Понятие о памяти и ее функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 22:50, контрольная работа

Краткое описание

Стремиться понять то, как функционирует человек необходимо, и особенно для специалистов работающих с людьми. Каждый человек уникален, но возможно найти некоторые закономерности, которые очень помогут в работе с человеком. Ведь чем глубже наше понимание человека, тем эффективнее можно послужить и помочь ему.
В данной работе будет дано определение того, что такое память, будет сделан обзор видов и функций памяти.

Оглавление

Содержание
Введение 3
1. Понятие «память» и ее виды 4
2. Формы и виды памяти 5
3. Функции памяти 10
Заключение 13
Список литературы 15

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 40.06 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

Волгоградский государственный  технический университет

Кафедра «История, культура и социология»

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Психология»

На тему: «Понятие о памяти и ее функции»

Вариант № 35

 

 

                                                                                Выполнил:

студент группы ЭУ-11во

                                                                    Красельникова Е.А.

                                                                    № зачетной книжки:

                                                  20122635

                                                   Проверил:  
                                                                         ст. преподаватель

                                                       Ященко Р.В.

 

 

 

 

 

 

 

Волгоград - 2012

 

Содержание

Введение                                                                          3

1. Понятие «память» и ее виды                                     4

2. Формы и виды памяти                                                 5

3. Функции памяти                                                        10

Заключение                                                                    13

Список литературы                                                        15

                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 Говоря о человеке и о человечестве мы всегда говорим о таких понятиях, как  «память»,  «воспоминания».  Человек  всегда  стремился  к  развитию,  к прогрессу, к новым знаниям, а память –  это  абсолютно  необходимое  условие для научения и приобретения  знаний.  Без  памяти  невозможно  накопление  и сохранение опыта  человека,  его  нормальное  функционирование  в  обществе, поэтому изучение механизмов памяти особенно важно  для  таких  областей  как педагогика, воспитание. Психолог С.Л. Рубинштейн как-то сказал:          «Без  памяти мы были бы существами на мгновение. Наше прошлое было бы мертво  для  нашего будущего, а настоящее… безвозвратно исчезало бы в прошлом».

 Стремиться понять  то, как функционирует человек  необходимо, и особенно для специалистов работающих с людьми. Каждый человек уникален,  но  возможно найти некоторые закономерности, которые очень помогут в работе с  человеком. Ведь чем глубже наше понимание человека, тем эффективнее можно  послужить  и помочь ему.

  В данной работе будет дано определение того, что такое память,   будет сделан обзор видов и функций памяти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        

          1. Понятие «память» и ее виды

 

Прежде всего, следует  отметить что память, в той или  иной мере, есть у всех живых существ, но человек стоит на много порядков выше любого  существа в  мире.  У  дочеловеческих  организмов  есть  только   два   вида   памяти: генетическая и механическая.

Данные виды памяти существуют у всех живых существ, хотя  и  в  разной степени  развития.  Но  человек  гораздо  более  сложен:   прежде  всего,  у человека есть  речь,  как  сильный  инструмент  запоминания;  человек  также обладает произвольной, логической и опосредствованной памятью,  чего  нет  у животных. Другими словами, человек использует  для  запоминания  и  хранения информации свою волю, логику, разные средства запоминания (записи, тексты  и т.д.).   Человек   неограничен   только   органическими   возможностями    в использовании памяти, и перед памятью  человека  открываются  фантастические возможности.

Память – это психическое  свойство человека, способность, к накоплению, (запоминанию)  хранению,  и воспроизведению опыта и информации.   Другое определение говорит, что  память  –  это  способность  вспоминать  отдельные переживания из прошлого, осознавая не только само переживание, а  его  место в истории нашей жизни, его размещение  во  времени  и  пространстве.  Память трудно  свести  к  одному  понятию,  но  подчеркнем,  что  это  совокупность процессов и функций, которые расширяют познавательные возможности  человека. Память охватывает все впечатления об окружающем мире,  которые  возникают  у человека.

  Еще один важный факт:  память  хранит, восстанавливает очень разные элементы нашего опыта:  интеллектуальный  опыт,  эмоциональный,  и  моторно-двигательный. Память о чувствах и эмоциях  может  сохраняться  даже  дольше, чем интеллектуальная память о конкретных событиях.

