Аристотель основоположник современной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 21:54, реферат

Краткое описание

По словам Гегеля, «самое лучшее, что мы имеем в психологии вплоть до новейших времен, это то, что мы получили от Аристотеля». Аристотель является основоположником собственно научной философии, и на самом деле оказал самое сильное, по сравнению со своими предшественниками, влияние на развитие человеческой мысли.
Аристотель Страгирит родился в 384 г. до в Страгире. Его отец Никомах был придворным врачом македонского царя Аминта. После смерти родителей воспитывался у Проксена из Атарнея. На восемнадцатом году жизни б

Оглавление

Введение………………………………………………………………...стр.2
1.Учение Аристотеля о душе
1.1. Структура человеческой души………………………………….....стр.2
1.2. Душа и тело………………………………………………………....стр.4
1.3. Разумная часть души человека…………………………………….стр.5
2. Представления Аристотеля о познавательных процессах………...стр.7
3. Практическое значение учения Аристотеля о действии,
поступке и характере…………………………………………………….стр.9
4. Аристотель и его учитель Платон – два взгляда на природу души……………………………………………………………………....стр.11
5. Влияние Аристотеля на дальнейшее развитие представлений
о душе и психике………………………………………………………....стр.14
Заключение………………………………………………………………..стр.16
Литература………………………………………………………………...стр.20

Файлы: 1 файл

507015_DAF19_referat_aristotel_osnovopolozhnik_sovremennoy_psihologii.doc

— 95.00 Кб (Скачать)


 

 

Реферат - Аристотель основоположник современной психологии

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………...стр.2
1.Учение Аристотеля о душе
1.1. Структура человеческой души………………………………….....стр.2
1.2. Душа и тело………………………………………………………....стр.4
1.3. Разумная часть души человека…………………………………….стр.5

2. Представления  Аристотеля о познавательных процессах………...стр.7

3. Практическое значение учения Аристотеля о действии,

поступке и характере…………………………………………………….стр.9

4. Аристотель и его учитель Платон – два взгляда на природу души……………………………………………………………………....стр.11
5. Влияние Аристотеля на дальнейшее развитие представлений

о душе и психике………………………………………………………....стр.14
Заключение………………………………………………………………..стр.16
Литература………………………………………………………………...стр.20
 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.
 

По словам Гегеля, «самое лучшее, что мы имеем в психологии вплоть до новейших времен, это то, что мы получили от Аристотеля». Аристотель является основоположником собственно научной философии, и на самом деле оказал самое сильное, по сравнению со своими предшественниками, влияние на развитие человеческой мысли.
Аристотель Страгирит родился в 384 г. до в Страгире. Его отец Никомах был придворным врачом македонского царя Аминта. После смерти родителей воспитывался у Проксена из Атарнея. На восемнадцатом году жизни будущий философ прибыл в Афины и вступил в Академию Платона, где пробыл в течение 20 лет как слушатель, преподаватель и равноправный член содружества философов платоников. После смерти Платона в 335г. Аристотель организовал свое учебное заведение. Обучение происходило во время прогулок, благодаря чему получило название «Перипата». После смерти Александра Македонского (по некоторым данным виной гибели тирана стал сам Аристотель) Аристотеля преследовали за промакедонскую ориентацию, он отправился в свое владение в Халкиде, где вскоре умер от желудочной болезни. «Его характер, - пишет о нем Эдуард Целлер,–который уже давно пытались очернить его политические и научные противники, сказывается в его произведениях как, безусловно, благородный и нет ни одного достоверного факта, который давал бы нам основание не доверять этому впечатлению. Его научное значение стоит вне всяких сомнений; сочетание в нем чрезвычайно разносторонних знаний с самостоятельностью суждений, глубокой проницательностью, широким умозрением и методическим исследованием создает из него явление столь исключительное…» (2).
Изучая практически все проблемы развития природы и общества, Аристотель ввел терминологию, не утратившую своего значения и поныне. Его можно назвать основоположником большинства наук, в том числе и психологии, где ему принадлежит первая целостная теория психических явлений. Он создал учение о процессах познания (об ощущении, процессах памяти, о воображении и мышлении), о чувствах (описывает чувства удовольствия и неудовольствия, подробно рассматривает аффекты, идея катарсиса – очищения аффектов). Также Аристотель придавал большое значение проблеме воли и создал широко известное учение о характере (в трактате «Характеристики» он выделил 30 характеров). Однако наиболее почетное место в наследии Аристотеля занимает первое в мире систематическое исследование по проблеме души – фундаментальный трактат «О Душе». Учение Аристотеля о душе является вершиной античной мысли. Оно основано на анализе огромного эмпирического материала. Это учение преодолело ограниченность демокритовской трактовки души как пространственной величины, которая движет телом, и выдвинуло новое понимание, согласно которому «…душа движет живое существо не так, а некоторым решением и мыслью». Аристотель является по сути основоположником психологии как науки о душе.
 

