Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 12:46, реферат
Аристотель убежден, что мир человека и мироздание едины, а формы и законы бытия и мышления в своей сущности тождественны и имеют один и тот же источник. Аристотель опровергает точку зрения скептиков, то есть тех, кто «ничего не принимает за истинное». Человеку не все равно, что с ним случиться: упадет ли он в колодезь и в пропасть или нет, он все же проявляет осторожность. Значит, человек знает, что для него объективно лучше, а что хуже. Значит, не все в одинаковой мере истинно. «Дважды два–пять» более истинно, чем «дважды два–тысяча».
Аристотель убежден, что мир человека и мироздание едины, а формы и законы бытия и мышления в своей сущности тождественны и имеют один и тот же источник. Аристотель опровергает точку зрения скептиков, то есть тех, кто «ничего не принимает за истинное». Человеку не все равно, что с ним случиться: упадет ли он в колодезь и в пропасть или нет, он все же проявляет осторожность. Значит, человек знает, что для него объективно лучше, а что хуже. Значит, не все в одинаковой мере истинно. «Дважды два–пять» более истинно, чем «дважды два–тысяча». Эти «более» или «менее», по Аристотелю, существуют в самой природе вещей. А если одно суждение всегда более истинно, чем другое, то тезис о том, что нет ничего истинного в том смысле, что все одинаково ложно, опровергнут. Положение же «все истинно» (у Протагора) Аристотель тоже не принимает. Если все одинаково истинно, значит, истинно все, что приходит человеку на ум. Но все люди мыслят по своему, двум людям об одном и том же явлении может представиться нечто прямо противоположное. Таким образом, нарушается первоаксиома о том, что одно и тоже не может одновременно и существовать, и не существовать. Есть возражения у Аристотеля и против сторонников субъективного идеализма, как позднее было названо учение о создании отдельного человека в качестве основы существующего мира. Аристотель согласен, что, не будь одушевленных существ, не было бы и чувственных представлений о предметах.
Психология конфуция
Конфуций делил людей на пять разрядов. К первому, самому большому разряду он причислял людей, не отличающихся особыми качествами, — людей привычки, живущих жизнью животной, не умеющих ничего сделать без указания. Ко второму разряду он причислял образованных людей. Характерной чертой учения К. является антропоцентризм. Его почти не интересуют проблемы космогонии, он уделяет мало внимания духам и потустороннему миру («Не ведая ещё, что такое жизнь, как можно знать, что такое смерть?»; «Не умея служить людям, как можно служить духам?»), хотя и считает небо не только частью природы, но и высшей духовной определяющей силой в мире, а жертвоприношения предкам — важнейшим выражением почтения к ним. Однако в центре его внимания — проблемы человека, его умств. и нравств. облика. К. первым разработал концепцию идеального человека (цзюнь-цзы), благородного мужа — не но происхождению, а благодаря воспитанию в себе высоких нравств. качеств и культуры,— который прежде всего должен обладать жэнь — гуманностью, человечностью, любовью к людям; проявления жэнь — справедливость, верность, искренность и т.д. Особое место занимала концепция сяо — сыновней почтительности, уважения к родителям и к старшим вообще; К. считал сяо основой жэнь и др. добродетелей и самым эффективным методом управления страной (ибо страна — это большая семья). Наконец, К. придавал большое значение юе — музыке, лучшему средству изменения плохих нравов и обычаев, а главенствующую роль отводил ли-этикету, т. е. правилам благопристойности, регулирующим поведение человека в разных жизненных ситуациях. Исходной точкой учения К. о чётком иерар-хич. разделении обязанностей в обществе была концепция чжэн мин — выпрямления (исправления) имён, т. е. приведения вещей в соответствие с их названием; ряд положений К. имел ясно выраженный классовый и консервативный характер, что способствовало в будущем превращению конфуцианства в гос. доктрину. Идеи К. сыграли огромную роль в последующей истории Китая и наложили свой отпечаток на все стороны жизни страны, а сам он стал объектом поклонения, не свободного от элементов религ. культа.
Психология Сократа
Одним из важнейших положений
Сократа была идея о том, что существует
абсолютное знание, абсолютная истина,
которую человек в своем размышлении может
познать и передать другим. Истина зафиксирована
в общих понятиях, в словах и в таком виде
передается от поколения к поколению.
Т.о., он впервые связал мыслительный процесс
со словом.
Сократ разработал метод, основанный на
диалоге учителя и ученика, при котором
учитель направляет течение мысли ученика,
помогая ему осознать необходимые для
решения конкретной проблемы знания. Этот
метод получил название метода сократической
беседы. Сократ называл себя «акушером
мысли», помогая человеку самому прийти
к правильной идее, найти, «родить» ее
в своей собственной душе.
Сократ заложил основы нового понимания
души и познания, связав душу не с активностью,
а с разумом и нравственность человека.
