Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 19:01, контрольная работа
Память – это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку. Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт. Все закрепление знаний и навыков относится к работе памяти.
Психология ставит перед собой задачу изучения того. Как запечатлеваются следы, каковы физиологические механизмы этого процесса, какие условия содействуют этому запечатлению, каковы его границы, какие приемы могут позволить расширить объем запечатленного материала.
I Введение
Что такое грипп
Происхождение гриппа
II Основная часть
Свойства и структура
Виды вирусов гриппа
Пути заражения гриппом
Проявление гриппа
Какие могут быть последствия и осложнения
Статистические данные заболевания
Эпидемиология
III Заключение
Итоги:Вероятность угрозы мировой эпидемии
IV Список литературы
Долговременная память – это хранение информации неограниченный срок времени. Эта память, как хранилище, и объем ее неограничен. При хранении информации отсутствует внимание и осознание. Долговременная память – наиболее важная и наиболее сложная из систем памяти. Весь приобретенный опыт, в том числе правила грамматики, составляют часть долговременной памяти. Главный источник трудностей, связанных с этой памятью, - это проблема поиска информации. Количество информации очень велико, поэтому извлечение из памяти тех сведений, которые требуются в данный момент, сопряжено с серьезными трудностями. Тем не менее, отыскать необходимое удается быстро. Даже в такой обычной деятельности, как чтение, для интерпретации значения символов печатного текста приходится непосредственно и немедленно обращаться к долговременной памяти.
Оперативная память – это память, действующая в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней, необходимых для решения поставленной задачи. Когда мы выполняем какое-либо сложное действие, например арифметическое, то осуществляем его по частям, кускам. При этом мы удерживаем в памяти некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока имеем с ними дело. По мере продвижения к конечному результату, конкретный «отработанный» материал может забываться. В оперативной памяти образуется «рабочая смесь» из материалов, поступающих как из кратковременной, так и из долговременной памяти. Пока этот рабочий материал функционирует, он остается в ведении оперативной памяти.
В различных видах деятельности могут преобладать различные виды психической активности: моторная, эмоциональная, сенсорная и интеллектуальная. Каждый из этих видов активности выражается в соответствующих действиях и их продуктах: в движениях, чувствах, образах, мыслях. Обслуживающие их специфические виды памяти получили в психологии соответствующие названия: двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая память.
Двигательная память – это память на движения. Она лежит в основе двигательных умений и навыков. Овладение ходьбой, бегом, ездой на велосипеде или написание букв – результат двигательной памяти. Когда мы пользуемся двигательной памятью, нам не нужно специально представлять себе ход действия, ноги или руки как бы сами вспоминают, какие движения необходимо выполнить. Обычно признаком хорошей двигательной памяти является физическая ловкость человека, сноровка в труде. Особенно эта память развита у людей таких профессий как гимнасты, танцоры и так далее.
Эмоциональная память – это память на чувства и эмоциональные состояния. Она проявляется в том, что, попадая в места, где мы испытывали какие-либо чувства, встречаясь с людьми или предметами, которые эти чувства вызывали, мы их снова испытываем, переживаем. Именно переживаем, а не вспоминаем о том, что переживали когда-то. Способность сочувствовать другому человеку, сопереживать герою книги основана на эмоциональной памяти. Она особенно проявляется в человеческих отношениях, у актеров.
Образная память – это память на представления, на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизни всех нормальных людей зрительная и слуховая память, а обонятельную, осязательную и вкусовую память можно назвать профессиональными видами, так как их развитие требуется людям определенных профессий. Например, обонятельная память нужна в парфюмерии, вкусовая – поварам. Образная память хорошо развита у людей «художественных» профессий.
У отдельных людей наблюдается особая форма образной памяти – эйдетическая память, отличающаяся фотографической точностью. Такие люди способны представить себе все, что они запомнили, с такой же яркостью и точностью, как при реальном восприятии.
Словесно-логическая память – это запоминание, сохранение и воспроизведение мыслей, выраженных словами. Именно мыслей, а не самих слов. Ее типичные проявления – запоминания понятого нами смысла рассказа, объяснения преподавателя, главы учебника. Вспоминая о каких-либо событиях, которые мы сами наблюдали, мы тоже пользуемся словесно-логической памятью, если восстанавливаем не «картинку» события, а его общий смысл.
Словесно-логическая память – память, фиксирующая средства, способы и результаты логического мышления – понятия и рассуждения.
В зависимости от приемов заучивания различают механическую и логическую (или смысловую) память.
Характерной особенностью механической памяти является запоминание учебного материала в той его форме, в которой он воспринимается. Механическая память основана на нервных связях преимущественно первой сигнальной системы. При изучении материала, выраженного в словах, это будут сами слова, запоминаемые в точности так, как мы их видели, слышали или произносили. При этом смысловое содержание материала в процессе заучивания хотя полностью и не теряет своего значения, но как бы отходит на второй план.
В отдельных случаях такой способ заучивания имеет известное положительное значение. Например, при заучивании слов какого-нибудь иностранного языка надо точно запомнить, как эти слова пишутся и произносятся, а это невозможно сделать, если не сосредоточить внимания на запоминании их в точных зрительных и слуховых образах. Механическая память нужна при запоминании трудных терминов, которые без ее участия обыкновенно воспроизводятся в памяти с большими ошибками и искажениями. Успех заучивания при пользовании механической памятью основывается на закреплении отдельных связей между частями заучиваемого материала по принципу ассоциаций по смежности.