1. УЧЕНИЕ АРИСТОТЕЛЯ О ДУШЕ
 

Аристотель, как уже было сказано выше, считается, в сущности, основоположником психологии как науки о душе. В трактате «О Душе» он систематизировал существовавшие взгляды на природу психического, выведя на их основе собственную теорию.


1.1.Структура человеческой души по Аристотелю.


     Аристотель отвергает и материалистические учения о Душе (душа как разновидность материи) и идеалистические (душа – бестелесная сущность).
По Аристотелю, душа связана с одной стороны с материей, с другой–с Богом, т.о., психология занимает средние положение между физикой и теологией.
«Рассмотрение души в некоторых случаях составляет предмет физики, именно [когда дело идет относительно] той части души, которая не бывает без материи»(1). Само понятие «душа» Аристотель рассматривает с точки зрения своего учения о категориях: все вещи есть сочетание материи (вещества) и формы (вечной сущности вещи), которые первоначально представляли собой не связанные друг с другом возможности, в единстве же составляют действительность. И живое существо тоже «составляет сущность», состоящую из материи (тело) и формы (душа). В трактате «О душе» Аристотель определяет это понятие так: «Душа необходимо есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности жизнью. Сущность же (как форма) есть энтелехия.  Душа есть суть бытия и форма такого же естественного тела, которая в самом себе имеет начало движения и покоя» (1) (прим.  Энтелехия – термин введенный Аристотелем, обозначает полную действительность тела, то, что делает его живым. Душа есть суть тела, причина и цель всех его действий, то есть –  энтелехия).

 

1.2. Душа и тело.


    Аристотелем впервые в истории человеческой жизни была выдвинута идея о неразделимости души и живого тела. «Сказать что душа гневается, равносильно тому, так если бы кто сказал, что душа занимается тканьем или постройкой дома» (1). Душа по Аристотелю, неотделима от тела, она представляет собой нечто принадлежащее ему, а поэтому пребывает в соответствующем ей теле (а не в разных). Как энтелехия тела, душа смертна вместе с ним.
     Все живые тела – орудие души, существующие ради нее. При этом Аристотель разделяет несколько видов души. Поскольку душа–сущность жизни, то она присуща всем живым существам. Где есть жизнь, – есть и душа. А «нечто живет и тогда, когда у него наличествует хотя бы один из следующих признаков: ум, ощущение, движение в смысле питания, упадка и роста». Таким образом, и растения наделены жизнью и одушевлены. Аристотель считает, что существуют следующие виды душ:
- Растительная душа (вегетативный уровень) – первая и самая общая ступень, ее функции –воспроизведение и питание. Однако растения не способны ощущать, их взаимодействие с окружающей средой строго материально;
- Способность воспринимать формы ощущаемого без его материи появляется у второго вида души – души животной (чувственный уровень);
- Человеческая душа обладает кроме функций растительной и животной, разумом.
Это учение о «лестнице душ» впервые внесло в теорию психического понятие о принципе развития – высшие способности возникают из низших и на их основе; в человеке же представлены предшествующие уровни развития жизни и психики. Функции души становятся уровнями её развития. Человека же Аристотель считает совершеннейшим из материальных тел. Естественно, каждый человек при его превращении из младенца в зрелое существо проходит все те предыдущие ступени, которые преодолел за всю историю органический мир.
Таким образом, Аристотель открыл новую эпоху в понимании души как предмета психологического знания. Не физические тела и не бестелесные идеи стали для него источником этого знания, но организм где телесное и духовное образуют нераздельную целостность.


1.3. Разумная часть души человека.


