Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 19:01, контрольная работа
Память – это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку. Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт. Все закрепление знаний и навыков относится к работе памяти.
Психология ставит перед собой задачу изучения того. Как запечатлеваются следы, каковы физиологические механизмы этого процесса, какие условия содействуют этому запечатлению, каковы его границы, какие приемы могут позволить расширить объем запечатленного материала.
I Введение
Что такое грипп
Происхождение гриппа
II Основная часть
Свойства и структура
Виды вирусов гриппа
Пути заражения гриппом
Проявление гриппа
Какие могут быть последствия и осложнения
Статистические данные заболевания
Эпидемиология
III Заключение
Итоги:Вероятность угрозы мировой эпидемии
IV Список литературы
Введение
2.1.Запоминание
2.2. Сохранение и забывание
2.3. Воспроизведение
3. Классификация видов памяти
3.1. Непроизвольная и произвольная память
3.5. Взаимосвязь видов памяти
Заключение
Введение
Известно, что каждое наше переживание, впечатление или движение составляют известный след, который может сохраниться достаточно длительное время, и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Под памятью мы понимаем запечатление (запись), сохранение и последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта, позволяющее накапливать информацию, не теряя при этом прошлых знаний, сведений, навыков.
Память – это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку. Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт. Все закрепление знаний и навыков относится к работе памяти.
Психология ставит перед собой задачу изучения того. Как запечатлеваются следы, каковы физиологические механизмы этого процесса, какие условия содействуют этому запечатлению, каковы его границы, какие приемы могут позволить расширить объем запечатленного материала.
Психология памяти ставит перед собой задачу ответить на вопросы, как долго могут храниться эти следы, каковы механизмы сохранения следов на короткие и длинные отрезки времени, каковы те изменения, которые претерпевают следы памяти, находящиеся в скрытом состоянии и как они влияют на протекание познавательных процессов человека. В раздел психологии памяти включается так же описание различных форм процессов памяти, начиная с простейших видов непроизвольного запечатления и всплывания следов, кончая сложными формами мнемической деятельности, которые позволяют человеку произвольно возвращаться к прошлому опыту, применяя ряд специальных приемов, существенно расширять объем удерживаемой информации и сроки ее хранения.
Наш психический мир многообразен и разносторонен. Благодаря высокому уровню развития нашей психики мы многое можем и многое умеем. В свою очередь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Все, что мы узнаем, каждое паше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Следует отметить, что память занимает особое место среди психических познавательных процессов.
Щербатых Ю.В, пишет: «Память – это форма психического отражения действительности, заключающаяся в запечатлении, сохранении, узнавании и воспроизведении следов прошлого опыта. Память обеспечивает целостность личности человека и его связь с прошлым опытом.»1
Как протекают мнемические процессы? Например, когда мы видим предмет, который раньше уже воспринимали, мы узнаем его. Предмет нам кажется знакомым, известным. Сознание того, что воспринимаемый в данный момент предмет или явление воспринимались в прошлом, называется узнаванием.
Однако мы можем не только узнавать предметы. Мы можем вызвать в нашем сознании образ предмета, который в данный момент мы не воспринимаем, но воспринимали его раньше. Этот процесс — процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент, называется воспроизведением. Воспроизводятся не только воспринимаемые в прошлом предметы, но и наши мысли, переживания, желания, фантазии и т. д. Необходимой предпосылкой узнавания и воспроизведения является запечатление, или запоминание, того, что было воспринято, а также его последующее сохранение.
Таким образом, память — это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку, — она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки. Перед психологической наукой стоит ряд сложных задач, связанных с изучением процессов памяти: изучение того, как запечатлеваются следы, каковы физиологические механизмы этого процесса, какие условия содействуют этому запечатлению, каковы его границы, какие приемы могут позволить расширить объем запечатленного материала. Помимо этого существуют и другие вопросы, на которые необходимо дать ответ. Например, как долго могут храниться эти следы, каковы механизмы сохранения следов на короткие и длинные отрезки времени, каковы те изменения, которые претерпевают следы памяти, находящиеся в скрытом (латентном) состоянии и как эти изменения влияют на протекание познавательных процессов человека.
