Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 19:01, контрольная работа
Память – это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку. Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт. Все закрепление знаний и навыков относится к работе памяти.
Психология ставит перед собой задачу изучения того. Как запечатлеваются следы, каковы физиологические механизмы этого процесса, какие условия содействуют этому запечатлению, каковы его границы, какие приемы могут позволить расширить объем запечатленного материала.
I Введение
Что такое грипп
Происхождение гриппа
II Основная часть
Свойства и структура
Виды вирусов гриппа
Пути заражения гриппом
Проявление гриппа
Какие могут быть последствия и осложнения
Статистические данные заболевания
Эпидемиология
III Заключение
Итоги:Вероятность угрозы мировой эпидемии
IV Список литературы
Разрозненную информацию (например, иностранные слова) легче запомнить, объединив их, придумывая какие-либо связки, посредники, добавляя к запоминаемому материалу что-то от себя. Этот прием называется достраивание материала.
Следующий прием называется структурирование. При нем устанавливаются связи внутри материала, благодаря чему материал начинает восприниматься как целое. Этот прием помогает человеку хорошо запоминать любую информацию (абстрактную, неизвестную, запутанную), ибо направлен на упорядочение материала.
Учебный материал, требующий многократных повторений, может запоминаться тремя способами:
Наиболее
рациональным является комбинированный
способ, а наименее рациональным – частичный.
При частичном способе отдельные части
заучиваются изолированно друг от друга,
отсутствует ориентация на общее содержание
целого. Это ведет к быстрому забыванию
заученного материала. Более продуктивен
целостный способ, при котором используется
общее содержание материала, облегчающее
понимание и запоминание отдельных частей
в их взаимосвязи. Но части могут различаться
по трудности, к тому же середина материала
запоминается хуже, чем начало и конец,
особенно при большом объеме. Здесь может
быть применен комбинированный способ
заучивания, когда сначала осмысливается,
осознается весь материал в целом, в процессе
чего выделяются и отдельные его части,
потом заучиваются отдельные части, особенно
более трудные, и, наконец, материал снова
повторяется в целом.
Сохранение – это упрочение нервных связей в коре больших полушарий, главное условие которого – повторение материала.
После того, как информация поступает в долговременную память, она не остается там в неизменном виде, с ней происходят не только количественные, но и качественные изменения (если только материал не выучен наизусть). Поступивший материал подвергается перестройке как под влиянием вновь поступившей информации, так и в результате дальнейшей мысленной переработки и переоценки этого материала. Оно включает в себя замену слов, а также искажения и дополнения, выходящие за пределы подлинника. Наиболее существенное изменение материала – это его сокращение. Характер этого сокращения зависит от способов запоминания. При смысловом запоминании оно состоит в том, что в памяти остаются только главные мысли, все второстепенное исчезает, отпадает. При механическом запоминании могут остаться лишь отдельные разрозненные куски, фрагменты. Лучше всего в памяти сохраняются основные положения, менее полно сохраняются отдельные смысловые единицы, наименее сохраняется текстуальное содержание. Также лучше сохраняется тот материал, который заучивался днем, повторялся на ночь и утром после пробуждения.
Оборотной стороной сохранения является забывание (угасание нервных связей, «следов»). Процесс забывания может быть менее или более глубоким. Чем реже включается определенный материал в деятельность человека, чем менее значимым он становится для достижения цели, тем более глубоким оказывается забывание этого материала. При этом невозможность его припомнить не означает, что он полностью потерян. Забывается конкретная форма материала, в то время как его существенное, устойчиво значимое содержание присоединяется к соответствующим знаниям и формам поведения и воспроизводится в них. Включение в деятельность – надежное средство связи материала с потребностями человека и, следовательно, борьбы с забыванием. Одним из приемов такого включения является систематическое повторение того, что должно быть сохранено.
