Понятие о памяти

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 22:16, реферат

Краткое описание

Память – это процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающего его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое человека с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Оглавление

Введение ---------------------------------------------------------------3
1.Основные мнемические процессы.---------------------------4
2.Классификация видов памяти.--------------------------------7
3.Монистическая и множественная трактовки памяти.--9
4.Функциональный подход в исследовании памяти.-------11
5. Уровни переработки информации.---------------------------13
6. Память и организация знаний.--------------------------------18
Заключение-------------------------------------------------------------22
Список литературы -------------------------------------------------23

Файлы: 1 файл

Психология реферат.docx

— 102.23 Кб (Скачать)
lign="justify">        В экспериментальной  психологии получены многочисленные свидетельства  того, что семантический код видоизменяет работу модулей сенсорно – модальной  и кратковременной памяти. Например, данные Шульмана говорят о том, что  в кратковременной памяти кодируются и семантические признаки. Автор  показал, что происходит перепутывание  слов на основе их синонимичности, т. е. в кратковременной памяти происходит семантическая переработка. Результаты экспериментов на селективность  внимания свидетельствуют, что игнорируемые сигналы семантически перерабатываются: это, в частности, побудило к пересмотру моделей ранней селекции в пользу моделей поздней селекции.

 

        19

        Функционирование  знаний. Ришар (1998), исследуя природу функционирования знаний, обратил внимание на то, что одни и те же концептуальные знания изменяются в зависимости от того, стоит ли перед испытуемым задача понимания смысла текста или формирования программы действий (автор называет последнее партикуляризацией). Поэтому он предлагает при анализе репрезентаций использовать следующую схему.

        Концептуальные репрезентации  конституируют наше знание о мире и выражаются при помощи предикативных  структур языка. Образные репрезентации  отражают пространственные характеристики: формы объектов, их относительный  размер и положения, их ориентации. Репрезентации, связанные с действием, - это наше знание о действиях. В  последнем можно выделить два  аспекта: семантический аспект позволяет  понять значение действия и выражается посредством языка. Второй аспект непосредственно  связан с исполнением действия, направляет и контролирует его. Первые два типа репрезентаций могут быть отнесены к декларативным знаниям, третий – к процедурным.

        Впервые деление  на декларатиную и процедурную память было описано Кохеном в терминах «знать что» и «знать как». Исследователи обратили внимание, что некоторые больные амнезией имели трудности в припоминании и узнавании, но могли выполнять довольно сложные когнитивные задачи. Затем это деление на процедурное и декларативное знание получило экспериментальное подтверждение в экспериментах на здоровых испытуемых.

        Предполагается, что  процедурное знание направляется автоматизмами, мало осознается и трудно вербализуется. Для актуализации декларативного знания требуется осознание, и оно чувствительно к аттенционным нагрузкам. Оба вида знания участвуют в процессе когнитивной переработки. Декларативное знание может переходить в процедурное по мере его автоматизации. По мнению Хигби, этот же переход мы наблюдаем в процессе обучения мнемоникам: сначала любая мнемоника является декларативным знанием, а по мере ее упрочнения и автоматизации – процедурным.

        В 1962 г. Тульвинг разделил долговременную память на эпизодическую и семантическую. Первая имеет темпоральные отметки, относится к специфическим эпизодам, местам и событиям, вторая построена по типу тезауруса. Из-за того, что эпизодическая память привязана к событиям, она подвержена сильным искажениям, если ее содержание осталось не включенным в семантическую память.

        В 1976 г. Робинсон ввел понятие «автобиографическая память». Эта память представляет собой сложные  ментальные репрезентации сцен и  категорий, имеющих личное отношение  к индивиду. Автобиографическая память является частью эпизодической памяти.

 

        20

 

        Нигро и Райссер (1988) обнаружили, что человек может припоминать события о собственных переживаниях, либо принимая позицию стороннего наблюдателя, либо помещая себя внутрь сцены. Содержание припоминания дается с разных точек зрения: в первом случае испытуемый парит над сценой, во втором – находится в ней.

        Память о своей  памяти называется метапамятью. Это понятие было введено Шнейдером как знание о процессах, относящихся к памяти. Беринг с соавторами (1987) разработал опросник, позволяющий осуществлять шкальные оценки метапамяти. На основании анализа развития метапамяти в процессе онтогенеза авторы делают вывод, что с возрастом улучшается знание об эффективных стратегиях индивидуального запоминания и особенно об условиях их применения.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        21

        Заключение

 
 

        И так Память – это  способность (живой  системы фиксировать  взаимодействие со средой, сохранять результат  этого взаимодействия в форме опыта и использовать его в поведении.)

 

        Мы выяснили что память подразделяется на мнемические процессы: запоминание, хранение, воспроизведение и забывание. Память классифицируется на два вида памяти:   Имплицитная память – это память без осознания предмета запоминания, или бессознательная память. Осознаваемая память называется – эксплицитной.

        Также существует две  трактовки памяти множественная и мнемическая. При мнемической трактовке память подразделяется на кратковременную и долговременную. Существует несколько уровней переработки информации это сенсорный уровень лексический и образный.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        22

 

        Список литературы

 

1 Учебник по Психологии В.Н. Дружинина 479 стр. 2001 г. Стр-189. 2.Зинченко П.И. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. М., 1979. С. 207-216.

3. Антиксон Р. Человеческая память и процесс обучения/ под. ред. Ю.М. Забродина

4. Ришар Ж.Ф. Ментальная активность. Понимание, рассуждение, нахождение решений / Сокр. пер. с франц. Т.А. Ребеко. -- М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1998. - 232 с.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        23

Информация о работе Понятие о памяти