Это открывало путь к теории объективного идеализма Платона.
Психология Платона
Платон представил
первопричину вещей как царство идей,
душ, скрытых за небосводом. Это идеальное
царство незыблемо и нетленно, тогда как
все чувственное – от звезд до предметов
– лишь сокращенные и затемненные идеи,
их несовершенные, слабые копии. Душа -
не только идея, но и цель вещи, к которой
вещь должна стремиться. Утверждая принцип
первичности вечных общих идей по отношению
ко всему преходящему в тленном телесном
мире, Платон обращается к общему понятию,
слову, которого нет в реальной жизни.
Душа состоит из трех частей - вожделеющей,
страстной и разумной. Вожделеющая и страстная
часть души должны подчиняться разумной,
которая одна может сделать поведение
нравственным.
Таким образом, Платон впервые представил
душу не как целостную организацию, но
как определенную структуру, испытывающую
давление противоположных тенденций,
конфликтующих мотивов. Эта идея Платона
о внутреннем конфликте души стала впоследствии
особенно актуальной в психоанализе.
Психология Демокрит
Демокрит
Демокрит (ок. 460 - ок. 370/360 до н. э.) - древнегреческий
философ, создатель законченной системы
атомистического материализма. Душу трактовал
как совокупность наиболее подвижных
атомов огня, которые могут вызывать движения
- в теле и рассеиваются после его смерти.
Процессы восприятия - , по его мнению,
обусловлены попаданием в душу отделяющихся
от предметов тонких пленок, которые субъективно
предстают как образы этих предметов.
В качестве цели человеческой жизни рассматривал
достижение спокойного расположения духа,
который не возмущается страстями.
Психология Томаса Гоббса
омас Гоббс полагал, что из простых ощущений, вызванных внешним воздействием, как движением атомов в мозгу, возникают остальные психические процессы. Воля трактовалась как продукт основных чувственных мотивов — стремления и отвращения, а ум — как своего рода счетный аппарат, действия которого соответствуют сложению и вычитанию, причем счету подлежат не вещи, а имена. Человек рассматривался как существо, наделенное от природы стремлением к самосохранению и собственной выгоде («Природа человека», 1650). Поскольку первоначально люди жили разобщенно, в состоянии «войны всех против всех», они, с целью обеспечения своей безопасности и достижения гражданского мира, добровольно согласились ограничить свободу каждого, перенеся индивидуальные естественные права на государя (государство, которому принадлежит абсолютный суверенитет) («Левиафан», 1651). Рассматривая отношение индивида к обществу и государству, Г. одним из первых осветил эту проблему с позиций психологии.
Психология Джона Локка
Целью Локка было исследование происхождения достоверности и объема человеческого познания. Все начинается с критики теории врожденных идей. Она направлена в основном против средневекового схоластического учения, которое признавало врожденность наиболее общих принципов и понятий, но также и против Декарта. «Я не утверждаю,— писал Декарт,— что дух младенца в утробе матери размышляет о метафизических вопросах, но у него есть идеи о боге, о себе самом и о всех тех истинах, которые известны сами по себе, как они есть у взрослых людей, когда они вовсе не думают об этих истинах». Всем доводам в защиту врожденности знания Локк противопоставляет положение о возможности доказать его происхождение. Душу человека Локк рассматривает как некоторую пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивает ее с чистой доской, на которой ничего не написано, или с пустой комнатой, в которой ничего нет. Эти сравнения касаются только знаний. Локк не отрицал природных наклонностей, задатков, конституциональных различий между людьми. Источником знаний является опыт как индивидуальная история жизни индивида. Локк впервые обращается к самым началам духовной жизни, которые лежат в детстве. «Следите за ребенком с его рождения и наблюдайте за производимыми временем изменениями, и вы увидите, как благодаря чувствам душа все более и более обогащается идеями, все более и более пробуждается, мыслит тем усиленнее, чем больше у нее материала для мышления». Опыт имеет два источника. Первый источник Локк назвал ощущением. Его объектом являются объекты природы, внешние материальные вещи; органом — внешнее чувство (зрение, слух и т. п.); продуктом — идеи. «Таким путем мы получаем идеи желтого, белого, горячего, холодного, мягкого, твердого, горького, сладкого и все те идеи, которые мы называем чувственными качествами». Вторым источником является рефлексия, внутреннее восприятие, деятельность нашего ума. Его объектом являются идеи, приобретенные ранее; органом (или орудием) — деятельности (способности, по терминологии Локка) нашего ума (восприятие, мышление, сомнение, вера, рассуждение, желание и вся многообразная деятельность нашего ума); продуктом — идеи другого рода, которые мы не могли бы получить от внешних вещей. Внутренний опыт дает как знания о внешнем мире, так еще в большей степени о нас самих.