    Такие функции души как ум, мышление, рассуждение, способность к умозрению, по мнению Аристотеля, составляют исключительно род души человека и «только эти способности могут существовать отдельно, как вечное – отдельно от преходящего». Аристотель замечает, правда, что еще не ясно, могут ли они быть независимы от тела, но не находит оснований считать ум соединенным с телом, поскольку иначе он имел бы определенный орган и обладал какими-то качествами (например, мог бы быть теплым или холодным). Аристотель отрицает существование телесного органа для мышления. Оно, по его мнению, автономно и, в отличие от души, бессмертно. То есть разумная часть души не умирает вместе с телом, а существует вечно. Бог, по Аристотелю, – наивысшая из форм, «мысль мыслей», – есть чистый разум.
Разумную душу Аристотель делит на две части, каждая из которых имеет свою интеллектуальную добродетель и по-своему относиться к этическим добродетелям. Роль и значение двух частей души Аристотель характеризует следующим образом:
1. Рассудочная часть разумной души имеет дело с человеком, его жизнью и деятельностью. Это практический разум, практическая истина, относящаяся к людским делам, т е. к частному, поэтому она тесно связана с опытом. Применять общие знания к частному приходиться именно этой части души, как и осуществлять выбор. Её добродетель–практичность. Аристотель определяет ее как «разумно приобретенное свойство души, осуществляющее людское благо». Практичен, по его мнению, тот, кто способен оценивать обстоятельства и рассчитывать средства для достижения целей и действия, ведущие к благополучию. Для практичности необходимы такие добродетели, как опыт (потому молодые люди не могут быть практичными) и умеренность, поскольку, по Аристотелю, практический ум утрачивается при избытке наслаждения или страдания. С практичностью Аристотель связывает добрый совет, рассудительность, проницательность и изобретательность. Рассудительность он считает не лучшей стороной практичности, поскольку, в отличие от последней, которая приказывает, рассудительность только критикует. Изобретательность же, состоящая в добывании подходящих средств для некой цели, похвальна, но только если похвальна сама цель, в противном случае она опасна. Поэтому изобретательность должна служить практичности, так же как практичность служит добродетели. Правда, Аристотель подчеркивает, что практичность лишь низший вид человеческой деятельности, поскольку «лишена покоя, стремиться всегда к известной цели и желательна не ради ее самой», она присуща низшей части разумной души.
2. Выше практичности– мудрость как добродетель разумной части разумной души. Эта часть души, в отличие от предыдущей, созерцает неизменные принципы бытия, где нет выбора, а существует лишь знание или незнание. В теоретическом мышлении благо и зло выступают как истина и заблуждение. Деятельность же разумной части разумной души Аристотель видит в науке, поскольку ее предмет–общее, то есть вечное. К практической деятельности эта часть души не способна: там требуется практическое мышление и стремления, присущие аффективной части души, но разумная часть души способна руководить практической (нравственно-политической) деятельностью.

Мудрость, «знание и понимание наиболее важного в природе», является, по мнению Аристотеля, той добродетелью, которая в сочетании с деятельностью приносит высшее блаженство. Такой деятельностью философ видит созерцание. «Деятельность Божества, будучи самой блаженной, есть созерцательная деятельность, а следовательно, и из людских деятельностей наиболее блаженна та, которая родственнее всего божественной» (1).

 

2.ПРЕДСТАВЛЕНИЯ АРИСТОТЕЛЯ О ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССАХ.

 