Менее устойчивое, а также временное забывание может быть связано с действием отрицательной индукции. Например, сильные посторонние раздражители во время заучивания могут либо затруднять образование новых временных связей, снижая эффективность запоминания, либо ослаблять ранее выработанные связи и вызвать тем самым забывание. Такое забывание может быть связано с влиянием предыдущей деятельности или с отрицательным влиянием последующей деятельности. Торможение проявляется особенно тогда, когда предшествующая или последующая деятельность была сложной или сходной по содержанию с настоящей деятельностью. Временное забывание может быть вызвано запредельным торможением, которое наступает вследствие перенапряжения соответствующих корковых клеток. Этим объясняется резкое снижение запоминания в утомленном состоянии. Для длительного сохранения временных нервных связей имеет значение степень их прочности. Чем меньше они закреплены, тем быстрее угасают, и наоборот. То, что прочно закреплено, долго сохраняется и меньше забывается.
Также забывание зависит и от объема запоминаемого материала. Процент сохранения заученного материала после определенного отрезка времени находится в обратно пропорциональном отношении к объему этого материала при условии количественно и качественно одинаковой работы с ним. В связи с этим очень важно дозировать запоминаемый материал.
Воспроизведение – это оживление в коре больших полушарий нервных связей, «следов».
Воспроизведение можно определить как процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее содержания путем извлечения его из долговременной памяти и перевода в оперативную. Процесс восстановления прежде усвоенного материала может характеризоваться различной степенью трудности или легкости протекания: от «автоматического» узнавания окружающих нас предметов до мучительно трудного припоминания забытого. В соответствии с этим, внутри процесса воспроизведения можно выделить следующие его виды: узнавание, непроизвольное и произвольное воспроизведение, припоминание, воспоминание и реминисценция.
Узнавание – это воспроизведение объекта при повторном его восприятии. Узнавание имеет большое значение в жизни человека. Без него мы не могли бы воспринимать предметы как уже знакомые, а воспринимали бы их каждый раз как новые. Узнавание дает возможность нам ориентироваться в окружающем мире, так как связывает наш опыт с окружающими объектами.5
Узнавание бывает полным и неполным. Вначале при узнавании человека или предмета возникает чувство, что его уже где-то видели. Затем при дальнейшем припоминании возможно полное узнавание. Также узнавание может осуществляться как непроизвольный или как произвольный процесс. Когда узнавание полное, ясное, определенное, оно осуществляется как одномоментный непроизвольный акт. Мы непроизвольно, без каких-либо усилий узнаем предмет, воспринимаемый нами ранее. Непроизвольное узнавание включается в повседневную деятельность человека. Бывает так, что мы узнаем человека, но не можем вспомнить тех условий, в которых ранее воспринимали его. В случаях слишком неполного или недостаточно полного узнавания оно может приобрести сложный произвольный характер. Опираясь на восприятие объекта, мы намеренно припоминаем различные обстоятельства, чтобы уточнить его узнавание. В этом случае узнавание трансформируется в воспроизведение.
Воспроизведение, в отличие от узнавания, осуществляется без повторного восприятия того объекта, который воспроизводится. Непроизвольным называется воспроизведение, вызываемое содержанием той деятельности, которую человек осуществляет в данный момент и которая не направлена специально на воспроизведение. Толчком к непроизвольному воспроизведению бывают восприятия предметов, представления, мысли, вызванные определенными внешними воздействиями. Иногда толчок к воспроизведению не замечается, и тогда кажется, что воспроизведение возникло само собой. Непроизвольное воспроизведение может быть направленным и организованным тогда, когда оно вызвано содержанием деятельности, выполняемой человеком в данный момент. Например, у человека под влиянием содержания прочитанной книги непроизвольное воспроизведение его прошлого опыта будет более направленным и организованным.
Произвольное воспроизведение вызывается непродуктивной задачей, которую человек ставит перед собой. Воспроизведение происходит легко, когда весь материал закреплен прочно. Иногда не удается вспомнить то, что необходимо. В этом случае приходится делать активные поиски, преодолевая определенные трудности. Такое воспроизведение называется припоминанием.
Припоминание может быть очень сложным умственным действием. Умению припоминать надо учиться. Успешность припоминания зависит от того:
Знания, усвоенные нами в прошлом, при воспроизведении связываются с новыми знаниями, по-новому упорядочиваются, глубже осознаются. Большое влияние на акт воспроизведения оказывает уверенность в возможности припомнить.