В истории психологии уже с давних времен предпринимались попытки объяснить связь психических процессов при запоминании и воспроизведении. Еще Аристотель пытался вывести принципы, по которым наши представления могут связываться друг с другом. Эти принципы, названные впоследствии принципами ассоциации (слово «ассоциация» означает «связь», «соединение»), получили в психологии широкое распространение. Принципы эти таковы:
1. Ассоциация по смежности. Образы восприятия или какие-либо представления вызывают те представления, которые в прошлом переживались одновременно с ними или непосредственно вслед за ними. Например, образ нашего школьного товарища может вызвать в памяти события из нашей жизни, имеющие положительную или отрицательную эмоциональную окраску.
2. Ассоциация по сходству. Образы восприятия или определенные представления вызывают в нашем сознании представления, сходные с ними по каким-либо признакам. Например, при виде портрета человека возникает представление о нем самом. Или другой пример: когда мы видим какой-то предмет, он может напомнить нам о каком-либо человеке или явлении.
3. Ассоциация по контрасту. Образы восприятия или определенные представления вызывают в нашем сознании представления в каком-нибудь отношении противоположные им, контрастирующие с ними. Например, представив что-нибудь черное, мы можем тем самым вызвать в представлении какой-либо образ белого цвета, а представив великана, мы можем тем самым вызвать в представлении образ карлика.
Изучение памяти явилось одним из первых разделов психологической науки, где был применен экспериментальный метод. Еще в 80-х гг. XIX в. немецкий психолог Г. Эббингауз предложил прием, с помощью которого, как он считал, было возможно изучить законы «чистой» памяти, независимые от деятельности мышления. Этот прием — заучивание бессмысленных слогов. В результате он вывел основные кривые заучивания (запоминания) материала и выявил ряд особенностей проявления механизмов ассоциаций. Так, например, он установил, что сравнительно простые, но произведшие на человека сильное впечатление события могут запоминаться сразу, прочно и надолго. В то же время более сложные, но менее интересные события человек может переживать десятки раз, но в памяти они надолго не остаются. Г. Эббингауз также установил, что при пристальном внимании к событию бывает достаточно его однократного переживания, чтобы в дальнейшем точно его воспроизвести. Другой вывод состоял в том, что при запоминании длинного ряда лучше воспроизводится материал, находящийся на концах («эффект края»).2 По мнению Маклакова А.Г. одним из самых важных достижений Г. Эббингауза было открытие закона забывания. Данный закон был им выведен на основе опытов с запоминанием бессмысленных трехбуквенных слогов. В ходе опытов было установлено, что после первого безошибочного повторения серии таких слогов забывание идет вначале очень быстро. Уже в течение первого часа забывается до 60 % всей полученной информации, а через шесть дней в памяти остается менее 20% от общего числа первоначально выученных слогов.3
Таким образом Г.Эббингауз был одним из первых, кто применил в изучении памяти экспериментальные методы, стремясь изучить память в ее чистом виде.
Память складывается из трех частей: запоминания, сохранения и воспроизведения того, что сохранялось. Каждая из этих частей и есть процесс, длящийся иногда большее, иногда меньшее время и протекающий по определенным правилам. Поэтому запоминание, сохранение и воспроизведение называются основными процессами памяти.
Запоминание – это процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. С точки зрения физической теории памяти запоминание – это образование нервных связей, «следов» в коре больших полушарий.
На протяжении всей жизни человек накапливает массу более или менее организованного опыта, отдельные части которого всегда склонны влиять друг на друга и разными путями изменять друг друга. Таким образом, «следы» в памяти должны рассматриваться «скорее как учебный материал, который постоянно подвергается пересмотру; при каждом его пересмотре вносится новый материал, а старый выпадает или изменяется». Накопленный опыт всегда находится при нас, и мы его припоминаем, когда он нам нужен, большими рабочими группами, которые соответствуют направлению наших интересов. Опыт спортивных игр образует одну группу, трудовой опыт – другую, и обе эти огромные группы подразделяются на большое число других, соответственно нашим особым интересам, связанным с определенными видами игр или труда.