    Восприятие. По Аристотелю, познавательные способности ведут свое начало от чувственного восприятия, которое является первичным источником познания. Также они не существуют отдельно друг от друга. Осязание (его орган - душа) является главнейшим ощущением, необходимым для жизни. Остальные ощущения нужны для удовольствия. Однако Аристотель отмечал, что чувственное познание дает человеку представление о единичном, индивидуальном, в то время как постижение общего является задачей разума.
Память. Память как еще одна способность души дает сохранение и воспроизведение ощущений. Различаются три вида памяти: низшая - сохраняющая полученные ощущения в виде представлений, копий предметов, она свойственна всем животным; собственно память - образ в соединении с временной характеристикой, она присуща только животным, обладающим способностью восприятия времени; высшая память - процесс воспоминания, В котором участвует суждение.
Воспоминание происходит путем установления каких-либо отношений настоящего с искомым прошлым. По существу, речь идет о механизме ассоциаций. Из воспоминаний складывается опыт, из опытности берут начало искусство и наука.
Воображение. Еще одна познавательная способность, по Аристотелю, - это воображение, определяемое им как образование представления. Представление - это энергия чувственного органа без соответствующего воздействия извне, обобщенные ощущения. Аристотель тесно связывал понятие воображения и мышления, так как считал, что животным и людям в ситуациях отказа разума воображение заменяет. мышление.
Мышление. Мышление как познавательная способность по Аристотелю, характеризуется составлением суждений, протекает в понятиях, постигает общее, так как постигнуть чувствами общее невозможно. Он различал низшее и высшее мышления. Низшее мышление - это мнение или предположение, оно не исследует и не утверждает, не отвечает на вопрос «почему?». Высшее мышление познает основы вещей, высшие принципы науки. ( существует три вида высшего мышления: 1) рассуждающее, логическое 2) интуитивное - умение находить посылки; 3) мудрость, которую Аристотель считал наивысшим типом мышления. В зависимости от того, на что направлено мышление, им различался ум теоретический, которые был направлен на сущее, и практический, имеющий направленность на деятельность.
Познание. Очень важным для дальнейшего развития представлений о познавательных способностях человека является пониманием Аристотелем процесса познания, который он мыслил как развивающийся процесс. Им выделялись несколько ступеней познания: ощущение выступало как самая низшая ступень, далее шло представление, затем опыт, усиленный памятью, искусство и, наконец, наука, которая являлась вершиной всего процесса. Именно научное познание Аристотель определял как общее, осуществляемое разумом познание. Аристотель совершенно верно обозначил тот факт, что лишь на основе познания единичного, а не при помощи вспоминания и созерцания, мы можем познать общее, и что мышление тесно связано с практической деятельностью. В дальнейшем именно такое понимание процесса познания стало основополагающим в изучении познавательных способностей человеческой психики.

 

3.ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ УЧЕНИЯ АРИСТОТЕЛЯ О ДЕЙСТВИИ, ПОСТУПКЕ И ХАРАКТЕРЕ.

    Аристотель считал поступок основным способом формирования характера человека, т. е. человек становится тем, что он есть, совершая те или иные поступки. Мысль о формировании характера в реальных поступках, которые у людей всегда предполагают нравственное отношение к ним, ставило психическое развитие человека в причинную, закономерную зависимость от его деятельности. Этот наиважнейший принцип становления личности впоследствии нашел свое отражение в работах отечественных  ученых А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна, предложивших деятельностный подход к пониманию развития человека.
Важным в учении Аристотеля о деятельности и поступке стало и то, что он разграничивал действие на произвольное и непроизвольное (поступки, совершаемые по неведению) в зависимости от того, где находится основание действия: вне субъекта или в нем самом. Произвольное у Аристотеля не равно волевому. Волевыми называл только действия по разумному стремлению (намерению). Намерение, в свою очередь, он считал результатом взвешивания мотивов. Волевое действие является свободным и ответственным и всегда направлено на будущую цель, о которой может рассуждать только ум, поэтому где нет разума - нет воли (например, у животных и детей).
Изучение органического мира побудило Аристотеля придать новый смысл основному принципу научного объяснения - принципу причинности (детерминизма). Среди различных типов причинности Аристотель выделил особую целевую причину или «то, ради чего совершается действие», ибо согласно Аристотелю «природа ничего не делает напрасно» и конечный результат процесса (цель) заранее воздействует на его ход. Аристотель утверждал, что психическая жизнь в данный момент зависит не только от прошлого, но и от неизбежного будущего, иными словами, прошлое и то, что должно произойти в будущем, определяют происходящее сейчас. Страстям (аффектам) как сильным движениям души Аристотель противопоставляет устойчивость характера. Характер выражает сущность человека. Аристотель дал описание душевных качеств — нравов — людей в соответствии с их возрастом, социальным положением, профессией. Характер не является природным свойством, его черты складываются как результат опытности. Описываются с присущей Аристотелю конкретностью характерные черты, свойственные людям благородного происхождения, а также юности, старости, зрелому возрасту. Это учение было развито учеником Аристотеля Теофрастом (370 — 288 гг. до н. э.). В своем трактате «Характеристики» он выделил 30 характеров:

лицемер, льстец, болтун, деревенщина, низкопоклонный, нравственный урод, говорун, разносчик новостей, нахал, скупой, наглец, святая простота, навязчивый, нелюдим, суеверный, брюзга, недоверчивый, неряха, надоедала, тщеславный, сутяга, хвастун, гордец, трус, аристократ, молодой старик, злоречивый, алтынник — и дал их описание, основанное на наблюдении за поступками людей. Эти описания отличаются проницательностью и тонкостью наблюдений. Начатая им традиция получила развитие в эпоху Возрождения и Нового времени (Монтень, Лабрюйер, Ларошфуко).

Информация о работе Аристотель основоположник современной психологии