Воспоминание – это воспроизведение образов из нашего прошлого, локализованных во времени и пространстве. Эта сторона памяти неразрывно связана со всем процессом формирования личности. Лишь благодаря ей мы не оказываемся каждый раз отчужденными от самих себя, от того, чем мы сами были в предшествующий момент нашей жизни. История жизни каждого человека связана с общественной жизнью. События общественной жизни и служат человеку опорными пунктами для локализации во времени его воспоминаний. Воспоминания связаны также со сложной умственной деятельностью, необходимой для осознания содержания воспроизводимых событий, их последовательности, причиной связи между ними. Поэтому содержание наших воспоминаний изменчиво. Оно реконструируется и переосмысливается в связи с эволюцией направленности личности.
Реминисценция – это отсроченное воспроизведение материала, которое казалось забытым. Реминисценция оказывается более полной, чем воспроизведение, которое осуществляется сразу после запоминания. Обычно это явление бывает при запоминании большого по объему материала. Опыты показали, что явление реминисценции встречается чаще у детей, чем у взрослых. Возможность возникновения реминисценции надо учитывать в учебной работе.
Известно, что память включена во все многообразие жизни и деятельности человека. Поэтому деление памяти на виды должно быть обусловлено особенностями самой деятельности, в которой осуществляются процессы запоминания и воспроизведения. При этом отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с четырьмя основными критериями:
Запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, называется непроизвольной памятью. При ней запоминание и воспроизведение происходят без волевого усилия со стороны человека. Как правило, непроизвольно запоминается все интересное, яркое, значимое, то, что вызвало у нас чувства. Эта память особенно развита у детей дошкольного возраста.
Произвольная память – это целенаправленное запоминание и воспроизведение, которое происходит при волевом усилии над собой.
Непроизвольная и произвольная память вместе являются двумя последовательными ступенями развития памяти. На основе непроизвольной памяти без специальных мнемических намерений и усилий формируется основная и по объему, и по жизненному значению часть нашего опыта. Эта память имеет огромное значение в нашей жизни. Однако в деятельности человека часто возникает необходимость руководить своей памятью. В этих условиях важную роль играет произвольная память, дающая возможность преднамеренно заучить или припомнить то, что необходимо.
Смирнов А.А говорит «…произвольное запоминание значительно эффективнее непроизвольного. Намеренье запомнить надо считать одним из главнейших условий успешности запоминания.». И приводит в пример случай описанный сербским психологом Радосавлевичем. Один из испытуемых этого исследования не понял задачи, которая было поставлена перед ним экспериментатором – запомнить не большой но бессмысленный материал, в силу плохого знания языка на котором говорил экспериментатор. В итоге этого непонимания , оказалось что запоминание даже не большого материала, не могло осуществиться не смотря на то что материал был прочитан в слух 46 раз. Однако после уяснения задачи – запомнить этот материал, он смог воспроизвести весь материал совершенно точно всего лишь после шестикратного ознакомления с ним.7
Мгновенная память – это непосредственное отражение информации органами чувств. Она удерживает довольно точную и полную картину мира, воспринимаемую органами чувств. Длительность сохранения картины очень невелика, порядка 0,1 – 0,5 секунды. Например, когда мы закроем глаза, затем откроем их на мгновение и закроем снова, увиденная нами четкая и ясная картина сохраняется некоторое время, а затем исчезает. После воздействия зрительного сигнала его образ сохраняется несколько десятых секунды. Этот образ представляет собой «непосредственный отпечаток» сенсорной информации, который и называют мгновенной или иконической памятью.
Кратковременная память – это хранение информации в течение короткого промежутка времени. Здесь осуществляется установка на последующее воспроизведение. Кратковременная память удерживает материалы иного типа, нежели мгновенная. В данном случае удерживаемая информация представляет собой не полное отображение событий, которые произошли на сенсорном уровне, а непосредственную интерпретацию этих событий. Так, если мы слышим какую-то фразу, мы запоминаем не столько составляющие ее звуки, сколько слова. Информация, подобная нескольким последним словам предложения, которое только что услышали или прочитали, номеру телефона или чьей-нибудь фамилии, может быть удержана к кратковременной памяти, но объем этой памяти ограничен. Также сделав сознательное усилие, вновь и вновь повторяя материал, содержащийся в кратковременной памяти, его можно удержать на неопределенно долгое время.