Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 00:10, доклад
Аристотель (384—322 гг. до н. э.)— один из самых универсальных мыслителей в истории. Ученик Платона, ему принадлежат крылатые слова: «Платон мне друг, но больший друг — истина».
Аристотель родился в небольшом эллинском городе Стагире. Семнадцатилетним юношей он прибыл в Афины (в 367 г. до н. э.), где учился, а затем и преподавал в платоновской Академии. Здесь он основал свою философскую школу — Ликей (лицей) и руководил ею почти до конца жизни.
Аристотель (384—322 гг. до н. э.)— один из самых универсальных мыслителей в истории. Ученик Платона, ему принадлежат крылатые слова: «Платон мне друг, но больший друг — истина».
Аристотель родился в небольшом эллинском городе Стагире. Семнадцатилетним юношей он прибыл в Афины (в 367 г. до н. э.), где учился, а затем и преподавал в платоновской Академии. Здесь он основал свою философскую школу — Ликей (лицей) и руководил ею почти до конца жизни.
Аристотель был плодовитым автором, но многие из его произведений утеряны. Политико-правовая тематика подробно освещается в таких сохранившихся его работах, как «Политика», «Афинская полития» и «Этика».
В книге рассматриваются проблемы семьи как ячейки государства, рабства, гражданства, определения государства, а также форм его правления и целей.
Книга 1
Аристотель определяет государство как общение, организованное ради общего блага. Этим государство противопоставляется семье — «общению, естественным путём возникшее для удовлетворения повседневных надобностей» (с.377)
Семья составляет неотъемлемую часть государства (с.380, 401). Аристотель под семьёй понимает семью патриархальную, где есть домашние рабы, а глава семьи уподоблен монарху (с.386).
В отличие от позднейших теорий общественного договора, Аристотель считает государство естественным образованием, а человека он называет существом политическим (с.379).
Войну Аристотель интерпретирует как «средство для приобретения собственности» (с.389), прежде всего рабов, которые рекрутируются из варваров — людей «от природы предназначенных к подчинению, но не желающих подчиняться» (с.389)
Книга 2
Аристотель критикует
идеальное государство Платона,
отстаивая необходимость
Книга 3
Аристотель разбирает проблему гражданства. Гражданин — это участник государства, то есть участник суда присяжных и народного собрания. Аристотель отказывал в гражданстве рабам, метекам (иностранцам), ремесленникам, а в 7 книге и крестьянам (с.604).
Он различал три правильные (то есть нацеленные на реализацию общего блага) формы правления (с.457):
Царская власть (монархия) — власть принадлежит одному правителю, которому власть передают по наследству или выбирают. Извращением царской власти является тирания.
Аристократия — форма правления, при которой верховная власть принадлежит гражданам, владеющим собственностью и имеющим в виду высшее благо государства. Извращением аристократии является олигархия (форма правления, при которой верховная власть принадлежит гражданам, владеющим собственностью и имеющим в виду выгоды состоятельных граждан.).
Полития — форма правления, когда ради общей пользы правит большинство. Как правило, в политии верховная власть сосредоточивается в руках воинов, которые вооружаются на собственный счет. Эту форму правления Аристотель считает наилучшей, поскольку «масса менее подвержена порче» (с.478). Извращением политии является демократия (власть, имеющая в виду не общее благо, а выгоды неимущих, то есть нищих.). В следующей главе он назовёт политию смешением олигархии и демократии (с.502).
Книга 4
Аристотель перечисляет 5 элементов, составляющих государство (с.493):
Народ — крестьяне, производящие продукты питания
Ремесленники — создают орудия труда.
Торговцы — занимаются обменом и распределением товаров
Чиновники — рационально управляют государством
Военные
— защищают государство
Помимо вышеперечисленной
классификации население
Аристотель также выдвигает идею разделения властей в государстве на три части:
Законодательный орган, ведающий вопросами войны, мира, союзов и казней.
Должностной орган
Судебный орган
Книга 5
Аристотель разбирает причины конфликтов в государстве. Одной из причин нестабильности он называет «разноплемённость населения» (с.532), личные противоречия в среде правящего класса (с.533), а также демагогия, посредством которой один человек способен сосредоточить в своих руках всю полноту власти и стать тираном (с.537).
Для укрепления
стабильности Аристотель предлагает «возбуждать
у граждан разные опасения» (с.545),
а также упрочить власть закона,
разделить обязанности и
Книга 7
Аристотель проявляет эллинский патриотизм, заявляя, что только у эллинов мужество и ум находятся в гармонии. У европейцев есть мужество, но недостаёт ума, тогда как у азиатов есть ум, но недостаёт мужества (с.601)
Высшим благом Аристотель называет счастье, а задачами государства следующие:
Обеспечение пропитанием
Комфорт
Защита
Достаток
Религиозный культ
Справедливость
Аристотель указывает, что гражданам необходим досуг и известная свобода от удовлетворения первичных потребностей для размышления и участия в делах государства.