 

      

        2. Формы и виды памяти

 

        Существуют разные классификации видов человеческой памяти:

 

1. Классификация по участию  воли в процессе запоминания;

2. Классификация  по  психической  активности,  которая   преобладает   в деятельности.

3. По продолжительности  сохранения информации;

4. По сути предмета  и способа запоминания.

 

По  характеру  участия  воли  память   делят   на   непроизвольную   и произвольную. Непроизвольная   память   означает   запоминание   и   воспроизведение автоматически, без всяких усилий. Произвольная   память   подразумевает  случаи,   когда   присутствует конкретная задача, и для запоминания используются волевые усилия.

 В  данном  виде  памяти  большую  роль  играет  цель.  Доказано,   что непроизвольно  запоминается  материал,  который  интересен   для   человека, который имеет большое значение.

 По характеру  психической   деятельности,  с помощью которой человек запоминает  информацию,  память   делят   на   двигательную,   эмоциональную (аффективную), образную  и словесно-логическую.

 В свою очередь, образную память делят по  виду  анализаторов,  которые участвуют при запоминании впечатлений человеком. Образная память может  быть зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной и вкусовой.

 Двигательная (кинетическая) память – запоминание и сохранение, а при  необходимости  воспроизведение  многообразных  сложных  движений.   Эта память активно участвует  в  развитии  двигательных  (трудовых,  спортивных) умений и навыков. Все ручные движения человека связаны с этим видом памяти.

   Эта память проявляется у человека раньше всего,  и  крайне  необходима для нормального развития ребенка.

   Эмоциональная память – память на переживания. Особенно этот вид памяти проявляется в человеческих взаимоотношениях. Как правило, то,  что  вызывает у человека эмоциональные переживания, запоминается им без  особого  труда  и на длительный срок. Приятные события более прочно  откладываются  в  памяти, чем неприятные. Данный вид памяти играет важную роль в  мотивации  человека, а проявляет себя эта память очень рано: около 6 мес.

   Словесно-логическая память  – это разновидность  запоминания,  когда большую роль в процессе запоминания играет слово, мысль, логика.      В данном случае человек старается понять усваиваемую  информацию,  прояснить терминологию, установить все смысловые связи в тексте, и только после  этого запомнить материал.  Людям  с  развитой  словесно-логической  памятью  легче запоминать словесный, абстрактный материал,  понятия,  формулы.  Этим  типом памяти,  в  сочетании  со  слуховой,  обладают  ученые,   опытные   лекторы, преподаватели вузов и т.д. Логическая память при ее  тренировке  дает  очень хорошие результаты, и гораздо  более  эффективна,  чем  просто  механическое запоминание. Некоторые исследователи считают, что эта память  формируется  и начинает "работать" позже других. П.П.Бонский называл ее  "память-рассказ". Она имеется у ребенка уже в  3-4  года,  когда  начинают  развиваться  самые основы логики. Развивается с обучением ребенка основам наук.

    Образная  память  –  связана   с   запоминанием   и   воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств, отношений  между  ними. Данная память начинает проявляться к возрасту   2-х лет,  и достигает своей высшей точки к юношескому  возрасту.  Образы  могут  быть  разными:  человек запоминает как образы разных предметов, так и общее представление о  них,  с каким-то  абстрактным  содержанием.  Запоминать   образы   помогают   разные анализаторы. У разных людей более активны разные анализаторы,  но  как  было сказано в начале  работы,  у  большинства  людей  лучше  развита  зрительная память.

   Зрительная  память  –  связана  с   сохранением   и   воспроизведением зрительных образов. Люди с развитой зрительной памятью обычно  имеют  хорошо развитое воображение и способны «видеть» информацию, даже когда она  уже  не воздействует  на  органы  чувств.  Она  очень  важна  для  людей   некоторых профессий: художников, инженеров,  композиторов.  Эйдетическое  зрение,  или феноменальная память, также характеризуется сильной образностью.