Запоминание всегда носит избирательный характер: в памяти сохраняется далеко не все, что действует на наши органы чувств. Запоминание зависит от мотивов и целей, поставленных перед человеком, и определяется характером деятельности человека с запоминаемым материалом.
В соответствии с целями деятельности, в которую включены процессы запоминания, различают два основных вида запоминания: непроизвольное и произвольное.
Непроизвольное запоминание – это запоминание, которое происходит без специальной цели запомнить. Так запоминается большая часть нашего опыта. Как показывают исследования, для продуктивности непроизвольного запоминания важно то место, которое занимает в деятельности данный материал. Если материал входит в содержание основной цели деятельности, он запоминается лучше, чем в том случае, когда он включен в условия, способы достижения этой цели. Непроизвольно запоминается тот материал, который вызывает активную умственную работу, повышенный интерес, эмоции или имеет для нас большое значение.4
Произвольное запоминание – это запоминание, которое требует постановки цели на точное, полное и по возможности последовательное запоминание. Наличие подобной цели, или, иначе, установки на запоминание, существенно меняет деятельность человека, его отношение к воспринимаемой информации.
Еще большее значение имеет установка на длительное запоминание, так как люди, желая запомнить материал на длительный срок, работают с ним более интенсивно, и он осмысливается ими более глубоко.
Большое влияние на запоминание оказывает интерес к материалу. Нам трудно психологически учить скучный, кажущийся ненужным материал, и незаметно и легко запоминается информация, лежащая в сфере наших интересов.
Наряду с выше описанными видами запоминания, выделяют следующие виды: механическое запоминание и смысловое запоминание. Механическим называется запоминание без понимания, без выстраивания логических связей. Оно особенно проявляется при изучении иностранных языков, при запоминании ряда цифр и так далее. Это запоминание основано преимущественно на повторениях. Смысловое запоминание требует осознание цели, анализ материала (разбивка его на части), выделение главной существенной мысли, а также установление смысловых связей.
Чаще всего произвольное запоминание используется при систематическом усвоении знаний в процессе обучения. Специально организованное, планомерное произвольное запоминание учащимися учебного материала называется заучиванием. Психологией разработаны наиболее целесообразные конкретные приемы заучивания разных видов материала, основанные на сочетании разных приемов и способов запоминания.
Среди условий продуктивности произвольного запоминания центральное место занимает использование рациональных приемов запоминания.
Современному школьнику приходится запоминать не только слова, но и формулы, правила, схемы, иностранные слова, целые страницы литературного текста, Поэтому и приемы запоминания должны быть разнообразны.
Надо всегда помнить, что почти любой материал можно разделить на части группы. Этот прием называется группировкой. Например, в любом тексте можно выделить вступление, основную часть, заключение, выводы. Кроме того, материал можно разделить на определенные, четко обозначенные части – классы. Например, выделить: растения и животных, знакомые слова и незнакомые, простые и сложные и так далее. Этот прием называется классификацией. В этом случае нагрузка на память уменьшается во столько раз, на сколько частей или классов был разделен запоминаемый материал.
Любая информация содержит нечто, что может стать опорой для запоминания. В этом качестве могут выступать даты, необычные словосочетания, незнакомые или очень знакомые слова, неожиданный поворот событий, имена и так далее. Этот прием называется поиском опорного пункта. Для запоминания целых страниц текста необходимо использовать несколько опорных пунктов.
В процессе обучения совершенно необходимо запоминать много правил, определений, формул. В этих случаях нужна точность запоминания. Чтобы избежать ошибок при воспроизведении, можно пользоваться приемом аналогии, когда устанавливается сходство, подобие в определенных отношениях предметов, явлений, в целом различных. Например, нужно дать определение. Это означает: отнести предмет или явление к общему классу предметов или явлений и отразить только ему присущую индивидуальность. Выучив одно определение, остальные можно запоминать, используя выученное, по аналогии. В ряде случаев материал легче запоминать, изобразив его основное содержание в виде схемы. Этот прием называют схематизацией.