «вытесняться», тогда
как другие не удается намеренно забыть.
5
Оцениваются временные и точностные характеристики забывания в в зависимости от стратегий, которые использовались на предыдущих этапах переработки, особенно при запоминании. И конечно на забывание влияет модальность заученного материала (образный и вербальный), его осмысленность и привычность.
Динамика забывания так же зависит от функционального и эмоционального состояния испытуемого.
Следом памяти называют результат работы мнемической системы. Под консолидацией следа понимается возрастание силы ассоциаций, а под ослаблением – уменьшение силы связи. Эти понятия пришли в психологию из ассоцианизма.
Впервые силу следа
экспериментально изучал Эббингауз. Он
придумал списки псевдослов, образованных
двумя согласными и одной гласной (ZAC, BOK,
SD). Выучив несколько списков, он проверял,
сколько слов из каждого списка будет
воспроизведено через 20 мин, 1 час, 7-9 часов,
1,2,6, и 31 день. Величину, дополнительную
к числу правильно воспроизведенных слов,
Эббингауз назвал индексом забывания
и построил знаменитую кривую забывания,
которую можно было бы назвать кривой
воспроизведения.
Согласно Розенцвейгу,
след имеет два свойства: силу и
уязвимость. Сила определяет вероятность
припоминания и подвержена интерференции.
Уязвимость характеризует «хрупкость»
следа; она спонтанно уменьшается
во времени. Предполагается, что этими
двумя свойствами можно объяснить
процесс консолидации следа. Первое
свойство предсказывает снижение уязвимости
следа. Первое свойство отвечает за то,
что сила следа увеличивается
во времени; второе свойство предсказывает
снижение уязвимости следа. Поэтому
следует различать две формы
забывания: первая (обратимая) является
проявлением недоступности
6
Существует несколько
феноменов, которые подтверждают наличие
обратимой формы забывания. Во-первых,
реминисценция – спонтанное улучшение
воспоминания. Реминисценция зависит
от качества предварительного обучения;
известно, что для появления
Однако есть все
основания полагать, что причиной
забывания является не нарушение
консолидации, а трудность припоминания.
2.Классификация видов памяти