Аристотель

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 00:10, доклад

Краткое описание

Аристотель (384—322 гг. до н. э.)— один из самых универсальных мыслителей в истории. Ученик Платона, ему принадлежат крылатые слова: «Платон мне друг, но больший друг — истина».
Аристотель родился в небольшом эллинском городе Стагире. Семнадцатилетним юношей он прибыл в Афины (в 367 г. до н. э.), где учился, а затем и преподавал в платоновской Академии. Здесь он основал свою философскую школу — Ликей (лицей) и руководил ею почти до конца жизни.

Файлы: 1 файл

Аристотель.docx

— 16.46 Кб (Скачать)

      Аристотель (384—322 гг. до н. э.)— один из самых универсальных мыслителей в истории. Ученик Платона, ему принадлежат крылатые слова: «Платон мне друг, но больший друг — истина».

      Аристотель  родился в небольшом эллинском  городе Стагире. Семнадцатилетним юношей он прибыл в Афины (в 367 г. до н. э.), где учился, а затем и преподавал в платоновской Академии. Здесь он основал свою философскую школу — Ликей (лицей) и руководил ею почти до конца жизни.

      Аристотель  был плодовитым автором, но многие из его произведений утеряны. Политико-правовая тематика подробно освещается в таких  сохранившихся его работах, как  «Политика», «Афинская полития» и «Этика».

      В книге рассматриваются проблемы семьи как ячейки государства, рабства, гражданства, определения государства, а также форм его правления  и целей.

Книга 1

Аристотель определяет государство как общение, организованное ради общего блага. Этим государство противопоставляется семье — «общению, естественным путём возникшее для удовлетворения повседневных надобностей» (с.377)

Семья составляет неотъемлемую часть государства (с.380, 401). Аристотель под семьёй понимает семью патриархальную, где есть домашние рабы, а глава семьи уподоблен монарху (с.386).

В отличие от позднейших теорий общественного договора, Аристотель считает государство естественным образованием, а человека он называет существом политическим (с.379).

Войну Аристотель интерпретирует как «средство для приобретения собственности» (с.389), прежде всего рабов, которые рекрутируются из варваров — людей «от природы предназначенных к подчинению, но не желающих подчиняться» (с.389)

Книга 2

Аристотель критикует  идеальное государство Платона, отстаивая необходимость сохранения частной собственности и семьи в государстве. Основной аргумент заключается в следующем: «К тому, что составляет предмет владения большого числа людей, прилагается наименьшая забота» (с.406).

Книга 3

Аристотель разбирает  проблему гражданства. Гражданин — это участник государства, то есть участник суда присяжных и народного собрания. Аристотель отказывал в гражданстве рабам, метекам (иностранцам), ремесленникам, а в 7 книге и крестьянам (с.604).

 Он различал три правильные (то есть нацеленные на реализацию общего блага) формы правления (с.457):

Царская власть (монархия) — власть принадлежит одному правителю, которому власть передают по наследству или выбирают. Извращением царской власти является тирания.

Аристократия  — форма правления, при которой верховная власть принадлежит гражданам, владеющим собственностью и имеющим в виду высшее благо государства. Извращением аристократии является олигархия (форма правления, при которой верховная власть принадлежит гражданам, владеющим собственностью и имеющим в виду выгоды состоятельных граждан.).

Полития — форма правления, когда ради общей пользы правит большинство. Как правило, в политии верховная власть сосредоточивается в руках воинов, которые вооружаются на собственный счет. Эту форму правления Аристотель считает наилучшей, поскольку «масса менее подвержена порче» (с.478). Извращением политии является демократия (власть, имеющая в виду не общее благо, а выгоды неимущих, то есть нищих.). В следующей главе он назовёт политию смешением олигархии и демократии (с.502).

Книга 4

Аристотель перечисляет  5 элементов, составляющих государство (с.493):

Народ — крестьяне, производящие продукты питания

Ремесленники  — создают орудия труда.

Торговцы — занимаются обменом и распределением товаров

Чиновники — рационально управляют государством

Военные — защищают государство 

Помимо вышеперечисленной  классификации население государства  состоит из неимущего большинства и богатого меньшинства. Первые имеют склонность к демократии, а вторые к олигархии. Для предотвращения смут и гражданских войн Аристотель предлагает укреплять средний класс, то есть «граждан обладающих собственностью средней, но достаточной» (с.508)

Аристотель также  выдвигает идею разделения властей в государстве на три части:

Законодательный орган, ведающий вопросами войны, мира, союзов и казней.

Должностной орган

Судебный орган

Книга 5

Аристотель разбирает  причины конфликтов в государстве. Одной из причин нестабильности он называет «разноплемённость населения» (с.532), личные противоречия в среде правящего класса (с.533), а также демагогия, посредством которой один человек способен сосредоточить в своих руках всю полноту власти и стать тираном (с.537).

Для укрепления стабильности Аристотель предлагает «возбуждать  у граждан разные опасения» (с.545), а также упрочить власть закона, разделить обязанности и заботиться о воспитании подрастающего поколения.

Книга 7

Аристотель проявляет  эллинский патриотизм, заявляя, что  только у эллинов мужество и ум находятся в гармонии. У европейцев есть мужество, но недостаёт ума, тогда  как у азиатов есть ум, но недостаёт  мужества (с.601)

Высшим  благом Аристотель называет счастье, а задачами государства следующие:

Обеспечение пропитанием

Комфорт

Защита

Достаток

Религиозный культ

Справедливость

Аристотель указывает, что гражданам необходим досуг  и известная свобода от удовлетворения первичных потребностей для размышления  и участия в делах государства.

Информация о работе Аристотель