  Слуховая память -  это хорошее запоминание  и  точное  воспроизведение разнообразных звуков: речи, музыки. Такая  память  особенно  необходима  при изучении иностранных языков, музыкантам

  Осязательная, обонятельная и вкусовая  память  –  это  пример  памяти, (существуют и другие виды, которые не будут упомянуты),  которая не  играет существенной  роли  в  жизни  человека,  возможности  такой   памяти   очень ограничены  и  ее  роль  –  это  удовлетворение  биологических  потребностей организма. Они  развиваются  особенно  остро  только  у  людей  определенных профессий.

   По продолжительности сохранения информации память делится на следующие виды. Мгновенная или иконическая память. Данная память удерживает  материал, который был только что получен органами чувств, без  какой-либо  переработки информации. Длительность данной памяти - от 0,1 до 0,5 с. Часто в этом случае человек запоминает информацию без  сознательных  усилий, даже против своей воли. Это память-образ. Данная память проявляется у  детей еще в дошкольном возрасте, но с годами ее значение для человека возрастает.

   Кратковременная память  –  хранение  информации  в  течение  короткого времени: в  среднем  около  20  с.  Этот  вид  запоминания  может происходить после однократного или очень  краткого  восприятия.  Эта  память также работает без сознательного усилия для запоминания, но с установкой  на будущее воспроизведение. В памяти сохраняются  самые  существенные  элементы воспринятого образа. Кратковременная память  "включается"  когда  действует, так называемое,  актуальное  сознание  человека  (т.е.  то,  что  осознается человеком  и   как-то   соотносится   с   его   актуальными   интересами   и потребностями).

   Информация вводится  в  кратковременную  память  с помощью обращения внимания  на  нее.  Объем  кратковременной  памяти  очень  индивидуален,   и существуют разработанные формулы и методы для ее измерения. В связи  с  этим необходимо сказать о такой ее  особенности  как  свойство  замещения.  Когда индивидуальный  объем  памяти  переполняется,  новая   информация   частично замещает хранящуюся там, а старая информация  часто безвозвратно  исчезает. Хорошим примером могут быть трудности при запоминании обилия фамилий и  имен людей, с которыми мы только что познакомились. Человек способен  удержать  в кратковременной памяти не больше имен, чем позволяет его объем памяти.

    Сделав сознательное усилие  можно удержать  ее  в  памяти  дольше,  и обеспечить ее перевод в оперативную память. Это лежит в  основе  запоминания путем повторения. На  самом  деле,  данная  память  играет  важнейшую  роль. Именно благодаря  ей  человек  перерабатывает  громадный  объем  информации, сразу  отсеивая  не  нужное  и  оставляя  то,  что   потенциально   полезно. Кратковременная память организовывает мышление человека,  так  как  мышление «черпает»  информацию  и  факты  именно  из  кратковременной  и  оперативной памяти.

   Оперативная память – память, рассчитанная на сохранение  информации  в течение определенного, заранее заданного  срока.  Срок  хранения  информации колеблется от нескольких секунд до нескольких дней.

После решения поставленной задачи информация может исчезнуть  из  оперативной памяти. Хорошим примером может быть информация, которую пытается  вложить  в себя студент на время экзамена:  четко  заданы  временные  рамки  и  задача. После сдачи  экзамена  -  снова  наблюдается  полная  "амнезия"  по  данному вопросу. Этот вид память является как бы переходным,  от  кратковременной  к долговременной, так как включает в себя элементы и той и другой памяти.

    Долговременная память – память, способная хранить информацию в течение Долговременная память – память, способная хранить информацию в течение неограниченного срока.

  Эта память начинает функционировать не  сразу после того,  как был заучен  материал, а спустя некоторое время. Человек должен  переключиться  с одного процесса  на  другой:  с  запоминания  на  воспроизведение.  Эти  два процесса несовместимы и их механизмы полностью разные.

  Интересно, что чем чаще воспроизводится информация,  тем  прочнее  она закрепляется в памяти. Иными словами, человек может в  любой  нужный  момент припомнить  информацию  с  помощью  усилия  воли.  Интересно  заметить,  что умственные способности  не  всегда  являются  показателем  качества  памяти. Например,   у   слабоумных   людей,   иногда    встречается    феноменальная долговременная память.

Информация о работе Понятие о памяти и ее функции