Многократное повторение заучиваемого материала (в форме повторного прочтения, просмотра или повторения движений) является основным приемом механического заучивания. Эти повторения, однако, имеют при механической памяти примитивную форму: учебный материал, заученный механически, воспроизводится по памяти в тех самых словах и движениях, которые имели место при заучивании. Если при заучивании были какие-либо ошибки в расстановке слов или в их произношении, они будут воспроизведены и при ответе.
Логическая память в отличие от механической направлена на запоминание не внешней формы, а самого смысла изучаемого материала.
Смысловая память предполагает предварительную работу мышления: учебный материал, который подлежит логическому запоминанию, подвергается анализу, расчленяется на составляющие его части, среди которых выделяются наиболее важные и существенные; выясняется, в какой связи эти части находятся друг с другом, и таким образом познается сама суть подлежащего запоминанию материала. Результаты этой мыслительной работы оформляются в виде словесных формулировок, чертежей, схем, которые отражают в сознании ученика не столько внешнюю форму предмета или явления (они часто бывают совсем не сходны с внешней формой подлежащего заучиванию материала), сколько его смысл. Опираясь на деятельность мышления, логическая память имеет своей физиологической основой нервные связи во второй сигнальной системе, конечно, с опорой на первосигнальные связи.
Логическая память отличается от механической и особенностями воспроизведения. Учебный материал, заученный с помощью логической памяти, воспроизводится не путем механического точного повторения слов книги или учителя, а всегда в форме самостоятельного осмысленного изложения. Поскольку при логическом запоминании внимание обращено на смысл учебного материала, а не на его внешнюю форму, при воспоминании этот материал воспроизводится в иной, а не точно в той форме, в которой он предъявлялся при заучивании. Логическая память не может опираться только на анализ материала, его понимание и оформление этого понимания в тех или других словах; она нуждается в повторении заучиваемого материала. Повторения являются необходимой составной частью процесса логического заучивания, так как без них полученные знания не закрепляются в памяти. Однако при логической памяти повторения носят иной характер, чем при механической. При механической памяти повторения направлены на закрепление одних и тех же связей без каких-либо изменений, поэтому в каждом повторении совершенно точно воспроизводится один и тот же материал (одни и те же и в той же последовательности слова стихотворения или одни и те же элементы движений, например при упражнениях с булавами); в противном случае механическая память не достигает своей цели. При логическом же запоминании повторяется смысл изучаемого материала, который в каждом отдельном случае воспроизведения может быть выражен в иных словах и разъяснен на иных примерах.
Логическая память продуктивнее механической. Это объясняется тем, что она опирается на более многочисленные и многообразные связи. Логически заученный материал часто сохраняется в памяти во много раз лучше, чем аналогичный материал, закрепленный только с помощью механической памяти. Заученное с помощью логической памяти сохраняется иногда на всю жизнь, тогда как механически заученное быстро забывается, если только не применяется подкрепление образовавшихся первичных связей в виде систематических повторений.
Критерии, на основе которых происходит деление памяти на виды, связаны с различными сторонами человеческой деятельности, выступающей в органическом единстве. Такое же единство представляют собой и соответствующие виды памяти. Так, память на мысли и понятия, будучи словесно-логической, является также в каждом частном случае либо непроизвольной, либо произвольной; одновременно она же обязательно будет либо кратковременной, либо долговременной.
С другой стороны, различные виды памяти, выделенные по одному и тому же критерию, тоже оказываются взаимосвязанными. Так, двигательная, образная, словесно-логическая память не могут существовать изолированно друг от друга, потому что между собой связаны соответствующие стороны предметов и явлений внешнего вида, а, следовательно, и формы их отражения. Например, эмоциональная память всегда объединена с образной или словесно-логической (или и той и другой, вместе взятыми). Ведь для того чтобы пережить заново «запомнившееся» чувство, нужно узнать или вспомнить первоначально вызвавшее его событие, человека, ситуацию.
Кратковременная и долговременная память представляют собой две стадии единого процесса. Кратковременная память – это тот пропускник, минуя который ничто не может проникнуть в долговременную память. С кратковременной памяти всегда начинаются все ее процессы.
Заключение
Память - важнейшая составляющая часть во всей жизнедеятельности как одного человека, так и всего человечества в целом. Память сопровождает человека на протяжении всей его жизни, и является неотъемлемой частью всех его действий. Всю свою жизнь человек что то узнает, чему то учиться, приобретает жизненный опыт, что бы основываясь на нем изобретать что то новое. Одно поколение передает последующим все свои навыки и умения. Все это не было бы возможно без процессов памяти. А значить не было бы возможно развитие общества в целом и индивидуальное развитие человека.
Благодаря изучению этого процесса мы познали его механизмы, научились им управлять, а так же улучшать ее способности памяти разнообразными тренировками.
Список литературы
1 Щербатых Ю.В. Общая психология. Завтра экзамен. – СПб.: Питер, 2008 – стр. 84
2 Эббингауз Г. Смена душевных образований /Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти.// Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова – 3-е изд. – М.: «ЧеРо», 2002. – стр. 245.
3 Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2008. — стр. 250.
4 Общая психология: Курс лекций для первой ступени пед.образования./Сост. Е.И. Рогов. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – с 248.
5 Общая психология: Курс лекций для первой ступени пед.образования./Сост. Е.И. Рогов. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – с 254.
6 Щербатых Ю.В. Общая психология. Завтра экзамен. – СПб.: Питер, 2008. – с 86
7 Смирнов А.А. Произвольное и непроизвольное запоминание /Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти.// Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова – 3-е изд. – М.: «ЧеРо», 2002. – стр. 477