Психология Гельвеций
ГЕЛЬВЕЦИИ (Helvetius) Клод Адриан (1715-1771) - французский философ, крупнейший представитель французского Просвещения и школы французского материализма, идеолог революционной французской буржуазии 18 в. Основные сочинения: «Об уме» (1758, в 1759 сожжено по распоряжению парламента как представляющее опасность для государства и религии), «О человеке, его умственных способностях и его воспитании» (1769, издано в 1773) и др. Г. разработал весьма динамичную философскую картину мира: природа, частью которой является человек, существует вечно и имеет основание в себе самой; в ней все находится в движении и развитии; все рождается, растет и погибает; все переходит из одного состояния в другое. Ничто во времени и пространстве не предшествует материи. Г. обосновывал единство материи и движения, материи и сознания. Вместе с тем, в отличие от Дидро, считал, что материя лишь на определенном этапе своего развития и организации обретает способность ощущения. Г. отвергал не только теизм, но и деизм вольтеровского толка. Г. - блистательный и остроумный критик религиозных заблуждений. В классической традиции Просвещения корни идеи сверхъестественного и религии Г. искал в темноте и невежестве людей, в чувстве страха смерти, в организованном обмане одних людей другими. Вопрос о познаваемости мира Г. решал с позиций материалистического сенсуализма, был противником агностицизма. Принцип материалистического сенсуализма Г. использовал в объяснении общества и человека. Человек, по Г., - природное существо, наделенное чувствами, сознанием, страстями, и является основой общества. Из чувственной природы человека Г. выводил движущее начало общественной жизни - принцип эгоизма, себялюбия. Идея Г. о том, что в деятельности людей, направленной на самосохранение и приобретение жизненных благ, следует искать ключ к объяснению социальных процессов, была теоретически перспективной для своего времени. Г. утверждал равенство природных умственных способностей людей всех рас и национальностей. Причину неравенства умов видел в различном воспитании и различных условиях жизни. Будущее общество Г. представлял свободным от сословного деления и сословного неравенства. Был открытым противником феодальных устоев. Деятельность Г. сыграла значительную роль в духовной подготовке Великой французской революции 18 в.
Психология Вольтер
Близок к материализму,
его идее вечности и несотворенности материи,
объективного существования и вечного
движения. Исключал религиозное объяснение
конкретных явлений природы, вместе с
тем разделял позиции деизма, считая божественной
конечную причину движения материи и др.
явлений; исключал непосредственное вмешательство
Бога в человеческие дела: согласно В.,
каждый человек, обладая собственной ценностью,
занимает свое особое место в универсуме.
Одним из первых употребил термин «философия
истории», обозначив им изучение сущности
исторического процесса. Представлял
историю как творчество самих людей, человечества,
идущего от бессознательного существования
к просвещенной цивилизации; отсюда отрицание
объективных закономерностей истории
(«хаос»): миром правят мнения, и чтобы
избавить людей от предрассудков и невежества,
необходимо просвещение; культура человечества,
т.е. его нравы, науки, искусства, в целом
определена прогрессом разума.
Психология Рубинштейн
Разработал принцип детерминизма, принцип личностного подхода. В структуре личности выделял интерес, идеал, характер, самосознание. Личность рассматривал как субъекта жизненного пути. Сформулировал принцип единства сознания и деятельности, который был положен в основу деятельностного подхода (в 30-е гг.). С этих позиций приступил к обобщению достижений психологии. Проводимая им научная работа завершилась выходом в свет в 1940 г. Фундаментального труда "Основы общей психологии". Эта работа была удостоена Государственной премии, высоко оценена ведущими отечественными психологами. Автор многочисленных работ, среди которых "Проблема деятельности и сознания в системе советской психологии" (1945 г.), "Проблемы общей психологии" (1973 г.), "Проблема способностей и вопросы психологической теории" (1966 г.) и др.
Психология Леонтьев
В его трудах разрабатывалась общепсихологическая теория деятельности, проблемы развития психики в фило-, антропо- и онтогенезе, механизмы психических процессов - восприятия, внимания, памяти, мышления, проблемы человеческого сознания, личности и многое другое. При исследовании этих проблем А.Н.Леонтьев работал не только как выдающийся теоретик, но и как блестящий экспериментатор. Вместе с Л.С.Выготским и А.Р.Лурией разрабатывал культурно-историческую концепцию развития высших психических функций. Выдвинул и детально обосновал общепсихологическую теорию деятельности, являющуюся признанным теоретическим направлением не только в отечественной, но и в мировой психологической науке. Разработал структуру деятельности. Основные идеи изложены в работах "Деятельность. Сознание. Личность", "Индивид и личность", "Проблемы развития психики", "Формирование личности", "Развитие памяти", "Потребности, мотивы и эмоции" и др.